Более половины квалифицированных россиян не считают свое социальное положение, заработки и уровень самореализации хорошими.

Слово «профессионал» в российской традиции однозначно заряжено положительными эмоциями и смыслами. По отношению к специалистам своего дела его произносят с большим уважением и порой даже с некоторым придыханием. Вместе с тем российская экономика своих профи не ценит и оплачивает их труд, требующий сложных навыков, кое-как.

Лишь 22% квалифицированных работников в стране оценивают свое материальное положение как хорошее, и всего 20% считают, что им удалось реализовать задачу хорошо зарабатывать.

Мало того, ситуация усугубляется. Весной 2022 года 40% отечественных профессионалов заявляли, что их положение за предшествующий год ухудшилось. И 87% — подавляющее большинство — никакого улучшения в будущем не ожидали.

Труд спецов в России сильно недооценен. Ученые считают разрыв в зарплатах с остальными трудящимися, включая неквалифицированных рабочих, «незначительным». Он составляет всего 1,65 раз по состоянию на весну 2022 года (рассчитано по медианным зарплатам). (Для примера, в Германии работник склада зарабатывает около 2000 евро, а инженер – около 5000 евро: разница почти в 2,5 раза – прим. ред.)

Такие данные были получены в ходе четырех исследований, проведенных Институтом социологии РАН в период с 2018 по 2022 годы. Они были проанализированы профессором-исследователем Высшей школы экономики Натальей Тихоновой и представлены в научной работе «Социальная успешность российских профессионалов: масштабы, характер, факторы».

В частности, ученый выяснила, что средний месячный доход российского профессионала составляет 45 208 рублей (464 долларов США по состоянию на август 2023-го), а медианный — 38 000 рублей (390 долларов). Предлагать такое за квалифицированный труд при современной стоимости жизни просто стыдно, но в России это — норма.

По сути, большинство отечественных профессионалов — это образованные, умелые… бедняки.

Важный маркер «социального успеха» — самореализация. Но и с ней проблемы

Ученые признают в качестве профи тех, кто в любой отрасли трудится на позициях, подразумевающих наличие высшего образования, и при этом не выполняет руководящие функции в качестве основного вида деятельности.

Среди россиян, подпадающих под это определение, считают себя социально успешными те, кто чувствует, что в их трудовой деятельности реальна самореализация.

Но, как показывают исследования, большинство квалифицированных работников в России заявляют, что заняты рутинным трудом и возможности самореализации не имеют.

Меж тем, удовлетворение такой потребности для профессионала является решающим фактором при оценке своей успешности. Те, кто самореализуется в труде, однозначно ощущают свой статус в обществе более высоким.

Большинство профессиональных специалистов, хорошо оценивающих возможности самореализации в профессии, столь же хорошо оценивают свою жизнь в целом.

А вот что они подразумевают под «самореализацей» — это не только интересная работа и любимое дело, но и хорошее образование, выстроенная карьера, признание профессионалом своего дела со стороны, занятие престижной производственной позиции.

Кстати, спецы менее склонны к желанию открыть собственный бизнес, чем все остальные россияне.

Образование, семья: у профи с этим неплохо, но карьера и заработок — в пролете

В России фактором номер один при оценке собственной социальной успешности является наличие семьи и детей. Это характерно как для квалифицированных работников, так и не для неквалифицированных.

С рациональной точки зрения, такой способ анализа своего социального статуса довольно сомнителен. Кроме всего позитивного и прекрасного, семья и дети являются серьезным материальным обременением. Они требуют значительного повышения дохода, а с ним, как видим, у профессионалов в России дела не слишком хороши.

Скажем, ученые заметили: у молодых профи, живущих в благополучных в экономическом отношении семьях, среднедушевые доходы в домохозяйствах относительно высоки. Но как только они отделяются от родительской семьи, ситуация кардинально меняется. Относительное благополучие восстанавливается у специалистов только в возрасте, когда вырастают их дети, и «иждивенческая нагрузка» исчезает…

Представления квалифицированных работников о критериях жизненного успеха и целях, к которым они стремятся, в чем-то рациональны, а в чем-то весьма своеобразны.

Например, финансовое благополучие свидетельством успеха считают… лишь 43% профи. Для сравнения: среди неквалифицированных работников таких 53%.

При этом хорошо зарабатывать в будущем хотели бы 97% специалистов своего дела. Каким образом то и другое без противоречий укладывается в одних и тех же головах — загадка.

Топ-3 критериев жизненного успеха у профи — наличие семьи и рождение детей, самореализация, хорошее здоровье. Подробности — в таблице ниже (проценты не суммируются, респондентам можно было давать несколько ответов сразу).

Интересно, что квалифицированные россияне ценят свободу больше, чем все остальные работающие (75% против 60%). Также профи чаще заявляют, что «лучше не достигнут благополучия, чем перешагнут через свою совесть» (63% против 53% у остальных трудящихся).

Ученые находят подтверждение тому, что в России профессионалы чаще представителей других крупных групп российских работников стремятся к творческой самореализации в труде и его автономности. Таким образом они по возможности обеспечивают минимизацию эффекта отчуждения от собственного труда.

Хорошее образование — в топе среди ценностей квалифицированных россиян. 87% заявляют, что им удалось его получить. Однако образование не гарантирует ни успешной карьеры, ни хороших заработков.

Только 49% сообщили, что получили престижную работу. 31% — что сделали карьеру. И лишь 19% заявили, что добились хорошего заработка.

А собственный бизнес затеяли всего 8% профессионалов.

«Зато у меня семья» и прочие варианты самогипноза

Почти половина (48%) профи в России оценивает свой статус в обществе как хороший и ровно половина — как удовлетворительный. Только 2% характеризуют его как плохой. У остальных работающих россиян результаты заметно хуже: 31, 62 и 7% соответственно.

Тем не менее, ученые считают, что такую ситуацию нельзя считать благополучной — они видят, что среди квалифицированных специалистов более половины опрошенных не оценивают как «хорошие» ни свой общественный статус, ни возможности самореализации, ни карьеру, ни (в особенной степени) заработок.

Исследования показывают, что существует разрыв между оценкой своего социального статуса и общей оценкой собственной жизни. На последнюю очень весомо влияют уровень дохода домохозяйства, его состав, здоровье его членов.

Квалифицированные работники могут субъективно ощущать себя социально успешными, но при этом не слишком высоко оценивать другие стороны жизни, многие из которых вообще-то эту самую успешность и должны подтверждать.

Ученые указывают, что социальный статус российских профессионалов не «бьется» с их экономическим положением. Оно просто не соответствует рациональным критериям успеха. Цитата:

«Зарплаты у профессионалов в России откровенно малы… Их экономическая успешность имеет еще более ограниченный и условный характер, чем их социальная успешность».

Огромное значение в России имеет и географический фактор. Если квалифицированный специалист живет в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, столицы субъектов РФ), то он выше оценивает возможности самореализации в профессии.

«Хорошим» свой социальный статус называют 52% профи из крупных городов. И только 32% — из малых городов и сел.

Увы, отечественные специалисты осознают, что отличные знания и навыки ничего им не гарантируют. Цитата:

«…они достаточно хорошо понимают относительно слабую значимость качества их человеческого капитала для достижения своих целей и жизненного успеха в целом.

Лишь половина из них в числе основных факторов достижения жизненного успеха называет качество образования, знаний и навыков человека, 15% — наличие у него диплома престижного вуза и т.д.»

Спрашивается, как тогда эти образованные бедняки могут говорить о собственной социальной успешности? Вопрос требует особого изучения. Но можно предположить, что люди неосознанно используют самовнушение с психотерапевтической целью.

Они твердят себе «зато у меня прекрасная семья, и дети хорошие», «зато у меня интересная работа», «зато я свободен от произвола начальства», «зато меня уважают окружающие».

На этом фоне ученые доказали, что социальная успешность профессионалов в РФ (а именно «объективная реализация ими своих представлений о жизненном успехе, обусловливающая восприятие ими своего статуса в обществе») и их экономическая успешность — это два разных социальных феномена, зависящих от разных факторов.

Проще говоря, люди думают, что они социально успешны, но их материальное положение говорит об обратном. При этом большинство профи не готовы этот факт признать.

Лишь по сравнению с остальными россиянами квалифицированные спецы находятся в привилегированном экономическом положении. И оно лишь условно «привилегированное» — в реальных доходах выражается слабо.

Попутно выяснилось, что отчуждение в труде среди профессионалов распространено широко. Что больше половины специалистов не видят возможностей для самореализации в своей работе. А около трети даже не считают ее интересной.

Само ощущение собственной успешности среди отечественных квалифицированных специалистов, по утверждению исследователей, «распространено невысоко» и это «способствует сохранению среди части из них установок на эмиграцию».

Личный взгляд: профессиональное двоемыслие – это тупик

Уже десятилетиями российские экономисты твердят: именно государство задает тон бизнесу по размеру зарплат через установление официальных уровней прожиточного минимума и минимальной величины оплаты труда. В России эти уровни намеренно занижаются.

Другие негативные факторы таковы:

  • отечественные предприниматели имеют ненормальные аппетиты по норме своей личной прибыли в качестве учредителей предприятий и массово занижают фонды оплаты труда;
  • профсоюзы в стране совершенно декоративные, ничьи права они не защищают, и никто к ним не относится всерьез;
  • сами квалифицированные специалисты, ворча и жалуясь дома, вне семьи делают вид, что они «социально успешны», практикуют двоемыслие и не имеют смелости защищать свои трудовые права самостоятельно;
  • и так небольшой доход профессионалов пожирает инфляция, лишь отчасти вызванная экономическими факторами, а в основном — специфическим российским стилем госуправления.

Вкупе все это выглядит совершенно безнадежно, если бы не объективные демографические «черные лебеди». В 2023 году в нескольких отраслях уровень зарплат все-таки пополз вверх. Причина банальна: специалистов стало сильно не хватать — количественно, физически. Предприятиям наконец-то приходится за них бороться.

Возможно, для профессионалов открывается небольшое окно возможностей, при условии, что они откажутся от самогипноза «зато у меня есть то-то и то-то», и в кои-то веки начнут банально требовать денег за свой труд.

Ведь это странно, парадоксально и унизительно для квалифицированного спеца — играть роль социально успешного человека, не имея фундаментальной базы, а именно — прочного, солидного профессионального дохода…

Читайте также:

Я открыл автосервис по франшизе – взнос был всего 250 тысяч

В России не хватает 500–700 тысяч IT-специалистов

На франшизу я потратил 1,2 млн. Теперь это мой оборот в месяц

#
Карьера
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.