Бывают просто команды, а бывают команды, обреченные на успех. Вспомните историю успеха любого творческого проекта, и вы, скорее всего, обнаружите, что за ней стоит отличная команда – группа увлеченных людей, которые помогали друг другу. Конкретные достижения обычно приписывают отдельным сотрудникам, но вывести проекты на следующий уровень можно только за счет слаженной работы в команде.
Как же создать такую команду? Очень просто. Перечисленные ниже девять фактов помогут вам оптимизировать выбор участников для успешной команды и построить работу в команде так, чтобы получать от нее максимальную отдачу.
1. Присутствие других людей повышает эффективность работы
Одним из самых ранних открытий в области социальной психологии был эффект «социального содействия» – простое присутствие других людей, выполняющих ту же работу, что и вы, может служить дополнительным стимулом. В начале прошлого века, что группа людей, выполняющих работу по отдельности за общим столом, добивалась гораздо лучших результатов, даже если они не помогали и не пытались опередить друг друга. Таким образом, энергия других людей может создать впечатление работы в команде, даже если люди работают независимо друг от друга (вот почему многие креативщики предпочитают работать в окружении таких же трудолюбивых незнакомцев в местных кафе).
2. Игра на своем поле дает большие преимущества
Всем известно, что спортивные команды пользуются психологическим преимуществом, когда играют на своем поле – ведь все вокруг им знакомо. Но мало кто знает, что и знакомые лица вокруг вас – это точно такое же преимущество. Гарвардские исследования доказали, что эффективность работы кардиохирургов улучшалась со временем, если они работали в своей больнице в окружении своей обычной команды. А вот когда им приходилось замещать врачей в других больницах, где команда была им незнакома, их эффективность падала. Несмотря на то, что хирурги прекрасно разбирались в своем деле, местная команда уже не могла понимать их с полуслова.
Работая постоянно с одними и теми же людьми, вы узнаете их сильные и слабые стороны, у вас появляется общий опыт, на который вы можете опереться, у вас развиваются неуловимые привычки и правила, помогающие вашему взаимопониманию. Хороший пример: выдерните какого-нибудь звездного исполнителя из его шоу-балета, и вы, возможно, обнаружите, что его выступление без команды уже не столь впечатляет.
3. Виртуальные команды могут быть эффективней реальных
Результаты исследований, охватывающих несколько тысяч удаленных работников, показали, что 69% из них считают, что эффективность работы была выше, когда они работали удаленно. 83% сказали, что их сотрудничество с другими членами команды не пострадало или даже выиграло от того, что они находились в разных местах. Другое исследование, оценивавшее эффективность работы 80 компаний-разработчиков по всему миру, выяснило, что виртуальные команды часто превосходили реальные по производительности.
Эксперты считают, что наиболее важным фактором в успехе виртуальной команды является возможность убедиться, что каждый член вкладывается в проект на все 100%, включая адекватную поддержку и общение. Другая хорошая практика предусматривает выделение времени на формирование духа виртуальной команды, в том числе общение в неформальном контексте.
4. Важную роль играет баланс экстравертов и интровертов в команде
Когда сотни студентов, в качестве эксперимента, были разбиты на команды по пять человек для выполнения групповых заданий в течение 10 недель, выяснилось, что интровертов сначала никто не ценил. Их одногруппники считали, что те не смогут сильно повлиять на результат работы, и не ожидали от них такой же отдачи, как от более бравых членов команды. Тем не менее, к концу семестра студенты понимали, как много интроверты могут им предложить, и начинали ценить их больше, в то время как доверие к экстравертам падало.
Пока экстраверты пытаются завладеть вашим вниманием и демонстрируют свои способности, вам нужно копнуть поглубже и найти тихих, но талантливых гениев. Однако не слишком увлекайтесь такими поисками – экстравертов тоже не следует игнорировать, так как зачастую наиболее эффективным сочетанием в команде является баланс личностей.
5. В хорошей команде должен быть хотя бы один аналитик
Члены команды, способные строить общую картину в своем представлении, прекрасно подходят для мозговых штурмов и решения творческих проблем, но когда дело касается воплощения идеи в реальность, неплохо иметь в команде хотя бы одного человека с аналитическим складом ума – то есть того, кто сможет сосредоточиться на деталях проекта.
В ходе одного из недавних экспериментов выяснилось, что команды, имеющие аналитика, обычно преуспевают в реализации проектов, так как больше внимания уделяют деталям процесса выполнения задачи – например, постановке промежуточных задач и выявлению необходимых ресурсов. Однако аналитическое преимущество должно быть сбалансировано, так как идейные и аналитические мыслители могут не прийти к единому мнению по основным вопросам, а это негативно скажется на эффективности всей команды.
Чтобы избежать таких разногласий, всей команде необходимо сфокусироваться на процессе реализации проекта и четко расставить стратегические приоритеты. Если вы умудритесь найти человека со смешанным стилем мышления (идейным и аналитическим), то это тоже может способствовать улучшению отношений между членами команды с разными стилями мышления.
6. В хорошей команде должны быть представители обоих полов
Анализ почти 2400 международных компаний показал, что если в совете директоров есть хоть одна женщина, то такая компания имеет более высокие показатели эффективности. Преимущество наличия представителей обоих полов в команде было особенно заметно в стрессовых условиях работы, где был необходим баланс как стилей мышления, так и лидерских навыков.
Каков же оптимальный баланс мужчин и женщин в команде? Студенты экономического факультета, разбитые на команды с составом 50 на 50, показали лучшие результаты. Исследователи считают, что в этом и есть причина успеха, ведь мужчины и женщины чаще контролируют друг друга, чтобы убедиться, что все выложились на все 100%.
7. Существует опасность развала команды на подгруппы
Между членами команд неизбежно возникают привязанность и дружба. Исследования космических экипажей и арктических экспедиций показали, что такие «микрокультуры» могут быть особенно сильными, если они основаны на формах социальной идентификации (например, национальность или пол), которые сложились до формирования команды. В «разношерстных» командах такие подгруппы также могут образовываться на основе профессиональных предпочтений.
Эта проблема была исследована на примере системы здравоохранения Великобритании. Результаты показали, что различия между участниками команды были плюсом – такие группы показали более высокую эффективность работы, чем однородные команды, но только при условии, что им удалось предотвратить внутренние расколы. Для этого нужно было убедиться, что у команды есть общая цель, все члены чувствуют себя выслушанными, команда анализирует собственную деятельность, и все участники интенсивно общаются между собой.
8. Эффективность команды зависит от ее «способности к переживанию»
Исследования показали, что «коллективное мышление» команды (если судить по ее способности преодолевать ряд проблем) зависит не от среднего IQ ее отдельных членов, а от их способности вести диалог и преобладания женщин в команде.
Эксперты полагают, что команды должны быть проверены на «способность к переживанию» точно так же, как и отдельные люди. Если команда провалит такую проверку, то лучше поменять ее состав или обучить ее более эффективному общению.
9. Лучшие команды общаются в неформальной обстановке
Неформальное общение считается наиболее важным фактором успеха команды. Исследования показали, что энергия и степень вовлеченности в такое неформальное общение влияет на производительность команды.
Поспособствовать таким ценным встречам очень просто – запланируйте перерывы на чай, чтобы все члены команды могли пообщаться друг с другом, или организуйте общественное мероприятие. Между прочим, наиболее эффективные творческие команды – это те, которые нашли идеальный баланс между «разведкой» и «адаптацией» – то есть способные находить новые идеи извне команды и адаптировать их для остальных.
Перевод и адаптация материала Кристиана Джарретта 9 Facts Every Creative Needs to Know About Collaborative Teams.