Автоворонки, качественная коммуникация с клиентом, быстрая обработка заказов – практически все бизнес-процессы сегодня можно упростить с помощью чат-ботов. ТеxTerra рассказывает, зачем он вам нужен и как сделать. 

Прежде чем решиться на создание чат-бота в Telegram, нужно знать две вещи.

Во-первых, Telegram внес изменения в политику конфиденциальности ботов. Теперь они должны информировать пользователей о своей политике конфиденциальности: какие данные собираются и хранятся, а также объяснение, для чего это делается. В противном случае чат-бот, на которого вы потратились, будет просто отключен.

Мини-приложения Telegram могут давать ссылку на свою Политику конфиденциальности на странице «Настройки», а боты обязаны предоставлять ее по команде /privacy.

При этом бот обязан соблюдать законы стран, на территории которых он действует, а также правила Apple и Google.

Во-вторых, есть вопросы к эффективности ботов. Например, замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров назвал боты-автоответчики горячих линий ворами времени потребителей. Например, боты неспособны распознавать индивидуальные запросы.

Кирилл Ситнов, программист, эксперт в области IT-технологий:

«Они могут реагировать только на какие-то шаблонные запросы. Если в сложной ситуации нужно позвать именно человека, то в большинстве случаев нужно писать или называть конкретную команду "позови оператора", другие формулировки бот не распознает. Ну, это скорее связано с тем, что там не хорошая нейросеть, которая большое количество вариантов запросов знает, а максимально простой бот, который готов распознавать только определенные, заранее заготовленные фразы. Боту нужно иметь доступ к персональным данным, к картам, чтобы дать корректный ответ на ваш вопрос. Поэтому, мне кажется, есть еще ключевой момент, касающийся юридической подоплеки в этом вопросе».

В результате несовершенный бот может привести к оттоку клиентов.

Ирина Рысь, зампред правления Ланта-банка:

«Мы пришли к выводу о том, что на текущий момент мы не готовы пользоваться ботами. Мы проанализировали практику и российскую, и международную и выяснили, что очень много запросов состоит в том, чтобы человека соединили с оператором. Большое количество раздражения и недовольства клиента связаны с тем, что он общается с роботом, алгоритм которого не может понять, что ему нужно. Это особенно важно, когда человек находится в некой стрессовой ситуации».

И тут у потребителя появляется возможность получить компенсацию морального ущерба, если в экстренной ситуации человек потратил время на чат-бот. Обосновать это сложно, но можно.

Если вы не передумали создавать чат-бот в Telegram, то на этом страшилки закончились, а подробная инструкция ждет вас ниже.

Что такое чат-бот в Telegram

Чат-бот – это отдельный аккаунт в Telegram, который самостоятельно отвечает на сообщения пользователей. Бизнесу, который продвигается в Telegram (даже если развивается в другой соцсети), этот инструмент дает возможность оптимизировать коммуникацию с клиентами: чат-бот всегда онлайн и отвечает собеседнику в любое время суток, реагирует мгновенно.

При сравнительно небольших затратах на создание чат-боты помогают повысить потребительскую ценность бизнеса.

51 % клиентов, по данным чат-бота Ubisend, ожидает, что бизнес будет доступен в режиме 24/7.

Еще немного статистики для убедительности:

  • на 92% увеличился объем рынка чат-ботов за последние пару лет. Чат-боты являются самым быстрорастущим каналом коммуникации у брендов.
  • 87,2 % пользователей-клиентов сообщают о нейтральном или положительном опыте работы с чат-ботами.
  • 58 % B2B-компаний используют чат-ботов, B2C-бизнесы — в 42 % случаев.
  • до 90% откликов может обеспечить взаимодействие бота с более заинтересованными клиентами. В среднем же чат-боты генерируют 35-40 % ответов.
  • по словам 68% пользователей-клиентов, им нравятся чат-боты, потому что они дают быстрые ответы.

И два факта «против»:

  • Две самые большие проблемы чат-ботов для потребителей — непонимание и неспособность решать сложные проблемы.
  • почти половина пользователей-клиентов считает, что чат-боты мешают им общаться с живыми сотрудниками бренда.

Топ-8 сценариев как можно использовать чат-бота

  • Поиск информации с дальнейшей выдачей ответа;
  • оформление заказа;
  • обработка запроса с учетом местоположение пользователя (вызов курьера, доставка еды);
  • бронирование мест;
  • финансовые переводы;
  • информационная поддержка;
  • тайм-менеджмент (чат-бот может добавить событие в календарь, создать оповещения о событиях);
  • голосование в самых разных нишах.

Это самые очевидные сценарии использования чат-бота в Telegram. Однако разработчик может настроить бот для решения практически любой задачи.

3 главных особенности чат-бота Telegram

  • Начать диалог может только пользователь, но не сам чат-бот;
  • отсутствуют статусы, как у обычных аккаунтов;
  • название аккаунта всегда содержит слово bot.

6 полезных фишек чат-бота

  • Доступен 24/7;
  • для создания чат-бота не нужен новый номер телефона;
  • все сообщения, создаваемые ботами, могут удаляться;
  • может переадресовывать на другие каналы коммуникации;
  • может отрабатывать возражения клиента;
  • нет ограничений по сложности коммуникаций, запрограммировать можно даже сложные сценарии общения.

Как сделать чат-бота в Telegram: пошаговая инструкция

Создаются и управляются боты с помощью другого бота – BotFather. К нему мы еще вернемся.

А пока, чтобы создать чат-бота, выполните следующие действия:

  • установите на компьютер десктоп-версию Telegram и запустите ее (создавать чат-ботов удобнее с компьютера); откройте Controller Bot;
  • нажмите START внизу экрана:
  • Используйте команду добавления нового канала:
  • Получите подробную инструкцию, как подключить нового бота:
  • Следуя инструкции, отправьтесь в BotFather и нажмите START внизу экрана:
  • Выберите команду /newbot:
  • Укажите полное имя бота. Это может быть название бренда / компании или произвольное имя:
  • Получите уникальный токен и скопируйте его.
Токен – уникальный ключ, который используется для доступа к Bot API. Токен имеет следующий вид: 110201543:ААHdqTcvCН1vGWJxfSеоfSAs0K5PALDsaw.
  • После создания бота на экране появится токен – ваш уникальный ключ, который используется для доступа к Bot API. Скопируйте его.

В случае потери или удаления диалога не нужно паниковать: снова отправьте команду /token в диалог, и новый вариант кода будет сразу же создан.

  • Вернитесь в ControllerBot и отправьте ему сгенерированный ранее токен:

Осталось выполнить два действия: добавить созданного бота в администраторы канала и переслать любое сообщение из созданного канала в ControllerBot:

Для этого создайте новый публичный канал через левое меню, нажав кнопку New Chanel:

Чтобы добавить созданного бота в администраторы канала, нужно выбрать его в чатах и нажать кнопку Manage Channel:

...и назначить администратора:

После выполнения двух требований ControllerBot мы успешно подключили канал. Осталось указать город для уточнения часового пояса:

Подтверждаем, нажав «Верно»:

В самом низу нажимаем кнопку «Создать новый пост»:

Бот предложит настроить форматирование. В 95 % случаев подойдет Markdown (прим. ред. – облегчённый язык разметки):

Теперь создаем первый пост. Можно написать в нем любой текст, чтобы проверить, как это работает:

ControllerBot возвратит отправленную запись и предложит задействовать дополнительные инструменты:

Чтобы добавить в пост картинку, воспользуйтесь кнопкой «Прикрепить медиафайл».

Можно добавить в пост до шести смайлов, которые пользователи будут использовать в качестве реакций:

Если нужно привязать к кнопке ссылку, воспользуйтесь этой функцией:

Внимание: при добавлении URL-кнопки строго соблюдайте предложенный ботом синтаксис. Ему нужно отправить список всех URL-кнопок в одном сообщении.

Вот пример:

После подготовки поста его нужно «отправить в мир». Для этого нажмите «Далее»:

...и выберите предпочтительный сценарий публикации:

Синтаксис. Команды. Настройки

Обязательно изучите справочник Bot API. Там вы найдете наиболее полную информацию по запросам, типам и методам используемого HTTP-интерфейса.

Главные команды запомнить несложно:

  • /start – приветственное сообщений, которое отправляется пользователю при первом взаимодействии с ботом;
  • /help – служебное сообщение, содержащее советы по использованию бота (список команд, краткое описание бота или алгоритм действий);
  • /settings – сообщение с настройками + возможности их изменения.

Если при создании бота вам не хватает стандартных функций, вы можете задействовать дополнительные команды длиной до 32 символов.

Соблюдайте синтаксис: /команда [необязательный] [аргумент]. Например, так мы получаем статистику по боту: /get_messages_stats

Обратите внимание: список команд будет появляться сразу после ввода символа «/». Не забудьте активировать описание команд в «отце ботов».

О некоторых важных параметрах BotFather мы уже говорили. В первую очередь, это:

  • Name – значение выводится только в чатах и контактах пользователя.
  • Username – не длиннее 32 символов. Может включать латиницу, цифры и символ «_».

Бонус: самые важные команды для чат-бота

Эти команды помогут создать функционального и полезного для бизнеса чат-бота в Telegram:

Вы можете управлять ботом, просто отправляя ему следующие команды:

/newbot – создать нового бота

/mybots – редактировать своих ботов [бета]

Редактировать ботов

/setname – изменить имя бота

/setdescription – изменить описание бота

/setabouttext – изменить информацию о боте

/setuserpic – изменить фото профиля бота

/setcommands – изменить список команд

/deletebot – удалить бота

Настройки бота

/token – создать токен авторизации

/revoke – отозвать токен доступа к боту

/setinline – переключить встроенный режим

/setinlinegeo — включить встроенные запросы местоположения

/setinlinefeedback – изменить встроенную обратную связь

/setjoingroups – можно ли добавить вашего бота в группы?

/setprivacy – переключить режим конфиденциальности

Игры

/mygames – редактировать свои игры

/newgame – создать новую игру

/listgames – получить список ваших игр

/editgame – редактировать игру

/deletegame – удалить существующую игру

Дополнительных возможностей у бота в Telegram достаточно. Разбирать их все детально не имеет смысла, так как активно используется лишь небольшая часть.

Читайте также:

5 способов заработать на своем канале в Telegram

Как очистить телефон на iOS, Android от мусора Telegram

Вот где выгоднее всего размещать видео с рекламой

#
Telegram Гайды
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.