Разбираем на примере Wildberries, конечно.
Что такое цифровые товары, кому они нужны и как здесь заработать — собрали мнения и советы экспертов.
Что такое цифровые товары и услуги
Цифровой товар — товар в digital-формате который нельзя потрогать.
Вот какие есть виды цифровых товаров:
- Электронные и аудио-книги.
- Уроки и курсы в электронном формате (аудио, видео, текстовые).
- Принты, схемы для рисования, вязания и прочего рукоделия.
- Ключи доступа к программам.
- Выпуски журналов.
и многое другое.
Цифровые товары давно продаются на разных маркетплейсах — например, сервис «Литрес» продает только электронные и аудио-версии книг. На Ozon и Яндекс.Маркете тоже есть такие товары. Но! Только на WildBerries их вывели на отдельный сайт.
WildBerries — лидер рынка, поэтому мы будем рассказывать в основном про него. Условия продажи цифровых товаров на других площадках примерно те же.
Почему цифровые товары WildBerries продаются на отдельном сайте
Скорее всего, дело в том, что условия продажи цифровых товаров отличаются от условий продажи обычных товаров (подробную инструкцию по продаже см. ниже).
Эксперты считают, что таким образом WildBerries помогает пользователям не запутаться, где какой товар — чтобы не было претензий, что «заказал, а потрогать не могу».
Борис Сысоев, основатель HR онлайн-стартапа myresume.ru:
«На мой взгляд, Wildberries вывел цифровую продукцию на отдельный сайт по двум причинам. Во-первых, чтобы самим протестировать нишу digital и провести аналитику. Во-вторых, чтобы не вводить в заблуждение своих же клиентов. Сейчас есть четкое разделение: физические товары, которые можно пощупать и примерить, и digital товары, которые не поддаются тактильной оценке.
Далеко не всегда их характеристики различаются. В некоторых случаях описание в карточках может совпадать: например, если речь идет о бумажных и электронных книгах. Заходя на тот или иной ресурс, пользователь понимает, что именно он приобретает».
В то же время эксперты считают, что большого упора на digital-товары WildBerries делать не будет — это не такая выгодная история для бизнеса.
Артем Сухов, директор по маркетингу Fotosklad.ru:
«Думаю, WB вывел цифровые товары на отдельный поддомен, потому что пока нет понимания, как продавать и оформлять карточки цифровых товаров. Возможно, на отдельном поддомене будут эксперименты с оформлением, форматами подачи.
Считаю, что упор на продажи цифровых товаров делать не будут: ниша не новая, приток продавцов есть, но цены на большинство продающихся цифровых товаров не такие высокие, чтобы WB это было интересно с точки зрения прибыли».
Возможно, еще одна причина вывода цифровых товаров на отдельный сайт — в освободившейся нише. Некоторые сервисы, продающие книги, ушли из России, и WildBerries подсуетился.
Максим Одинцов, руководитель digital-агентства DCMedia, основатель сервиса аналитики LikeStats, селлер на Wildberries:
«Возможно,Wildberries торопятся занять нишу, которая освободилась после ухода Bookmate и Storytel с российского рынка. Вряд ли WB полностью «переобуется» в цифру и откажется от продаж обычных товаров. Слишком много вложено в продвижение и позиционирование бренда, в организацию логистики. Однако, вполне может быть, что WB-digital будут развивать параллельно с основным продуктом».
Стоит ли продавать цифровые товары
Как и у любого другого товара, здесь есть «за» и «против».
За:
- Если у вас уже есть цифровые товары, которые вы, например, как эксперт продаете в соцсетях или на своем сайте, выйти с этими товарами на маркетплейсы несложно — ничего особенного не придется делать. Это можно воспринимать даже как пассивный доход — товары просто лежат, а вы время от времени получаете доход. Конечно, чтобы зарабатывать много, придется тратить время и деньги.
- Протестировать такой товар проще, чем физический, потому что для этого не требуется много вложений.
Борис Сысоев, основатель HR онлайн-стартапа myresume.ru:
«На Wildberries пока не наблюдается высокой конкуренции, а многие ниши и вовсе еще не представлены. Поэтому если есть сомнение, продавать или не продавать, — лучше зайти и протестировать. Серьезных вложений для этого не требуется, а если товар «зайдет», то, возможно, вы откроете для себя новый канал продаж и дополнительный трафик».
- У цифровых товаров высокая маржинальность.
Ирина Максюта, директор Модульбанка по маркетплейсам:
«Цифровые товары одни из самых маржинальных. Себестоимость складывается из минимальных затрат: обычно это сам контент + визуал.
Можно единожды вложиться в разработку продукта и потом продавать его в любом тираже, так как не нужно его каждый раз изготавливать. Если нужно внести изменения в продукт, это также делается достаточно просто».
Однако есть важный нюанс: часто создание интернет-продуктов требует гораздо больших вложений, чем кажется на первый взгляд.
Антон Блинов, руководитель TeachLine, TexTerra:
«Онлайн образование — это тоже цифровой продукт. Но «простота» разработки и масштабирования — кажущиеся. На рынке очень много образовательных продуктов. И для успешной конкуренции в нише, например, курсов по интернет-маркетингу, нужно обеспечивать качественную, экспертную методологию. Только такие продукты заинтересуют студентов и приведут их к результатам, а, значит, будут востребованы и смогут победить в конкурентной борьбе. К тому же в этой нише необходимо постоянно следить за быстро меняющимися трендами и технологиями и, следовательно, регулярно проводить обновления продукта, чему мы в ТexTerra уделяем особое внимание. В этом суть нашего обучения — не просто идти в ногу со временем, а анализировать ситуацию на рынке, прогнозировать изменения и быть на шаг впереди. Поэтому я бы не говорил про легкость масштабирования цифровых продуктов в сфере онлайн-образования».
Против:
- Многим людям пока что непонятен принцип работы цифровых товаров, и если продавать их не на отдельном сайте WildBerries, а, например, на Ozon, где все товары смешаны в кучу, могут быть негативные отзывы. Например, человек хочет купить бумажную книгу, оформил заказ, но потом увидел, что она цифровая. Как результат — негативный отзыв.
- Продавать товары могут только официальные лица: ООО, ЗАО, ИП, самозанятые. Если не готовы оформлять какой-то из этих статусов — продавать товары не получится.
- С цифровыми товарами не все так просто: некоторые из них могут плохо продаваться на маркетплейсах, как, например, книги — их удобнее покупать на специализированных сайтах и там же слушать.
Артем Сухов, директор по маркетингу Fotosklad.ru:
«Целесообразность продажи цифровых товаров стоит оценивать в каждой нише отдельно. Например, аудиокниги — хороший цифровой товар, но на маркетплейсах они продаются не очень хорошо. На то есть несколько причин:
- Обилие специализированных сервисов для аудиокниг, в рамках которых вы можете покупать, слушать, делать заметки, ставить закладки, хранить книги в «облаке» (Storytel и Bookmate не работают в России, но остались MyBook и «Литрес» — прим.TexTerra).
- Не очень удобно использовать маркетплейсы для покупки аудиокниг (в специальных сервисах книгу можно сразу после покупки прослушать, а на маркетплейсах — только купить, а после нужно придумывать, как ее воспроизвести — прим.TexTerra).
- Маркетплейсы почти не рекламируют свои разделы с цифровыми товарами, «дотянуться» до покупателя может быть сложнее, чем с обычным товаром. Вы вряд ли увидите рекламу цифровых товаров на баннерах и анонсах внутри маркетплейса».
Виды цифровых товаров: что продавать
Продавать можно практически все, что угодно. Отдельно остановимся на нескольких популярных категориях.
Сервисы и цифровые ключи
Если вы делаете какой-то софт, вам пора продавать его как цифровой товар на маркетплейсах. Сюда же относятся и подписки на сервисы фильмов, музыки и прочего контента. Такие товары нередко рекламируются:
Алиса Храмова, кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и торгового дела факультета менеджмента Университета Синергия:
«Программное обеспечение востребовано в разных сферах бизнеса. Часто приобретаются лицензии на операционные системы и антивирусные программы, лицензионные коды для активации программного обеспечения. Также популярностью пользуется прикладной узкоспециализированный софт, например, для разработки KPI в управлении бизнес-процессами; софт для управления задачами и проектами, процессами, финансами и прочим».
Игры
Крупный цифровой магазин игр Steam работает, но вы вполне можете с ним конкурировать.
Экспертную информацию
Если вы уже делаете консультации, проводите вебинары, создаете чек-листы и гайды — вы можете выложить их на маркетплейсы. Ничего не придется создавать специально для этих площадок.
К цифровому товару также относятся продукты экспертов, например, консультации. Клиент выбирает интересующую категорию/нишу, тип услуги (например, консультацию), покупает доступ в клуб к эксперту. После оплаты на почту приходит информация, как воспользоваться продуктом.
Ксения Шапаренко, стратег, эксперт по личному бренду:
«Лучше работают записанные (то есть готовые) уроки, курсы, где клиент покупает, изучает, внедряет информацию без вовлечения автора.
Такие товары продаются сами. Даже если человек не хотел ничего покупать и просто листает каталог, он легко может наткнуться на ваш товар, заинтересоваться и приобрести его. Экспертам можно не делать бесконечные запуски и воронки продаж — их товар есть на полке в виртуальном магазине, куда заходят миллионы людей. Авторы цифровых продуктов получают дополнительный доход — и бонусом новую аудиторию в социальных сетях.
Экспертам я рекомендую заходить с ходовых товаров, уже проверенных на аудитории в соцсетях. Например, подписки в клуб, сообщества, промокод на скидку на курс, готовый вебинар. Если люди не знают ваш бренд, им проще попробовать что-то простое и относительно не дорогое. Попробовав один продукт, они узнают о бренде, подпишутся в социальных сетях. И благодаря тому, что у вас уже есть контакт с ними, в дальнейшем вы легко продадите продукты клиенту на чек в разы выше».
Услуги
Еще один вариант — разместить объявление об услуге. На WildBerries она появится в разделе «услуги». По оформлению здесь все так же, как у других цифровых товаров:
Алиса Храмова, кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и торгового дела факультета менеджмента Университета Синергия:
«Востребованы цифровые услуги, оказываемые посредством Интернета: создание онлайн-рекламы, консультации, посредническая деятельность».
И все же — книги
Несмотря на то, что с продажами книг не все так просто и есть нюансы, это тоже цифровой товар. И на маркетплейсах он тоже представлен. Н аних можно продавать электронные книги для читалок и аудиокниги. Стоимость у них (как для производителей, так и для покупателей) обычно ниже, чем у бумажных изданий, что в связи с сильным повышением цен на принт, привлекает тех, кто раньше предпочитал бумажный формат:
Только имейте ввиду, что перепродавать изданные другими издательствами книги просто так нельзя. Но продавать продукцию своей компании — можно.
Ирина Максюта, директор Модульбанка по маркетплейсам:
«WildBerries отмечает рост в этой категории. Это связано и с тем, что часть сервисов закрылась, и с тем, что есть проблемы с поставками бумаги в РФ».
Как продавать цифровые товары на маркетплейсах — инструкция
Расскажем на примере WildBerries, что нужно сделать, чтобы начать продавать цифровые товары:
- Получить статус ООО, ОАО, ЗАО, ИП или самозанятого.
- Зарегистрироваться на площадке https://digital.wildberries.ru/.
- Создать магазин и заполнить его юридические данные. Нужно будет предоставить адрес, номер телефона, ИНН, а также ваше фото с паспортом руках.
- Загрузить контент — фото и/или видео товара.
- Создать предложение из этого контента: заполнить описание, название товара, расставить категории — все как у обычных товаров.
На других маркетплейсах все работает похожим образом, могут лишь незначительно отличаться шаги и интерфейс.
В заключение: ответы на главные вопросы
Как покупатель получит товар?
Чаще всего схема такая: покупатель оплачивает товар, ему приходит код, который нужно активировать для получения товара на сайте поставщика. Вместе с кодом приходит инструкция по его активации.
Бывают ли подделки цифровых товаров?
Ozon утверждает, что все на 100% оригинально. На Digital WildBerries об этом ничего не написано.
Что с возвратами товаров?
Ни на одном маркетплейсе товар вернуть нельзя, соответственно, и деньги за него получить — тоже.
Если я оформил подписку, она будет продлена автоматически в следующем месяце?
Нет. Покупая один месяц, вы оплачиваете один месяц, а потом покупку (подписку) нужно оформить снова. Либо оформлять сразу подписку на 3-6-12 месяцев.
Читайте также:
«Как работается с WildBerries производителям»