Все нулевые и большую часть десятых годов в интернет-маркетинге хозяйничали «технари». Но маятник качнулся в другую сторону.
О противостоянии «физиков» и «лириков»
Со снобизмом «технарей» приходилось сталкиваться постоянно. На конференциях, в интернете, при личном общении. Не скажу, что это сильно задевало, но вызывало, как минимум, недоумение. Все быстро стало меняться, когда начала набирать силу контент-маркетинговая идеология, проехавшаяся танком по интернет-маркетингу. Многие чисто «сеошные» конторы стали уходить с рынка. Все темы, в которых контент играл ключевую роль, стали активно расти – контент-маркетинг, SMM, email-маркетинг и другие. И так будет и впредь.
До поры до времени, конечно.
Это вполне нормальный дуализм – противостояние «физиков» и «лириков», и оно имеет древние корни. Первое серьезное обострение двух «идеологий» – 60–70-ые годы прошлого века. Почему именно этот период? Это время начала глобальных сдвигов, первая стадия глобализации экономик. Именно в этот период происходит «перерождение» многих локальных компаний в транснациональные корпорации. Широкое проникновение телевидения начинает формировать единое инфополе. Начавшаяся компьютеризация начинает «ускорять» все процессы.
Новому зарождающемуся постинформационному миру нужны были «технари», архитекторы новой среды. Нужны были инженеры, программисты, визионеры и прототиписты. Новый мир нужно было сконструировать сначала в своей голове, только потом переносить его в реальность.
А потом появился интернет, и спрос на «технарей» вырос кратно. И так всем понятно почему. Поисковая оптимизация сайтов и контекстная реклама – два самых главных маркетинговых инструмента того времени – требовали серьезных аналитических данных, и вообще, что называется, «математического склада ума».
Но когда технологии создают новый мир, рано или поздно возникает вопрос о смыслах – зачем все? И тогда на первые роли выходят «гуманитарии».
Если с условными «технарями» все понятно – кто они и что им нужно от жизни, то с вопросом, кто такие «гуманитарии», все время какие-то непонятки. «Технари» нас всячески пытаются убедить, что «гуманитарии» – это просто «не-технари», то есть в целом неплохие люди (пусть живут), просто без каких-то определенных навыков и компетенций. Обслуживать же «технарей» кто-то должен? Рубашки им стирать, бургеры готовить.
Но чтобы понять, кто же такие «гуманитарии» и почему они сейчас начинают рулить – и бизнесом в целом, и интернет-маркетингом в частности – нужно обратиться к концепции так называемых hard & soft skills.
Про навыки Hard & Soft
Я понятия не имею, кто автор разделения человеческих навыков на софт- и хард-скиллс. Но концепция настолько актуальная, что уже считается моветоном ее не знать. Если коротко:
- Хард-скиллс – это набор профессиональных компетенций, ваша экспертиза, то, чем вы обычно зарабатываете на жизнь (либо можете зарабатывать). Знание языков программирования, кузнечное ремесло, автослесарное дело, навыки синхронного переводчика – все это будет являться хард-скиллс.
- Софт-скиллс – это универсальные навыки, которые в той или иной степени есть у всех социально адаптированных людей. Коммуникабельность, умение писать письма, работать в команде, брать на себя ответственность – все это будет софт-скиллс.
И вот в чем штука. В необходимости развитых хард-скиллов ни у кого нет никаких сомнений.
Люди, связанные с IT, понимают, что разница между условно «хорошим» программистом и условно «плохим» может быть не на 10–20–30 процентов, а на порядки. Такая же разница может быть между «плохим» и «хорошим» кузнецом, гончаром, автослесарем и сыроделом. Очевидно, что всегда есть куда расти по своей основной профессиональной экспертизе. Всегда! В тот момент, когда ты говоришь себе – «и так хорошо, теперь я гуру» – ты останавливаешься в развитии, а значит там, наверху, есть кто-то выше тебя по этим навыкам. Дорога наверх бесконечна.
Каждый из нас, социально адаптированных людей, каким-то образом:
- Закончил школу.
- Получил свою первую работу.
- Покупает хлеб или молоко (а то и пивасик, не важно) в магазине.
- Коммуницирует с соседями по лестничной площадке.
- Жарит шашлыки на даче. Ну или что там вы делаете еще.
А некоторые (ну хорошо, пусть многие) умудрились не сесть в тюрьму, не попасть в «дурку», не стали инвалидами в результате какого-то глупого поступка в детстве. Короче, мы все выросли, как-то адаптировались к обществу, и это вызывает ощущение, что мы:
- Ответственны (мусор выкидывать же не забываем).
- Дисциплинированы (на работу приходим и уходим вовремя).
- Имеем в большей или меньшей степени лидерские навыки (кто из нас в два часа ночи не подбивал друзей в какой-нибудь бар?)
- Умеем коммуницировать с людьми (на кассе в магазине яблоки как-то покупаем).
- Терпимы к недостаткам других (привет соседям по лестничной площадке).
- Умеем работать в команде (о, здравствуй дача дальних родственников).
- Способны решать проблемы (вызывать «Яндекс.Такси», записываться на получение заграна на портале «Госуслуг»… Хотя стоп – с «Госуслугами» я переборщил). И т. д. и т. п.
Но. Требования современного бизнеса к людям очень быстро и очень сильно изменились. Скорость работы выросла в разы. Нужно бежать быстрее, быстрее меняться.
Это приводит к тому, что хард-скиллы перестали гарантировать хоть какое-то будущее. Ты можешь быть супер-докой в каком-то языке программирования, но твой язык может перестать быть востребованным через 10 лет. Ты можешь быть лучшим переводчиком с китайского языка, но никто не гарантирует, что «умные» электронные переводчики не оставят тебя без работы в конце твоей жизни. А водители-дальнобойщики? А кассиры? А курьеры? Уже не один год мы слышим, что этих профессий в будущем просто не будет.
И тут выясняется, что без прокачанных софт-скиллов каждый из нас мало что собой представляет. Бизнес очень остро уже сегодня нуждается в тех, кто:
- Берет на себя ответственность в ситуации полного хаоса.
- Дисциплинирован настолько, что имеет мотивацию решать сверхсрочную и/или сверхважную задачу несмотря на то, что на часах 2 ночи.
- Умеет быстро собрать вокруг себя команду и мотивировать ее на решение какой-либо задачи.
- Не просто умеет коммуницировать с людьми, а может вести сложные переговоры и «вытаскивать» их несмотря ни на что.
- Не просто может написать письмо без орфографических или грамматических ошибок, но сделает это убедительно, хорошо структурируя информацию. И т. д. и т. п.
Плюс требования современного мира и бизнеса настолько изменились по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад, что некоторые навыки, которые еще недавно считались «жесткими», становятся базовыми – необходимыми для работы каждого человека, вне зависимости от сферы его деятельности. В большей или меньше степени, понятно дело, но компьютерная грамотность, слепая 10-пальцевая печать, хотя бы базовое знание английского языка, умение письменно выражать свои мысли – все это становится суперважным, независимо от того, «технарь» вы или «гуманитарий».
И оказывается, что таких людей – острый дефицит. Их нет. Вообще. Каждый из них на вес золота. Настоящих «гуманитариев» остро не хватает бизнесу.
Не хватает тех, кто способен разговаривать с собеседниками на их «языке», имеет креативность, лидерские качества, умеет управлять людьми через эмпатию. Учитывая скорость изменений процессов, наличие таких людей в команде продвигает бизнес вперед в значительно большей степени, чем налаженные бизнес-процессы и наличие стратегии хотя на 3–5 лет вперед.
Что будет дальше?
Учитывая темпы развития и скорость изменений, технические специалисты в настоящий момент являются более уязвимы, чем «гуманитарии», спрос на которых будет далее все усиливаться. Но одновременно будут усиливаться и требования к «гуманитариям».
Как быть в этих условиях, как соответствовать новым требованиям рынка? Универсальный ответ только один – постоянно учиться чему-то новому. Всегда. Каждый день.
- Читать книги – классику, современную литературу.
- Посещать выставки, проходить курсы актерского или ораторского мастерства.
- Развивать в себе стремление познавать новое.
- Ходить новыми маршрутами на работу.
- Пробовать новую еду, слушать новую музыку.
- Делать то, что не делали раньше.
- И больше общаться с людьми. Разными. При любой возможности. Ведь бизнес – это, прежде всего, про знание особенностей человеческого поведения.
Это не просто советы от балды, это все на основе личного опыта.
Ну и в самом конце, для самых непонятливых, объясню, почему я в этом тексте пишу про «технарей» и «гуманитариев» в кавычках.
Просто никаких «технарей» и «гуманитариев» не бывает. Это отжившая свое концепция. И мир теперь принадлежит нам – клевым улыбчивым чувакам и чувихам, без этой всей снобской ерунды в голове, которая делит людей на «избранных» и всех остальных.