Я уже достаточно давно занимаюсь безопасностью бизнеса. Основное направление – проверка благонадежности компаний перед заключением сделок. Но почти год назад ко мне начали обращаться за помощью ребята, «обгоревшие» на различных франшизах. А поскольку моя методика проверки компаний достаточно универсальна, я, с небольшими доработками, решил опробовать ее на франшизах. И вот таким образом меня и подсадили на новое направление «проверка франшиз».
За это время я систематизировал всю накопившуюся информацию о российском рынке франшиз, типичных проблемах, связанных с франшизами и собрал их в своеобразный «каталог». Итак, дальше речь пойдет о том с какими франшизами на рынке может столкнуться потенциальный франчайзи, что за ними скрывается и что ожидает потенциального франчайзи от покупки таких франшиз.
Тип №1 «Идеальная франшиза»
Вообще «Идеальных франшиз» на рынке не много, и они, как правило, очень дороги. К таким франшизам относятся «Старбакс», «Макдональдс» и т.п. Но это именно те франшизы, на которые надо равняться.
То есть все что тебе надо, это начать работать, а как работать и что делать – тебя научат, потому что сам франчайзер заинтересован в долгосрочной работе с тобой.
Основные признаки:
- Договор коммерческой концессии;
- Защищенный бренд;
- Полный пакет прописанных бизнес-процессов;
- Бизнес-план просчитан на практике до мелочей;
- Готовые рекламные макеты на все случаи жизни. Иногда реклама и продвижение делаются франчайзером самостоятельно.
Основные минусы:
- Высокая цена входа и инвестиций;
- Как таковое отсутствие, либо большие ограничения в свободе принятия решений по продвижению и развитию своего бизнеса. Ты решаешь только операционные вопросы. Но кому-то это даже плюс.
№2 «Франшиза сбыта»
Этот принцип был позаимствован у MLM компаний, где всегда во главу угла ставится продукт. Но у MLM об этом говорится открыто, во франчайзинге это скрывают, умалчивают или иными способами стараются обойти вопрос стороной. Называть компании не буду, их много на рынке, но такие компании вы и сами сможете определить.
Классический пример – тебе продают франшизу уличного общепита, но по факту тебе продают оборудование для организации точки общепита. Или другой пример, тебе продают франшизу по производству какой-либо продукции. По факту же твое назначение - скупать сырье у франчайзера. Вот такие хитрые цепочки.
Основные признаки:
- Договор может быть разным: и коммерческой концессии, и ставший модным «Договор ноу-хау», и агентский договор [!];
- Пакет бизнес-процессов как правило отсутствует, либо бизнес-процессы прописаны в виде рекомендаций, без жестких рамок для франчайзи;
- Франчайзер, как правило не организует обучения франчайзи, но могут закрепляться консультанты;
- Возможны приманки – отсутствие паушального взноса, но он и не нужен, так как вы все равно у них должны что-то купить, в качестве инвестиций.
Основные минусы:
- Поскольку основной бизнес франчайзера не связан с франшизой, то бизнес-план строится на теоретических выкладках, маркетинговых исследованиях, что на практике не всегда адекватно;
- Франчайзер сам не имеет опыта в том бизнесе который тебе продает, не понимает сезонных изменений, влияния на бизнес геополитики и других макроэкономических факторов;
- Большая свобода в развитии своего бизнеса по франшизе может как увенчаться успехом, так и провалом;
- Привязка только к одному поставщику, что опять же некоторым только в плюс.
№ 3 «Франшиза-спасательный круг»
Есть на рынке такая интересная категория франчайзеров, у которых собственный бизнес, в общем, не сильно-то и удается, иногда они доходят до грани разорения. Но тут в голову приходит спасительная идея – «А давайте, упакуем наш бизнес во франшизу, и сможем привлечь дополнительные средства для спасения нашего бизнеса от продажи франшизы».
Что самое интересное, иногда находятся такие франчайзи, у которых этот бизнес идет намного успешнее, чем у самого франчайзера. К счастью, таких франчайзеров видно сразу – любые проблемы в бизнесе не проходят бесследно.
Основные признаки:
- Ни разу еще не видел договоров коммерческой концессии. В основном агентские, но бывают и исключения;
- Наличие финансовых проблем;
- Слабо проработанные бизнес-процессы, но как правило их нет, есть только брендбук с материалами для самостоятельной рекламы. Потому что у самого франчайзера бизнес-процессы не отлажены;
- Бизнес-план основан на реальных показателях, но преувеличенных и приукрашенных.
Основные минусы:
- Бизнес-модель, заложенная во франшизу, изначально убыточна. Но возможно ты тот самый человек, который сможет эту модель вывести на прибыль и довести до ума!
№4 «Франшиза-идея»
С нынешним уровнем бизнес-образования упаковывать франшизы могут даже школьники. Пришла в голову оригинальная идея, упаковал ее во франшизу и продаешь, зарабатывая на этом деньги.
Часто вижу интервью «успешных франчайзеров», которые рассказывают, как они ехали на машине, им пришла в голову идея, поехали взяли займ, упаковали идею во франшизу, начали продавать, через месяц окупили займ и получили хорошую прибыль.
Основные признаки:
- Именно здесь получил распространение договор ни о чем - «Договор ноу-хау», хотя по договору вообще непонятно в чем именно это «ноу-хау» заключается;
- Франчайзер - собственник не одной франшизы и не имеет четко определенной специализации;
- Бизнес-план основан на теоретических выкладках;
- Все, что получает франчайзи это несколько невнятных рекомендательных инструкций и брендбук;
- Собственники таких франшиз, в силу их массовости и недолговечности, вообще не заморачиваются защитой бренда и регистрацией торговых марок.
Основные минусы:
- Неработоспособность франшизы, недолговечность;
- Франчайзер не отвечает ни за что, не берет на себя никаких обязательств и ответственности, если что-то пойдет не так.
№ 5 «Франшиза-афера»
В целом, такой тип франшиз очень похож на предыдущий, потому что в основе лежит все та же пресловутая идея, еще ни разу не проверявшаяся на практике. За одним исключением.
Основные признаки:
- Фирма-франчайзер имеет черты «однодневки», в остальном все то же самое, что и в №4.
Несмотря на большое количество признаков «однодневок», есть всего два признака, которые наверняка скажут, что вы имеете дело с мошенниками: подставной руководитель/учредитель и сомнительный адрес. Вы никогда не найдете по юридическому адресу эту фирму, как никогда не найдете и того руководителя/учредителя, который записан в налоговой. От имени компании всегда будут выступать другие лица по доверенности, а то и без нее, вас вряд ли пригласят на встречу в офис, или же офис будет располагаться по адресу, отличному от юридического.
Основные минусы:
- Вы потеряли свои инвестиции, еще даже не начав работать.
Ну и напоследок небольшое напутствие. Конечно, франшиза привлекательна тем, что не надо что-то самому придумывать, за тебя уже все придумали и сделали, как те двое из ларца, только зарабатывай деньги. Но сегодня франшиза – это модный вариант инвестиций, которые, увы, не всегда окупаются, так что будьте осторожны при покупке франшизы.