Режим паники активирован, и сограждане разделились на две классические части.
Одни шарахаются на улицах от людей с азиатской внешностью и проклинают себя за то, что опять не закупились долларами вовремя. В их мессенджерах летают анонимные предсказания скорого конца. Адресаты крестятся, ждут если не скорой смерти, то точно черной нищеты, и не отлипают от новостных лент.
Вторая половина тем временем раздражает первую ядерным оптимизмом. Там требуют выбросить телевизор и «прекратить накручивать». Это на той стороне коронавирус все еще называют обычной простудой. А рубль – ну что рубль. С ним бывало и чего похуже, так что вовсе нет никакого кризиса. И не будет, главное – хватит шуметь. Иногда в этой группе даже приводят какую-нибудь российскую статистику или цитаты первых лиц государства (чем доводят скептиков до полного бешенства).
Но есть и третья категория людей – по какой-то причине спокойных и вообще не вступающих в полемику на тему страшного будущего.
Что же с ними не так? А главное, как стать такими же?
Этот страшный самолет
Не переживать лишний раз не то же самое, что уйти в слепое отрицание. Речь о том, чтобы постоянно отделять факты в переменчивой новостной повестке от своих или чужих домыслов. А также напоминать себе, какие действия сейчас имеют смысл, а какие – нет, и значит ура, о них можно не переживать.
В такие моменты у людей появляется ощущение того, что они как бы теряют власть над жизнью. Пилот и психолог Алексей Герваш говорит, что на самом деле речь здесь всегда об иллюзорном контроле. Но как же многое этот контроль может, хоть и не существует!
Так, из-за одной лишь понятной нам силы притяжения мы думаем, что за рулем безопаснее, чем в кресле самолета. Авиаперелет – совершенно загадочное явление для большинства людей. Поэтому не играет никакой роли, какова фактическая статистика ДТП и авиакатастроф. Если у нас фобия, мы обливаемся холодным потом уже по дороге в аэропорт, а потом пытаемся стабилизировать самолет, вцепившись в подлокотники кресел.
Разумеется, с пандемией и экономической турбулентностью происходит то же самое: данных о заболевании гораздо меньше, чем хотелось бы, а что запустит новую рецессию – никогда заранее неизвестно.
Но один предприниматель с психологическим образованием на днях сказал мне, что тревога, которая моментально пропитала мир за последние несколько дней, возникла не недавно. Не в конференц-зале с представителями стран ОПЕК и не в китайской провинции Ухань. Она живет с нами все последние десятилетия. И постоянно от чего-то, да усиливается.
Тревога! Тревога!
Мы существуем в век тревожности. Сейчас этот феномен активно изучают, пытаясь придать ему форму и рамки измерения, чтобы побороть. Правда, только в последние 30 лет. До этого подобного понятия вообще не существовало как проблемы (то есть в качестве признанного диагноза).
Есть «измеренные» тревожные люди: те, чье состояние врач определил как болезнь. Согласно исследованию Our world in data, в 2017 году в мире жили 284 миллиона таких. Официально тревожное расстройство стоит на первом месте в мире среди ментальных, опережая депрессию. Но это только известная статистика.
Проблема в том, что грань между официально патологическим состоянием и вроде некритическим «чего-то я переживаю» очень размыта. Тревожность может включать в себя панические атаки, фобии и т. д. – а может и не включать. Может приводить к расстройствам сна, пищевого поведения, хроническим болям и т. д. – или нет. При этом вы в любом случае будете страдать от беспокойства. И как следствие – гораздо более подвержены всплескам панических настроений.
Конечно, он прав. Только давайте будем честными: это легче сказать, чем сделать.
Нервный и крутой
Вот вы сами в обычной жизни как? В основном спокойны? Или на каком-то уровне сознания переживаете о чем-то настолько часто, что даже перестали замечать?
Время до атаки вируса сейчас кажется гораздо более светлыми днями, чем было по факту. Но ведь если спросят, считаете ли вы себя частью прогрессивного сообщества, вы вряд ли ответите «Нет, я веселое быдло».
А быть прогрессивным сегодня по определению значит быть тревожным. Всегда.
Медиа-пространство не оставляет нам выбора.
В 2019 году в мире сгорели миллионы гектаров леса. В России домашнее насилие – не преступление. Специалисты по изучению климата фиксируют все новые рекорды роста температур. Жертвы изнасилований садятся в тюрьму за самооборону. Экономика нестабильна, а ваша профессия скоро умрет. К 2050 году на планете будет на 70 % больше мусора, чем сегодня. Открой глаза. Подпиши петицию. Купи многоразовый стакан для кофе с собой. Будь неравнодушен. Задумайся. Репост.
И вот уже как бы автоматически подразумевается, что вы или тупой и довольный, или сознательный и с дергающимся глазом.
Тем не менее, психологи и психиатры утверждают: быть нервным не круто. Гораздо лучше – иметь активную гражданскую позицию, успешно отбиваться бананами от пакетов в супермаркетах и при этом спокойно спать. Те люди, которые сегодня кажутся преступно безмятежными, не удачливее остальных. Они просто практикуют именно такую модель поведения. Ее можно обозначить старым добрым «делай, что можешь, и будь, что будет».
В условиях активного нагнетания инфоповодов – спасительное кредо.
Действуем
С учетом рекомендаций специалистов по борьбе с тревожностью и актуальной повестки, сделать можно вот что.
- Не слушать тех, кто советует сегодня не читать новости для повышения тонуса оптимизма. Это повысит только градус неопределенности, которая и порождает панику. Мониторьте тему, но проверяйте источники.
- Анализировать каждый повод для волнений и контролировать эмоции. Спрашивать себя: как соотносится уровень переживаний с реальными фактами? Что я могу с этим сделать в данный момент? Что от меня не зависит?
- Минимизировать контакты с социумом, как это довольно убедительно рекомендуется. Карантин – единственный способ пресечь новую болезнь. Быстрее пойдет на спад вирус – больше шансов у бабушек, дедушек и экономики.
- Пройти проверенный курс по финансовой грамотности, если раньше не довелось, а кризис снова застал врасплох. Сюда же – прочитать или перечитать известную книгу «Антихрупкость» Нассима Талеба, чтобы вспомнить, что у нестабильности и переменчивости в мироустройстве есть свои задачи и преимущества.
- Добыть эндорфинов любым законным способом. Давайте признаем, что шоколад, пироги, обнимашки, игры, обучение новым профессиям, фильмы и все горячие ванны вселенной сейчас нужны, как в январе.
- Повысить личный уровень спокойствия как угодно. Вам хочется чаще мыть руки, но боитесь показаться параноиком? Не бойтесь и мойте. Лишняя пачка гречки на кухне согрела бы душу, но стремно попасть в ряды истребителей туалетной бумаги из мемов? Не стремно. Сделать запас продуктов и бытовых товаров в условиях нависшего над нами карантина скорее логично.
- Запланировать поход к психологу, если тревожность достигла уровня, который мешает жить. Самоизоляция не помеха, онлайн-консультации сегодня практикуют все.
Ну и ровно, глубоко дышать – не мешает во все времена.
А потом яблони снова неизбежно зацветут. Помидоры опять станут вкусными. Pixar выпустит новый мультфильм, дальше осень, там Новый год, и в итоге вы спросите спутников по дороге в отпуск на майские: «А помните гречу в марте 2020-го?» А спутники скажут: «Нет. Напомнишь?»