Привлечение на сайт аудитории из конкретного региона всегда связано с определенными сложностями. Если сайт совсем небольшой, то создавать новые региональные домены не имеет смысла. Гораздо дешевле и проще настроить региональные поддомены. О том, как именно это сделать, мы рассказали в этой статье.
Зачем нужны субдомены
Поддомен, или субдомен – домен, который идет после основного домена. В теории их может быть более 100.
Региональный поддомен – домен, который входит в цепочку доменов более высокого уровня. Например, главный домен – texterra.ru, а в этот домен может входить субдомен moscow.texterra.ru. В теории таких субдоменов может быть сколько угодно много, и все они могут наполняться разным контентом.
Папки или директории – еще один из вариантов указания региональности. Хотя в статье мы будем создавать именно субдомены, я немного расскажу и о папках.
На практике региональные версии сайтов нужны компаниями, которые имеют несколько представительств в разных областях, особенно если у магазина / организации / производства есть доставка товаров по России.
Вообще, проанализировав SERP «Яндекса» и Google по популярным коммерческим запросам, можно прийти к логическому выводу, что региональные субдомены лучше ранжируются в «Яндексе», а вот региональные папки / директории – в Google.
Преимущества региональных доменов и субдоменов
Главное достоинство поддомена – возможность дополнительной оптимизации страниц под региональные низко- и среднечастотные геозапросы. Кроме этого, региональная версия улучшит структуру основного сайта, позволит выделить тематические разделы.
Если у вашего сайта есть несколько регионов, посетитель будет видеть прямую связь между главным сайтом и региональными представительствами, что также положительно скажется на доверии аудитории.
Недостатки региональных доменов и субдоменов
У региональных поддоменов есть и существенные недостатки:
- ссылочная масса будет распределяться по всем региональным поддоменам;
- придется увеличить бюджет на создание дополнительного контента для региональной версии сайта;
- нужно будет увеличить затраты на техподдержку / SEO / обслуживание региональных доменов.
Правила создания поддоменов
На своем опыте я вывел несколько рекомендаций, которые помогут подготовиться к созданию региональной версии сайта и не допустить технических ошибок.
- Навигация. Ссылки на региональные версии сайта должны быть доступны с главной страницы.
- Контент на основном домене и региональных версиях должен быть разным. Лучше, если он будет полностью уникальным, но допускается и частичное повторение. При дублировании контента региональная версия будет идентифицирована поисковиками как неглавное зеркало.
- Адрес. Хорошо, если URL регионального поддомена будет включать в себя упоминание региона, для которого он предназначен. Например, поддомен для Владивостока – vladivostok.texterra.ru.
- Авторитет поддомена. Для поисковых систем субдомен является абсолютно новым и чистым сайтом. Все наработанные метрики главного сайта на новый субдомен не перейдут.
- Контентное соответствие. Содержимое региональных версий сайта должно быть актуальным именно для аудитории выбранного региона.
- «Яндекс.Справочник». Все региональные версии сайта должны быть добавлены в «Яндекс.Справочник». Положительным сигналом для ранжирования будет полное заполнение контактной информации в этом инструменте.
Присвоение выбранного региона поддомену в «Яндекс.Вебмастере» дает бонусы и позитивные сигналы при ранжировании сайта. Для «Яндекса» полноценные региональные домены имеют больший вес, чем простые подпапки.
Как добавить региональную версию сайта
Создаем субдомен
Подготовка к созданию поддомена заключается в добавлении нового раздела на основной сайт. Нам нужно добавить в верхнее меню пункт «Выбор города».
- Выбор города лучше добавлять в верхнее меню, которое находится в шапке сайта.
- Все ссылки должны быть исключительно прямыми.
Определяем URL субдомена
Теперь нужно решить, как именно будет выглядеть URL субдомена. Можно подсмотреть интересующий город у конкурентов:
Обычно название города в URL субдомена сокращается. Например, «Санкт-Петербург» сокращается до «SPB», «Москва» пишется целиком – «Moscow». Если вы создаете региональный поддомен для другого города, просто проанализируйте SERP и обратите внимание на конкурентов.
Заказываем уникальный контент
Без оригинального контента создавать региональные поддомены не имеет смысла. В противном случае ваш сайт может подвергнуться пессимизации за копирование.
Уникальные тексты, новые видео и фото не единственный способ сделать страницу уникальной.
- Если у вас интернет-магазин, то в карточки нужно добавлять информацию, актуальную для региональной аудитории: наличие товара в конкретном городе, пункты выдачи в конкретном городе, способы доставки для конкретного города.
- Получить уникальный текст можно, дополняя его. Например, указывать сортамент товара, актуальный для выбранного региона.
- Вся контактная информация должна соответствовать региональному магазину / офису / иной организации.
- Если ваш сайт продает сервисы, товары или услуги, на страницах региональных поддоменов нужно редактировать параметры meta robots на страницах: в заголовках (не в H1, естественно), тайтлах, описаниях страниц. Нужно указывать город или конкретный регион субдомена. Пример: «купить гитару в москве по выгодной цене» и «купить гитару в казани по выгодной цене».
- Окончательная цена товара должна быть указана с учетом доставки в выбранный регион.
- Создавайте бонусные предложения и акции для пользователей из региона субдомена.
Создаем Sitemap
Для каждого регионального субдомена необходимо создать собственную карту сайта. Если у нас две или более региональных версий сайта, то Sitemap.xml должна включать их все:
- https://moscow.texterra.ru/sitemap.xml
- https://spb.texterra.ru/sitemap.xml
Сегодня используются два вида карт сайта: sitemap.xml и sitemap.html.
В первом случае речь идет об отдельном файле, который находится в корне сайта. Его могут прочитать любые поисковые системы. Главная цель sitemap.xml – показать поисковикам, какие именно URL нуждаются в индексации. Sitemap.html –уже статическая страница, которая содержит URL, ведущие на основные разделы сайта. Этот вид карты предназначен для посетителей, а не для поисковых машин.
Для начала необходимо подтвердить права на все будущие субдомены в «Яндекс.Вебмастер» и Google Search Console. Для этого нужно открыть «Яндекс.Вебмастер», выбрать пункт «Добавить сайт» и следовать предоставленным инструкциям. В Google Search Console добавление сайта осуществляется аналогичным образом.
XML-карта
Напомню, карта сайта представляет из себя список URL, которые должны обойти поисковые краулеры для индексации новых страниц. После обхода новые страницы появятся в поисковой выдаче. Для каждого регионального субдомена должна быть своя карта сайта.
Выглядит sitemap.xml так:
<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <urlset xmlns="http://www.sitemaps.org/schemas/sitemap/0.9"> <url> <loc>http://www.example.com/</loc> <lastmod>2019-01-23</lastmod> <changefreq>monthly</changefreq> <priority>0.9</priority> </url> </urlset>
В каждой карте сайта должен быть лист всех URL используемого субдомена. В карте главного сайта недопустимы URL региональных субдоменов.
Если XML-карты для каждого нового субдомена сформированы, необходимо сообщить об этом «Яндексу» и Google.
Чтобы добавить карту регионального субдомена в «Яндекс», открываем «Яндекс.Вебмастер». Выбираем нужный сайт в верхней панели и кликам по пункту «Индексирование», затем – «ФайлыSitemap». Загружаем сформированную карту. Ждем, пока краулеры обойдут все новые версии сайта.
Добавить карту регионального субдомена в Google не сложнее. Открываем Google Search Console и выбираем нужный сайт в верхней панели инструментов. Нас интересует пункт «Файлы Sitemap». В поле рядом с вашим доменом водим «sitemap.xml» и выбираем «Отправить».
HTML-карта
Теперь нужно создать HTML-карту. Формировать ее нужно для каждого регионального субдомена в отдельности.
URL на Sitemap.html должна быть размещена в футере, а значит, на всех страницах субдомена. При формировании HTML-карты нужно проследить, чтобы все URL располагались согласно иерархии страниц.
В каждый отдельной HTML-карте должны перечисляться все URL на канонические страницы субдомена.
Помните, что указанные ссылки на субдомены должны быть открытыми и отдавать 200 код.
Robots
Каждый региональный субдомен должен иметь не только собственную карту сайта, но и собственный файл robots.txt.
Robots.txt может выглядеть следующим образом (пример, который не нужно использовать):
User-Agent: *
Allow: /
Sitemap: https://spb.texterra.ru
Теперь переходим к дальнейшей настройке инструментов вебмастера Google и «Яндекс».
Как указать регион в субдомена в «Яндекс.Вебмастер»
Открываем «Яндекс.Вебмастер» и выбираем сайт в верхней части панели вебмастера. Теперь открываем пункт «Информация о сайте», в разделе «Региональность» добавляем все субдомены основного сайта.
Как добавить региональные субдомены в «Яндекс.Справочник»
Заполненная карточка организации в «Яндекс.Справочнике» является положительным сигналом ранжирования для поисковой системы. Чтобы разместить в «Яндекс.Справочнике» информацию о региональных субдоменах, просто добавляем новую организацию и вводим всю информацию о ней:
При заполнении карточки обратите внимание на то, что в разделе «Сайт» нужно указывать именно региональную версию субдомена. Естественно, что адрес / телефоны / другие контактные данные тоже должны относиться именно к региональному магазину / офису / складу.
Добавление регионального поддомена в Google
В Google добавить региональные субдомены можно, если у вас есть полноценная версия сайта для другой страны / другого языка. Добавить поддомен для другого российского города, как в «Яндекс», в Google не получится. Соответственно, для регионального продвижения в Google, нужно использовать не субдомены, а региональные подпапки.
Для добавления субдомена на другом языке в Google Search Console открываем инструменты вебмастера и выбираем требуемый домен. Открываем пункт «Поисковый трафик» и в разделе «Таргетинг по странам» указываем региональные субдомены:
Для активации таргетинга по странам и языкам в Google Search Console на сайте должен использоваться атрибут hreflang.
Если вы пользуетесь инструментом Google My Business, то добавить региональные субдомены нужно и в нем. Для этого открываем инструмент, выбираем пункт «Адреса» и в правой части экрана кликаем «Добавить адрес».
Продвигая региональные версии сайтов, наращивайте ссылочную массу. Используйте для этого сайты-доноры с региональными доменами.
Хороший пример регионального продвижения при помощи поддоменов демонстрирует «Папа Джонc»:
Подкаталоги для городов
Региональные субдомены – это хорошо, но внедрить их можно далеко не всегда. Иногда не позволяет бюджет, иногда возникают технические сложности. Если внедрить полноценные поддомены невозможно, воспользуйтесь региональными директориями.
Мы уже знаем, что поддомен – это субдомен третьего (и мельче) уровня.
Подкаталог – просто отдельная папка (директория), которая находится в корне сайта. Например, texterra.ru/moscow/.
На практике, региональных подкаталогов или директорий может быть сколь угодно много, как и субдоменов.
Региональные подпапки имеют несколько преимуществ:
- сохранение возраста домена;
- сохранение всех метрик домена, включая ИКС, Page Rank;
- сохранение ссылочной массы;
- быстрая индексация.
Главный недостаток региональных директорий заключается в том, что поисковые системы не будут видеть такую подпапку как отдельные региональные поддомены. Соответственно, задать подпапке собственный регион в «Яндекс.Вебмастер» не получится.
Заключение
Продвигаться в определенном регионе бывает непросто. Для этого нужно тщательно подготовить сайт и создать отдельный поддомен. Он может быть один, но обычно их больше, особенно если вы работаете сразу с несколькими городами и полноценно присутствуете в них.
Если вы планируете получать клиентов в основном из «Яндекса», то сценарий с вовлечением региональных субдоменов – наилучший вариант. Так удастся не только привязать сайт к конкретному региону в инструментах вебмастера, но и получить экстратрафик за счет лучшего ранжирования в регионе субдомена. Бонусы в ранжировании будут точно.
Если цель – продвигаться в Google, то лучше выбрать сценарий с созданием региональных директорий. Подпапки для отдельных регионов позволят сохранить все набранные метрики домена и не растерять вес сайта в глазах поисковых систем.
Поддомены и папки (директории) работают не только для разных городов, но и для разных стран. Если у вас международный бизнес, то региональные поддомены или подпапки – отличное решение.