Команда «Яндекса» 17 декабря представила «Вегу» – следующее после «Андромеды» крупное обновление поиска, в котором более 1 500 улучшений.

Первой реакцией была мысль, что главный поисковик рунета сознательно убивает поиск. Но проджект-менеджеры «Текстерры» попытались разобраться, что же произошло, куда движется «Яндекс» и что теперь будет с продвижением.

Монополизация выдачи

Очевидно, что «Яндекс» все дальше уходит от свободного поиска – забирает выдачу в свои руки. Он превращается в гигантский, практически монопольный агрегатор трафика, который только по привычке можно считать поисковым.

Если взглянуть на нынешний интерфейс поиска, это, скорее, набор сервисов, таких как «Дзен», «Услуги», «Кью», «Беру», агрегатор «Маркет», «Район», «Музыка». Они живут за счет основного потока трафика из поисковых запросов. Если раньше контекстная реклама откусывала себе часть, то теперь «Яндекс» предлагает (или навязывает) свой контент всем посетителям. Что это значит для продвижения?

Екатерина Колесникова,
проектный директор «Текстерры»

Стратегия кардинально меняется. Чтобы активно наращивать трафик и быстро получить лиды, нужно это делать не через сайт, а по большей части через сервисы «Яндекса» – «Карты», «Знатоки», «Кью» и прочее.

Классическое SEO, как и было объявлено, отмирает.

Удобно ли это и выживет ли в долгосрочной перспективе? Вероятно, да. Но не стоит забывать про Google, который явно идет в другом направлении. И его поиск международный, не заточен под Россию.

Кстати, эти новые штуки требуют реальных инвестиций. Это немалые вложения и вопрос в том, что с ними будет дальше? Мы помним сервисы, которые не взлетели и были закрыты по разным причинам. Например, «Кит», «Я.ру», «Народ», «Краски» и другие. Скорее всего, там не было рентабельности. И не факт, что так не случится теперь.

Так что, если у вас есть аудитория в «Яндексе», нужно в дополнение к привычному SEO подключать такие каналы, как «Дзен», «Знатоки», «Карты» «Справочники» и прочее. Но и не забывать про сайт. Так или иначе, пользователи придут на него, чтобы лучше познакомиться с вашими предложениями, с вашим брендом.

Важно, что эта история работает больше для локального бизнеса. Сфера B2B и сложные, технологичные услуги остаются нетронутыми в рамках этого обновления.

Ручное управление

Идея использовать экспертов для анализа качества контента не новая. Google давно оценивает значимые страницы таким способом. Есть «Рекомендации по оценке качества поиска» – инструкция для асессоров с вполне понятными критериями. Там есть требования к страницам «высокого» и «высочайшего» качества, содержащим критически важную информацию и особый уровень экспертизы. Что понимает под этим «Яндекс», пока что не очевидно. Не секрет, что асессоры давно участвуют в анализе контента и заняты обучением алгоритмов. Без этого пока не обойтись.

Вероятно, новая идея «Яндекса» заключается в том, чтобы дать экспертам право поднимать в топ какие-то ресурсы в ручном режиме, а что-то, наоборот, пессимизировать. Хорошо это или плохо, покажет время. Но хочется верить, что поисковик не станет грубо вмешиваться в результаты выдачи на основании субъективного мнения людей.

Катерина Колесникова,
проектный директор «Текстерры»

Новшество «Веги», связанное с проверкой сайтов асессорами, говорит о том, чтобы мы делали проекты еще более удобными, красивыми и полезными.

Так что нельзя сказать, что SEO для «Яндекса» умрет. Нет, оно просто переходит на новый уровень, усложняется.

Смысл в том, что с каждым годом будет нужно все больше усилий. Уже нельзя просто так получить результат, который пятью годами раньше можно было увидеть, купив ссылок на 15 тыс. рублей. Или еще чуть раньше, вписав 10 раз один ключ в 500 символов текста. Так что менять подход к продвижению необходимо.

Как быть с «Кью»

Новые сервисы «Яндекса», которые пришли с «Вегой», это, во многом, переосмысление и ребрендинг старых идей. Они могут быть полезны в продвижении, если правильно подойти к вопросу.

Павел Антипов,
проджект-менеджер «Текстерры»

«Яндекс.Знатоки», когда появились, позиционировали себя как площадка, где можно получить экспертное мнение. Не просто ответ на глупый вопрос, а информацию от людей, хорошо разбирающихся в той или иной области. В итоге получился аналог «Ответов» Mail.ru.

Проблема была в том, что без экспертизы к сервису сложилось не очень серьезное отношение. Покупка в дополнение TheQuestion результата тоже не принесла. А сейчас они делают ребрендинг всей этой истории под названием «Яндекс.Кью». Он должен объединить предыдущие.

Интересно, что по аналогии с Reddit – крупнейшей площадкой буржунета для обсуждений, появились тематические разделы. Выглядит перспективно и, мне кажется, есть потенциал для развития. Наверняка результаты с ответами из «Кью» будут попадать в колдунщики поисковой выдачи, то есть в органику.

После «Веги» имеет смысл обратить внимание не только на продвижение самого сайта, но и экспертов бренда, контента в сервисе «Кью», который отвечает на вопросы пользователей.

Что в итоге

Нельзя точно сказать, как именно повлияет «Вега» на продвижение и какие еще тренды за ним последуют. Но уже очевидно, что изменится подход к подготовке контента, и легче работать не станет. Как это должно выглядеть?

Павел Антипов,
проджект-менеджер «Текстерры»

Если раньше мы могли занести информацию в «Справочник» и на этом успокоиться, то сейчас нужно точнее заводить локации, активно продвигаться на «Карте». Наверняка нужно будет оптимизировать под голосовой поиск, потому что он хорошо работает с геолокацией. Роль контента меняется – теперь придется дополнительно ориентироваться на информационные запросы, давать ответы на площадках «Яндекса», в новом «Кью».

Получается, теперь еще больше нужно быть экспертом. Все идет именно к этому. А вы что думаете?