Мода на 2000-е возвращается не только в одежде, но и в маркетинге.
Блокировка соцсетей, где раньше продвигались ногти, реснички и медклиники — почти весь малый бизнес — неожиданно стала подарком для мобильных операторов. Во втором квартале этого года количество рекламных SMS-рассылок увеличилось в два раза по сравнению с первым. А ведь совсем недавно этот инструмент казался как минимум устаревшим.
Что говорят операторы
«МТС»: количество малых предприятий, обратившихся к оператору за рассылкой SMS-сообщений, увеличилось во втором квартале вдвое.
Tele2: в марте прирост количества клиентов на SMS-рассылку составил 78% по сравнению с февралем; по итогам июня прирост составил 156%.
«Билайн»: в марте количество заказов снизилось, но уже в апреле выросло на 80%.
Активнее всего к старым-добрым SMS-рассылкам прибегают салоны красоты и оптики, стоматологические и медицинские клиники, службы такси, общепит. Также среди заказчиков стало больше мастерских по ремонту бытовой техники и смартфонов.
Сейчас из-за невозможности запускать рекламу в привычных соцсетях бизнес ищет альтернативные способы привлечь клиентов.
При этом дешевым инструментом SMS-рассылку не назовешь: у «МТС» стоимость начинается от 3,4 рублей за сообщение, у «Билайна» — от 2,4 рублей. При добавлении таргетингов (город, пол, семейное положение, уровень дохода и др.) стоимость возрастает.
Штрафы и предписания ФАС
SMS-рассылки с предложением товаров и услуг расцениваются как реклама. Рассылать их, как и любую рекламу «по сетям электросвязи», можно только тем, кто дал на это согласие. Закон вступил в силу в 2014 году. До этого рассылать можно было все что угодно кому угодно — возможно, вы имели шанс лично в этом убедиться.
Сейчас к ответственности за незаконную рассылку (без согласия получателей) привлечь могут и оператора, и компанию-заказчика рассылки. Например, за это уже штрафовали «Мегафон» (на 1 млн рублей в 2016 году) и «Билайн» (на 200 тыс. рублей в 2019 году, нарушение было повторным).
Для компаний-заказчиков рассылок основная опасность — неполучение однозначного согласия на рассылку. Так, в 2021 году ФАС вынесла предписание страховой компании «Ингосстрах» прекратить незаконную рассылку. Правда, речь шла о рассылке по электронной почте, но с точки зрения закона SMS-рассылки относятся к той же рекламе «по сетям электросвязи». Причиной стало то, что компания собирала согласие на получение рекламных сообщений в том же поле, где нужно было согласиться с условиями обслуживания.
Предписание звучит не так страшно, как штраф. Но стоит учесть и репутационные потери: если клиент не давал согласия на получение рассылок, он вряд ли будет рад регулярному получению спама от компании.
Так что, если будете заказывать такую услугу, лучше работать с теми, кто может гарантировать, что согласие было получено. Из крупных операторов информацию об этом удалось найти на сайте «МТС Маркетолога» и «Мегафона». Возможно, у других операторов она запрятана где-то в договорах — но этот пункт стоит найти перед началом сотрудничества.
Информация с сайтов «МТС Маркетолог» и «Мегафон». Перед запуском рассылки стоит убедиться, что вы не нарушаете закон
А еще можно не использовать SMS, которые раздражают так много людей. И просто перенести рекламу в другие соцсети — например, «ВКонтакте». В 2022 году эта соцсеть снова оказалась в тренде и (как и SMS-рассылки). В марте месячная аудитория здесь составила рекордные 100,4 млн пользователей.