Какие нужны документы, как раскручиваться и стоит ли заниматься самовыкупом (спойлер – да!).

Яна Изотова из Москвы открыла на Wildberries магазин одежды из трикотажа Gurizo четыре месяца назад. Она рассказала TexTerra, как выходила на площадку, что дают новичкам самовыкупы и какие недостатки она как поставщик увидела у Wildberries.

Яна Изотова

Год на обучение, год на подготовку

Моя любовь к шитью началась с декретного отпуска, в который я ушла в 2017 году. Три года я шила одежду сама, а с 2020 года отшиваю изделия на производстве в Москве. Раньше продавала одежду в соцсетях, на «Авито» и «Юле», а также по сарафанному радио. Но сейчас работаю только с маркетплейсом Wildberries.

К запуску магазина я шла два года. Первый год обучалась, входила в швейный бизнес и погружалась в процессы: создала и зарегистрировала бренд, нашла швейное производство, заключила договор, узнала, как юридически оформить бизнес и платить налоги, какие сертификаты и декларации нужны для продаж на Wildberries.

Чтобы продавать на Wildberries одежду и обувь, косметику и парфюмерию, продукты питания и некоторые другие категории товаров, нужна декларация соответствия. Это документ, подтверждающий качество продукта или услуги и их соответствие требованиям Роспотребнадзора.

Еще год мне понадобился для подготовки. В феврале 2021 года я открыла индивидуальное предпринимательство (сделала это буквально за пару дней через сервис банка); к июню отшила первую партию из 20 костюмов, 24 свитшотов и 24 шорт; в сентябре начала процесс по оформлению декларации.

Документы я готовила специально для продаж на Wildberries, потому что до этого, при работе с соцсетями и на площадках объявлений, я шила одежду на заказ по индивидуальным меркам как самозанятая. Для этого деклараций не требовалось.

Скриншот предложений интернет-магазина Gurizo Яны Изотовой

Собственных финансовых средств было недостаточно, чтобы оформить декларацию о соответствии – в моем случае она стоила 65 тысяч рублей. Поэтому я воспользовалась государственной поддержкой. Для этого подала заявку на финансирование получения декларации через центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес». После одобрения заявки выбрала исполнителя из предложенного списка центров сертификации и через него отправила образцы изделий на испытания. Можно было не заморачиваться с государственной поддержкой и самостоятельно или через любой центр сертификации сделать декларацию. Это было бы быстрее, но затратнее.

Когда испытания были пройдены и протокол получен, на сайте национальной системы аккредитации fsa.gov.ru я оформила и подала заявку на регистрацию декларации о соответствии. К ноябрю я получила декларацию и в декабре вышла на маркетплейс.

За два года я потратила 230 тысяч рублей: 14 тысяч – обучение по открытию магазина на Wildberries, 120 тысяч – расходные материалы для изделий, 30 тысяч – пошив одежды и ее доставка, 20 тысяч – декларация соответствия (оставшиеся 45 тысяч было перечислено в качестве господдержки), 6 тысяч – фотографии для магазина, 40 тысяч – страховые взносы для ИП.

Самовыкуп для продвижения

Продажи начались в первую же неделю, на пятый день после отгрузки товара на склад Wildberries. А вот раскрутка магазина пока в процессе. Основная причина – ограниченный бюджет. В месяц я могу выделить только 5 тысяч рублей, а хотелось бы располагать минимум 30 тысячами, которые я могла бы потратить на оплату услуг SEO-специалиста и менеджера маркетплейсов, чтобы они помогли проанализировать и оптимизировать продажи.

Со своим бюджетом я, в первую очередь, использую самовыкуп. То есть сама у себя покупаю товар, чтобы Wildberries «увидел», что мой продукт пользуется спросом, и автоматически поднимал его на первые страницы в поиске. Так шанс, что покупатель закажет одежду именно у меня, становится больше. В месяц я выкупаю у себя одежду примерно на 25 тысяч рублей. Так как и товар, и деньги ко мне возвращаются, за исключением вознаграждения Wildberries, оплаты доставки и хранения, стоимость которых может несколько раз в течение месяца меняться, получается, что на продвижение я трачу около 5 тысяч в месяц.

Также я участвую в акциях маркетплейса. Wildberries предлагает продавцам делать скидки на товар, и, если те соглашаются, бесплатно выводит их в соответствующие разделы, например, «Акции», и бесплатно чаще показывает.

Неплохо работает и сарафанное радио: мои друзья рассказывают своим друзьям, что мою одежду можно купить на Wildberries. А вот рекламу на самой площадке я еще не запускала.

Меньше бюджет – меньше артикулов

В процессе продаж я поняла, что с моим ограниченным бюджетом лучше было бы начинать не с четырех артикулов, а с одного. Потому что с небольшим бюджетом все равно получается продвигать только один артикул – тот товар, который чаще всего покупают. Другие товары просто лежат на складе Wildberries и «съедают» деньги за хранение.

Стоимость хранения на складах маркетплейса отличается у разных категорий товаров. Также она может меняться в зависимости от сезона и праздничных дней. В среднем, хранение одного моего свитшота в сутки обходится в 13 копеек.

Еще недавно самым удачным артикулом был белый свитшот. Его быстро раскупили, а отшить новые свитшоты такого же цвета я не смогла из-за отсутствия нужной ткани у поставщиков. Сейчас в топе моего магазина свитшот бежевого цвета.

За время работы с маркетплейсом я поизучала небольшие магазинчики одежды и кожгалантереи на площадке – у многих только один артикул. Так что мое предположение, что с ограниченным бюджетом стоит начинать с продажи только одного товара, подтвердилось.

Я же запускала несколько артикулов, потому что на курсах, которые я проходила, спикеры утверждали, что так будет лучше.

Правила оформления товаров: карточки, ключи и фото

Чтобы продвигать магазин, нужно соблюсти несколько правил.

Первое – это верное заполнение карточек товаров. На портале Wildberries есть подробные инструкции. Важно заполнить как можно больше параметров (длина, ширина, назначение, размер на модели, параметры модели, особенности модели, с каким рисунком, из какого материала и так далее). В каждой категории товара у карточек свои параметры.

Пример заполнения карточки брюк

Второе – это подбор ключей, то есть слов или словосочетаний, который может ввести в поисковую строку покупатель. Например, черные спортивные женские брюки. Если в описании и в дополнительных полях карточки не будет этих слов, то мои брюки покупатели не увидят. Ключи можно подбирать самостоятельно, а можно пользоваться бесплатными и платными программами-аналитиками. Например, «Маяк», «Марпла», MPstats, wbcon.

Третье – важно делать хорошие профессиональные фотографии товара. Я делала фото на сборной фотосъемке, которые сторонние студии проводят специально для маркетплейсов. Отправила вещи курьером в фотостудию, а через день мне прислали фотографии, подходящие по качеству и размерам под стандарты Wildberries. Такие услуги можно легко найти в группах Telegram по поисковому запросу «сборные фотосъемки». За фотосъемку я заплатила 6 тысяч рублей.

А еще качественные фото и видео товара для «Вайлдберриз», «Озона», «Авито» и вашего сайта можно заказать в «Текстерре».

Яна Изотова предпочитает демонстрировать одежду на моделях. По ее мнению, так товар выглядит более привлекательно

Четвертое – это легкая и ненавязчивая инфографика. Это текст и графические изображения на фото, которые помогают зацепить взгляд покупателей и в короткий промежуток времени рассказать об особенностях товара.

Пример изображения с элементами инфографики из магазина Яны Изотовой

Плюсы и минусы маркетплейса

Сама площадка Wildberries, на мой взгляд, достаточно непостоянная, так как ее правила меняются очень часто. В мой личный кабинет поставщика порой приходит в день до 6-7 объявлений о новшествах: акция, повышение или понижение стоимости логистики и хранения, отмена или возобновление приема поставок на каких-то складах, изменение условий договора, оферты.

Казусы с поставками, оплатой и пропажей товара – тоже не редкость, и самое неприятное, что служба поддержки маркетплейса почти не отвечает.

Еще в самом начале работы с Wildberries в карточках товара у меня не получалось верно указать свой бренд. То есть я в описании вводила название Gurizo, но сайт не пропускал такое название, писал «Ошибка» и не совсем верно загружал мои данные. Как позже выяснилось, эта ошибка повлияла на редактирование карточек: нельзя было добавить фото, поменять описание. Кроме того, из-за этих ошибок я не могла сделать поставку, а сделать ее вовремя очень важно, так как иначе можно вылететь из рейтинга, с первых страниц скатиться на дальние позиции, и нужно будет заново вкладываться в раскрутку.

Рейтинг формируют внутренние алгоритмы Wildberries. Когда площадка выдает товар при поиске на первых страницах, считается, что у него высокий рейтинг. Чтобы туда попасть – на примере одежды, – нужно, чтобы все размеры всегда были в наличии, вовремя осуществлялась поставка заказов, чтобы был большой оборот товара, который делает его популярным.

Я много и часто писала в службу поддержки, но за четыре месяца специалисты не сделали ничего. Я сама методом проб все исправила, но теперь у меня неправильно написан бренд на сайте: не GURIZO, а GUR-IZO. Мне оказалось проще переименовать бренд на сайте, чем решить проблему внутри Wildberries.

Тем не менее Wildberries берет на себя большую часть работы: сам находит покупателей, сам отправляет им товар, который хранит и обрабатывает на своих складах. Я как поставщик только плачу за доставку товара покупателю и оплачиваю доставку обратно на склад, если его вернули. У каждой категории товаров свои расценки на доставку, и они могут меняться в зависимости от сезона, праздников, загруженности складов или других факторов.

Я считаю, что вся организация процессов со стороны маркетплейса компенсирует его несовершенный сервис. Если бы все приходилось делать самостоятельно, вышло бы затратнее и по времени, и по финансам.

Об окупаемости вложений еще нет речи, так как я только недавно начала продавать на Wildberries, и с моими бюджетами процесс раскрутки ускорить не получается.