Как выйти на аукцион «Сотбис» и продавать работы коллекционерам по всему миру.
Евгений Монахов работает на стыке импрессионизма и реализма, сейчас это часто называют объединяющим термином «фигуративная живопись». В разные годы Евгений сотрудничал с галереями Richard Thomas Galleries (США), Medici Gallery (Великобритания), Oriel Gallery (Ирландия), Andreeva Gallery (США), Galeries Bartoux (Франция). Неоднократный победитель международного салона ARC и участник международных конкурсов ModPortrait и Figurativas. Картины художника находятся в музеях и частных коллекциях всего мира.
В 2021 году его работа Passion for Color была продана на аукционе Sotheby`s. В этом году на Sotheby`s должна была быть представлена его другая картина – Medea, но в середине аукциона картину сняли с торгов. Об этом, а также о построении личного бренда на Западе, Евгений рассказал «Текстерре».
Как выйти на Sotheby`s
– Как ваши работы попали на аукционы Sotheby`s?
– Впервые это произошло в июле 2021 года и было связано с победой в международном салоне ARC, который проводит некоммерческий образовательный фонд США The Art Renewal Center. ARC проходит примерно каждые полтора года, конкурсантов судят художники с мировым именем, такой «Оскар» для фигуративной живописи.
Финальную выставку они обычно проводят в залах Sotheby's в Нью-Йорке. Но в прошлом году было принято решение провести онлайн-аукцион Sotheby`s. Моя картина Passion for Color была отобрана для него в числе других 28 победителей. При стартовой цене в $ 10 000 она была продана за $ 38 000, примерно вдвое превзойдя максимально ожидаемую цену.
Результаты оказались более чем хорошими, и со мной изъявили желание работать дальше. Я заключил договор с ARC, что до августа 2022 года они представляют меня на Sotheby's.
Картина Passion for Color. Евгений сделал скриншот в последнюю секунду до окончания аукциона
– Что случилось на аукционе в этом году?
– В январе я закончил писать «Medea», отправил представителю в ARC фотографии, а вскоре получил письмо, что президент Sotheby`s посмотрел мою картину и одобрил ее для мартовского аукциона. В середине февраля картина уже была в Нью-Йорке. Аукцион должен был идти 12 дней. Вдруг ночью я получил электронное письмо, что в связи со сложившейся ситуацией Sotheby`s снимает с участия картины русских авторов. Была приписка, что, если все наладится, я смогу принять с этой работой участие в июньском аукционе, но, мне кажется, о нем можно уже не думать. Сейчас картина хранится у моих представителей из ARC.
Картина, которая была снята с аукциона
– Как художнику принять участие в подобных аукционах?
– После того, как мою картину купили на Sotheby`s в прошлом году, личка разрывалась от вопросов, как попасть на аукцион. Но это так не делается. Есть конкурс ARC. Считаете, что вы крутые? Подайте заявку на конкурс, выиграйте что-то и вас заметят. Возможно, не попадете на Sotheby`s, но, если вы выиграете один из главных призов ARC, кто-то очень полезный вас обязательно заметит.
Евгений Монахов с одной из своих картин
Первые шаги на западном рынке
– Как вы вышли на западный рынок?
– Осенью 1999 года, когда я учился на четвертом курсе Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова, по кругу студентов прошла новость, что в Москву приезжают американцы, чтобы посмотреть картины современных российских художников. В нужный день мы с друзьями наняли грузовичок, собрали в него картины и привезли в определенное место.
Как оказалось, американцами являлись представители калифорнийской коммерческой галереи Richard Thomas Galleries. Они приобрели у меня три картины, заплатив по $800 за каждую. Для студента в те годы это была фантастическая сумма!
Наше сотрудничество с галереей продолжалось около двух лет. В Калифорнию я тогда не приезжал. Купленные картины пересылались из Москвы в США курьерскими компаниями. Картины висели в залах калифорнийской галереи, публиковались ими в рекламных проспектах и каталогах, покупались частными коллекционерами, которые тоже показывали картины гостям. Соответственно, все более и более широкий круг обо мне узнавал, а артагенты и галеристы находятся в постоянном поиске. Например, я понятия не имею, где мои картины видел хозяин французской Galeries Bartoux. Однако на момент нашего знакомства он знал названия пары десятков моих картин, описывал особо понравившиеся и знал мой средний ценник.
Но после теракта в США 11 сентября 2001 года сотрудники Richard Thomas Galleries написали мне, что вынуждены свернуть прежние объемы закупок. Это объяснили тем, что люди стали думать больше о безопасности, чем о покупке картин, продажи в галерее снизились и надо было взять паузу. С этого момента наше сотрудничество начало утихать.
– Но вы не перестали работать с западными галереями?
– К тому времени меня уже заметили и я начал сотрудничать с коммерческими галереями Medici Gallery в Лондоне и Oriel Gallery в Дублине. Все общение, как и в первом случае, шло через их представителя в Москве. Когда я заканчивал работу, посылал фотографию. Руководители галерей смотрели и решали – берут или нет. Если брали, я приносил картину этому представителю, который уже занимался отправкой. Сейчас я предпочитаю заниматься отправкой самостоятельно. Картина – вещь настолько хрупкая, что я руководствуюсь принципом: «хочешь сделать хорошо – сделай сам».
– В продвижении сейчас что-то изменилось по сравнению с периодом начала вашей карьеры, то есть 15-20 лет назад?
– Тогда, если на тебя выходил галерист или артагент, считалось неправильным показать ему только свои картины. Было вполне нормально поделиться контактами со знакомыми художниками. Слышал, что сейчас это распространено меньше.
Именно так в 2004 году я попал на российско-американский культурный проект «Русское лето в Санта Фе». Хозяйка Andreeva Gallery, уроженка Санкт-Петербурга, искала российских художников, чтобы организовать с ними совместную выставку в рамках фестиваля. От знакомого я узнал, что в определенные даты она будет в Москве, и можно показать ей свои картины, что я и сделал. Фестиваль длился примерно с середины мая по начало сентября. А на следующий год в этой галерее прошла моя персональная выставка Scenes of the Southwest.
Персональная выставка Евгения Монахова в Andreeva Gallery, США
– На чем основано взаимодействие с галереями?
– Во-первых, на доверии. Например, когда я сотрудничал с Andreeva Gallery, в один из вечеров владелица галереи положила мне на стол огромную папку с контрактом и сказала: «Ты почитай на досуге, нам все-таки надо подписать какие-то документы». Мы к тому моменту уже работали полтора года. Мир художников маленький, все друг с другом знакомы, и потому никакого смысла кого-то обманывать.
Во-вторых, принцип нормального художника: не ходить самому по галереям. Это как девушка на танцах: не ты бегаешь за парнями, парни должны бегать за тобой.
Если художник начинает ходить по галереям со своими работами, окружающие подумают, что с ним что-то не так.
Ты просто работай, показывай свои работы и тебя заметят. Поэтому многое замешано на том, насколько хорошие картины ты пишешь.
Работы Евгения
О роли конкурсов в продвижении
– Как вы начали подавать свои картины на международные конкурсы?
– В 2016 году один испанский бизнесмен собрал через соцсети художников-фигуративистов со всего мира и пригласил к себе на виллу в Испанию, где устроил на несколько дней выставку. Получилась прекрасная международная мультиязычная тусовка. Тогда меня кто-то и спросил: «А почему ты не участвуешь в таком-то конкурсе?». Оказалось, на Западе очень популярны международные конкурсы фигуративной живописи. Подать на них заявку может каждый желающий. Участие обязательно платное, и сумма варьируется в районе $60-70 за заявляемую картину.
Самый знаменитый – международный салон ARC. В 2020-2021 годах проходил пятнадцатый по счету, а для меня – третий. В первый год в финал вышла одна моя картина, во второй – четыре, в последний раз – семь. Моя Girl with a Gun получила William Bouguereau Award, это фактически вторая премия Салона ARC, Passion for Color получила награду Best Nude, а Windmills of Your Mind – Dual Award, все три картины были также приобретены в коллекцию ARC.
– Какие преимущества дает участие в подобных конкурсах?
– В случае успеха тебя замечают. Уже после второго моего участия в салоне ARC на меня обратили внимание новые коллекционеры, и продажи резко увеличились. Тогда четыре мои картины вышли в финал и были опубликованы в каталоге ARC. В течение месяца после выхода каталога были проданы две из опубликованных работ, плюс серия графики дополнительно одному из коллекционеров. Плюс еще две работы спустя полгода второму коллекционеру.
Среди победителей конкурса проводятся отчетные выставки в залах Sotheby`s в Нью-Йорке и барселонском музее МЕАМ, где картины покупают в корпоративные и музейные коллекции. Победителей и финалистов публикуют в шикарном каталоге ARC.
Победа в конкурсе ARC – очень хороший знак качества.
Тот самый каталог ARC
Но этот конкурс не единственный, в котором я участвую. Например, у испанцев популярны ежегодный конкурс ModPortrait и Figurativas, который проводится раз в два года. Принять в них участие также может каждый, оно платное. Там каждый художник может представить только одну картину, а финальная выставка из пятидесяти претендентов также проходит в барселонском музее МЕАМ. Жаль, что у нас нет ничего подобного.
– Кстати, как обстоят дела на российском арт-рынке?
– Никак. Или у меня с ним ничего не получается, или с ним в принципе ничего не может получиться. У меня здесь есть несколько коллекционеров, с которыми я общаюсь лично, но не более того.
Как продвигаться в интернете
– Как художнику сформировать личный бренд в интернете?
– Я веду популярные западные соцсети, еще у меня есть сайт. Многие коллекционеры выходит на меня через них, с некоторыми мы даже становимся друзьями.
Еще я представлен в онлайн-галереях Saatchi Art и Singulart, где мои работы можно купить.
Saatchi Art является американской онлайн-галереей, куда каждый может выставить свои работы. Я залил туда фотографии своих картин, чтобы иметь наглядный прайс-лист в интернете. Когда меня спрашивают о ценах, иногда просто кидаю ссылку на свой профиль там – это удобно.
Singulart – молодая французская онлайн-галерея, попасть в которую можно только по их приглашению. Там каждый художник имеет внутреннюю статистику, и я могу посмотреть, жители каких стран и какие работы в последний месяц просматривали.
Профиль художника в Saatchi Art (первое изображение) и Singulart (второе)
– Что публиковать художнику в соцсетях?
– Все те крутые художники, на которых я подписан, почти ничего не постят про свою жизнь, в основном все выкладывают новые работы и иногда рассказывают о выставках, в которых приняли участие. Особенно популярны те арт-ресурсы, которые постят картины каждый день.
Если картины хорошие, тебя замечают и делают перепост с обязательным указанием ника автора. Так как эти ресурсы следят друг за другом, репостов становится все больше и больше, то есть люди сами тебя рекламируют.
Так выглядят репосты в сообществах. Указание авторства обязательно
– Есть ли какие-то секреты для «правильной» съемки картин?
– Съемка работы – сложнейшее занятие, потому что фотография врет изрядно, а когда ты снимаешь картину и тебе нужно, чтобы было один в один, видишь, что фотография врет катастрофически. Сейчас картины, как правило, снимают мозаичным способом, объединяя 20-30 кадров в единый файл, из которого можно потом нарезать фрагментов. Они нужны, чтобы показать качество картины в деталях.
– Как ситуация в мире повлияет на вашу работу в ближайшее время?
– Ранее я отправлял работы по всему миру, но сейчас все приостановилось. В Singulart пробовали держаться, но в итоге сказали, что не знают, как перечислять деньги. В марте мою картину на этой площадке приобрел коллекционер из Южной Кореи, который до этого покупал у меня еще две работы. С представителями онлайн-галереи мы договорились, что они отправят ему картину сейчас, а деньги передадут мне, когда все стабилизируется.
На неопределенное время заморожены все западные проекты, международные конкурсы, Sotheby`s. Появились новые контакты из Китая и Южной Кореи, но пока все находится на стадии переговоров. Думаю, год буду просто работать в мастерской.