Осадить администрации маркетплейсов сложно только потому, что в законах нет понятий маркетплейса, продавца, ПВЗ и так далее. Но теперь они появятся.

В понедельник думская фракция «Справедливая Россия — За правду» обещала внести на рассмотрение Госдумой законопроект, который позволит регулировать работу маркетплейсов – «дистанционной торговли товарами с использованием цифровых платформ». Так теперь это будет называться официально. Теперь законопроект на 14 страницах появился на сайте Госдумы (предварительное рассмотрение, которое предшествует чтениям, пока не начиналось).

Правки вносятся в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1? ст. 2; № 52 (ч. 1), ст. 6984; 2011, № 48, ст. 6728; 2012, № 53, ст. 7643; 2013, № 52 (чЛ), ст. 7011; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 38, ст. 46; 2016, № 27, ст. 4197, 4206; 2018, № 1, ст. 71; № 31, ст. 4861; № 49, ст. 7518; № 53, ст. 8414; 2021, № 1, ст. 39; № 24, ст. 4188; № 27, ст. 5182; 2022, № 8, ст. 1035; № 14, № 24, ст. 3914; ст. 2199; № 29, ст. 5308, ст. 5319; № 52, ст. 9349; 2023, № 6, ст. 920). И в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140; 1999, № 51, ст. 6287; 2002, № 1, ст. 2; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; № 52, ст. 5275; 2006, № 31, ст. 3439; № 43, ст. 4412; № 48, ст. 4943; 2007, № 44, ст. 5282; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 23, ст. 2776; № 48, ст. 5711; 2011, № 27, ст. 3873; № 30, ст. 4590; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4322; 2013, № 27, ст. 3477; № 51, ст. 6683; 2014, № 19,ст. 2317; 2015, № 29, ст. 4359; 2016, № 27, ст. 4198; 2017, № 18, ст. 2665; 2018, № 17, ст. 2430; № 24, ст. 3400; № 31, ст. 4839; 2019, № 12, ст. 1228; № 29, ст. 3858).

Разработали поправки несколько депутатов из разных фракций (С.М. Миронов, М.Г. Делягин, Д.Г. Гусев, И.А. Филатова, С.А. Наумов, Я.В. Лантратова, A.Ю. Спиридонов, B.К. Гартунг, А.Ю. Кирьянов, C.В. Алтухов и А.В. Ситников). И начали они с того, что дали развернутые определения всем участникам данного рынка: маркетплейсу, продавцам маркетплейса, владельцам пунктов, а также пунктам выдачи заказов и личному кабинету на маркетплейсе. Понятие покупателя в законах есть давно, и его не трогали.

Поправки устанавливают права и обязанности всех сторон-участников процесса торговли, включая потребителей:

«Ни действующие нормы отечественного законодательства, ни внутренние правила маркетплейсов не обязывают платформы электронной коммерции гарантировать достоверность представленных сведений о товаре, а также не предоставляют потребителю возможность выбора адресата предъявляемых претензий в случаях, если в силу недостоверной информации о товаре его потребительские права были нарушены. Настоящий законопроект восполняет данный пробел и вводит дополнительные гарантии защиты потребительских прав», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Авторы законопроекта также указали на самовольства маркетплейсов в отношении бизнес-партнеров, что приводит к печальным последствиям. Это:

«…возможность внесения изменений в договоры со стороны онлайн-платформ в одностороннем порядке; размер комиссии может быть изменен в одностороннем порядке, и т.д. Сюда же относятся порядок выставления штрафов, выставляемых маркетплейсами, что в свою очередь привело к обширной судебной практике (свыше 2000 дел в отношении рассматривается арбитражными судами Москвы и Московской области)».

Поэтому для «недопущения злоупотреблений правом сильной стороны», что «затрагивает не менее 150 тыс. субъектов МСП, а также влияет более чем 3 млн граждан, задействованных в сфере электронной коммерции», предлагаемые поправки необходимы.

Вот основные дополнения законодательства (PDF с текстами дополнений в законы можно скачать здесь):

  • Владелец маркетплейса обязуется предоставлять сведения об условиях договоров, размещая их на сайте маркетплейса.
  • Условия договоров могут пересматриваться не чаще одного раза в год с уведомлением пересмотра условий за 30 календарных дней.
  • Владелец маркетплейса может списывать денежные средства со счетов продавцов товаров и владельцев ПВЗ только при наличии их письменного распоряжения на это.
  • О наложении штрафов маркетплейс должен уведомлять продавцов и ПВЗ письменно, с объяснением причин наложения штрафа.
  • Владелец маркетплейса не вправе ограничивать доступ к личному кабинету продавца товара на маркетплейсе и владельца ПВЗ.
  • Вносить изменения в информацию, содержащуюся в личных кабинетах, могут только продавец товара на маркетплейсе и владелец ПВЗ.
  • Владелец маркетплейса (с совокупной выручкой более 150 млрд руб. в год) может торговать собственными товарами на своем маркетплейсе только в том случае, если больше никто такими товарами там не торгует.

А дальше отношения между маркетплейсами, продавцами, ПВЗ и покупателями будут регулироваться по обстоятельствам – в упрощенном и оперативном порядке, так как законопроект предусматривает еще вот такую правку:

«Правительство Российской Федерации будет вправе издавать правила, обязательные при взаимодействии владельцев маркетплейсов , продавцов товаров на маркетплейсе и владельцев ПВЗ».

Поправки в законы, в случае их принятия, должны вступить в силу 1 апреля 2024 года.

Читайте также:

Забастовка на Wildberries: все, что известно [обновлено]

Какие шансы хорошо заработать на Wildberries – исследование

Как работать с Retail Media — гайд по рекламе на маркетплейсах