Тайных работников конкурентам засылают даже мировые бренды. Например, вот как поступает Amazon.

У Amazon, крупнейшего в мире интернет-ритейлера, с 2015 года есть компания-подразделение Big River Services International, занимающаяся шпионажем. Ее сотрудники добывают внутреннюю информацию конкурентов и передают ее в Amazon. То есть, секрет столь громкого успеха – не только продвижение? Разбираемся.

Факт шпионажа выяснился только сейчас, когда издание The Wall Street Journal (WSJ) предоставило неоспоримые доказательства – о сборе информации по ценам, логистике и внутренних процессах бизнеса конкурентов Amazon. Кодовое название проекта – Project Curiosity («Проект Любопытство»).

Светлана Шульман, маркетолог TexTerra:

«В этой истории прекрасно все, даже название проекта: Project Curiosity. Просто идеальный пример бенчмаркинга: создать ради конкурентной разведки целую компанию, а еще и развивать ее до нужного количества выручки. Думаю, что за время осуществления такой деловой разведки Amazon смог значительно усилить свой сервис по всем направлениям.

Возможно, кого-то может удивить такой подход, ведь в проект вкладывались немалые средства. Но крупные компании и холдинги часто вкладывают большие бюджеты в сбор и обработку большого количества самых разных данных. Например, тот же Amazon имеет достаточно развитое структурное подразделение Global Security Operations, которое отвечает за защиту от внутренних угроз, промышленного шпионажа и прочего. Также компания вкладывает большие бюджеты в слежку за своими же сотрудниками: современное оборудование (камеры, датчики движения и т.д.), большое количество менеджеров, слежка за аккаунтами в социальных сетях, в том числе отслеживание групп, где потенциально может обсуждаться работа.

В наш век информация и данные остаются мощнейшим инструментом достижения успеха в конкурентной гонке и финансового благополучия компаний самых разных размеров и масштабов».

Big River хорошо маскировалась и занималась тем, что выкупала товары у сетей в Сиэтле (например, у Costco) и перепродавала их на Amazon и других сайтах (например, Flipkart). Нарастив оборот до необходимого, Big River попала на сайт Walmart, а это главный конкурент Amazon. И уже в 2019 году Big River стала партнером наивного Walmart, в котором никто даже не догадывался, кого пустили в огород.

Купились на уловку и в логистической компании Fedex, когда в 2017 году стали партнерами Big River. Как результат, Fedex допустила компанию-шпиона к своей новой услуге — фулфилменту (комплекс услуг по получению, хранению и отправке товаров для покупателей). И тут же Amazon «вдруг» внесла изменения в свои услуги по фулфилменту.

Кроме того, сотрудники Big River постоянно шастали по закрытым конференциям для продавцов, организуемым конкурентами Amazon и строчили начальству подробные отчеты. Они «ошкурили» Ebay на встрече в Лас-Вегасе, где раскрывалась эксклюзивная информация, включая планы крупных изменений. Среди «обворованных» оказались и такие компании, как Alibaba, Etsy, Real.de, Wish и Rakuten.

Big River был даже график. Например, в 2019 году планировалось раскрыть тайны 13 торговых площадок.

И никакая переписка не могла вывести шпионов Big River на чистую воду. Секрет прост – они не пересылали информацию ни по почте, ни через мессенджеры. Передача информации велась примитивно: фотографии и скриншоты с секретной информацией показывались хозяину лично с экранов устройств. И никаких «хвостов».

Когда WSJ прижал к стенке одного из представителей Amazon, то тот развел руками и объяснил, что бенчмаркинг (изучение опыта конкурентов) — обычная практика в бизнесе. Конкуренты тоже изучают Amazon, маскируясь под обычных продавцов. Просто их пока еще не поймали за руку.

Да, все компании изучают информацию о конкурентах, покупают их товары, переманивают сотрудников… Но не всегда это шпионаж. Как подчеркивает профессор юридического факультета Университета Вирджинии Элизабет Роу, шпионами шпионов делает сокрытие информации о себе для конкурентов. И это уже чревато судебными исками.

А в ваш коллектив не затесался волчок?

Читайте также:

Как я продаю на Ozon с конверсией 75%: честный рассказ

Продажа в кредит – в чем выгода продавца

Вывод нового продукта на рынок - инструкция для начинающих продавцов

#
Карьера Маркетплейсы
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.