А мы устроили настоящее расследование, что все это значит и что делать.
Это случилось — Яндекс выкатил свою ИИ-технологию «Нейро» в поиске. Теперь ответы на некоторые вопросы показываются пользователям прямо в поиске, и им не нужно переходить на сайты. Сайты вследствие этого обновления могут потерять позиции и трафик. А некоторые уже потеряли. Разбираемся, как обстоят дела и что будет дальше, по мнению экспертов.
Что такое Нейро и как это работает
Новая нейросетевая технология поиска Яндекса помогает пользователям получать детализированные ответы, решать учебные задачи, выбирать товары и находить врачей или банковские услуги по отзывам и условиям. Она сохраняет контекст для последующих вопросов и упрощает сравнение различных предложений.
Нейро выдает ответ прямо в выдаче (поддерживая тенденцию Google на zero-click выдачу, которая реализована с помощью AI Overviews или SGE).
То есть модель выдает ответ на основе страниц сайтов, а также дает на них ссылки, чтобы пользователи могли узнать больше. Но если информации в нейроответе достаточно, вероятно, никто не будет копать дальше и не пойдет на сайт.
Работает Нейро в приложении Яндекса и в Яндекс Браузере. Вот как это выглядит: на верхней панели появилась вкладка «Поиск с нейро». И на первом месте выдачи теперь не реклама и не органические результаты, а нейроответ на вопрос.Точнее, на самом деле там две вкладки: «Поиск» и «Нейро». Видимо, в ответ на общеизвестные запросы Яндекс их объединяет и показывает свой нейроответ. А вот если не совсем понятно, каков интент запроса, выдача делает две вкладки — «Поиск» и «Нейро». Мы увидим нейровыдачу, только если переключимся на вторую.
Модель использует контент сайтов в интернете, но вебмастеры могут закрыть ей эту возможность.
Для этого нужно установить запрещающую директиву для YandexAdditional в файле robots.txt — он находится в корневой папке сайта:
User-Agent: YandexAdditional
Disallow: /
Подробно работу Нейро описал сам Яндекс.
При этом поиск не то что бы стал лучше с внедрением ИИ. Вот как Нейро отвечает на вопрос про прием парацетамола. Сначала все хорошо, а потом Нейро неожиданно переводит тему на папайю.
А вот что нейро говорит про варку яиц. 5 яиц нужно варить x минут:
Со временем такие вещи исправляются, но порой находятся новые. Так что это точно — Нейро ошибается, и порой довольно сильно и глупо.
Кстати, как мы уже упоминали выше, Нейро схож с AI Overviews в Google (не показывается в России). По данным Search Engine Journal, число пользователей AI Overviews достигло 1 миллиарда, поскольку Google активно расширяет возможности поиска на основе искусственного интеллекта.
Благодаря тому, что AI Overviews теперь охватывает более 1 миллиарда пользователей в месяц, Google наблюдает изменения в поведении при поиске.
По словам генерального директора Сундара Пичаи, пользователи отправляют более длинные и сложные запросы, просматривают больше веб-сайтов и увеличивают свою поисковую активность по мере знакомства с функциями ИИ.
Возможно, и с Нейро будет также — пользователи будут вводить более сложные запросы. Для издателей приоритеты очевидны: создавать контент, отвечающий сложным запросам, и отслеживать, как обзоры ИИ влияют на модели трафика.
На первый взгляд кажется, что речь про информационные, а не коммерческие запросы, да еще и довольно простые. И сайты, которые продают товары / услуги / и пишут про сложные темы, проблем испытывать не должны. Но давайте разбираться дальше.
Нейро может быть ответственен в апрельской просадке трафика
Сервис выкатили 16 апреля. По разным данным, из-за этого сайты потеряли до 30% трафика. О недовольстве и даже тревоге вебмастеров из-за этой темы можно судить по комментариям к статье о Нейро в блоге Яндекса для вебмастеров.
Основных претензий у владельцев сайта к появившемуся Нейро две — что трафик у сайтов упадет (и есть подтверждения, что он правда упал) и что нейропоиск часто ошибается (мы это уже показали выше). Над ним даже смеются, присылая в доказательство ссылку на ответ, где Яндекс говорит, что у лошади 8-12 ног. Если искать этот вопрос сейчас, 1 ноября 2024 года, то Яндекс уже говорит, что у лошади 4 ноги.
На форуме Search Engines Guru многие пишут, что позиции начали беспричинно снижаться еще весной, как раз когда внедрили Нейро.
При этом можно прочесть, что в ТОП выходят тексты, созданные при помощи нейросеей.
Официальных данных о том, виновно ли обновление в снижении позиций, нет.
В октябре снижения продолжились
Напомним, что в октябре поиск с Нейро перестал быть уникальной особенностью Яндекс Браузера. Его распространили на все типы запросов, все браузеры и любые типы устройств при поиске в ya.ru. Какие-то сайты сразу отреагировали на нововведения:
Какие-то чуть позже:
И таких сообщений десятки.
Но в этом может быть виновен не только Нейро. В октябре Яндекс обновил алгоритмы для улучшения релевантности e-commerce запросов. Теперь поиск лучше распознает цель пользователя: либо предоставить информацию, либо показать магазины с доступным товаром.
Это помогает пользователям быстрее находить нужные товары, а магазинам привлекать целевую аудиторию. Яндекс рекомендует владельцам сайтов поддерживать актуальность информации, создавать уникальный контент с экспертизой и улучшать пользовательский опыт, чтобы чаще попадать в поисковую выдачу.
Эта новость тоже вызвала у комментаторов недовольство (см.ссылку выше): кто-то говорит, что страдают информационные сайты, кто-то — что лучше бы Яндекс вместо этого убрал из выдачи зарубежные сайты, мешающие продвижению российских.
Что говорит поддержка Яндекса
Некоторые страницы на сайте Текстерры тоже потеряли позиции. Текстерра обратилась в саппорт Яндекса за разъяснениями:
«Добрый день.
Длительное время следим за позициями и после вашего апдейта от 8 числа. Сильно изменились показатели ранжирования по коммерческим запросам. В частности, сильно изменились позиции некоторых запросов.
Например, страница с URL /services/razrabotka-saytov/ потеряла позиции по нескольким ключевым фразам.
ключевая фраза: создание сайтов
- Занимаемая позиция 01.10 — 13.
- Занимаемая позиция 10.10 — 31.
- Занимаемая позиция 14.10 — 71.
ключевая фраза: создание сайта цена
- Занимаемая позиция 01.10 — 13.
- Занимаемая позиция 10.10 — 19.
- Занимаемая позиция 14.10 — 23.
ключевая фраза: разработка сайта под ключ
- Занимаемая позиция 01.10 — 11.
- Занимаемая позиция 10.10 — 12.
- Занимаемая позиция 14.10 — 18.
То же самое у страницы с URL /services/seo-prodvizhenie-saytov/.
- ключ: seo продвижение сайтов
- Занимаемая позиция 01.10 — 21.
- Занимаемая позиция 10.10 — 46.
- Занимаемая позиция 14.10 — 32.
ключ: заказать продвижение сайта
- Занимаемая позиция 01.10 - 20.
- Занимаемая позиция 10.10 - 22.
- Занимаемая позиция 14.10 - 29.
ключ: услуги по продвижению сайта
- Занимаемая позиция 01.10 — 28.
- Занимаемая позиция 10.10 — 45.
- Занимаемая позиция 14.10 — 44.
Изменений со страницами не было, кроме апдейта. Релевантность не менялась.
Таких примеров могу привести много, но факт в том, что после апдейта показатели сильно упали и страницы, которые ранее даже не были релевантны по запросам, теперь стали такими.
Например, страница с URL /blog/prodvizhenie-sajtov-na-tilda-nastrojki-instrumenty-chek-list.html по запросу «продвижение сайта» никогда по релевантности не была выше /services/seo-prodvizhenie-saytov, а после апдейта стала.
Пришлось исправлять ситуацию дополнительными ссылками».
Вот что ответила поддержка:
«Здравствуйте!
Проверил — ваш сайт занимает позиции, которые соответствуют его релевантности. Ограничений с нашей стороны нет. Его позиции могли снизиться после проверки обновлённым алгоритмом.
Расскажу подробнее про корректировки алгоритмов.
Мы применяем технологии машинного обучения и стараемся научить алгоритм ранжировать страницы так, чтобы лучше соответствовать ожиданиям пользователей. Для этого включаем множество аспектов в нашу метрику качества. Среди них могут быть, например, вероятность решения задачи, баланс полезного и навязчивого, доверие пользователей к сайту.
Вот как происходит процесс улучшения качества поиска:
- Сначала мы находим возможность для улучшения — по данным от наших аналитиков или благодаря обратной связи от пользователей и владельцев сайтов.
- Далее обобщаем полученную информацию, ищем хорошие и плохие примеры.
- После меняем или дополняем метрики качества поиска, если это поможет лучше ранжировать сайты.
- Затем переобучаем формулу ранжирования или отдельную её часть (например, нейросети или классификаторы).
- И, наконец, проверяем, выросло ли качество поисковой выдачи.
Точный результат обучения не всегда можно предсказать. Мы не можем гарантировать, что конкретный сайт улучшит или сохранит свои позиции.
Чтобы понять, в каком направлении развивать сайт, постарайтесь взглянуть на него глазами вашего пользователя: перешли бы на этот ресурс из поисковой выдачи, удобна ли навигация, вся ли нужная информация в доступе, не слишком ли навязчивая реклама, вызывает ли сайт доверие? Оцените функциональность ресурса, широту и удобство выбора, качество сервиса.
Все основные рекомендации мы объединили в Советах вебмастеру.
Если заметили погрешности в процессе, пишите нам: будем анализировать вашу ситуацию и вносить новые данные в обучение, если потребуется».
Другим пользователям поддержка отвечает примерно в таком же ключе:
В общем, никто из вебмастеров (мы тоже) ничего не меняли на страницах — но позиции, тем не менее, изменились. Возможно, как как пишут на форуме SearchEngineGuru, позиции и вернутся обратно (через год).
Что говорят эксперты
Мы спросили о том, как обстоит ситуация с сайтами, и эксперта по поисковой оптимизации Текстерры, и других экспертов. Накопилось довольно много разных мнений.
У снижения позиций технически может быть три причины
Александр Белов, ведущий аналитик TexTerra:
«После последних обновлений поискового алгоритма от 8 октября и раскатке Яндекс Нейро на всю поисковую систему наблюдаются серьёзные изменения в позициях коммерческих запросов, и это затронуло не только наш проект, но и многие другие сайты, как показывают многочисленные отзывы коллег по индустрии на разных платформах.
Падение позиций было особенно заметным по запросам с высокой конкуренцией, где страницы, ранее не считающиеся релевантными, стали занимать более высокие места в выдаче.
Например, некоторые тематические страницы на нашем сайте уступили место статьям, менее подходящим по содержанию, что повлекло дополнительную работу по оптимизации и расстановке внутренних ссылок.
Подобные изменения могут быть вызваны несколькими факторами:
- Изменение весов факторов релевантности. Вполне возможно, что алгоритм стал иначе оценивать коммерческие и информационные намерения пользователя, что привело к „перетасовке“ релевантных и нерелевантных страниц.
- Снижение частоты обхода. Замечено, что количество страниц в истории обхода существенно упало, что может свидетельствовать о перераспределении ресурсов краулинга. Это, в свою очередь, могло повлиять на актуальность данных, используемых для ранжирования и общей оценки ресурса.
- Проблемы с точностью определения тематической релевантности. В результате апдейта алгоритмы могли начать менее точно учитывать узкие темы, что могло привести к возврату к общим страницам».
Алгоритм преимущественно коснулся коммерческих запросов
Александр Белов, ведущий аналитик TexTerra:
«Если раньше по запросу „комплексное продвижение“ была релевантна отдельная страница услуги, сейчас вместо нее может показываться объединенная страница со списком клиентов на данном направлении, которая совершенно не релевантна данному запросу.
Эти наблюдения подтверждают, что обновление алгоритма серьезно изменило принципы ранжирования по коммерческим запросам. Предполагаем, что Яндекс в ближайшие месяцы либо скорректируют настройки нового алгоритма, либо откатит изменения (что маловероятно), поскольку проблема затронула очень широкий круг сайтов и вызвала массовые жалобы от веб-мастеров.
Техническая поддержка никому никаких ответов не даст. Поэтому остается в очередной раз методом проб и ошибок искать точки роста позиций и адаптировать сайт под новые требования.
Особенности продвижения в Google, при этом, никак не изменились, поэтому сейчас трафик с него стал более предсказуемым».
Но так думают не все
Григорий Пчелинцев, руководитель группы поискового продвижения маркетингового агентства Demis Group:
«Судя по последним тенденциям, Нейро не представляет угрозы для коммерческих сайтов. Например, ниже результат запроса Нейро по запросу «зубной протез»:
Вот традиционная выдача по этому же запросу:
Выше рекламная выдача (страницы услуг), ниже страницы блога медицинских клиник. Таким образом, выдача все еще остается тем инструментом, который помогает пользователю в его коммерческом намерении.
Согласно данным блога Яндекса, Нейро направлен на ответ по сложным вопросам с неявным интентом. Можно сделать вывод, что угрозы для коммерческой выдачи нет.
Концепция Нейро заключается в ответах по сложным вопросам с неявным интентом. Таким образом, если для сайта проводятся работы для его развития и оптимизации, по принятой в работу семантике, проседаний по вине Нейро не будет.
Даже если в настоящее время часть сайтов потеряла некоторую видимость в выдаче и есть стойкое мнение, что это связано именно с Нейро, с огромной долей вероятности это следствие обкатки алгоритмов и сайт в конечном итоге займет место согласно согласно своей релевантности».
Сайты разных тематик ведут себя по-разному
Анна Ольяная, CEO интернет-агентства «Орех»:
«Сайты разных тематик, которые продвигаются в нашем агентстве, повели себя по-разному.
Например, металлопрокат, на котором мы специализируемся (те, где есть инфотрафик) значительно просел, затем вырос обратно. Сейчас пока трафик растет.
Сайты медицинской тематики отреагировали аналогично — просадка в первые месяцы, затем рост, который продолжается до настоящего времени.
Просадка в металле была по информационным запросам, связанным с аналогами сталей, в медицине — с выбором методов лечения, описаний симптомов болезней и так далее.
На своих проектах мы не наблюдаем явных просадок по трафику, которые не отросли бы обратно.
Чтобы избегать снижения трафика и в дальнейшем нужно сосредоточиться в первую очередь на качестве информации на сайте, особенно прокачать экспертность, чтобы повысить вероятность попадания в нейровыборки.
Внедрение новых технологий в поиск неизбежно, и нужно вовремя приспосабливаться, чтобы внедрение нового в поиске работало только в плюс».
Позиции могут не меняться, но понятно, что в будущем выдача может стать бескликовой
Александр Шестаков, руководитель платформы линкбилдинга LinksSape:
«Мы внимательно изучили данные аналитики по своим проектам, а также проектам наших клиентов и пока не видим резкого и критического снижения трафика по запросам. Информационные, брендовые, транзакционные запросы — все в пределах тренда. Вероятно, это связано с тем, что пользователи еще не привыкли к Нейро (который на данный момент не включается по умолчанию) и, как и прежде, ищут информацию на сайтах.
Если рассуждать глобально, безусловно, можно предположить, что в будущем переходы на сайты по информационным запросам почти вымрут, так как пользователи будут получать полные ответы напрямую из Нейро или ChatGPT.
При таком раскладе рецептов удержания трафика на сайтах пока не предвидится. Уже сейчас ИИ способен выдавать полезные и информативные ответы по низкочастотным и супер-низкочастотным запросам на основе анализа сразу нескольких источников».
А у некоторых позиции… даже выросли!
Роман Зиндяев, SEO-специалист ИТ-интегратора «Первый Бит»:
«Мы получили с начала сентября на 300 позиций больше в ТОП10 для сайта bit-24.ru. Негативных изменений нет. Изменения в обновлении касаются больше интернет-магазинов, а не сайтов услуг. Трафик на всех наших сайтах увеличился».
Что в очередной раз подтверждает — в основном (но не в 100% случаев) страдают коммерческие сайты.
Что в итоге
- Поиск будет усложняться и в то же время стремиться стать бескликовым — на это указывает то, что Google еще раньше начал развивать свой AI Overviews.
- Нужно, как и всегда, делать качественный контент, который будет полезен для бескликовой выдачи и поможет вашему сайту показаться в нейроответе.
- Пользователи, видя ошибки в результатах, будут стремиться создать наиболее сложные запросы.
- Пока что кажется, что обновление в основном будет касаться информационных запросов, но может повлиять и на коммерческие. Тем более, что часто к покупке ведут информационные запросы.
- Чтобы запретить Яндексу использовать в результатах ваш сайт, нужно закрыть к нему доступ в robots.txt. Но точно ли нужно это делать? Пока что Нейро размещает ссылки на источники, откуда берет информацию, так что пользователь может все же перейти на ваш сайт.
- За снижением позиций нужно наблюдать дольше, чем неделя или даже месяц. Некоторые сайты теряют позиции и восстанавливают их годами, но зачастую причины снижения в самих сайтах, а не в обновлениях ПС.
Читайте также:
Хитрый Яндекс впервые обошел Google! Но за чей счет?