За последние полгода произошло множество интересных событий на рынке поискового маркетинга. Самым «громким» стало, бесспорно, введение поисковой системой «Яндекс» алгоритма «Минусинск», который понижает сайты в выдаче за использование SEO-ссылок. Вторым по значимости стало обновление фильтра «АГС» – теперь санкции (обнуление тИЦ, понижение в выдаче) будут накладываться не только на те сайты, которые используют SEO-ссылки, но и на те, кто их продает.
С нашей точки зрения, эти нововведения «Яндекса» оправданы, логичны и – чего уж там – давно нами ожидаемы. Вся логика развития поисковых систем к этим событиям вела давно. Но, с другой стороны, рынок поисковой оптимизации крайне консервативен. Как быстро будет изменяться рынок под новые правила, зависит от игроков этого рынка – отдельных специалистов, сотрудников компаний, владельцев агентств, частных экспертов. И мы решили узнать, что же думают они о том, что происходит.
Мы отправили всего лишь два вопроса большому количеству специалистов.
- Как повлияет «Минусинск» на отрасль SEO в среднесрочной и долгосрочной перспективе?
- Как в новых условиях продвигать в поисковой выдаче молодые сайты коммерческих тематик?
Сегодня публикуем ответы только на первый вопрос. В следующем выпуске блога ответы на второй – не пропустите!
Волков Алексей, генеральный директор digital-агентства Fivefaces.ru.
«Минусинск» повлияет существенно на всю SEO-индустрию, фактически являясь очередным и достаточно серьезным эмоциональным «гвоздем в крышку гроба» поисковой оптимизации. И без «Минусинска» поисковики существенно изменили свои алгоритмы, факторов ранжирования стало множество, никакой из них не вносит единственный и волшебный эффект, благодаря которому можно легко и просто повлиять на выход в топ. Поисковая оптимизация становится очень сложной и трудоемкой, затратной индустрией. При этом клиенты, как правило, все равно хотят быстрые результаты за небольшие деньги.
К чему это приведет? Приведет к тому, что в долгосрочной перспективе мы будем иметь два достаточно дифференцированных рынка.
Один рынок будет предлагать услуги, которые будут близки к услугам по управлению контентом, улучшению юзабилити, повышению всех KPI маркетинга и увеличению продаж, представляя какой-то комплекс услуг в целом и предлагая свои услуги по достаточно большому прайс-листу.
Другая, диаметрально противоположная, сторона – большие поточные агентства, которые будут выполнять услугу с психологически допустимым ценником, например, 30000 или 50000 р., при этом делать поверхностные, минимальные действия по поисковой оптимизации, закупая ссылочек в Sape на 1000 р. Такие процессы уже происходят.
Клиент же, который будет хотеть реально дорогой и качественной поисковой оптимизации, в 99 % случаев будет искать либо специалиста в штат (что чаще всего является ошибочным решением), либо идти в дорогую компанию, которая сможет предоставить реальный и значимый объем услуг, подробно показывая, как что работает и на что влияет.
Клиент будет вынужден либо «повзрослеть» в своем отношении к оптимизации, либо у него окончательно сформируется негативное отношение к поисковой оптимизации. В крайнем случае его дорога будет идти к компаниям-лохотронам: повезет – не повезет. Будут делать не поисковую оптимизацию, а просто давать ему надежду и предлагать работать по 6-12 месяцев на контракте без ожидания какого-либо промежуточного результата.
Сергей Кокшаров, эксперт-аналитик в области SEO, автор блога Devaka.ru
Уже заметно, что многие сайты с осторожностью начали относится к ссылкам. «Минусинск» с одной стороны ударит по ссылочным биржам, с другой актуализирует услугу крауд-маркетинга, а биржи добавят возможность размещать более «естественные» варианты и социальные отклики.
Со временем, заспамленность этого сигнала уменьшится, но может увеличиться в других направлениях, например, упоминания и отзывы. На западном рынке после подобного алгоритма от Google стал более актуален входящий маркетинг, нормальные компании там никогда не станут покупать ссылки или лайки, но менталитет Рунета немного другой и во входящий маркетинг здесь будут входить годами. Тем не менее, «Минусинск» заставляет задуматься об использовании более корректных и выгодных стратегий продвижения, что не очень выгодно для мелкого бизнеса, но в целом полезно для рынка.
Анатолий Скальский, старший менеджер отдела поискового продвижения, i-Media
Могу сказать, что «Минусинск» уже влияет на отрасль. И здесь несколько направлений трансформации. С одной стороны, клиенты стали еще более разборчивы в выборе подрядчика в SEO – смотреть на портфолио попавших и выведенных из-под фильтра проектов и задавать по этому поводу вопросы. И это понятно – цена ошибки возросла, можно заплатить много денег сомнительной SEO компании, а потом за дополнительные деньги выводить сайт из-под фильтра. С другой стороны, изменилась работа и внутри SEO-агентства. Можно говорить, что работы у специалиста по поисковому продвижению прибавилось еще больше. Ссылочные бюджеты резко сокращаются, а бюджеты на написание контента, доработки сайта, аналитику и более тщательную проработку структуры и т.д. возросли. То есть имеем повышение требований к компетенции SEO-специалиста. Кстати, заблуждение некоторых клиентов заключается в том, что раз ссылки «отменили», то и бюджеты на SEO должны снизиться. Это не так. Возросший объем работ не позволяет SEO-агентствам снижать цены.
Михаил Федоров, совладелец и технический директор маркетинг-группы «Комплето»
Согласно последнему отчету от «Яндекс», с 15 мая ограничения в ранжировании коснулись 3683 сайтов. С момента внедрения алгоритма из-под санкций вышло 687 сайтов. На данный момент остаются пессимизированными 2996 ресурсов.
Понятно, что «Минусинск» – показательная порка, при этом санкции пока применяются в ручном режиме. Реакция SEO-сообщества на ужесточение политики поисковых систем обычно достаточно стандартная. Думаю, что ситуация будет развиваться по тем же сценариям, что и раньше:
Шаг 1. У спикеров на конференциях и организаторов семинаров появится новый крючок для привлечения оптимизаторов на обучение. Будет предложен набор текущих сервисов для анализа плохих ссылок – в ход пойдут сервисы проверки уровня доверия сайтов-доноров и другие технологии.
Шаг 2. Ссылки по-прежнему будут работать. Однако различные трактовки относительно того, что во избежание риска попасть под санкции надо иметь определенный процент покупных ссылок в общем объеме ссылочной массы сайта от 20 до 40 % (по разным данным), стимулируют сообщество к созданию сервисов, в которых можно будет «купить непокупные ссылки». Сейчас это происходит околоспамными методиками с размещением ссылок на форумах и в социальных сетях, с упоминаниями компании в СМИ и пр. Далее реанимируются и дополнятся возможности текущих сервисов и бирж для этого. Появится незначительное количество новых сервисов, которые временно решат проблему (или не решат – как проверить то?), и усилится пиар старых, адаптированных.
На этом шаге себестоимость продвижения вырастет. Вырастет ли стоимость для клиента - зависит от схемы работы того или иного агентства.
Шаг 3. «Яндекс» увидит новые сервисы и осознает факт того, что теперь такие методики используются повсеместно. И в очередной раз введет ужесточения. Например, отключит работу ссылок с форумов или начнет раздавать санкции за спам в соц. сетях.
В конечном счете все будет, как обычно: пока серые оптимизаторы будут искать противоядие, поисковые системы будут разрабатывать новое средство.
Масштаб трагедии пока сильно раздут, однако, когда санкции начнут применяться автоматически, ничего необычного не произойдет:
- Случится стандартное перераспределение клиентов между агентствами и фрилансерами;
- Часть студий перейдет на фриланс;
- Часть студий перепрофилируется, добавив новые направления в перечень своих услуг;
- Пройдут конференции, на которых все это будет перемолото до состояния муки;
- Часть клиентов потратят больше бюджетных средств на рекламу, чтобы уравновесить падение трафика из органической выдачи;
- Кто-то закроется, и кто-то придет на их место.
Тут тоже все, как обычно.
Олег Шестаков, основатель сервиса Rush Analytics
По моему мнению, повлияет весьма позитивно. Эра ссылочного спама подходит к концу – теперь нельзя продвинуть любую страницу по любому запросу, надавив лишь ссылками. При таком подходе потребуется столько ссылок, что сайт неминуемо попадет под «Минусинск».
Наступает эра «умного» SEO, где придется многое делать вручную, вдумчиво работать над семантикой, структурой сайта, над живым контентом и живым ссылочным окружением.
Сейчас коммерческим сайтам с прайсом и кнопкой «мы вам перезвоним» уже никого не удивить – пользователи привыкли к качественному сервису и требуют его. Нужен удобный (по-настоящему удобный) сайт, добавленная стоимость контента на сайте – помощь в выборе, обучение пользователя.
На мой взгляд, основные тренды будут следующими:
- Так как без ссылок во многих тематиках не обойтись, оптимизаторы будут добывать их в новых источниках – в основном это будет крауд-маркетинг в различных его проявлениях. На западных рынках это уже классика – отлаженный рабочий процесс.
- Бюджеты со ссылок перетекут в детальный анализ семантики сайта и создание качественного, экспертного контента. Теперь оптимизаторы по-настоящему задумаются: «Если я теперь не могу продать позиции клиенту, а ВЧ-запросы так не стабильны – по каким же запросам не приводить трафик без риска для себя и клиента?». По мне, это отличный тренд.
- Удобство сайта. Тут оптимизаторам придется засучить рукава и всерьез разобраться в веб-аналитике и оценке поведения пользователей. Прогрессивные компании уже давно отметили этот тренд и модифицировали свою сетку услуг, предлагая юзабилити-экспертизу в том или ином виде.
В целом я рад, что «конвейер» помирает – это даст рынку встряску и вынудит специалистов повышать свой скилл – иначе продать свои услуги будет ну очень трудно.
Алаев Александр, директор веб-студии «АлаичЪ и Ко»
«Минусинск» уже повлиял на SEO-отрасль довольно сильно. Кроме слухов, разговоров, обсуждений и общего настроения есть ряд более объективных данных.
У меня есть несколько своих собственных проектов некоммерческой тематики, которые я создал лет этак 8-10 назад, я их давно забросил и не занимаюсь ими, но они с самого своего рождения (или рождения сапы ☺) продают ссылки. Сайты хорошие, с тицем, в каталогах, уникальный дизайн и контент, короче, не ГС. Так вот, доходы с продажи ссылок очень заметно снижаются. Начиная с мая этого года доход с продажи ссылок в Sape снизился на 40 %. Динамика и до этого у меня была отрицательная, но не более чем 5-7 % в месяц.
С недавнего времени заметил в бирже GGL прямо всплеск заявок на снятие ссылок. Все те же мои сайты продавали и вечные ссылки, но было это лет 5 назад. И все эти 5 лет размещенные ссылки стояли себе спокойно, а тут вдруг прорвало, еженедельно по 20 заявок на снятие приходит.
Будучи руководителем сервиса CheckTrust.ru, я имею доступ к полной статистике работы сервиса, вижу повышенный интерес к функции интеграции в биржи арендных ссылок и агрегаторы. После первых волн «Минусинска» и первых санкций обратил внимание, что в системе засветилось ряд сайтов, попавших «под раздачу». Оптимизаторы приняли меры и начали избавляться от некачественных ссылок.
Прошло три месяца работы алгоритма, и можно сделать некоторые выводы. Оптимизаторы начали более внимательно относиться к линкбилдингу: снять большую часть купленных ссылок, оставив только самые лучшие, если покупать ссылки, то лучше сперва «7 раз отмерить». Поиски альтернативных методов добычи ссылок – сейчас это модно называть «крауд-маркетинг», но мне этот термин ужасно не нравится и раздражает. В перспективе, думаю, ничего резко не изменится, и все будет развиваться в таком же ключе.
А пока я писал эти строки, появилась новость от «Яндекса» о том, что санкции, связанные с покупкой-продажей ссылок, будут накладывать и на продавцов. Будут обнулять тИЦ, накладывать АГС-фильтр. Таким образом, «Яндекс» продолжает репрессии и борьбу со ссылочным. Буду следить, насколько это серьезная мера, сколько процентов из базы ссылочных бирж попадет под фильтр.
Алексей Паньшин, генеральный директор «Паньшин Групп»
«Минусинск» УЖЕ повлиял. Во-первых, напугал представителей бизнеса. Теперь многие новые переговоры о продвижении сайта начинаются с вопросов о том, как мы будем продвигать сайт и будем ли покупать ссылки. Т.е. становится очевидно, что «Яндекс» добился своей цели – снижение ссылочных бюджетов. У меня осталась со времен моих занятий вебмастерингом достаточно большая сетка сайтов, и менеджер, который занимался ранее размещением вечных ссылок, теперь занимается их съемом.
Аналогично и у других вебмастеров.
Новый «АГС» вырезал по разным оценкам от 30 до 50 % всех ссылочных доноров, задействованных в биржах. Будет явный недостаток доноров.
По мере снятия ссылок сам вес ссылочного фактора будет расти. И наша задача как SEO-специалистов будет заключаться в еще большей фильтрации доноров или изготовлении сеток сателлитов под конкретных клиентов. Мы уже с мая 2015 для каждого продвигаемого проекта по Москве включили в услугу поискового продвижения крауд-маркетинг (псевдоестественные рекомендации и ссылки на форумах/блогах) для разбавления ссылочной массы.
Сама отрасль уже трансформируется из SEO в комплексный маркетинг в интернете. Думаю, что «Минусинск» только ускорит это процесс.
Александр Козориз, руководитель отдела поискового продвижения компании «Ашманов и партнеры»
«Минусинск» уже повлиял на отрасль, множество владельцев сайтов и специалистов на стороне SEO-агентств массово снимают арендные ссылки со своих проектов. Это хорошо видно во многих тематиках при оценке ссылочной массы через тот же ahrefs.com у сайтов-конкурентов и лидеров тематик.
Если «Минусинск» продолжит свою работу, в чем лично у меня пока нет никаких сомнений, рано или поздно закупка ссылок в том режиме, в котором она проводилась на протяжении последних несколько лет, сведется к минимуму.
Ссылки, которые ставятся автоматически через биржи, скорее всего, со временем сойдут на нет, в то время как ссылки, размещенные «руками», дающие трафик на сайт, продолжат учитываться и давать положительный эффект.
Роман Клевцов, генеральный директор компании Optimism.ru
По моему мнению, в среднесрочной перспективе многие компании серьезно сбавят обороты по покупке ссылок, но уже через некоторое время большинство из них адаптируется к работе в условиях «Минусинска». Снижение объемов покупки ссылок неминуемо приведет к более качественной работе SEO-компаний над внутренней оптимизацией сайтов.
Однако не стоит забывать о том, что не SEO-ссылки всегда работали и будут работать. В долгосрочной перспективе именно использование безопасных ссылок, а также инструментов crowd marketing помогут большинству компаний вернуть утраченные позиции.
Виталий Кравченко, руководитель агентства Webline Promotion
На мой взгляд, «Минусинск» – один из самых полезных и нужных алгоритмов, который позволит перечеркнуть «войну бюджетов» в ссылочной стратегии на «войну качества». Уже долгие годы определенная доля специалистов работает так, чтобы купить больше ссылок и выйти в топ. Ранее агрегаторы могли вполне успешно бороться за места в топе с большими коллективами профессионалов.
Я думаю (и надеюсь), что «Минусинск» позволит уменьшить число «специалистов», которые не ушли за все время дальше закупки ссылок и оптимизации заголовков страниц. Работа со ссылочным в большинстве своем начнет представлять действительно маркетинговую стратегию, где мы будем заниматься понятными вещами и предоставлять прозрачные отчеты. Линкбилдинг должен действительно перерасти в линкбейтинг – клиенты перестанут платить за размещение ссылки на простом сателлите, а начнут платить за здравую стратегию, которая будет давать результат и прирост ссылочной массы.
Безусловно, внутренняя оптимизация будет оставаться одним из важнейших факторов ранжирования, а отсутствие юзабилити будет критическим моментом.
А та доля специалистов, которые брали деньги за то, чтобы добавить сайт в агрегатор или купить «именно тех ссылок, которые будут работать» плагином винка – уйдет или будет неконкурентоспособна. Последнее обновление «АГС» и релиз алгоритма, который позволит всем сайтам «получить немного топа», – тому подтверждение.
Дмитрий Шахов, руководитель интернет-агентства «Ремарка»
Как повлияет «Минусинск» на рынок в целом? Так же, как и «Пингвин» повлиял на рынок ссылок в Google. Больше будут работать над качеством ссылочного, стараться, чтобы оно несло не только вес, но и смысл для пользователя. Статистическая модель закупки ссылки «купи все подряд, что-то сработает» медленно уйдет в прошлое.
Павел Никулин, руководитель отдела аналитики и исследований ПС, Demis Group
Данный алгоритм повлияет для каждого по-разному. Например, для тех, кто продает ссылки, и кому есть, что терять (как вариант – трафик из «органики»), это выльется либо в отказ от данной статьи доходов, либо в серьезную модерацию всех новых заявок (при этом определенная доля риска сохранится). Для тех, кто продает, но терять в ТОПах нечего, практически ничего не изменится. Ссылки работают в промышленных масштабах, и потеря одних площадок просто заменяется другими.
Что касается тех, кто покупает ссылки, тут вариантов масса. Например, более тщательный подход к покупным ссылкам либо отказ от них в пользу крауд-маркетинга. Возможно, перетекание ссылочных бюджетов в другие каналы получения трафика, такие как рекламные системы, почтовые рассылки, SMM, и пр.
Это что касается среднесрочных перспектив. Что до долгосрочных, то тут сложно судить, поскольку последнее слово за собой оставляет, конечно, ПС. Поэтому, любое изменение правил игры поисковиками меняет и методы, и стратегии, и перспективы в целом. Стоит отметить, что основной пласт оптимизаторов – что бы не случилось в алгоритмах ПС, – будет рассуждать: «ссылки работают, как покупали так и будем покупать, уже проходили…», «надо просто накупить кучу безанкорки, риска не будет…». Думаю, это в долгосрочной перспективе останется неизменным, благодаря, как ни парадоксально, все той же ПС. Хочу добавить, что алгоритм «Минусинск» повлиял и на наши бизнес-процессы: при разработке новой стратегии, мы столкнулись с тем, что многие клиенты просто не могут или не понимают как адаптировать сайт под пользователей, как сделать его привлекательным, как оптимизировать скорость работы сайта, и т.д. Поэтому, на бесплатной основе мы разрабатываем и вносим все, что касается юзабилити, коммерческих факторов, контентного развития, адаптированной верстки и мн. другого.
Михаил Шакин, специалист по продвижению сайтов, автор блога shakin.ru
Сейчас мы видим лишь первые проявления «Минусинска». Скорее всего, «Яндекс» усилит борьбу с массовой покупкой ссылок.
Думаю, что постепенно бюджеты будут перетекать от покупки ссылок в другие направления, такие, как внутренние и социальные факторы.
Будет больше внимания уделяться устранению внутренних проблем и технических недочетов продвигаемых сайтов, а также качеству контента на них и его распространению в соцсетях.
Возможно, что рунет пойдет по пути развития англоязычного интернета. Там покупка ссылок не популярна и практически не распространена, но при этом есть много возможностей для бесплатного продвижения сайтов, например, через Facebook, Pinterest, Instagram или Twitter, в зависимости от того, какая соцсеть лучше подходит для тематики. Это можно узнать, посмотрев, какие соцсигналы преобладают у сайтов ведущих конкурентов через quicksprout.com, на своем блоге я делал видеообзор этого сервиса.
Денис Нарижный, руководитель интернет-агентства Studio F1
«Минусинск», как и другие действия «Яндекса», направленные на борьбу с линкбилдерами и снижение зашумленности ссылочного сигнала, уже повлияли на отрасль SEO. Да кто-то может сказать – под «Минусинск» попало менее 1 % сайтов рунета, и многие владельцы уже сняли санкции со своих сайтов. Но при этом около трети владельцев сайтов значительно сократили количество ссылок на своих проектах. А новый «АГС», без разбора карающий сайты, злоупотребляющие размещением SEO-ссылок, уже выкосил, по грубым прикидкам специалистов, не менее 30 % доноров ссылочных бирж. Все это не может не сказаться на схеме работы большинства оптимизаторов и владельцев сайтов, привыкших годами покупать ссылки. Рынок меняется. И, скорее всего, в лучшую сторону. Отказ рынка от говно-ссылок не «за горами». Сейчас же мы наблюдаем, как на фоне глобального пересчета весов ссылок качественные линки дают фантастические результаты, сравнимые с эффектом от простановки ссылок в 2003-2005 годах.
Роман Цапин, руководитель отдела маркетинговых услуг InSales
Уже сейчас видно, что «Минусинск» повлиял на SEO-отрасль – многие либо отказываются от покупки ссылок совсем, либо делают это очень выборочно, анализируя каждый сайт-донор, перед тем как разместить на нем ссылку. Новые итерации «Минусинска» и запуск новой версии фильтра «АГС» от 8 сентября, отправившего в нокаут до 50 % сайтов продающих ссылки с общеизвестных бирж и агрегаторов, говорит о том, что «Яндекс» не собирается останавливаться на достигнутом, и, скорее всего, уже достаточно скоро наше сообщество SEO-специалистов и интернет-маркетологов в большей своей части откажется от покупки ссылок, в том виде как это было раньше, и перейдет к западной модели продвижения сайтов, где ссылки не покупаются уже достаточно давно.
Елизавета Трибунская, WebAdvance
Я не уверена, что говорить можно отдельно о влиянии «Минусинска», не учитывая новый «АГС». Каждый новый виток борьбы «Яндекса» с торговцами ссылками приводил к ответным действиям, которые в итоге на общем качестве контента в сети сказывались скорее отрицательно. Ведь массовое создание сайтов под ссылкоторговлю с внутренних страниц – результат борьбы с «жирными мордами». И до сих пор именно доход от продажи ссылок – заметная часть бюджета многих контент-проектов. И если теперь за ссылки будут выборочно наказывать как продавцов, так и покупателей, независимо от качества и известности проекта, то более выгодным будет делать с теми же целями не такие качественные проекты. Дешевле. И если менее рискованными способами получения упоминаний будут фейковые ответы на пользовательские вопросы, которые сейчас называются модным словом «крауд-маркетинг», то общее качество и возможность доверять размещенным в сети текстам упадет еще сильнее.
Сергей Людкевич, независимый консультант
Если «Яндекс» будет тверд и последователен в своих действиях, то «Минусинск» вкупе с обновленным алгоритмом «АГС» медленно, но верно приведут к схлопыванию индустрии ссылкоторговли в ее теперешнем виде – с биржами и агрегаторами. Конечно, процесс этот будет достаточно небыстрый, т.к. подобным процессам свойственна большая инертность. Но уже менее, чем за 4 месяца работы «Минусинска», по многочисленным свидетельствам владельцев площадок, продающих ссылки, спрос на размещение платных ссылок упал примерно вдвое. Объявляя о запуске «Минусинска», Александр Садовский гарантировал, что позиции сайтов, снявших SEO-ссылки, не пострадают. Пока что эти обещания удается сдерживать. Даже те сайты, кто попал под «Минусинск» и уже потом снял SEO-ссылки, возвращаются после снятия с них санкций на прежние места. Если так и будет продолжаться, то оптимизаторы и владельцы сайтов получат четкий сигнал, подтверждающий декларации сотрудников «Яндекса» – SEO-ссылки бесполезны для ранжирования. Правда, есть один момент, достаточно сильно тормозящий процесс отказа от SEO-ссылок – это значительная профессиональная деформация SEO-специалистов, подавляющее большинство которых не только покупает ссылки, но и продает их, владея сайтами, созданными под монетизацию ссылками. И зачастую доход от продажи ссылок сравним, а то и превышает доход от профессиональной деятельности по продвижению сайтов. Так что этим людям очень сложно отказаться от своих источников дохода, и они, как могут, стараются тормозить процесс отказа от SEO-ссылок, убеждая клиентов, что ссылки все равно надо покупать. Впрочем, на мой взгляд, несмотря на все это, процесс уже необратим.
Антон Шаманаев, директор по продукту, Wizard.Sape
До старта алгоритма высказывалось много мнений о том, что будет, но все они имели предположительный характер. Спустя 6 месяцев мы можем уверенно сказать: ссылочному продвижению в условиях «Минусинска» – быть. По нашим наблюдениям, ссылки стали влиять даже сильнее, чем раньше. Но усложнились и продолжают усложняться методы работы с ними.
В среднесрочной перспективе обострится задача получения «правильных» ссылок на сайт и в «правильном» количестве. Сейчас SEO-отрасль нащупывает правила игры в новых условиях. Проводятся исследования и эксперименты, которые иной раз имеют парадоксальные результаты. Например, те наши проекты, которым «повезло» попасть под санкции, зачастую избавляются от них без удаления всех ссылок. Более того, те сайты, которые ограничиваются частичной чисткой, выходят из-под фильтра с намного меньшими потерями. В основном, это пока отдельные кейсы, потому что под фильтр вообще попало очень мало сайтов. Но через некоторое время, я думаю, профессионалы рынка найдут четкие закономерности.
Я убежден, что рынок в скором времени породит новые эффективные типы ссылок, которые выведут понятие «SEO-ссылки» из черной зоны, в которую его сейчас старательно пытаются поместить. Что это будут за ссылки, я думаю, мы скоро узнаем. Среди профессионалов SEO может произойти возврат к прямой покупке ссылок, как это было в 2003 году. Также может наступить очередной виток популяризации крауд-маркетинга и комплексного подхода к работе с трафиком (когда рост в поисковой выдаче обеспечивается трафиком из непоисковых источников).
Ленар Амирханов, директор агентства интернет-рекламы «Юла Group»
«Минусинск» в паре с новым фильтром, накладываемым на активные сайты-доноры ссылочных бирж, сильно изменит отрасль. Фактически мы это уже наблюдаем. Хотя жертвами «Минусинска» стали ничтожные доли процентов сайтов в рунете, но эффект на настроение оптимизаторов был очень существенным. Так что в среднесрочной перспективе нужно привыкать, что бюджет на ссылочные биржи сильно снизится относительно общего ссылочного бюджета. Большая часть ссылочного бюджета будет уходить на оплату рабочего времени линкбилдеров, которые будут тщательнее отбирать доноров, искать возможности получить ссылки вне бирж. И, конечно, те оптимизаторы, которые еще не внедрили в работу пункты по улучшению качества сайтов, будут вынуждены это сделать. Или всерьез задуматься о смене сферы деятельности.
Что касается долгосрочных перспектив. В SEO два-три года — уже долгосрочно. Я считаю, нас ждет западная модель линкбилдинга. Основа внешней оптимизации — бесплатные методы получения ссылок. Следует ожидать возрождения методов получения ссылок, которые были популярны до эпохи Sape, а именно, когда доноров искали вручную и с владельцами сайтов договаривались индивидуально.
Работать станет определенно сложнее. Поэтому как косвенный эффект — ощутимо вырастет стоимость работы SEO-специалистов для клиента.
Антон Кондюрин, SEO-Manager, «М.Видео»
Для оптимизаторов:
Часть оптимизаторов это заставит начать думать и анализировать. Времена каскадных фильтров и тонких настроек Sape прошли. Для части оптимизаторов это станет последней каплей, ведь до этого они занимались только профессиональной настройкой фильтров.
Для ссылочных бирж:
На фоне падения доходов биржи как минимум будут объяснять всем, почему именно их ссылки работают, параллельно думая, какими способами можно сохранить лояльность клиента. Но, так или иначе, им придется улучшать качество сервиса, расширять сферу оказываемых услуг. Продажа ссылок отойдет на второй план.
Сергей Кошкин, генеральный директор ООО «СмартСЕО»
Это зависит в первую очередь от дальнейших действий команды «Яндекса». Сигнал подан оптимизаторам, сигнал сильный, но до обычного (среднего) владельца сайта сигнал пока не дошел. Знают о «Минусинске» только владельцы пострадавших сайтов и участники SEO-тусовки (оптимизаторских форумов и групп в соцсетях).
К нам до сих пор приходят на продвижение сайты с лавным вопросом: «А сколько денег вы будете тратить на закупку ссылок?". Рассказ о «Минусинске» и возможных санкциях за SEO-ссылки воспринимается ими как откровение, хотя фильтр работает уже с весны.
Доходит до смешного (в кавычках) – в августе пришел на продвижение сайт, который был зафильтрован еще в декабре прошлого года – за накрутку ПФ (поведенческих факторов) в одном из крупных сервисов по автоматическому продвижению. Так вот, все это время владельцы сайта продолжали платить за продвижение в сервисе (это около 40 000 руб/мес). Мы неделю уговаривали их отключить аккаунт в этом сервисе, долго переписывались с модераторами «Яндекса» (Платонами) – выяснилось, что поверх фильтра за ПФ на сайт был наложен и фильтр «Минусинск» за ссылки – такой причудливый «букет болезней». «Вылечили» клиента только в сентябре (8-го числа трафик восстановился).
Это я к тому, что инертность удерживает даже владельцев зафильтрованных сайтов от смены стратегии. А уж те, кто пока не попал под фильтр, вообще в большинстве своем не знают о Минусинске, или знают, но надеются, что «авось нас пронесет, раз не зацепило до сих пор».
Повторюсь: дальше все зависит от последовательности действий «Яндекса». Если дело ограничится компанейщиной и «показательными расстрелами по жребию», ничего особо не изменится. Это как полиция в Москве – не успевала всех оштрафовать, и водители продолжали превышать скорость и парковаться на тротуарах. Потом поставили камеры и пустили парконы – сейчас все стараются соблюдать скоростной режим и парковаться только по правилам.
Если все-таки предположить, что «Яндекс» не остановится, будет усиливать санкции за «продажные» ссылки и расширять их (санкций) охват, то некоторые изменения на рынке будут, очевидно.
Во-первых, просядут доходы бирж и сервисов по продвижению (они сейчас уже снижаются, но не так масштабно).
Во-вторых, заметно пострадает бизнес сайтостроения ради единственной цели – продажи ссылок. Это, думаю, положительно повлияет на экологию рунета в целом – меньше будет мусора на просторах сети.
В-третьих, опять усложнится жизнь SEO-оптимизаторов, продвигать станет еще труднее, как обычно, выживут более сильные компании, у которых есть запасы «жирка» и широк ассортимент услуг (диверсифицирован бизнес). Часть оптимизаторов сменит работу, какие-то компании закроются, какие-то будут поглощены более крупными игроками.
В-четвертых, будут расти бюджеты на контекстную рекламу и обороты в «Яндекс.Директ» (что, собственно, и было сверхзадачей вводимых «Яндексом» новых санкций).
Артур Латыпов, руководитель направления рекламы компании SEO-Интеллект
Новый алгоритм «Минусинск» уже повлиял на SEO отрасль – частные оптимизаторы и компании сократили объемы покупки SEO-ссылок или отказались от них. Даже сторонники покупки ссылок сильно сократили бюджеты. Те, кто может проводить свою аналитику, увидели параметры сайтов-доноров, и стало очевидно, что наказывают именно за классические SEO-ссылки, схожие по ряду параметров, а также за процент этих ссылок в общей массе. Вывод по результатам аналитических действий – снимать избыточное количество ссылок… Интересующимся рекомендую наш анализ, проведенный на большом количестве сайтов, попавших под санкции алгоритма «Минусинск» (обновленная версия доступа для скачивания по ссылке – http://seedu.ru/research).
С учетом обновления фильтра «АГС», который наказывает сайты продающие ссылки, SEO-отрасль ждет отказ от классического линкбилдинга и переход в покупку псевдоестественных ссылок (крауд-маркетинг). А в долгосрочной перспективе сложная работа по линкбилдингу, похожая на зарубежный Google. Почему? Потому что есть ссылочные факторы ранжирования.
В компании SEO-Интеллект стали больше уделять внимания текстовым факторам ранжирования, внутренней структуре, качеству сайтов, конверсии. Думаю, так же поступили большинство компаний и фрилансеров. Для клиентов – это определенно огромный плюс, ведь теперь работают не только на улучшение позиций и трафика, но и на увеличение качества их сайтов.
Константин Скобеев, руководитель группы компаний «Скобеев и Партнеры»
В настоящее время алгоритм «Минусинск» достаточно травояден, но при дальнейшем закручивании гаек все больше сайтов будут рисковать под него попасть — как это и происходило с «Пингвином» в «Гугле».
Уже сейчас сократились ссылочные бюджеты, и для достижения того же объема трафика приходится больше вкладываться в развитие сайтов, и в частности в контент.
Долгосрочная тенденция — риски, связанные с ссылками, будут все сильнее возрастать, соответственно оптимизаторы будут вынуждены или уходить, или заниматься развитием сайтов. Естественно, это удорожит услугу и улучшит качество выдачи, что и является целью разработчиков данного алгоритма.
Русаков Илья, основатель сервиса SEO-reports.ru и популярный блогер SEOinSoul.ru
Серьезных изменений в отрасли ждать не стоит, по крайней мере в среднесрочной перспективе. Кто-то продолжит покупать ссылки, потому что другого не умеет. Кто-то продолжит покупать ссылки до тех пор, пока и его сайты не «клюнет».
Львиную долю рынка занимают автоматические агрегаторы ссылок – они точно никуда не денутся. Их клиент продолжит покупать ссылки под любым предлогом – под новыми системами закупки «Анти-Минусинск», под новыми версиями «Pro».
По тем или иным причинам, но покупать ссылки не перестанут. Профессиональные специалисты просто меняют тактики и фильтры по покупке ссылок, но тоже полностью от них не отказываются. Ведь «Яндекс» вводит эти фильтры не зря, значит ссылки реально работают! Просто нужно несколько перечитать Мадридский доклад, понять по каким именно факторам «Яндекс» определяет, что ссылка коммерческая и свести эти параметры у ссылок к минимуму ;)
Если говорить про долгосрочную перспективу, то все зависит от «Яндекса». В последнее время его ходы очень решительны, и загадывать на много лет вперед не стоит. Но в любом случае SEOшники и весь рынок всегда подстроятся и под новые фильтры, и под новые алгоритмы. Так было всегда.
Дмитрий Севальнев, руководитель департамента SEO и рекламы, «Пиксель Плюс»
Алгоритм «Минусинск» призывает SEO-специалистов переосмыслить подход к продвижению и избавиться от слепой закупки ссылок в пользу прочих, более персонализированных подходов. Сейчас мы видим, что цели достигла только половина «послания» «Яндекса» — ссылки действительно стали покупать в меньших объемах, но бюджеты перераспределились совсем не в те инструменты, которые ожидали разработчики поисковой системы.
В среднесрочной перспективе «Минусинск» приведет к перераспределению бюджетов из ссылочных бирж и агрегаторов в прочие инструменты интернет-маркетинга: контент (не всегда самый лучший), работу с поведенческими факторами, социальные сигналы, подключение дополнительных специалистов, работу с мобильным трафиком.
В долгосрочной, в случае отсутствия революционных изменений в алгоритмах ранжирования — к стабилизации популярности SEO-инструментов.
Сергей Сморовоз, интернет-маркетолог и рекламный фотограф (http://smorovoz.ru).
По моему, сугубо личному мнению, мы сейчас находимся на стыке разных эпох, когда интернет как экосистема в том виде, в котором все привыкли его видеть, перестанет существовать. Интернет не исчезнет совсем, нет, но он может очень сильно измениться по ряду важных причин, к которым относятся и информационные войны, и рост мобильной активности, и агрегация данных, и развитие Big Data. Все эти новые технологии в будущем будут служить трем основным целям Корпораций и Государства в сети: контролировать, манипулировать и зарабатывать.
«Минусинск» в этой связи следует рассматривать как следствие изменения экосистемы и как очередной сигнал участникам рынка. Это не «палка в колеса» от «злобного Яндекса», который только и занят тем, чтобы помешать «добрым» SEOшникам нести светлое людям, а вполне внятный сигнал, и сигнал этот, уже не первый, адресован он самым консервативным представителям отрасли, застывшим в середине нулевых. Последствия от «Минусинска» оценить пока сложно, всё будет зависеть от намерений и последовательности в действиях «Яндекса», а также от эффективности тех алгоритмов, которые он совершенствует и активно внедряет.
А пока SEO-рынок можно разделить условно на два лагеря: одни сигнал услышали и стали активнее искать копеечный трафик в контексте и больше «работать над сайтом», как завещал все эти годы Платон Щукин с тем, чтобы максимально удовлетворить ожидания пользователей, а другие продолжили искать заветный SEO-Грааль в недрах низкочастотной семантики, накрутке подсказок/поведенческих, генерации «не SEOшных ссылок» и т.д.
Думаю, что через год-два (по моим прикидкам, весной 2018) на очередной отраслевой конференции мы услышим или увидим то новое, что ждет нас всех в будущем, а пока есть ещё пару лет для того, чтобы отследить все новое и окончательно перестроиться.
Елена Камская, создательница блога Optimizatorsha.ru, вдохновитель компании Siteclinic.ru
Как показал опыт общения с клиентами, после появления «Минусинска» ссылки бросились снимать только те, кого коснулись санкции. Подавляющее же число вебмастеров делать резких движений пока не спешат. Более того, несмотря на все тревожные сигналы, новые ссылки тоже все еще продолжают закупаться, хоть уже не в таких масштабах, как год назад.
Правда, после объявления о новом «АГС» все может резко поменяться – с бирж уйдут действительно качественные площадки и выбирать доноров будет просто не из чего. Вряд ли вебмастера перестанут думать о ссылках, но вливание бюджетов в биржи и агрегаторы снизится в разы. Куда перетекут эти бюджеты, покажет время. Не исключаю, что предприимчивые биржевладельцы придумают новые «эффективные инструменты» для привлечения «бабла».
Виктор Карпенко, руководитель в SeoProfy
Думаю, «Минусинск» повлияет только положительно. Так как вижу это на основании того, как делал и делает поисковик Google с алгоритмом Google Penguin. То есть:
- правила продвижения будут ужесточаться постоянно;
- это нормально, и все к этому привыкли;
- но поисковое продвижение будет становиться труднее, и, как следствие, сам процесс получения результата дороже;
- но выигрывают всегда те, кто делает все комплексом и работает над всеми нюансами, такими как контент, обратные сслыки, дизайн, структура сайта и другие факторы.
Проблемы с «Минусинском» по факту нет, так же как и с Google «Пингвин», нужно лишь делать все нормально, тогда будет результат.
Платон Щукин, легенда индустрии, воин света и добра
Алгоритм «Минусинск» – благо для SEO-отрасли, и повлиять на нее он может только положительно.