Беды 2022 года – лишь черная вишенка на несвежем экономическом «торте».
Веселенькие интернет-маркетплейсы, зовущие мелкобуржуазно насладиться уютным потреблением, полки магазинов, ломящиеся от товаров, обилие иностранных авто на улицах городов, бурление соцсетей – лишь фальшфасад российской экономики.
За ним скрывается то, что усердно прячут политики, и честно, но негромко описывают ученые профильных институтов Российской академии наук. А именно:
- многолетнее снижение качества трудовой занятости населения;
- большие масштабы абсолютной монетарной бедности;
- огромное социальное неравенство;
- хроническая жилищная бедность и высокие разрывы в жилищной обеспеченности граждан;
- затяжной демографический кризис.
В 2020 году ВВП России все еще был на 16,6 % ниже уровня 1991 года. В стране до сих пор широко используются основные фонды, созданные в СССР. Результаты попыток их модернизировать неутешительны: в доковидном 2019 году степень изношенности фондов составляла 37,8 % (улучшение всего на 11 % по сравнению с 2013 годом).
30 лет специфического русского капитализма привели к кардинальным изменениям в социальной сфере, и нравятся они лишь очень небольшой группе россиян, которую принято причислять к неким «элитам».
По сути, капитализм в России провалился. По оценкам ученых, страна все еще находится на этапе первоначального накопления капитала. И, по ощущениям большинства граждан, он безнадежно затянулся.
За три десятка лет – три вида капитализма
Группа ученых Лаборатории проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН в мае 2022 года опубликовала работу «Социальные последствия тридцати лет капиталистических реформ в России». Этот трезвый научный документ развеивает все иллюзии по поводу благополучия жителей страны.
Как сообщают исследователи, российское общество за 30 лет вынуждено было адаптироваться к трем капиталистическим моделям.
В 1991-1999 годах был период либерально-олигархических реформ. Его результаты:
- глубокая рецессия;
- денежный фетишизм;
- внеэкономический передел государственной собственности;
- взращивание паразитической «элиты»;
- подчинение государства власти олигархов;
- экономическая и политическая зависимость от Запада;
- социальная катастрофа.
В 2000-2013 годах при сохранении либерально-капиталистических основ произошло усиление государственного капитализма. Результаты:
- восстановительный рост экономики;
- некоторое повышение уровня жизни во всех социальных слоях.
Но вместе с тем:
- сохранение высокого социального неравенства богатых и бедных;
- еще большее усиление денежного фетишизма среди наиболее алчных россиян.
Большинство населения при этой формации было вынуждено зарабатывать на жизнь в стиле «ну хоть как-нибудь». Сохранялась зависимость от Запада и заметное влияние финансовой олигархии на решения властных управленцев.
Начиная с 2014 года, россияне живут при упрочившимся госкапитализме. Достижения этого поворота тоже мало кого могут вдохновить:
- с одной стороны неприятная зависимость от Запада чуть ослабла (во всяком случае декларативно);
- началась структурная перестройка экономики в сторону большего контроля со стороны государства, что одних заставляло потирать ручки, а других огорчало.
Однако, пытаясь исправить «либерально-олигархические ошибки», русский госкапитализм умудрился навлечь на себя санкции со стороны наиболее крупных экономик планеты, вкатился на этой волне в демографически убийственную пандемию Covid-19, а затем одержал новые и совершенно фантастические санкционные успехи, аналога которым в мировой истории еще не было.
Как утверждают ученые, на этапе госкапитализма «…произошло снижение уровня и качества жизни основных слоев населения при сохранении высокого социального неравенства и отрыва интересов правящих “элит” от нужд большинства населения страны».
Авторы научной работы заявляют, что стране необходимо «…изменение курса на продолжение капиталистического реформирования, в каких бы формах оно в дальнейшем ни осуществлялось». И у ученых есть для этого утверждения серьезные основания.
Почти половина россиян работает в условиях неустойчивой занятости, а бедны почти все
Неустойчивая или прекаризованная занятость – это вынужденная утрата работниками части или всех трудовых и социальных прав. Наука считает, что она присуща капитализму по определению.
Как только в начале 90-х в России начал формироваться институт частной собственности на средства производства, неустойчивая занятость, ранее бывшая в диковинку советским людям, сделалась одной из основных примет времени.
Масштабы развернувшегося отъема трудовых прав ученые смогли оценить лишь в 2000-х. В период «второго капитализма» 37,3 % работающих россиян имели нестабильную работу. С учетом теневой занятости доля прекариата, вероятно, была меньше, но данные о скрытой экономике в те годы не собирались.
Что любопытно, с наступлением в 2014 году «третьего капитализма», распространенность неустойчивой занятости не сократилась, а выросла до 53,6 % (без учета теневой трудоустроенности) или 47,6 % (с учетом скрытых заработков).
В 2020-м году доля прекаризованных россиян составляла от 46,4 до 50,5 %. В частном секторе этот показатель достиг 56,1 %–63 % (в зависимости от набора индикаторов для расчета).
Неустойчивая занятость в государственном секторе тоже очень распространена: трудовые права ограничены минимум у 40,6 % работников.
Прекаризация труда в России тесно связана с низким уровнем заработной платы. То есть половина населения не только страдает от ситуации, когда работа то есть, то ее нет. За работу еще и очень плохо платят.
Исследователи из уже упоминавшегося Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, а также Научного центра экономики труда Российского экономического университета им. Плеханова утверждают, что по результатам 30 лет российских капиталистических реформ…
«…только порядка 4-6 % работников организаций отличает устойчивая занятость и сравнительно благополучное положение по душевым денежным доходам в их домохозяйствах».
Вот она, реальная доля зажиточных россиян среди тех, кто стабильно работает – 6 % максимум. Среди тех, кто имеет неустойчивую занятость, смогли конвертировать свой труд в заметный достаток своих семей 6-8 %.
А 70 % граждан имеют нестабильную работу и находятся в неблагополучном положении по душевым денежным доходам домохозяйств.
Убогое потребление и дикая закредитованность
Новый капитализм в России начался с либерализации розничной стоимости товаров и услуг и гиперинфляции. В период 1991-2020 гг. потребительские цены выросли в 108 677 раз. При этом продовольственные товары подорожали в 93 517 раз, непродовольственные – в 58 126 раз, а платные услуги… в 830 417 раз.
В период «спокойных» 2014–2020 годов. потребительские цены увеличились в 1,5–1,6 раза по всем группам товаров и услуг. В 2022 началось новое переписывание ценников, масштаб которого ученым еще предстоит оценить.
К настоящему моменту в России сформировались обособленные потребительские рынки для наименее-, средне- и высокообеспеченных слоев населения. 49,4 % граждан ученые относят к бедным и низкообеспеченным. Еще 23,7 % материально обеспечены ниже среднего уровня. Подробнее разбивка по доходам приведена в таблице ниже:
Исследователи утверждают:
«30-летняя капиталистическая трансформация России имела неблагоприятные последствия для доходов населения, используемых на потребление. В 2020 г. по сравнению с 1990 г. суммарная доля двух наименее благополучных групп населения возросла на 40,4 процентных пункта».
Россиянам все сложнее поддерживать сносный уровень потребления. На бюджеты домохозяйств оказывают большое давление обязательные платежи и взносы (включая платежи по потребительским кредитам.
В 1990 году потребительские расходы и обязательные платежи с разнообразными взносами (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты по кредитам) забирали из доходов граждан 87,5 %. А в 2020 году – уже 91,5 % .
У людей просто нет денег на относительно комфортные покупки. И ограниченный бюджет домохозяйств толкает россиян на излишнее вовлечение в потребительское кредитование.
Ученые считают закредитованность населения особенностью современной России. Несмотря на постоянное снижение реальных доходов, объем «плохих кредитов» в абсолютном выражении растет (данные Банка России). Темпы кредитования увеличиваются, в то время как доходы худеют, а к экономическому росту отсутствуют какие-либо предпосылки.
Ученые считают, что в головах россиян господствует опасная иллюзия доступности материальных благ и услуг, которую поддерживает отрасль потребительского кредитования.
На самом деле успехи русского капитализма таковы, что мы получили общество с устойчиво низким уровнем потребления у основной части населения и одновременно высокое неравенство в этом самом потреблении.
Блага доступны лишь в рекламе, в реале же они не по карману абсолютному большинству.
Хроническая жилищная бедность и старение населения
За 30 лет капитализма в России ситуация с жилищной обеспеченностью граждан по сравнению с позднесоветским периодом истории кардинально не изменилась. По-прежнему более 80 % населения не имеет доступа к средним стандартам обеспеченности жильем. Жилищные условия преобладающей части россиян ученые квалифицируют как «наиболее плохие», «плохие» или «ниже средних». Жилье среднего стандарта имеют 11,2 % граждан, а высшего – лишь 4,1 %.
Дурные обстоятельства жизни, бедность, низкий уровень потребления запустили удручающие демографические процессы. Начиная с 2015 года в России формировалась новая устойчивая тенденция к естественной убыли населения. Происходит небывалое сокращение числа потенциальных матерей, и оно будет продолжаться в ближайшие 10–15 лет.
В последнее десятилетие значительно уменьшилась доля россиян трудоспособного возраста – с 61,6 % в 2010 году до 56,0 % на 1 января 2021 года.
Рождаемость падает, несмотря на временные успехи ее стимуляции при помощи выплат «материнского капитала». Она росла в 2007–2015 годах, а затем вновь пошла на понижение.
На масштабах же 30 лет капитализма ситуация такова: средний размер советской семьи составлял 3,2 человека (данные переписи 1989 года). В 2010 году он уменьшился до 2,6, а в 2015 году – до 2,4.
В 1990-м суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину составлял 1,89, в 2015-м – 1,78, в 2020-м – уже 1,5 (и это несмотря на то, что с 2014 года в статистику стали включать жителей Крыма).
Исследователи утверждают, что на демографическую ситуацию в России несомненно влияют внешние факторы (например, мировые «демографические волны»), но основными причинами негативных тенденций являются факторы внутренние. Среди них: бедность и экономическая неустойчивость значительной части домохозяйств, неуверенность в жизненных перспективах.
Одна из главных причин очевидна – рождение первого и каждого последующего ребенка делает молодую российскую семью сильно беднее. Она оказывается в неблагополучном положении как по доходам, так и по жилищным условиям.
Это негодный, совсем плохой капитализм
Когда начались капиталистические преобразования, россияне ожидали экономического роста и увеличения доходов. Но, поскольку основа для этого так и не была создана, капитализм обернулся пшиком.
Коренной причиной проблемы, по мнению исследователей, является дурная реформация трудовых отношений, приведшая к массовой неустойчивой занятости и заниженной оплате труда.
Ученые бесстрастно сообщают: властные структуры и бизнес продолжают игнорировать высокую потребность общества в решении острейших проблем трудового рынка. Особенно в снижении масштабов прекаризованной занятости, которая рушит доходы семей, снижает качество потребления и условия жизни людей.
Наука считает, что России необходимы реальные капиталистические реформы, в том числе освобождение от денежного фетишизма и капиталократии, развязывание узлов антагонизма между разными слоями общества.
Если вольно перевести это на общепонятный язык, то ситуация такова: 30 лет люди, возомнившие себя «элитами», паразитировали на большей части граждан, искусственно занижая оплату труда, отнимая трудовые права, всячески поддерживая неустойчивую занятость, выращивая прекариат и препятствуя формированию среднего класса.
Проблема выросла уже до вопиющих масштабов, и большинство россиян сегодня может с полной ответственностью заявить: такой капитализм нам не нужен. Вопрос только в том, кто их услышит, если даже голоса ученых из солидных государственных институтов Российской Академии наук игнорируются десятилетиями?..