Это бесит всех (кроме заранее известных победителей).

Влияние фейковых тендеров на рекламную индустрию огромно, выяснили в ходе исследования, в котором приняли участие 125 рекламных и коммуникационных агентств и специалисты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Из-за подобных действий заказчиков в 2022 году убытки понесла половина агентств, из которых – удивительная цифра! – 38% смогли каким-то образом призвать неэтичных участников к ответу, компенсировав нанесенный себе ущерб.

Фейковые или неэтичные тендеры проводятся для отвода глаз и часто создаются под конкретную компанию-исполнителя. Нередко после подобных тендеров вовсе никого не нанимают – так «заказчиками» собираются идеи, наработки и прочая информация.

Вот в каких отраслях проще всего нарваться на фейковый тендер (процент неэтичных тендеров от общего числа):

  • медиа (52%);
  • креатив (33%);
  • digital-медиа (33%);
  • маркетинговые услуги (31%);
  • digital-креатив (31%).

Доля фейков в сфере маркетинговых услуг сократилась – год назад неэтичных тендеров здесь было 47%. Надо отметить, что реже всего фейковые мероприятия проводятся в сфере PR — 19%. Но все равно – это пятая часть всех тендеров.

Есть и хорошая новость: в 2022 году фейковых конкурсов стало меньше, чем в 2021-м, на 10%.

Зачем проводятся фейковые тендеры

Со слов участников опроса, неэтичные тендеры проводятся для того, чтобы:

  • сымитировать выбор заранее известного подрядчика: в 2022 году так ответили 83%, в 2021 — 61%;
  • скрыть монополизацию рынка: 36% и 26%;
  • собрать креативные идеи, концепции и стратегии: 41% и 50%;
  • получить медиаданные: 29% и 43%;
  • получить информацию бесплатно: 21% и 24%.
  • получить незаконные финансовые доходы: 38%.

Чем опасны фейковые тендеры

Из-за них теряют деньги почти половина агентств – 48%. В 2021 году деньги из-за участия в неэтичных тендерах потеряли 61% агентств. В 2022 году сумма потерь даже увеличилась:

  • 46% потеряли до 5 млн рублей;
  • 44% — от 5 до 20 млн рублей.

Есть и репутационные потери, о которых заявили 45% агентств. 27% назвали их «критическими», а 18% — «очень критическими».

Андрей Буссе, руководитель отдела разработки сайтов TexTerra:

«У нас есть три ангела-хранителя, которые берегут отдел от участия в фейковых тендерах: отдел продаж, юридический отдел и бухгалтерия. Эти ребята отсекают на входе компании, которые охотятся за нашим временем и КПшками».

Как определить, что тендер фейковый

На это, в первую очередь, указывает непрозрачность системы выбора победителя – в 79% случаев (в 2020–2021 годы — в 67%).

Фейковый тендер можно опознать и по еще двум признакам: неготовность и нежелание организаторов тендера выходить на связь для ответов на уточняющие вопросы и специфичные и завышенные требования к будущему подрядчику или продукту.

Юлия Блынская, коммерческий директор TexTerra:

«С фейковыми тендерами я, конечно же, сталкивалась. Выглядит примерно так: нечеткое ТЗ, почти нулевая обратная связь, либо с большими задержками, нет вовлеченности, какие-то специфические требования, которые в реальной проектной работе весомой роли не играют».

Евгения Зеленцова, заместитель руководителя отдела продаж TexTerra:

«В тендер приглашают под финал – например, за два дня до окончания сроков подачи, в то время как он был опубликован недели две назад. В ТЗ или в тендерной документации есть очень узкие требования. Например, предоставить портфолио с тремя клиентами в такой-то тематике по таким работам и при таком бюджете, наличие у компании конкретных штатных единиц, присутствие в конкретном рейтинге… То есть все те критерии, которыми обладает тот исполнитель, которого уже лоббируют».

Татьяна Коробинцева, ведущий специалист отдела продаж TexTerra:

«Фейковые тендеры отличают нереальные дедлайны: ты получаешь запрос сегодня в 14 часов, а предоставить КП нужно завтра до 12:00! Также всегда есть жесткие и подозрительно конкретные требования к опыту и кейсам. Если у вас создается ощущение, что тендер "заточен" под конкретного исполнителя – то это не просто ощущение».

Как бороться с неэтичными тендерами

Подавляющее большинство агентств (68%) ведут черные списки и заносят туда компании, проводившие фейковые тендеры. 34% пострадавших требуют возмещения ущерба напрямую, а 9% идут сразу в суд. Еще 32% агентств настаивают на получении части рекламного заказа в виде компенсации.

Не путайте фейковый тендер и странное ТЗ

Фейковый тендер может выдавать странное ТЗ. Но не всегда огрехи техзадания являются следствием неэтичности тендера.

Андрей Буссе, руководитель отдела разработки сайтов TexTerra:

«У разных клиентов разное представление о том, что должно быть в ТЗ. Тут все предельно просто – для понимания затрачиваемых на проект ресурсов нам нужны определенные вводные. Если их нет или не хватает, то мы выходим на контакт с клиентом и пытаемся осмыслить масштаб бедствия».

Анастасия Банина, заместитель руководителя отдела контента TexTerra:

«Был у нас проект, когда клиент хотел "натянуть" персонализацию на шаблонный сайт, что в принципе невозможно. Мы с ним постоянно спорили. Он присылает полотно из своих пожеланий, а мы ему – такое же полотно с аргументацией, почему мы это внести не можем. Самый популярный аргумент звучал так: "Ограничения функционала шаблона". В итоге удалось убедить, что надо капитально переделывать сайт».

Итог

Чтобы не потерять время и деньги, не заскакивайте в поезд в последний момент и относитесь настороженно к наличию в условиях тендера специфических и узких, но конкретных требований к исполнителю, в том числе завышенных. Также вас должны насторожить нереальные дедлайны и отсутствие обратной связи.

Читайте также:

«Так ты слона не продашь!» – странный кейс нейминга от бога

Названы люди, которым доверяют подростки

Растем как на дрожжах – полный гайд по… хлебным крошкам