Помните свои школьные годы?
После такого вопроса сразу накатывает очень четкая гамма чувств, не правда ли? Теплая волна ностальгии. Или приятное волнение. Или легкий ожог серной кислотой.
В моем случае речь, скорее, о последнем.
В школе ты часто автоматически оказываешься на какой-либо стереотипной стороне. Моя включала самые дальние ряды актового зала, скамьи отрицающих командный спорт на физкультуре и домашнее отшельничество на период дискотек. В общем, я из нелюдимых ботанов. Если не считать пары друзей, иметь с кем-то дело для меня было как ходить по ножам.
Гораздо веселее жилось в параллельной реальности уверенных в себе: звездам КВН; любителям организовать что угодно; страстным чтецам докладов вслух; танцорам, спортсменам, певцам. Для меня было большой загадкой, почему у них нет никаких проблем во взаимодействиях с людьми. Люди – это же очень страшно. И, главное, непонятно.
Если бы кто-то сообщил об этом условному ботану Татьяне в юности, она бы точно была счастливее. Но в нулевых в числе трендовых тем больше ходил терроризм и поттериана, и было не до изучения мира эмоций.
А зря.
Не просто интеллект
Понятие «эмоциональный интеллект» (EI) имеет множество трактовок. В целом оно обозначает умение работать с эмоциональной информацией.
Сюда входит осознание своих чувств без разделения их на плохие и хорошие, способность управлять ими, а также умение быстро распознавать эмоции других, корректируя свое поведение соответствующе.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом видит не только поведение других людей, но и его причины, умеет отделять личные ощущения от фактов, не дает эмоциональным порывам влиять на дело, а также не зависит от настроения других людей.
Как EI связан с умением общаться? Из сказанного выше следует, что напрямую. Личность с высоким EQ (по аналогии с IQ) сильна в понимании людей. И благодаря этому обладает черным поясом по продуктивному взаимодействию.
Одна из первых попыток обозначить способность к социальному взаимодействию отдельным видом интеллекта была сделана в 1920 году. Психолог Эдвард Торндайк обозначил его как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с ними».
Но массово на эту тему заговорили только к 1995 году после выпуска научно-популярного бестселлера Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Главное, что взбудоражило в ней читателей, – опровержение того, что успех в жизни определяется в первую очередь умственными способностями и механическими умениями.
Гоулман отвел эмоциональному интеллекту ведущую роль в подъеме по социальной лестнице. По его мнению, IQ помогает только найти работу. EQ – делает вам карьеру. При этом, конечно, важны оба качества: просто понимание того, что значит быть умным, теперь стало шире.
Ботан Татьяна не имела об этом представления. Она искренне считала, что рулит только IQ, а девиз «Не люблю людей» – нормальная позиция всех, у кого есть мозг.
Никогда не поздно для EQ
Находятся те, кто критикует концепцию EI за пока еще недостаточную системность для научной теории. Но дело в том, что изучать это направление начали совсем недавно. Сегодня понятие эмоционального интеллекта продолжают активно исследовать как перспективное для психологии, психиатрии, а также поведенческой экономики.
В 2008 году группа австралийских ученых выявила низкие показатели эмоционального интеллекта у пациентов с депрессивным расстройством. Позже их иранские коллеги в своем исследовании обнаружили, что низкий уровень EQ усиливает вероятность профессионального выгорания у педагогов. А российские исследователи заявили о необходимости продолжить изучение эмоционального интеллекта на уровне генов и нейрофизиологии, чтобы лучше понять, как работает мозг человека.
Тем временем многие руководители компаний и HR-специалисты давно обратили внимание на роль прокачанного EQ на своей практике. К примеру, многие считают его одним из трех ключевых навыков, которым следует обучить современных детей до 12 лет. Им предстоит жить в мире, где машины будут все чаще забирают работу у людей. Но умение качественно общаться – то, что роботы вряд ли освоят наравне с нами в ближайшем будущем. Этим стоит воспользоваться.
Скажем, вы когда-нибудь наблюдали, как типичный программист трансформируется в директора своей компании? Я – да.
Выйти в люди и победить
Одного такого я когда-то встретила в офисе в виде тихого приложения к монитору. Он приходил, молча кодил в своем уголке, уходил. Вид имел непроницаемый, общался только с парой таких же соратников. Потом на какое-то количество лет он пропал из моего поля зрения. Когда же наши пути снова пересеклись, я его не узнала.
Во-первых, оказалось, он умеет говорить. Во-вторых – ему вообще-то всегда было, что сказать. Более того, этот тихоня недавно сказал представителю компании в Силиконовой долине такое, что она выкупила его стартап за впечатляющую сумму.
Надо ли говорить, что за пару лет до судьбоносной сделки человеку пришлось покинуть свою ракушку. Он начал коммуницировать с людьми, поднаторел в том, чтобы делать это правильно, после чего собрал команду и привел ее к успеху.
Другой пример – тоже бывший программист. Так вышло, что мы знакомы уже более 10 лет, и у меня была возможность наблюдать за ним в разных ситуациях. Здесь психологическая трансформация тоже выглядит колоссальной: от авторитарного и нервного управленца небольшой веб-студии – к гибкому и спокойному владельцу крупной компании, попасть в которую мечтает половина местного политеха.
Что к этому привело? Человек много и долго (то есть годами и регулярно) читал, пополняя корпоративную библиотеку не только сугубо деловой, но и психологической литературой. Что важно – всю полученную теорию предприниматель тут же переносил «в поля».
Человек лично выстраивал отношения «клиент-менеджер», «менеджер-программист», «руководитель-подчиненный» по разным схемам. Что-то отметал, что-то оставлял. Призывал сотрудников всегда видеть не только сказанное, но и то, что за этим стоит. В буквальном смысле разбирал на общих собраниях разные диалоги. Пофразово. Постоянно обращал внимание на эмоциональную составляющую коммуникации. И постепенно пересматривал собственные взгляды на построение отношений в компании.
А потом его, когда-то оравшего на сотрудников во всю силу легких, стали звать на профильные конференции, чтобы послушать про психологию деловых переговоров. И то, как не скатиться в них в треугольник Карпмана.
Это личное – и это общее
А что же в итоге ботан Татьяна?
Если бы кто-то сказал ей, что однажды она будет постоянно звонить незнакомцам, говорить с ними и получать за это деньги, она бы схлопотала инфаркт от одной такой фантазии. Почему же не схлопотала? Тут чистая счастливая случайность.
Ничего я не знала ни про какой эмоциональный интеллект. А проблему дискомфорта при общении планировала решить так: постараться не общаться. Журфак показался логичным вариантом развития событий, ведь я любила писать. Только постфактум выяснилось, что одной писаниной там не отделаться.
Судьба как будто решила, что сами мои навыки коммуникации не взойдут – их надо закалять в огне. Годами. Ну, что сказать. 12 лет практики, считая от первого интервью, и все закалилось как надо.
Вначале приходилось усилием воли перешагивать через ужас перед каждой беседой, составляя ее план на бумажке и частично читая по ней. Но потом я начала замечать в себе, что дискомфорт вдруг стал чем дальше, тем больше замещаться интересом и симпатией.
Потом я стала разбираться с самими опасениями и тревогой перед каждым интервью: а что именно меня, собственно, беспокоит? Ну специалист. Ну известный человек. Но ведь человек же, как и я. Пугает, что он о тебе подумает? А почему? Что плохого случится, если, скажем, пошлет? Кто-то умрет? Это повлияет на твое здоровье? Или, не дай бог, зарплату? Нет, нет и снова нет.
Уже после такого интуитивного развития эмоционального интеллекта я добралась до теоретических знаний про подноготную общения и ее связь с эмоциями. Сегодня мне кажется, что более простым путем было бы начать все же с книг – благо, их уже выпущено немало. Но изучать эту тему стоит всем. Не только потому что, что это советуют эйчары.
Глобально эмоциональное развитие – про примирение с собой и окружающими, сопереживание и кооперацию. Есть мнение, что все это понадобится нам в ближайшее время даже больше, чем греча.
Читайте также:
Как я перешел в «цифру» и перестал выходить из дома
34 книги про мозг, которые помогут понять клиента ... а еще коллег, начальство и себя.
73 бесплатные нейросети на все случаи жизни – выбор TexTerra