Ваш уникальный маркетинговый мозг никому не нужен, и это нормально.

Каждому продвинутому соискателю известно, что все сложности при поиске работы вызваны исключительно настройками «объективной реальности» в его голове. Не будем оспаривать этот непреложный факт. Но некоторые элементы матрицы сильны и неумолимы — речь о статистике рынка труда.

Понятно, что в общей массе тысяч резюме есть те, кто никогда с вами не пересечется в силу специализации, стоимости, опыта. Есть те, кто озаглавил резюме «Маркетолог, менеджер по продажам, водитель офисный, слесарь МСР». Наконец, есть просто любители ходить по интервью и вести долгие беседы с эйчарами, а потом отклонять офферы. Но даже без учета этих категорий картина выглядит устрашающе.

Если вы – маркетолог, и вам нужна работа, приготовьтесь выдерживать лютую, бешеную конкуренцию!

Итак, вы сидите перед открытым «Хэдхантером» и постепенно наполняетесь уверенностью, что ваш мегамозг никому не нужен и даром. Подумываете о том, что ваш зарплатный запрос слишком высокий, опыт слишком скудный, и вообще – может, лучше в управдомы переквалифицироваться. Особенно сильна становится эта уверенность после 3-4 дней поиска. Вы разослали кучу резюме, и – нет, не получили отказ. Работодатель их тупо не просмотрел, и, похоже, смотреть не собирается.

Но в том-то и дело, что все не так плохо. Есть и хорошие новости! Первая: 90% ваших конкурентов заведомо проигрывают вам, поскольку их уровень образования, опыта, социального интеллекта и общего умственного развития оставляет желать лучшего. Сегодня именно в секторе маркетинга качество кандидатов наиболее неоднородно и непредсказуемо. (Конечно, здесь мы исходим из допущения, что вы-то как раз – адекватный профи с мало-мальски логичным опытом!). Вторая новость вытекает из первой: даже не сомневайтесь, что каждый из условных 28 025 соискателей откликнулся на каждую из условных 486 вакансий. А значит, 486 эйчаров сейчас утомленно прокручивают бесконечные страницы с резюме. И если вас не просматривают – то просто физически «руки не дошли».

Ну и что же здесь хорошего – спросите вы? А то, что HR, зная о низком проценте адекватных кандидатов-маркетологов, будет методично и целенаправленно разгребать эту кучу, пока не найдет алмаз в виде вашего резюме. Рано или поздно откроют все CV. И значит, при должном выполнении всех лайфхаков вас просто не смогут не заметить.

А как так вышло, что вам нужна работа? Выбираем легенду для работодателя, учитывая уровень собственной профессиональной крутизны

Любимый (и совершенно обоснованный) вопрос HR – «А почему Вы решили покинуть предыдущее место работы?». Часто этот вопрос (вернее, серия вопросов – мест работы-то обычно несколько) – ключевой во всем интервью. Сопоставляя ваш ответ со своим первым впечатлением, HR классифицирует вас как целеустремленного, или конфликтного, или прагматичного, или безалаберного – в общем, как-то мысленно помечает вас. Так ему будет легче общаться с вами в дальнейшем, и так ему будет проще принять решение о том, нужен ли следующий этап. И действительно: мотив смены работы служит четким маркером глубинных установок человека.

Конечно, ответ знать важно любым кандидатам, но маркетологам - в особенности! Потому что именно вокруг этой позиции существует больше всего стереотипов.

Вас могут считать, например:

  • взбалмошной личностью с неадекватно завышенной самооценкой;
  • балластом, который не смог доказать свою полезность для бизнеса;
  • политиканом, который только тем и занят, что доказывает бизнесу свою полезность;
  • опять же бесполезным придатком, дублирующим функции отдела продаж \ PR.

И так далее, продолжать можно долго.

Поэтому для начала ответьте (только честно) самому себе – а почему вы реально ушли с предыдущего места работы? Ответили? А теперь давайте красиво упакуем ваш ответ, и сделаем так, чтобы он был убедительным.

По горизонтали: ваш профессиональный ранг. По вертикали: настоящая причина ухода (я перечислил наиболее типичные). В таблице: что говорить HR-у. (Если, конечно, это более-менее близко к правде!)

Недавний выпускник вуза, ушел с первой или второй работы

Состоявшийся профи с опытом 4-6 лет

Ас маркетинга с кучей уникальных кейсов и рекомендаций

Стало скучно работать

На прошлом месте не было возможности в полной мере научиться современным технологиям и следовать за новыми трендами. Я хочу работать в компании, применяющей передовые практики, и мне нужна ясная перспектива карьерного и профессионального роста!

На данный момент мне интереснее работа в вашей отрасли / со спецификой / ЦА вашей компании. Отрасль предыдущей компании / специфика / ЦА прошлой компании – интересный, но уже пройденный этап. Я накопил достаточно опыта, и надеюсь применить его на благо вашей компании.

Я ищу компанию, в рамках которой я сам смогу создавать тренды. На прошлом месте мне все-таки часто приходилось действовать по накатанным схемам, и это мешало профессиональной самореализации

Конфликт с шефом или коллегами

Организационная культура предыдущей компании оказалась мне не так уж близка. В ситуации постоянной турбулентности в коллективе было сложно сосредоточиться на собственном развитии.

Мое видение процессов и подходов к задачам стало слишком отличаться от общепринятого. Я понял, что надо искать новое место работы, чтобы ни я, ни моя предыдущая компания не мешали друг другу развиваться.

Катаклизм в компании (реорганизация, ликвидация и т.п.)

Говорим все, как есть – как правило, тут причины объективные и уважительные. Если имело место сокращение – будьте готовы ответить на вопрос «А почему сократили именно вас \ почему вам не предложили другую позицию в компании». Универсального ответа здесь нет, ориентируйтесь по обстоятельствам.

Ну и, конечно, вы могли уйти из-за низкой оплаты труда. В процессе работы ваш опыт и ценность для компании могли увеличиться, а материального отражения это могло и не найти. И вы приняли решение искать новую работу, т.к. считаете, что уровень дохода должен объективно отражать вашу потенциальную полезность для работодателя…

Повторюсь – вышеописанная матрица достаточно универсальна. Вы можете с минимальными поправками оперировать ей, даже если вы и не маркетолог. НО именно для маркетолога крайне важно четко обосновать свое присутствие на рынке труда, поскольку рынок этот слишком перенасыщен собратьями по цеху.

Кстати, бдительность HR-а обтекаемыми формулировками вы все равно не усыпите :) Так или иначе, истинные мотивы будут ему приблизительно понятны. Но зато вы будете выглядеть комильфо и создадите себе репутацию человека, который знает, чего хочет.

3 вопроса, на которые у вас должен быть четкий ответ перед началом поисков

Итак, с причинами ухода определились. Теперь давайте сделаем начальные шаги для вашего позиционирования на рынке. Внятно и осознанно ответьте на вопросы:

- Я маркетолог-аналитик, маркетолог-создатель бренда, SMM-щик, что-то другое? Трейд или интернет? В каком из этих направлений я сейчас буду развиваться? Надо понимать, что, хотя «универсальные солдаты» и существуют – в первую очередь, в небольших компаниях – их функционал все равно тяготеет к тому или другому полюсу. Вы полноценный универсал только в том случае, если вы- руководитель функции. Правда, в этом случае вы оторваны от «работы руками».

- Я маркетолог в какой отрасли? В какой-нибудь вы точно должны специализироваться. (Это как с журналистами, например –не существует «журналистов вообще», есть те, кто заточен на политику, спорт, экономику…). Все относительно неплохо, если ваша сфера – айти, вы занимаетесь SEO или SMM. На эти сферы приходится львиная доля спроса. Если вы решили сосредоточиться на банковском секторе, госслужбе, добывающей отрасли – будет сложнее, там потребность в маркетологах стремится к нулю.

- Зачем я нужен бизнесу? (Только вот здесь обойдитесь без пространных рассуждений. Сформулируйте ответ широко, но предельно ясно. Например: «Я нужен, чтобы помогать в принятии решений функции продаж» или «Я нужен, чтобы обеспечивать прирост ЦА»)

Интегрировав эти три ответа, вы получите что-то вроде микропрезентации. Например: «Я – маркетолог-аналитик в телекоммуникационной отрасли. Моя ценность для бизнеса в том, что я генерирую надежные и работающие инструменты поддержки продаж». Ну а теперь, руководствуясь этим лозунгом, отредактируйте резюме! Не добавляйте подробностей – отсекайте лишнее. Убирайте упоминания о непрофильных функциях и даже целых непрофильных местах работы – если, конечно, вы не провели там слишком много времени. Своим резюме вы должны выковать ясный и целостный образ – в нашем примере, маркетолога-аналитика из телекома, который несет вот такую-то ценность, и т.д.

Избегайте соблазна раскинуть сети пошире, и помимо основной идеи резюме приплести туда еще пару-тройку второстепенных. Не думайте, что HR это оценит. «О, да он такой классный сеошник, лидогенератор и аналитик, а еще немного продает и на машинке умеет вышивать!». В лучшем случае такое резюме будет перенесено в раздел «Подумать». А поскольку наплыв кандидатов огромный и думать особо некогда – скорее всего, детально рассматривать его не будут.

Придется пошевелиться! Как выбрать подходящие каналы продвижения

Несмотря на то, что каналов в нашем распоряжении достаточно, пользоваться чем попало не стоит. Ваша задача – выбрать наиболее уместные и действенные способы продвижения. Главным из них, как и 10 лет назад, остаются «работные сайты». Странно, но полновесной альтернативы им до сих пор нет. Когда мы говорим «работные сайты», мы, конечно же, подразумеваем Headhunter.ru. На протяжении последних лет все его реальные конкуренты тихо умерли – реальной пользы от Job.ru или Rabota.ru ровно никакой. Эти сайты могут помочь, если ваши карьерные интересы сместятся в сторону неквалифицированного труда. Для успокоения души можно продублировать резюме на Superjob.ru, но и от этого ресурса в последнее время многие работодатели уходят.

Второй ваш канал – это фрилансерский FL.ru. Понятно, что вы ищете постоянную работу, однако профиль на этом сайте вам не помешает. Особых хитростей при размещении информации там нет, все понятно интуитивно. Дублируем основные данные об опыте с «Хэдхантера», ставим галочку «Ищу постоянную работу», не забываем разместить на видном месте «лозунг» - и вперед. Обслуживание полноценного аккаунта на FL.ru платное, около 500 Р в месяц.

Периодически мониторьте размещенные заказы, откликайтесь на них, ходите на встречи с заказчиками – как минимум, это даст вам расширение сети знакомств, а как максимум, вы еще и сможете найти интересный проект (а ведь он может перерасти и в постоянную работу!).

Конечно, нельзя обойтись в нашем деле и без соцсетей. (Без некоторых – можно, я про «Одноклассников»). Не стоит надеяться на Профессионалы.ру и Executive.ru – вреда не будет, конечно, но и пользы не ждите.  Стоящее предложение через ВК можно найти, если вы:

  • претендуете на позицию промоутера в торговом центре
  • студент последнего курса и хотите хоть как-то приблизиться к работе по специальности
  • маркетолог в узкоспециализированной отрасли. Например, вы занимаетесь анализом рынка тканей для скафандров и состоите в группе «Космическое химволокно». (В силу вашей уникальности заинтересованный HR будет выходить на вас всеми способами, и в том числе через ВК).
Вообще говоря, ничего страшного в общении с рекрутерами через ВК нет, но самому активно спамить в контактовских группах, выкладывать на общее обозрение резюме и т.п. не стоит. Это не ваш уровень.

Мощный инструмент, требующий аккуратного обращения – Telegram. Здесь по-своему интересны и каналы, и чаты. Можно пообщаться с @hh_robot, например. В чатах же вы можете ненавязчиво разведать обстановку в той или иной компании, ну и познакомиться с полезными людьми. Для разведывательных целей может быть полезен чат «Русского маркетинга». Также существует достаточно много узкоспециальных чатов для сеошников, сммщиков и т.д. – их названия можно легко прогуглить.

Почему обращение должно быть аккуратным? Потому что не стоит в чате с порога заявлять о своих потребностях и талантах. Там общаются в основном не ваши будущие работодатели, а ваши текущие конкуренты. И, скорее всего, помочь вам они не жаждут: маркетологи – среда достаточно агрессивная. Присмотритесь, выясните, кто есть кто. Увидели потенциального шефа – обсудите с ним свое предложение в отдельном чате.

В трех словах о подготовке самого резюме. Не буду перечислять банальные советы – про краткость, конкретику, описание ваших достижений и т.п. Остановлюсь на специфических моментах.

Во-первых: НЕ НАДО (вот именно так, капслоком) безудержного креатива, даже если очень хочется. HR надеется и ждет, что ваше резюме будет сделано в стандартном хэдхантеровском шаблоне. Дело в том, что после просмотра 15-20 неформатных резюме, сделанных в Power Point или вообще непонятно в чем, начинаешь тихо закипать. И ненавидеть маркетологов как класс. («Где тут у него про образование? Ага, вот, нашел - мелкими буковками и по вертикали. А про последнее место работы где? Ок, понятно, он ничего не пишет, зато вставил картинку»).

Во-вторых: если не в самом тексте, то в разделе «Обо мне» постарайтесь добавить как можно больше ключевых слов и тегов, связанных с вашей предполагаемой позицией. Очень часто HR использует именно поиск по тегам. Будьте предельно конкретны! Не «графические редакторы», а «Corel Draw», «Photoshop» (отдельно). Не «аналитическая работа», а «SWOT-анализ». И, как всегда – такие дефиниции, как «ответственность», «самостоятельность», «клиентоориетированность» говорят не о том, что вы реально всем этим обладаете, а о том, что вам при написании резюме лень было пошевелить мозгами.

В-третьих: пишите человеческим языком. HR хочет видеть в маркетологе зрелого, вменяемого человека, который может вести осмысленный диалог, а не механически перечислять функции – и это должно найти отражение в резюме. Не стесняйтесь местоимения «я» и глаголов совершенного вида (сделал, разработал, достиг, интегрировал…)

И наконец: тщательно, дотошно, методично и параноидально проверьте текст резюме на наличие смысловых, стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок. Не уверены в своих силах – попросите посмотреть того, в ком уверены. Расхожий миф, бытующий в среде специалистов по персоналу, приписывает лавры самых безграмотных кандидатов пиарщикам, маркетологам и журналистам. Поэтому если глаз HR-а зацепится за какое-нибудь чудовищное «вообщем», «доброе время суток» или «крайний» в значении «последний» - миф найдет подтверждение, и вы будете причислены к тем самым 90% малоинтересных кандидатов.

Правильно настраиваем «Хэдхантер.Ру» Как не пропустить стоящее предложение, а главное - как на него грамотно откликнуться

Вспомним несколько чисто технических приемов работы с ХХ.ру.

  1. Зарегистрируйте специальный адрес для авторизации на НН. Лучше всего, если он будет иметь вид «stepan.petrov@gmail.com» или там «petrov.marketingjob@gmail.com». Про адреса типа «lexa-sauron666@bk.ru», думаю, понятно. (Сомнительно также смотрятся адреса, состоящие из телефона адресата. 7881010@ya.ru – кто это?! Как его зовут?!).
  2. Обновляйте резюме регулярно, но не ежедневно. Идеальное время: а) понедельник, 16.00-16.30 – рекрутеры к этому моменту разгребут резюме, которые им накидали за выходные, и информация от вас будет выглядеть свежей б) среда и четверг – 10.00 – 11.00. Более частое обновление приведет к тому, что ваше фото просто намозолит эйчару глаз.
В любом случае – чаще 3-4 раз в неделю обновлять отдельно взятое резюме не стоит. Конец недели и особенно суббота для откликов тоже малоэффективны.
  1. Увидели интересную вакансию – выждите дня полтора, потом откликайтесь. Или откликайтесь в первые 10 минут после публикации вакансии. Ваша задача – оказаться в самом начале или в самом конце списка откликнувшихся. Те, кто посередине – запоминаются гораздо хуже.
  2. Конечно же, одного резюме вам будет мало. В НН есть полезная функция «дублировать резюме». Увидели интересную вакансию – не поленитесь, продублируйте резюме, которое вы уже считаете вполне годным. Название нового CV должно совпадать с названием вакансии, которую вы заприметили. Ну и, разумеется, «тонкая подстройка» CV под конкретную вакансию вам не навредит. Выбирайте настройку видимости «Видно только по прямой ссылке» и откликайтесь.
  3. Можно, разумеется, сэкономить силы и использовать заголовок типа «маркетолог, аналитик, SEO, SMM-специалист…», но тогда удар не будет концентрированным! При правильном выборе заголовка из одной позиции НН постоянно будет подсовывать эйчару ваше резюме в выборке «Подходящие кандидаты».
  4. Уровень ожидаемой зарплаты лучше указать. Это совсем не моветон, как почему-то многие считают. Так вы заложите основу для будущего торга (плюсуйте к реальным ожиданиям процентов 15-18, чтобы было пространство для маневра. Не больше. Маркетинг – и так сверхконкурентный рынок). Кроме того, вы не попадете в хэдхантеровский фильтр «Не показывать резюме без указания зарплаты».
  5. В разделе «Профессиональная область» выберите 3 подходящих значения (например, «Управление маркетингом», «Интернет-маркетинг», «Исследования рынка») – не ограничивайтесь одним. Так вы сможете максимально широко задействовать выборку работодателя по специализации.
  6. Сопроводительное письмо. Подумайте, к каким трем фразам вы могли бы свести суть резюме? - вот примерно это и пишите. Не забывайте про свою микропрезентацию. Чего быть не должно: 1) Содержание письма сводится к фразе «Прошу рассмотреть мое резюме» 2) Письмо начинается словами «Доброго времени суток» (см выше) 3) Сопроводительное письмо обязательно для отклика, а вы вместо текста ставите точку или пробел.

Причесываем соцсети. Настраиваем мессенджеры. (Это пригодится, даже если вы не маркетолог)

Думаю, вы и сами это знаете. В 100% случаев из 100 HR полезет в ваши аккаунты. Ведь их адреса вы сами укажете в резюме, в разделе «Контактные данные». Сколько бы кто ни иронизировал, но кандидат без профилей в соцсетях смотрится подозрительно.

Эйчарами будут досконально изучены все ваши фото из баров, на фоне ковра, с пирамидой Хеопса на ладони. А самое главное – вскрыты ваши связи, что позволит определить, насколько тесно вы связаны с профессиональными кругами. Поэтому:

  • Скройте всякое лишнее – например, список групп и аудиозаписи.
  • Критически посмотрите на фотоальбомы. Зачем их в принципе-то размещать? Удаляйте нещадно все, кроме 3-4 прилично-выгодных фото с вами / с вашей работой.
  • Отключите комментарии на своей стене – поздравительные открыточки, букетики и прочий мусор вам ни к чему!
  • Все ли публикации вам нужны? Сомневаетесь в чем-то – удаляйте.
  • То же самое и с фото. Аватарка не должна быть слишком формальной, как фото на паспорт. С другой стороны, ваше изображение в плавках под пальмой тоже не будет оптимальным решением. Своим фото вы должны воплощать идею интеллекта, позитива и открытости – найдите что-нибудь подходящее.
  • Активнее используйте раздел «О себе». Там смело можно написать, что вы маркетолог с такой-то специализацией и вам интересны такие-то проекты.

Теперь о мессенджерах – я имею в виду наиболее употребительные WhatsApp и Telegram. И там, и там установите официозно-благопристойное фото. Поверьте, это очень повышает уровень доверия к кандидату! В WhatsApp поменяйте статус с «Доступен» или «Hi, I`m usingWhatsApp» на что-нибудь более полезное. Например, «Опытный профи в области SMM, Москва». В Telegram вы можете подобрать запоминающееся имя пользователя, по которому вас потом можно будет легко найти, например, @marketingmoscow.

Не стоит занимать эдакую позицию просителя и писать в аккаунтах: «Ищу работу!», «Рассмотрю новые возможности» и т. п. Такими заявлениями в пустоту скорость поиска работы вы не увеличите. А работодателю в то же время вы дадите повод говорить с вами как с заведомо слабой стороной.

Равноправный торг все-таки происходит на работных сайтах и затем при личной встрече, а не в соцсетях.

Что и как не надо делать на интервью?

Итак, с помощью всех вышеописанных советов вы смогли продать компании встречу с собой. Что нужно делать для успешного прохождения интервью – вы знаете и так. Давайте подумаем, что может вас подвести.

  1. Вы не можете развернуто рассказать о своей работе и в то же время изложить ее суть в трех фразах. От маркетолога ждут внятности и скорости мышления. А еще умения моментально переходить от операций анализа к операциям синтеза, и даже умения их параллелить. Потренируйтесь перед интервью – пригодится;
  2. Вы не навели заранее справки о компании - и на интервью не попали в ее дресс-код. Не фатальная ошибка, но осадочек останется. Согласитесь – кто, как не маркетолог, должен считывать «слабые сигналы» из брендового контекста компании? (Спойлер: еще должен HR, но сейчас речь не о нем).
  3. Вы не владеете информацией о своих достижениях в цифрах. А без этого будет очень сложно доказать, что маркетинг в вашем исполнении – не пустая растрата бюджета, а фактически прибыльная функция.
  4. Вы даете понять рекрутеру, что делаете ему одолжение, разговаривая с ним, профаном. А обстоятельный разговор по существу будете вести только с потенциальным руководителем. (Увы, частая ситуация!) Что происходит в этом случае? Вы расписываетесь в низком уровне социального интеллекта, неумении правильно сегментировать ЦА, позиционировать личный бренд и вести переговоры. На следующий этап здесь рассчитывать как-то странно, так ведь?

Закрепляем успех наступления. Как выделиться на фоне коллег-конкурентов и получить оффер

Ок, все вы правильно сделали, прошли все этапы собеседования, ваши потребности и возможности компании совпали – и вот вы сидите в ожидании окончательного ответа. Как с пользой провести это время?

Во-первых, можете подружиться в соцсетях с теми, кто вас уже собеседовал. Напишите им что-нибудь вроде «спасибо за интервью», лайкайте и шерьте посты, только не переусердствуйте. ЛПРы должны просто в фоновом режиме помнить, что вы существуете, а не вчитываться в ваши назойливые панегирики. Побольше активности в профильных группах — со стороны должно быть заметно, что вы вовлечены в процесс. Желательно не репостить материалы, а оставлять комментарии по делу.

Писать по итогам интервью официозные письма, расшаркиваться перед интервьюерами и уверять их в своем полнейшем почтении смысла нет. Смотрится это неестественно. У HR-а моментально возникнет образ: вы сидите за пожелтевшей переводной бизнес-макулатурой издания 1996 года и лихорадочно листаете раздел «Старт карьеры успешного менеджера».

Во-вторых, не переставайте собирать информацию о компании (вообще-то вы должны были начать делать это сразу после первого контакта с компанией) — изучайте структуру, историю, персоналии менеджмента и особенно блока продаж, ближайших конкурентов. Все это пригодится, и особенно в том случае, если компания решит провести дополнительный раунд интервью. Если дополнительного раунда и не будет — вы сразу после выхода на работу уже будете представлять реальный контекст своей деятельности.

В-третьих: проникнитесь глубоким равнодушием к результатам своих переговоров. Все будет, надо только расхотеть. Проверено, работает.

Что надо сделать, чтобы вам больше не понадобились эти советы?

Получили заветный оффер? Вышли на работу? Ура. Ну, раз уж вы маркетолог - сразу начинайте искать следующую. Мало кто это осознал, но «стабильная работа», на которой вы сможете провести 8-10 лет кряду – это уже утопия. Актуальность маркетинговых практик слишком быстро меняется, и слишком активно вырастают новые ответвления. Волей-неволей придется постоянно следить за трендами и осваивать смежные области.

Максимально активно участвуйте в профессиональных тусовках / семинарах / вебинарах, заранее зарезервируйте на это часть своего дохода (если работодатель сам все это не оплатит вам). Ваши 1200 контактов с коллегами в ВК, фото с Игорем Манном или статья в профильном издании поддержат ваше реноме как крутого и известного в своих кругах профи, а работодателя лишний раз убедит, что он сделал отличную покупку в вашем лице.

Понятно, что не стоит сразу выкладывать резюме в открытый доступ на НН. Можете периодически ходить на интервью – просто с целью разведки. Только делайте это не слишком часто, не чаще раза в пару месяцев — иначе, опять же, примелькаетесь на рынке, и рекрутеры будут воспринимать вас как «спортсмена-любителя».

Главное на старте карьеры в новой компании: даже если вы звезда и стратег, в первую очередь подружитесь с отделом продаж. Как это ни печально, но с точки зрения собственника бизнеса- вы для них, а не они для вас. Заняв непререкаемую позицию методолога, который точно знает, что и как, вы получаете простой и серьезный риск — любой успех станет успехом отдела продаж, а вот любой провал станет провалом маркетолога.

Ну и, конечно, никто не отменял элементарные правила — общечеловеческие, как говорится. Не сплетничайте. Ясно обозначайте свои границы, не смешивайте рабочие взаимоотношения с личными (ну, насколько это возможно). Будьте готовы в любую секунду ответить шефу, чем это вы занимаетесь, и в какой стадии проект «Х».

Подведем итог.

  • Конкуренция в маркетинге неимоверно сильна, но правильное продвижение и реальный профессионализм помогут вам победить;
  • Поскольку вы — маркетолог, от вас ждут особенной ясности в осознании профессиональной цели и достигнутых результатов. Все ждут — от эйчара до собственника бизнеса; Стратегии и креатив, о которых вы будете рассказывать на интервью, должны быть подкреплены конкретными цифрами.
  • «Хэдхантер.Ру» — ваш друг, но не меньший друг — соцсети, а также мессенджеры.
  • Ежедневно и ежечасно расширяйте сеть контактов, пиарьтесь, тусуйтесь. Иначе пропустите какой-нибудь зарождающийся тренд, и, как следствие — выгодный поворот карьеры;
  • Вас как маркетолога не было бы, не будь отдела продаж. Помните об этом, но не занимайте откровенно сервисную позицию.

И тогда все получится!

Читайте также:

Быть умным придется все равно: топ-профессии грядущих 10 лет

«Вы нам не подходите»: 10 частых фейлов на собеседовании

Как уволиться без отработки двух недель - лайфхаки от юриста

#
Психология
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.