У граждан РФ миллиарды долларов в криптовалютах, они зарабатывают в онлайн-играх и De Fi проектах. Рублю веры нет.

Прошлый всплеск державного величия, случившийся в 2014 году, был щедро оплачен из карманов простых россиян. В 2013-м среднемесячный доход населения  составлял 25 928 рублей (810 долларов США), а средняя зарплата — 29 792 рубля (940 долларов).

В 2021-м, по  данным Росстата, средняя начисленная зарплата в России (без учета налогов) составляла 56 280 рублей (751 долларов), при этом модальное значение (наиболее часто встречающееся в выборке) равнялось 27 639 рублей (369 долларов), а  медианная зарплата — 40 245 рублей (537 долларов).

Сам американский доллар в последние 7-8 лет потерял в покупательской способности, по разным оценкам, 10–12 %. Это значит, что в 2022 году на заработанные рубли россияне могут приобрести еще меньше товаров и услуг, чем кажется при взгляде на долларовые эквиваленты их зарплат.

Очередной внешнеполитический праздник февраля 2022-го также начал собирать свою дань. Курс рубля снова покатился вниз, а российский фондовый рынок испытал  крупное падение (примерно как в 2014-м).

Не нужно быть Карлом Марксом, чтобы понимать: ничто не предвещает отечественной экономике роста, а доходам россиян — хотя бы стабильности. Работать по старинке становится в принципе невыгодно

Особенно неуютно жителям не сырьевых и не курортных регионов, которых в стране достаточно. Размер наиболее часто предлагаемых зарплат в них колеблется в диапазоне 20–30 тысяч рублей (до вычета подоходного налога).

За эти деньги россияне вынуждены отдавать 40+ часов жизни в неделю работодателю, не считая времени, потраченного на дорогу от дома до рабочего места и обратно. И надежду на то, что ситуация может измениться в ближайшие годы, питают лишь самые легкомысленные оптимисты.

Вместе с тем подключенная к глобальному интернету Россия впитывает настроения простых людей из Европы и Северной Америки, где ширится  движение «Антиработа». Где приобретение собственного жилья становится практически недоступным для молодежи, и где теряет популярность старый «добрый» капитализм.

Пока российские высокопоставленные «бумеры» бросают в костер невнятного геополитического величия доходы граждан, молодежь ищет альтернативные пути выживания и самореализации. Удивленная констатация факта «Никто больше не хочет работать» все чаще звучит за пределами США, Канады и стран Западной Европы. Молодые и неглупые россияне тоже перестали понимать, зачем они должны ходить на работу. Жизнь-то одна.

Граждане РФ владеют криптовалютами на многие миллиарды долларов

В январе-феврале, несмотря ни на какую «третью мировую», Правительство РФ и Центробанк сошлись в упорном  противостоянии по странному, на первый взгляд, поводу: запрещать в России криптовалюты или ввести операции с ней в законное и регулируемое русло? Центробанк хочет запретить совсем, а правительство — узаконить, ограничить и брать налоги. Казалось бы, откуда такой накал, когда на пороге общего дома стоят молодчики из НАТО?

А вот откуда: как  сообщают некоторые СМИ, в правительстве подсчитали, что на руках у граждан России скопилось крипто-денег на 214 млрд долларов США. Это примерно 12 % от всего мирового криптовалютного пирога. И с них вообще-то можно взять 13 % подоходного налога.

Но нас в данном вопросе пока не слишком волнует, заломают умеренные министры ястребов из Центробанка или наоборот. Мы тут удивляемся тому, как массово россияне освоили передовые финансовые инструменты. Эти миллиарды долларов наши граждане намайнили, наторговали на биржах, получили с продаж NFT, выиграли в новом типе онлайн-игр, применяющих модель Play2Earn (играй, чтобы заработать), и добыли иными более сложными путями.

Логика «криптороссиян» и не только их

Все больше людей начинают воспринимать собственную жизнь, тело, разум и чувства как экономический актив. И действительно, словосочетание «человеческий капитал» уже никого не удивляет, оно прочно утвердилось в современном языке. Дошло до того, что блогеры самых разных возрастов построили целую  экономику эмоций, в которой зарабатывают всего лишь тем, что демонстрируют публике свои переживания по любому поводу.

«А че, так можно было?» — думают остальные, с тоской глядя на «компенсацию» своих 40+ часов в неделю на территории работодателя.

Капитализм в его российском (да и американском) изводе разлюбили очень многие, хотя именно капиталистическая психология в процессе цифровизации человеческой жизни и делает возможным заработки тех же блогеров.

Разлюбили капитализм в целом справедливо, ведь слишком очевидным стал факт: формула «упорный труд приводит к успеху» больше не работает. Упорный труд в российской (американской, болгарской, ирландской) провинции ни к какому экономическому выигрышу не приводит. Деньги дешевеют сильно быстрее, чем растут зарплаты. Скачки цен на еду, медицину, жилье, образование и хозяйственное обеспечение житья-бытья приводят в неприятное недоумение каждый год.

Люди постепенно начали осознавать, что их жизнь как экономический актив оценивается на рынке труда откровенно низко. Причем труд постоянно дешевеет, а крупные работодатели и государственный бюджет РФ отчего-то богатеют, несмотря ни на пандемию ковида, ни на «геополитическую напряженность». И это унизительно для «работающих бедных», как их называют экономисты.

Естественно, значительное число россиян годами ищет любые способы не ходить на бесперспективную работу и преумножать свои сбережения. Приумножение им не могут предложить ни банковские депозиты, ни консервативный фондовый рынок, ни тупое хранение средств в иностранных валютах.

«Больше работать» — тоже не выход. Это негативно влияет на оценку «человеческого капитала». Если наниматель видит, что работник готов вкалывать сверхурочно, он этим с удовольствием пользуется, продолжая «не успевать» за инфляцией при назначении оплаты труда.

Профсоюзы в России не являются сколько-нибудь реальной силой. Ни в одной отрасли люди не могут коллективно отстаивать свои трудовые права. Забастовки, даже «итальянские» — краснокнижная редкость. О «солидарности трудящихся» не стоит и говорить, россияне стали довольно эгоцентричны и не считают зазорным заместить собой уволенного за качалово прав коллегу.

В этих условиях те, кто «не хочет работать», выкручиваются очень разнообразно. Кто-то сдает в наем недвижимость. И это один из наиболее распространенных видов деятельности самозанятых, число которых в России в январе 2022 года  достигло 4 миллионов.

Кто-то пошел попытать счастья на фондовом рынке. Скажем, в этом же январе на Московской бирже совершили сделки 2,8 млн россиян. Это  абсолютный рекорд за всю историю постсоветской экономики. На MOEX имеют брокерские счета 17,4 млн физических лиц — практически четверть всех трудоспособных граждан страны. Ну а наиболее рисковых, амбициозных (или легкомысленных) россиян привлекли криптовалюты.

От «маргинального» увлечения к модному De Fi и играм с выгодой для игроков

Поначалу сарафанное радио, легенды и мифы криптоинтернета привлекли очень многих в майнинг и полуофициальную торговлю новыми спекулятивными активами.

Какое-то время майнинг на коленке действительно работал. Значительное число граждан нашло дополнительный источник дохода. Также выиграли ранние инвесторы в криптовалюты — те, кто смог психологически пережить драматические падения биткойна и эфира и не продать активы при большой просадке.

Даже по сдержанным оценкам, россияне имеют на руках пусть не 200, но около 70 млрд долларов США в криптовалюте. Прямым подтверждением этого является активность Минфина в продвижении проекта по регулированию отрасли.

А косвенными — другие события. Например, в ноябре 2021-го умеющий держать нос по ветру банк «Тинькофф»  купил более 80 % акций швейцарской криптовалютной биржи Aximetria, по слухам созданной русскоязычными основателями. И, кстати, современные дебетовые карты банка определяются онлайн-сервисом биржи как «100 % crypto», то есть готовыми к операциям с криптовалютой.

Злые языки поговаривают даже, что весь движ с законопроектами о криптовалютах в России затеян с подачи лоббистов из финсектора…

Да что говорить, опальный рэпер Моргенштерн, имеющий огромное влияние на умы подростков и молодежи, вложился в проект TON и  стал партнером команды, развивающей новый блокчейн (первоначально созданный братьями Дуровыми).

Казалось бы, «мутная тема крипты» была обречена остаться маргинальной в российской экономике. Тем более, наступили суровые времена, когда криптовалютой принялись спекулировать крупные мировые инвестиционные фонды, а майнинг стал окупаться лишь при доступе к очень дешевой электроэнергии и наличии внушительных средств на покупку мощных «ферм».

Капитализм вроде бы и тут выиграл у простых людей, сумев воспользоваться даже недостатками первых блокчейн-алгоритмов (высокие издержки при совершении транзакций и т. п.).

Однако энтузиасты блокчейна и криптовалют не сдались. В последние годы были запущены многочисленные сервисы «распределенных финансов» (De Fi), игровые онлайн-проекты, позволяющие зарабатывать во время игры и другие оригинальные или полуоригинальные стартапы. Молодые и не очень россияне живо интересуются всем этим передовым движением.

Скажем, De Fi сервисы, бурно растущие начиная с 2020 года, позволяют каждому стать «микробанком» и «инвестиционным микрофондом» — давать деньги в долг и поддерживать ликвидность биржевых торгов, оставляя себе всю прибыль, которую в традиционных финансах забирают себе посредники (банки). И это привлекает внимание людей.

В отрасли, конечно, подвизается множество мошенников, и россияне с неважной финансовой грамотностью часто теряют средства. Но ведь и в традиционной экономике люди тоже идут в финансовые пирамиды, и это, к сожалению, нормальное социальное явление.

Особым же интересом молодежи пользуются не финансовые, а игровые проекты, позволяющие при известной усидчивости и сноровке заработать криптокены, обменять их на криптовалюты, а потом на обычные деньги.

Многие игры play2earn создали собственные маркетплейсы, на которых игроки могут торговать друг с другом персонажами, игровыми предметами и виртуальной недвижимостью. Скажем, во второй половине 2021 года в игре Axie Infinity от вьетнамской студии Sky Mavis массово  добывали внутреннюю валюту по названием «Маленькое любовное зелье» жители Филиппин.

По их доходам сильно ударила пандемия коронавируса, и люди нашли вот такой альтернативный заработок. Несколько месяцев средний доход игроков превышал размер минимальной зарплаты в этой стране.

Россияне тоже пробуют себя в play2earn. Во всяком случае, русскоязычные ролики на YouTube в жанре «Заработал 13 долларов за 13 минут» смотрят десятки тысяч любопытных.

Творческий народ пытается создавать  NFT-картинки, музыку и видео и продавать их на маркетплейсах криптоискусства вроде OpenSea. И кое-кто добивается интересных результатов.

Будущее «антиработы» в России и мире

Некоторые социологи и футурологи настаивают на том, что рано или поздно социальные сети начнут платить пользователям реальные деньги за их онлайн-активность. Продолжим эту мысль: не только соцсети, но и другие развлекательные интернет-сервисы займутся тем же самым.

Ведь если миллионы цифровых серферов один раз увидели, что где-то можно заработать, развлекаясь, и заработок при этом сопоставим с унылой зарплатой в их географическом регионе, они не смогут этого развидеть. Вспомните массовый блоггинг.

Это создает крупный спрос на play2earn проекты, на фан-инвестиции, на возможность пассивного дохода в качестве поставщиков ликвидности для бирж и криптокредитования. И он будет успешно удовлетворен. Не завтра, так послезавтра.

Уже очень многие люди в России и мире не хотят продавать на рынке труда время своей жизни, здоровье и психическую энергию за те зарплаты, которые им предлагает традиционный работодатель — частный и государственный.

Игроков, которые днями просиживают за онлайн-играми в сети — колоссальное количество. Игровым компаниям, чувствующим тренд play2earn, остается лишь прибрать их время к рукам. И тут может сложиться win-win ситуация.

Людям гораздо больше нравится не сидеть за компом в офисе чужого и прижимистого дяди, который на тебя еще и орет при такой зарплате, а, не выходя из дома, рубиться в игры, добывать токены, инвестировать их тут же в игре или на криптобирже и торговать активами.

А компаниям нравится зарабатывать на таких пользователях, продавая им стартовые игровые наборы и снимая комиссию с их транзакций. Эти две силы уже встретились — впереди интересные времена.

Многие государства уже сейчас задумываются о том, что скоро в том или ином виде придется вводить  безусловный доход для граждан. Ведь автоматизация и цифровизация экономик сокращают число рабочих мест. Столько людей бизнесу и госпредприятиям, сколько их народилось в мире, в ближайшие годы не понадобится. Меж тем, должны же они что-то кушать, во что-то одеваться и где-то жить?

Возможно, политикам и не придется мучаться с безусловным доходом и изысканием бюджетных средств на его выплату, если они дальновидно дадут зеленый свет проектам play2earn, De Fi и прочим современным сервисам частного инвестирования в цифровые активы. А заодно — метавселенным, в которых, по всей видимости, тоже будет идти интенсивная виртуальная торговля.

Не исключено, что простые люди будут способны сами занять себя и обеспечить необходимым с их помощью. Кроме того, заработанное в «оторванных от реальности» цифровых мирах они станут тратить (да уже тратят) в регионах своего проживания, чем поддержат местную экономику.

#
Мнение Карьера
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.