«ВКонтакте» активно развивается – почти каждую неделю выходят обновления и новые приложения для продвижения бизнеса. Но иногда у маркетологов и предпринимателей появляются смелые идеи, которые невозможно реализовать имеющимися средствами. Такие энтузиасты разрабатывают индивидуальные решения под свои нужды с помощью API «ВКонтакте». Читайте статью о том, какую выгоду может получить и уже получает бизнес от разработки собственных решений для SMM.
Что такое API и что особенного в API «ВКонтакте»?
API – это данные, которые сервис передает другим сервисам. Социальные сети передают информацию о пользователях и их действиях сторонним приложениям. Независимые разработчики могут использовать эти данные и создавать приложения под разные задачи: сервисы для знакомств, анализа аудитории, социальных рассылок и управления динамическими обложками, а также игры и чат-ботов.
«ВКонтакте» отличается тем, что передает через API намного больше данных, чем любая другая популярная социальная сеть, причем совершенно бесплатно. Но бизнес пока довольно редко использует эти возможности для разработки собственных решений. Вот несколько примеров того, к чему может привести такая разработка.
Примеры реализации
Морской бой и «Игра престолов» в школе танцев
Один из самых масштабных проектов запустил основатель и руководитель школы танцев YouDance Виталий Крюков со своей командой. Сначала они устраивали морской бой за призы.
Затем были эксперименты с динамической обложкой.
Но с началом нового сезона «Игры престолов» сообщество YouDance во «ВКонтакте» взорвала активность под названием #DanceOfThrones, в которой перемешались обложка, сериал и многопользовательская игра.
Подписчики паблика школы танцев боролись за призы от школы танцев и ее партнеров на сумму 300 тысяч рублей. Они организовывались в королевства, добывали золото своими лайками, комментариями и репостами. Затем они тратили это золото на захват территории, на которой находились призы.
По данным Виталия Крюкова, посещаемость паблика в среднем до игры составляла 100–150 человек в сутки, просмотров было 200–250. За первые 3 дня игры посещаемость выросла в 10–15 раз до показателей 1200–1500 человек, а количество просмотров достигло 4000–5000 человек. Охват паблика в пике составил 25 000 человек.
Виталий рассказал о результатах:
Бюджет такой игры с упаковкой такого уровня составит 300-500 т.р. Основная часть уйдет на программистов. В рамках этого проекта мы проработали с несколькими командами. Пока услуга динамических обложек не сильно распространена, и таких игроков немного. Кто-то заламывал цену, кто-то просто начинал делать и пропадал. Это сильно затягивало процессы. В итоге мы выпустили игру через неделю после финальной серии 7 сезона. Продолжаем получать прибыль с проекта ввиду высокого LTV в школе танцев и долгого цикла сделки с подписчиками.
Посреди игры администрация «ВКонтакте» вынесла предупреждение о нарушении официальных правил проведения конкурсов (нельзя выставлять количество репостов в качестве условия победы) и правила игры пришлось скорректировать. Тем не менее, проект #DanceofThrones дошел до логического завершения и стал победителем народного голосования премии Tagline Awards 2017.
Обложка в паблике «Церебро Таргет»
Публикация кейса #DanceofThrones в паблике сервиса «Церебро Таргет» породила новую волну интереса к разработке приложений и активностей для продвижения бизнеса во «ВКонтакте», но до реализации дошли немногие. Основатель «Церебро Таргет» Феликс Зинатуллин внимательно изучил кейс и решил разработать свою обложку в сентябре 2017 года. Он ответил на несколько моих вопросов.
Каких результатов хотели достичь внедрением своей обложки?
Одна из задач, которая перед нами стояла – это информирование читателей о конкурсе. Можно набрать баллы и получить подарки. Обложка с меняющейся информацией как раз частично решает эту задачу. С одной стороны, можно посмотреть кто лидер, с другой – посмотреть правила. Обложка в паблике – это два слайда. Один показывает кто сколько набрал баллов, а второй правила конкурса. Меняются раз в минуту.
Ставили какие-то измеримые цели?
Именно во время первого внедрения не ставили, потому что тогда все запускалось и тестировалось. Начиная от количества подарков и того, за что баллы давать. А когда предметно работали с обложкой и другое не трогали, то заметили, что для этого типа конкурса важно, чтоб в обложке было много конкурсантов. Когда было только три лидера – немного теряли в количестве участников, а когда было 5 или больше, то количество участников заметно увеличивалось. Кроме того, для удобства сделали страницу, где подробно можно посмотреть, кто за что получил сколько баллов. Думаю, будем эту страницу развивать.
То есть сейчас эта обложка уже протестированная часть системы SMM «Церебро»?
Более или менее протестировано, но постоянно что-то еще пробуем и меняем. Это часть внутренней разработки.
Есть какой-то ключевой показатель, на который вы влияете с помощью обложки?
Ключевой показатель – количество и качество активностей. Например, сейчас у нас упало качество комментариев и мы думаем, как это исправить.
Как вовлеченность от обложки связана с продажами?
Участники конкурса активные в сообществе, а это влияет и на охваты и на умную ленту и на нашу узнаваемость и на доверие и, соответственно, на продажи.
Можешь ли ты сказать, что этим заниматься выгодно?
Этим выгодно заниматься, если хорошо построены работы над контент стратегией. Если этого нет, то подобными вещами лучше не заниматься :-) Это только усиливает то, что есть. То есть если будет крутая обложка, подарки и т.д., но не будет контента или он будет очень плохим – это не приведет ни к каким результатам. Потому что тупо не на что будет ставить лайки или нечего обсуждать.
История с обложкой переросла из вовлеченности в контент в систему лояльности к продукту?
Еще нет, но планируем в эту сторону двигаться.
Почему бизнес так редко разрабатывает свои решения? Может не знают про возможности API?
Нет, знают. Но не знают, как применить. Ведь обложка, бот или приложения – это не только разработка программная и дизайнерская, там надо еще продумать саму идею, а потом проследить чтоб ее верно реализовали. Я думаю в этом сложность – в том, чтоб придумать идею.
Сколько времени и сил ушло на реализацию?
На техническую реализацию ушло, вроде, около недели. Дизайн – 1-2 дня. По деньгам – все эксперименты вылились суммарно с сентября по март тысяч в 20. Основная статья расходов – разработка, правки. В основном все траты были на старте, сейчас трат нет.
С какими трудностями столкнулись?
Трудность первая и главная – рассказать о том, что конкурс есть. Просто одного поста или рекламы недостаточно – надо это систематично делать. Трудность вторая – увеличение числа участников. Для этого мы стараемся делать что-то новое. Например, привлекать спонсоров подарков (было три сервиса и порнхаб) или даем возможность потратить баллы. Остальные трудности – это все, что с идеями связано. Например, как сделать много осмысленных комментариев или комьюнити, где читатели будут оставлять свои мысли. Это решается по сей день.
Каких результатов удалось достичь?
Отвечу скриншотами:
- Рост активности в сообществе
- Рост вирального охвата и охвата подписчиков
- Выросла посещаемость
Кроме того, конверсия в подписку стала выше и продажи выросли где-то на 20 %.
Бот-SMMщик
SMM-специалист Анастасия Югова делегировала часть своей работы по анализу сообществ своему чат-боту. Придумала она его сама, нашла разработчиков, которые запрограммировали его, и подключила к собственному паблику. Анонс запуска бота опубликовали в паблике «Церебро Таргет», на который подписаны сотни тысяч маркетологов и предпринимателей. Так что бот не остался без внимания профессионального сообщества.
В ответ на команду бот высылает анализ сообщества с оценкой и рекомендациями.
Анастасия тоже согласилась ответить на мои вопросы:
Как тебе пришла идея этого бота? Кто-то навел на мысль?
Ко мне на консультацию шли с однотипными проблемами. Чтобы оптимизировать свое время и сэкономить средства собственников бизнеса, я решила создать полезного чат-бота.
Повлиял ли на твое решение создать бота кейс «Церебро»?
За основу обложки по вовлечению я взяла ТЗ «Церебро», но простая копипаста не принесла профессионального удовлетворения, поэтому загорелась сделать что-то свое. Помню, как Феликс сказал, что «нечто крутое, скорее всего, сделать не получится». Это стало вызовом, который подстегнул взяться за разработку с усиленным рвением :-)
Какие-то маркетинговые цели ставила для бота? Хотела привлечь с его помощью клиентов или прославиться, повысить свой статус на рынке?
Если честно, то первостепенная задача — это именно оптимизация времени. Так как стоимость часовой консультации составляет 5 000 рублей и мне не интересно было разбирать одни и те же ошибки в сообществах. Хотя бот, несомненно, значительно снизил стоимость вступления в паблик и привлек внимание коллег :-)
Что пришлось сделать, чтобы запустить бота?
Вообще, запуск бота произошел достаточно быстро. За сутки подготовила ТЗ и отправила его программистам. Программисты колдовали две недели над реализацией.
Стоимость разработки составила 20 тысяч рублей. Плюс он интегрирован с платным сервисом text.ru для проверки уникальности текста. Каждый запрос от пользователя обходится мне в 50 копеек. На данный момент бот проверил 14 095 групп, средний балл – 56 из 100, среднее время проверки – 50 сек.
Периодически бывают сбои. Они редкие, но добавляют мне седых волос :-) Например, когда пользователь сделал запрос, а сервер не получил ответ и отправлял результаты проверки до победного (как-то 10 проверок одному человеку сделал). Большинство относится с пониманием.
Через месяц появилась идея интегрировать бота с приложением сообщества, чтобы увеличить виральный охват. Не скажу, что случился бум, но лояльность читателей блога увеличилась. Дело в том, что при каждой проверке бот присваивает определенное количество баллов. Когда приходит отчет об анализе — включается приложение: «Узнай, какой ты админ во вселенной супергероев».
К каждому результату привязан свой персонаж, перенесенный в плоскость ведения и продвижения сообществ. Данная доработка стоила 3 тысячи и заняла 2 дня.
Как ты нашла исполнителя-разработчика?
Когда я запускала еще самого первого бота (подсчет активностей в сообществе и информирование через чат-бота), то сервисов не было. А сильная команда всего одна – LiveCover Studio. Они делали крутые интеграции для телеканала Пятница и СТС, для меня это было лучшим социальным доказательством. Поэтому с первым ботом обратилась к ним (подсчет активностей вышел в 30к.) + через пару недель начали работать над ботом-анализатором. Для разработки приложения выбрала команду. Кстати, с ними мы еще сделали чуть позже приложение для проверки фейков.
Как это все отразилось на финансах? Удалось повысить средний чек, или что-то еще? Можно ли сказать, что это было экономически выгодное вложение?
Да, но неверно будет рассматривать это только как заслугу одного лишь бота. В этот период я ввела корректировку по контенту: проанализировала все форматы, выявила наиболее эффективные (даже проводила 3-х недельный тест, где все изображения отрисовывал иллюстратор с нуля, чтобы проследить зависимость уникальных картинок на выдачу в умной ленте) + сделала регулярный постинг (3–5 уникальных постов в день) + подключила рассылку (кстати, вторая цель-бота анализатора была подписка на рассылку) + внедрила поощрение и стимулирование активностей в сообществе.
В итоге это позволило повысить стоимость услуг в полтора раза. Запись сейчас на полгода вперед и новые проекты не беру. В феврале провела 4-й поток обучения по комплексному продвижению «ВКонтакте», где оплатили участие 317 человек (!) против 30 на предыдущем. У меня был профессиональный экстаз :-) Главное, теперь не сбавлять обороты и удерживать планку.
Заключение
Как показывает практика, создание оригинальных чат-ботов, обложек и игр внутри социальной сети может быть весьма выгодным для бизнеса. Герои нашей статьи смогли с их помощью увеличить охват, посещаемость, и вовлеченность в 10 раз. Кто-то увеличил продажи на 20 % и выстраивает систему лояльности, кто-то создал очередь из клиентов на полгода вперед и автоматизировал рутину, а кто-то получил отраслевую премию.
Если есть оригинальные идеи, реализовать их во «ВКонтакте» несложно – нужно сформулировать техническое задание и отдать его программистам. Программисты возьмут за работу от 20 тысяч рублей и напишут все за пару недель. Возможно, после тестирования и отладки платить больше не придется, а результат будет продолжать приносить прибыль. В то же время всегда есть риск, что оригинальная идея не сработает. Особенно этот риск велик, когда контент-стратегия слаба и не продумана. Важно также знать правила проведения конкурсов во «ВКонтакте» и следовать им.