В конце статьи — советы по продвижению от эксперта.
Всего за год ежедневная аудитория Telegram в России стала больше на 9 млн пользователей. В июне прошлого года насчитывалось 52 млн аккаунтов, а в июне 2024 года их стало 61 млн, подсчитали в Mediascope. Даже ВКонтакте оказался на втором месте с 55 млн пользователями. Третье место – за TikTok, у которого стало 29 млн пользователей в России вместо 31 млн. В Одноклассниках же сидят всего 19 млн человек. И из всех соцсетей Telegram лучше всех обеспечивает пользователей интересующей их новостной повесткой.
Поэтому ведение и продвижение канала в Телеграме сегодня можно считать одной из приоритетных задачей для бизнеса. И вот как это следует делать.
Важно понимать, как тут все работает: пользователи сети в первую очередь оценивают уникальность контента (и дизайна в том числе). От этого зависит, останется ли с вами пользователь. Второе, что необходимо для успеха в Телеграме, — это гибкая стратегия продвижения. Мы, например, для клиентов корректируем стратегию развития канала каждый месяц: вводим новые форматы, убираем менее эффективные, соотносим результаты с конечной целью продвижения. TexTerra может взять эти задачи на себяУже несколько лет в Телеграме работает собственная рекламная платформа, но при этом многие функции остаются бесплатными. Поэтому рассказываем, как новичку раскрутить канал в Telegram. Собрали как платные, так и бесплатные способы.
Бесплатные способы раскрутки
Если у вас нет бюджета, то стоит опробовать все описанные ниже способы.
Сарафанное радио
Первое, что можно и нужно сделать, — разместить ссылку на канал во всех соцсетях. Кто-то подпишется в поддержку для численности, кому-то будет интересна тема канала, а кому-то просто интересно следить за вами. В любом случае первые несколько десятков подписчиков вам обеспечены. Ну а если вы медийное лицо или известный специалист своей ниши, то сарафанное радио может сработать даже лучше закупки рекламы (о ней ниже).
Взаимопиар
Владельцы маленьких каналов часто предлагают бартерный пиар — они упоминают о вашем канале, боте или чате, вы — об их. Советуем искать небольшие каналы со схожей тематикой — в них аудитория будет наиболее теплой и готовой поддержать ваш проект. Например, немногие подписчики канала о похудении захотят узнать о блокчейне и биткоинах — лучше подобрать что-то связанное с внешностью, например, канал с подборками образов, канал по уходу за кожей и прочее.
Публикация в каталогах
Мы выбрали живые сайты, на которых виден фидбэк от посетителей — рейтинговые звездочки каналов или количество переходов (но стоит отметить, что бесплатные каталоги несколько замусорены — многие добавляют туда все, что только можно).
- add-groups.com — публикация на сайте проходит модерацию. Чтобы попасть в каталог, нужно кроме названия канала добавить его описание.
- telegrambots.info — редакция каталога принимает только русскоязычные каналы, чаты и боты. Важно: боты, созданные с помощью сервиса Manybot не принимаются.
- tlgrm.ru — каталог для каналов, чатов и ботов. Есть удобный поиск по сайту, который ищет слова не только в названии топика, но и в его описании.
- 50bots.com — сайт на английском языке. Можно добавлять каналы и боты как «Телеграма», так и запрещенного в России «Фейсбука».
- protelegram.ru — попасть в каталог бесплатно можно, только если на канале более 2 000 подписчиков, и контент не нарушает законы РФ. Если подписчиков меньше — добавление будет стоить 780 рублей. Боты, группы и стикерпаки добавляются бесплатно.
Платные способы продвижения
Вы получите только охват, а разрастется канал читателями или нет, зависит от вашего контента и стратегии ведения канала. Продвижение в Телеграме — дело, требующее постоянного внимания и анализа работающих и неработающих подходов, изменения стратегии.
Закупка рекламы
Если вы планируете продвигаться за счет закупки рекламы, но не знаете к кому обращаться, то вам прямая дорога на биржи рекламы «Телеграм» и в каналы по продаже рекламомест.
Telega.in
Биржа с элементарной навигацией. Чтобы воспользоваться этой платформой, зарегистрируйтесь с адресом электронной почты. Вам станут доступны каналы и стоимость рекламы в них. Чтобы отфильтровать их по тематике, нажмите «Поиск и фильтр» и выберите тематику:
Выбрав размещение в том или ином канале, вы перейдете в корзину — там нужно будет оплатить покупку:
Обратите внимание, что за размещения через Telega.in есть комиссия 8%:
Здесь есть встроенная аналитика каждого канала, а также каталог ботов и готовые предложения по рекламе от сервиса.
Телегратор
Биржа работает похожим образом, что и Telega.in — вы видите каталог каналов со статистикой и стоимостью размещения рекламы.
На эту биржу можно добавить свой канал, а по кнопке «Заказать рекламу» — перейти в чат с менеджером Telegrator и договориться о рекламе.
Таким образом, покупка происходит не совсем через биржу, а, переводом на карту — поэтому размер комиссии, пока не пообщаетесь с менеджером, не будет ясен.
Чат «Куплю/продам рекламу»
Чат с непрерывным потоком сообщений о купле-продаже рекламы. Недостаток чата в том, что не все соблюдают правила: не пишут цену, не указывают тематику. Зато некоторые хештегами указывают ключевые слова о чем канал. Поиск по чату поможет найти подходящее предложение.
Можно найти каналы для рекламы, а также предложить для рекламы свой.
Еще несколько сервисов, похожих на описанные выше биржи и чат:
Как выбрать канал для рекламы в «Телеграм»
Перед тем как заказывать размещение рекламы, посетите сайт Tlgrm.ru. В каталоге каналов поищите ту площадку, на которой хотите разместиться. Если канал есть в каталоге, вы сможете посмотреть его статистику и предположить эффективность рекламы. Там можно увидеть, если публикаций давно не было или если они очень редкие. Вот для примера статистика канала «РИА Новости». Чтобы узнать статистику по неделям, часам, месяцам — выберите соответствующее значение.
Вот в таком виде получите статистику:
Telegram Ads
На этой площадке есть рекламные объявления. Они отображаются внизу канала и на первый взгляд похожи на очередное сообщение на канале. Нажав «к сообщению», вы перейдете в рекламируемый канал.
В сентябре 2024 года в Telegram Ads добавились новые форматы рекламы – не только текст и кнопка, как вы видите на фото выше, но и изображения, анимация и видео.
Требования к изображениям:
-
Формат – JPEG или PNG,
-
Размер – 16×9;
-
Ширина – от 640 px;
-
Объем – до 5 Мб.
Требования к видео:
-
Формат – MP4,
-
Продолжительность – от 3 до 60 секунд;
-
Размер – 16×9;
-
Ширина – от 640 px;
-
Объем – до 20 Мб.
Но прежде чем заказывать такую рекламы, прочтите 10 советов от TexTerra, как эффективнее использовать новую возможность.
-
Для тех пользователей, у которых не установлено автоматическое воспроизведение видео надо предусмотреть первый кадр-баннер, благодаря которому будет понятно, в чем суть рекламы.
-
Логотип, если вы будете его использовать, и другую важную информацию следует разместить подальше от верхнего левого угла, в котором отображается техническая информация по видео (таймер, например).
-
Обязательно наложите звук на видео (музыка, речь…). В противном случае система автоматически переведет видео в формат GIF.
-
Несмотря на наличие звука (речи), не забудьте добавить в видео титры, так как у многих пользователей видео автоматически воспроизводится с выключенным звукам. Титры же позволят понять, о чем говорит спикер.
-
Самую важную информацию (или ход для привлечения внимания) следует уложить в первые 10-15 секунд видеоролика.
-
Учитывайте то, что видео в Telegram Ads воспроизводится циклично. Поэтому не помешает сделать безшовный переход между последним и первым кадрами.
-
Видео не кликабельные, поэтому призыв к действию нужно добавлять в описание видео (в сопроводительный текст) или на кнопку объявления.
-
За дополнительную плату можно вставить в объявление кастомные эмодзи.
-
Видео или изображение из объявление пользователь может сохранить. И, скорее всего, так и сделает, если в креативе будет, например, промокод или другая важная информация.
- Запускайте рекламные кампании с несколькими разными форматами, чтобы выявить более эффективный и масштабировать его.
Запустить такие рекламные объявления можно, но только если у вас большой канал и бюджет — внести на кошелек придется 2 млн евро. 1 млн евро будет удержан в качестве депозита, остальное можно тратить. Залог вернется к вам, только если вы «открутите» рекламы на 10 млн евро.
Обратите внимание на то, какие объявления сервис не пропускает:
- Ведущие на внешние сайты или приложения — можно рекламировать только свой канал.
- Ведущие на ботов или каналы, которые показывают другие объявления.
- Содержащие дезинформацию или оскорбления.
- Рекламирующие один товар/услугу, а ведущие на что-то другое.
Если 2 млн евро нет, а запустить официальный таргет в Telegram хочется, можно воспользоваться сервисами Click.ru или Elama — они помогают настраивать рекламу в Telegram Ads, нужно будет внести 1500 евро (через МТС Ads – от 500 евро), а также заплатить комиссию сервису.
Elama, например, позволяет запускать кампании с оплатой за показы во всех открытых Telegram-каналах, где есть минимум 1000 подписчиков. Рекламные объявления выглядят, как органические публикации, и всегда видны пользователям, потому что показываются внизу ленты.
Искать подходящую ЦА можно по тематике каналов. Те, в которых точно есть ваша аудитория, можно добавить, а ненужные — исключить.
Однако стоимость размещения рекламы на этих площадках все же немалая, подумайте, может быть, в вашем случае будет эффективнее и дешевле будет обратиться к специалистам. Узнать цену продвижения в Telegram можно здесь.
Розыгрыши
В конце 2023 года появилась возможность проводить розыгрыши и этим увеличивать число подписчиков на канале. О плюсах и минусах этого инструмента мы написали отдельный гайд.
А в сентябре 2024 года в Telegram появилась новая функция для продвижения сообществ – раздача звезд в розыгрышах. Победившие пользователи смогут тратить их на платные медиа, эксклюзивные подписки и на виртуальные товары в играх и мини-приложениях. Чтобы организовать такой розыгрыш, нужно указать условия и предоплатить призы. Раздачу звезд Telegram берет на себя – они будут вручаться случайным участникам розыгрыша, и мессенджер обещает, что подтасовки исключены.
При этом сам паблик, устроивший розыгрыш, получит приятный бонус: он получит голоса, открывающие для него разные возможности для продвижения (например, паблик сможет публиковать истории).
Бонус: как быстро набрать 32 000 подписчиков
Рассказывает создатель канала «Паша и его прокрастинация» Павел Федоров. На канале выходят материалы о редактуре, работе с текстом, удаленной работе, digital, маркетинге и жизни.
— С какого количества подписчиков вы начали рекламировать «Прокрастинацию»?
Я канал никак не продвигал, вложил в него буквально 0 рублей. Рекламу стал продавать примерно с 7-8 тысяч подписчиков. При этом первая реклама — это вакансия копирайтера в штат одной московской компании. Насколько я помню, получили несколько десятков резюме и взяли человека (но не уверен).
— Есть ли обратная связь от закупщиков: после размещения рекламы сколько подписчиков приходит к ним?
По результатам: при рекламе других каналов, как показала практика, 90 % успеха зависит от содержания рекламируемого канала. Если поставить что-то не столь интересное, то и выхлопа почти не будет. И наоборот: интересные каналы даже в подборках и с базовым текстом собирают подписчиков.
Плюс зависит от времени «в топе» — то есть сколько после рекламы не выходят другие записи. Некоторые держат сутки, но мне кажется, что это неправильно. Обычно я публикую рекламу в 15:00 и держу в топе 3 часа, то есть в 18:00 ее перекрывает другой пост. И тут срабатывает механика «Телеграма»: на канал заходят те, кто не зашел в 15:00. И можно наблюдать, как сразу после перекрытия рекламы катится новая волна подписок.
Лучше всего заходит реклама обучающих или бесплатных продуктов: бесплатные вебинары, курсы по контент-маркетингу, банковские карты. Те же вакансии.
— А как набрали 7-8 тысяч? Сколько времени на это ушло? Сарафанное радио сработало?
Я был в так называемой первой волне — это первые каналы, которые появились еще до всплеска популярности. Тогда рекламу закупать не было смысла — вся аудитория каналов уже состояла во всех каналах. Основной приток давали многочисленные подборки — СМИ делал «10 каналов для маркетологов», «20 каналов для аналитиков» и прочего.
— Как сейчас быстрее всего раскрутить канал?
Чтобы быстрее набрать подписчиков, сейчас проще всего закупиться рекламой. Но, если контент крутой, канал разойдется сам по себе.
Что запомнить
- Продвигаться бесплатно ( с помощью сарафанного радио, каталогов и взаимопиара) можно, но сложно, и результат непредсказуем.
- Продвигаться через биржи просто, но дорого — в том числе из-за комиссии.
- Чтобы не потратить деньги на биржах зря, нужно мониторить каналы-доноры тщательно — это поможет не сливать бюджет.
- Таргет (Telegram Ads) доступен не всем — начальная сумма для входа составляет 2 млн евро. Можно попробовать продвигаться через сторонние сервисы типа Click.ru и Elama, там порог меньше (от 1500 евро).
- Главное — делать качественный канал, тогда люди сами будут стремиться на него подписаться.
Читайте также:
Создаем бота в «Телеграм» для автопродаж – без опыта! Своими руками!
Опросы и реакции в Telegram: инструкция по настройке
5 важных и 5 наивных вопросов (и ответов) про рекламу в Telegram