Российский потребитель не понимает, как формируются цены на иностранные товары.

Курс рубля в последние месяцы обсуждается ожесточенно. «Реально доллар стоит 140! Вы цены-то сравните там и тут – какие еще 60 рублей от Центробанка, это обман!» – восклицают блогеры, а за ними розничный покупатель. Действительно, при поверхностном взгляде официальный курс рубля к доллару, установленный ЦБ РФ, выглядит совершенно виртуальным. Курс на Московской бирже также не внушает широкой публике доверия. А банки предлагают населению продать им баксы за сущую безделицу.

Если же сравнивать цены на товары, произведенные в США и Европе, на витринах американского Amazon или на eBay, а затем в российских интернет-магазинах, то возникнет соблазн поверить, будто настоящий курс колеблется в диапазоне от 105 до 139,5 рублей за один доллар США (при официальном – около 61 рубля на 7 июня). Но это будет сильно упрощенный взгляд на вещи.

Скажем, «Сбербанк» считает, что среднегодовой курс в 2022 году составит 73-75 рублей за доллар. В начале июня за ловкость в укреплении рубля главу ЦБ РФ Эльвиру Набиуллину похвалил посол США в России Джон Салливан. В частности, он сказал:

Председатель Центрального банка – исключительно талантливый человек: она провела великолепную работу по временному укреплению рубля, может быть, даже чрезмерному.

Работа – да, была проделана титаническая. До сентября физические лица не могут приобрести доллары США, это незаконно. Проведя такой запрет, ЦБ уничтожил на корню легальный спрос на американскую валюту со стороны частных лиц.

Запрещен вывоз за границу наличных долларов в размере более 10 000 на одного человека. В безналичном виде физлица-резиденты РФ могут отправлять в иностранные банки не более 150 000 долларов в месяц. Все, кто заработал доллары на мировом рынке и получил их на свои счета в России, обязаны переводить 50 % выручки в рубли.

В общем, свободного обращения американской валюты в России нет, и это позволяет удерживать курс рубля в удивительных для россиян пределах. Люди просто не могут поверить в такое. Тем более и розничные цены наталкивают на подозрения.

Но что на самом деле происходит с российскими ценниками на товары из Европы и США? Играют ли роль в их галопировании «обманный» курс ЦБ и «реальный» курс, каким его представляют себе россияне?

Дело в логистике, НДС, таможенных платежах и прочих тонкостях

Мы попросили анонимно рассказать о формировании цен в РФ на европейские и американские товары гендиректора одного крупного российского интернет-магазина, продающего брендовое музыкальное оборудование. И вот что удалось выяснить.

У юридических лиц в России нет проблемы купить доллары или евро для оплаты поставок из-за рубежа. Причем безналичная валюта доступна по курсу близкому к тому, что устанавливает ЦБ. Например, 7 июня 2022 года импортер мог приобрести доллары по 61 рублю, евро – по 64 рубля.

Другое дело, что приходится иметь счета в банках, которые не попали под иностранные санкции, иначе перевести средства заграничным поставщикам не выйдет. Наш источник сообщает:

Мы переводим рубли в <…> банк, там покупаем валюту и расплачиваемся с поставщиками. Единственная проблема в последнее время у нас возникла с оплатой поставки из Германии – наш платеж не приняли и отправили обратно. Италия, Голландия, Венгрия, США, Бельгия принимали у нас оплаты.

Отметим для себя: российский бизнес покупает иностранные товары именно по тому курсу, который декларируют ЦБ и Московская биржа. Но что же тогда происходит с ценами? Почему розничному покупателю кажется, что они неадекватны по сравнению с тем же Amazon?

Вспомним, во-первых, про кризис морских перевозок, вызванный пандемией «Ковида». Он не утих до сих пор и привел к росту цен на доставку в РФ импортных товаров еще до 24 февраля 2022 года. А после этой даты три крупнейших мировых перевозчика вовсе отказались работать с Россией. Рассказывает наш собеседник:

«До «Ковида» аренда морского контейнера стоила 1500$, а перед февральскими событиями – уже 8000$ (из-за контейнерного кризиса). Если в 2008 году, привозя контейнер в РФ из Китая, мы платили (включая доставку и необходимые по закону платежи) 15-20 % к стоимости товара, то в 2019 – 35-50 %, в 2021 – 70 %, а в 2022 – уже 70-100 %. Последние привозы получались именно такими…».

Во-вторых, если мы говорим о ввозе электроники, то вся она требует сертификации:

«…Сертификация обходится примерно в 1500 евро на каждое наименование. Хорошо, если у тебя есть товар, который продается сотнями и стоит дорого, тогда каждая единица товара прибавляет около 15 евро. А вот если ты везешь блок питания за 1,5$ в количестве всего 1000 штук, то его цена подскакивает для конечного покупателя сразу до 3 долларов из-за одной лишь сертификации. И это еще мы не учитываем стоимость доставки, таможни»…

Третья причина роста цен на иностранные товары в РФ – налог на добавленную стоимость в размере 20 %. Импортеры не могут его не платить. Также им приходится совершать обязательные таможенные платежи.

В пиковые дни для курса рубля, когда он сильно падал в 2022 году, стоимость морской контейнерной доставки и таможенных платежей достигала 107 % от стоимости самого товара (личный опыт нашего собеседника), и это был не предел.

О том, является ли нынешний курс рубля искусственным или нет, импортер говорит так:

Курс-то реальный, но большие риски при платежах поставщикам, очень дорого привезти товар. Поэтому я соглашусь с оценкой «Сбербанка» – считать нужно по 70-75 рублей за доллар, а не по 61.

На цены иностранных товаров в России дополнительно влияет еще множество тонкостей. До ограничений на платежи со стороны физических лиц из РФ в адрес иностранных интернет-магазинов некоторые товары действительно было выгодно покупать за границей.

Скажем, немецкие онлайн-площадки не платили в России налогов. При этом закупали товары у вендоров с приличными скидками – напрямую со складов производителей. Немецким продавцам достаточно было добавить к цене закупки 30-35 %, и они уже были в приличном выигрыше. Им даже выгоднее было продавать товар в России, чем в самой Германии.

Российские же импортеры вынуждены были платить НДС, платить за доставку, поэтому им трудно давалась ценовая конкуренция с немцами. То же самое касалось и онлайн-продавцов из некоторых других европейских стран.

Также стоит знать, что у многих, если не большинства российских импортеров (особенно в регионах) было и есть в цепочке поставок «лишнее» звено – официальные дистрибьюторы. Производители товаров поставляют их дистрибьюторам, те имеют свою маржу, хотя и вынуждены делать скидки дилерам из регионов.

Магазины, взявшие товар у дистрибьюторов, тоже устанавливают свою маржу. В результате в российской рознице он оказывается заметно дороже, чем в американской или западноевропейской.

На Западе институт дистрибьюторов не так распространен. Магазины забирают товары прямо со складов вендоров, а логистика при этом налажена очень дешевая. Фактически оптовая торговля там почти не существует для многих товарных групп.

Таким образом приходим к пониманию: некорректно сравнивать цены на один и тот же товар в российских и западных магазинах. Неправильно думать, что российские торговые компании ослеплены жадностью (хотя есть и такие). И уж тем более не стоит делать далеко идущие выводы о курсе рубля к доллару, исходя из сравнения розничных цен.

Некоторые цены в российской рознице упадут, но будет дефицит брендовых товаров

Наш источник сообщает: «На все китайское цены уже февральские, а будут еще ниже. Сейчас хороший курс юаня к рублю и закупать в юанях точно выгоднее, чем в долларах.

Логистика в целом налаживается – сейчас мы возим по железной дороге через Китай, это выходит намного дешевле.

Но на железной дороге, конечно, очереди, особенно в Подмосковье, на терминале. Иногда по 3 недели не можем забрать груз…»

Но вот что касается товаров всемирно известных западных брендов, то с ними дела не очень хорошо. Несмотря на то, что правительства Западных стран не принуждают компании уходить из России, те массово уходят.

Если говорить о брендах музыкального оборудования, то ушли уже три четверти. Российские компании продают складские остатки. И при этом многие завышают цены, что провоцирует думать о «потребительском» курсе рубля к доллару в 100-120 рублей.

Наш источник считает, что винить отечественных предпринимателей за это не нужно:

Лучше выкладывать на витрину хоть что-то, чем вообще не иметь товара физически и не мочь его привезти.

Проблему с грядущим дефицитом подогревает то, что с пресловутым параллельным импортом тоже не все гладко. Российский бизнес планировал закупаться в Казахстане, но вендоры об этом легко догадались и перекрыли поставки казахским дистрибьюторам. Напомним, что это инициатива самих производителей.

Однако далеко не все бренды из США и Европы отказываются продавать свои товары в РФ и Казахстане. Некоторые формально закрывают сайты для россиян, но с импортерами из России продолжают работать даже напрямую. Часть производителей декларирует уход с «неправильных» рынков, но потихоньку поставляет товар через посредников.

Объем грядущего дефицита в России сложных патентованных товаров из Европы и США пока оценить трудно. Хотя мы уже видим, что в некоторых товарных группах он может достигать трех четвертей всех представленных ранее брендов.

К сожалению, в той же электронике разных видов Китай не в состоянии заместить все позиции, поскольку не имеет соответствующих патентов или лицензий от держателей патентов.

Что же касается широко обсуждаемого «импортозамещения», то в высокотехнологичных отраслях оно просто невозможно. Увы, в России хоть сколько-нибудь сопоставимого с Западом числа прикладных разработок нет, как нет и производственных мощностей. Так что скорый дефицит как минимум высокотехнологичной электроники россиянам гарантирован.

Возможно он тоже повлияет на рост цен и вызовет к жизни новую мифологию на тему «сколько на самом деле стоит рубль».

Однако нынешняя дороговизна западных товаров в РФ с курсом рубль-доллар связана косвенно. Проблема вовсе не в нем, а сами можем догадаться, в чем…

#
Мнение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.