Успех гарантирован, если заранее подготовленные публикации станут выходить регулярно и в определенное время? Чаще нет, чем да. 

Эффективный контент-план – результат кропотливой предварительной работы. Чтобы его создать, нужно изучить целевую аудиторию и ее поисковые запросы, выбрать нишу и начать тестировать разные стратегии продвижения. 

Контент-план – это график публикаций в соцсетях, блогах или на сайтах, который учитывает заданные темы и рубрики и чаще всего составляется на месяц. В статье мы будем говорить в основном о контент-плане соцсетей.

Прежде чем приступить к созданию контент-плана для коммерческого аккаунта, SMM-специалист «шерстит» интернет, изучает новости и тренды индустрии, профильные форумы, проводит анализ конкурентов компании, выделяет основные запросы ее аудитории. После этого разрабатывает темы и вносит их в таблицу.

Продуманный контент-план упрощает и оптимизирует работу специалиста. Но готовится в первую очередь ради продвижения аккаунта в соцсетях. Определение рубрик и круга тем, тестирование различных гипотез, эксперименты с форматами, сбор и анализ статистики – все это позволяет корректировать содержание блога и делать его более эффективным.

На практике контент-план служит SMM-щикам ориентиром, подсказкой. Он выручает, когда необходимо стабильно создавать и публиковать качественный контент, особенно если специалист работает с большим количеством аккаунтов.

Не люблю детальные контент-планы в Excel на месяц с заготовками текстов на недели вперед. Это напоминает бухгалтерский учет, а сейчас в топе – жизнь. Но простой план действий мне все-таки нужен. Когда есть структура и система, проще и спокойнее.

Чтобы в голове появилась картинка конечного продукта, я:

  • прикидываю, какие темы стоит поднять в аккаунте, распределяю их по тематическим блокам;
  • визуализирую ленту, стараюсь сделать гармоничную подборку по цветам;
  • нарушаю систему и свой план, если настроение аккаунта или новостной фон этого требуют.

В целом я за гибкую систему планирования.

Юлия Евдокимова

SMM-менеджер

Стандартные правила

Рекламного контента в аккаунте должно быть не больше 30 %. Публикации на острые и актуальные темы стоит размещать по понедельникам и вторникам, причем пользователи наиболее активны по вторникам. В середине недели лучше всего «рекламировать» себя. Конец недели – время развлекательных постов.

Помимо основных принципов в работе SMM-щиков есть много частностей. Собственные фишки, интересные наблюдения и выводы появляются с опытом. Все идеи нужно обязательно тестировать, а потом смотреть статистику. Так специалисты замечают закономерности, которые действуют в одних случаях и не действуют в других.

Многие считают контент-план показателем качества работы специалиста. Но если начать взаимодействие с контент-плана, то уже на второй день, максимум через неделю он полетит к чертям. Это жизнь. Без глубокого погружения в тему качественный контент-план не составить.

В работе блога должна быть плановость и системность, и в то же время все очень индивидуально. Есть аккаунты, которые заточены на кейсы и «событийку».

Контент-план нужен в трех случаях:

  • блог имеет систематический и привязанный к датам алгоритм выкладки постов;
  • идет работа в системе прогрева;
  • так спокойнее клиенту.

Про этот план все, как правило, забывают через неделю. И в первую очередь клиент. Вообще, стоит понимать, что, продвигая аккаунт, надо держать руку на пульсе событий, каждую неделю определять вектор развития и четко понимать, какие стоят задачи. Помимо основной ленты уделять внимание сторис, прямым эфирам, таргету, блогерскому посеву и т. д.

Анастасия Лушникова

продюсер и наставник экспертов в социальных сетях

Грамотно разработать контент-план важно. Но это только начало. Аккаунт компании должен быть интересен подписчикам, вызывать симпатию у клиентов и — главное — приносить заказы. Создать такой аккаунт помогут в «Текстерре», где знают все о продвижении в социальных сетях.

Оформление контент-плана

Четких правил тут нет. План можно составить в Excel, текстовом документе или в любой удобной программе. Кто-то прописывает, когда в течение месяца выйдут конкретные тексты, а кто-то – только рубрики и темы.

В сводные таблицы каждый специалист добавляет все, что ему кажется важным, например, графы для комментариев, отметок о датах публикаций, сбора статистики и т. д. Многое зависит от того, как SMM-щик использует контент-план и в какой степени на него опирается в работе.

Как составить контент-план: инструкция от эсэмэмщика

У меня была задача вести на Facebook аккаунт московского кадрового агентства, которое работает в сфере IT и информационной безопасности. Чтобы составить контент-план, я для начала нашла ответы на ключевые вопросы.

Кто клиенты компании и для чего ей страница на Facebook

Главное – понять, кто именно будет читать посты и смотреть сторис. Казалось бы, рекомендация ориентироваться на ЦА логичная и понятная. Но я часто сталкиваюсь с публикациями «для себя». Владельцам бизнесов стоит помнить, что реальные покупатели с их интересами и потребностями могут отличаться от воображаемых или желаемых.

Я выяснила, что клиенты кадрового агентства – это компании, которым нужны узкопрофильные специалисты, и сами такие специалисты, заинтересованные в трудоустройстве. Агентству нужна была страница на Facebook, чтобы поддерживать имидж крутой компании, выделяться среди конкурентов и привлекать клиентов.

Что интересует целевую аудиторию

Чтобы это понять, я изучаю большое количество материалов: профильные статьи, материалы отраслевых форумов и конференций, самые обсуждаемые темы сферы, законодательную базу и другое.

Аудиторию кадрового агентства из моего примера интересовали общие настроения в индустрии, ситуации на локальных рынках и у прямых конкурентов, рынок труда индустрии и его состояние после пандемии, в том числе рост и сокращение зарплат.

Каковы самые популярные поисковые запросы в рамках тем, интересных ЦА

Я смотрю, что чаще ищут в Google и в «Яндексе», проверяю самые популярные хештеги в социальных сетях.

Для аудитории кадрового агентства это были запросы и теги, связанные с поиском работы, в том числе удаленной, трудоустройством в Москве и в России, подбором персонала, зарплатами и пандемией. Здесь все довольно понятно. Но так бывает не всегда.

Что делают конкуренты компании и как ей выгодно отличаться

Конкуренты компании, с которой я работала, писали на популярные у аудитории темы: как найти работу, сотрудников, как пройти собеседование и т. д.

Я сделала упор на узкую специализацию агентства – IT и информационную безопасность. На то, что актуально для этих сфер во время пандемии. Еще решила давать новостную картину рынка труда, чтобы показать, что компания в этом компетентна и следит за происходящим.

О чем никто не пишет и не рассказывает

Такую информацию не всегда получается найти, но она ценна, поэтому попытаться стоит. Это что-то вроде уникального торгового предложения (УТП) в маркетинге, но в масштабах контент-плана. Если видим тему, которая потенциально интересна аудитории и которую никто не освещает, разрабатываем.

В случае с агентством я максимально углубилась в тему IT и информационной безопасности. На странице компании в Facebook решила размещать кейсы, посты об особенностях сферы на рынке труда.

После такой подготовки мне стало понятно, чему будут посвящены публикации в аккаунте кадрового агентства и как будет выглядеть контент-план.

Оптимальный тестовый период для контент-плана – месяц. При этом на то, чтобы компания нашла «свой» контент в соцсетях, иногда может понадобиться полгода-год. Главное, продолжать искать решения.

По итогам месяца я анализирую, что аудитории «зашло», что нет, отмечаю тенденции. Делаю выводы, какой контент добавить, какой убрать. Отдельное внимание уделяю «взрывным» постам с наибольшими охватами, смотрю на их тему, хештеги и геотеги, если были, в какой день и время вышли.

В примере с кадровым агентством я тестировала контент-план два-три месяца. В результате стало ясно, что на страницу в основном заходят соискатели, а работодатели больше ориентированы на сайт. Первым были интересны советы, как успешно устроиться на работу, адаптироваться в коллективе, что почитать и посмотреть.

Ориентируясь на запросы аудитории, я постепенно перестроила контент-план. Убрала темы, которые вызвали наименьший интерес, и расширила те, что читали лучше всего.

Посты с интересными фактами из рекрутинга, о разных профессиях и зарубежном опыте «не зашли». Их я исключила из плана. Вместо этого добавила то, что было полезно соискателям: обзоры по заработным платам, новости трудового законодательства. Стала публиковать на странице Facebook вакансии и собирать через нее резюме. Сделала вывод, что подписчики хотят читать больше актуальной информации и практически применимых советов. В результате число развлекательных рубрик сократилось, остались мотивационные посты, обзоры книг и фильмов.

Когда контент-план не нужен

Ориентируясь на свой опыт, скажу: вести аккаунты, посвященные обуви и цветам, точно можно без всякого контент-плана.

Когда я работала с обувным брендом, то команда пыталась делать разного рода контент-планы, менять содержание, вводить рубрики. Но скоро стало понятно: аудитория хорошо знает компанию и ей нужна обувь, которая подходит к сезону и соответствует мировым трендам. Подписчики не хотели читать про модные в XIX веке каблуки, их интересовало, какую коллекцию привезли в город и сколько стоят конкретные модели.

Похожая история у меня сложилась с аккаунтом цветочного бизнеса. Там важно выкладывать красивые фотографии эксклюзивных букетов и каждый раз напоминать о сервисе и услугах: оперативной доставке, цветах в наличии, возможности дополнительно заказать воздушные шары, открытки, игрушки. Что-то другое подписчикам не нужно.

В итоге каждый день в аккаунте появляются снимки букетов, то есть много внимания приходится уделять визуальной составляющей. В посте почти всегда есть пара предложений для настроения, указаны стоимость букета, условия доставки, дополнительная ссылка на аккаунт для простого перехода и номер телефона. Конечно, команда работает над позиционированием бизнеса, но по большому счету аккаунт посвящен основному продукту и тому, чем он отличается от аналогичных. Других тем там нет.

Я считаю, что контент-план – это зло. Потому что сети – живой организм, а жизнь не статична. То, что казалось актуальным вчера, сегодня может уже никого не волновать. Или появляется громкая новость, которую нельзя обойти стороной, а в плане стоит что-то совсем другое. Если следовать плану, перестаешь реагировать в соответствии с текущей повесткой.

Я, как человек с «новостийной школой», стараюсь не составлять контент-планы даже на неделю. У меня есть четкое понимание общих рубрик, и если ничего не происходит прямо сейчас, я могу достать что-то из «вечного» и опубликовать. При этом важно сверяться с происходящим в мире. Если, допустим, разместить какую-то «развлекаловку» в тот день, когда случилась какая-то крупная трагедия, это нанесет большой урон репутации.

Ксения Самоцветова

руководитель Social Media Company

Вместе с тем важно понимать запросы аудитории. Когда речь идет, скажем, о специфическом или новом бренде одежды, просто выкладывать фотографии вещей из коллекции и писать, сколько они стоят, недостаточно. Здесь важна философия бренда. Ее нужно донести до аудитории, и здесь без контент-плана не обойтись.

Что касается продвижения в соцсетях личного бренда, то, на мой взгляд, здесь тоже не нужен контент-план, подробный – точно. Представляется, что эксперт в той или иной области должен быть максимально гибким, общаться с аудиторией в режиме реального времени, оперативно комментируя главные события в своей профессиональной среде. Это невозможно спланировать.

#
SMM Гайды
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.