Так что работодатели зря пишут про этот навык на HeadHunter. Но способы всё успевать – есть.

Только 2,5 % людей способны эффективно выполнять одновременно более чем одну задачу – без потери в качестве или скорости. Cклонность к многозадачности является редкой особенностью, а не рядовым качеством, как принято думать.

Как выглядит «многозадачность» на самом деле

Наш мозг не способен решать две задачи одновременно: он делает это последовательно. При попытке делать два дела вы все равно переключаетесь с задачи на задачу, иногда незаметно для себя.

Чем медленнее и труднее происходит «переключение», тем хуже будет результат работы и тем сильнее вы устанете к концу ее выполнения.

Заблуждение 1: многозадачность помогает экономить время

Реальность: время выполнения задачи увеличивается.

В книге «Мифы о многозадачности» Дэйва Креншоу описан эксперимент, которое наглядно демонстрирует, что выполнение одной задачи «от и до» существенно экономит время по сравнению с попыткой выполнить два дела одновременно.

Автор предлагает записать фразу «Многозадачность хуже лжи» двумя разными способами. В первом случае после написания каждой буквы нужно дополнительно написать цифру внизу. На втором этапе эксперимента нужно сначала записать всю фразу целиком, а затем под ней написать подряд цифры от 1 до 24 (цифры соответствуют количеству букв в оригинальной фразе на английском; на русском – от 1 до 22). Количество времени, затрачиваемое на написание фразы в первом и во втором случае, отличалось почти вдвое: 29 секунд против 60. Легко проверить самому.

Заблуждение 2: можно эффективно решать две задачи сразу

Реальность: увеличивается количество ошибок и снижается концентрация.

При постоянном переключении между задачами риск совершить ошибку сильно возрастает. Кроме того, у «хронически многозадачных» появляются проблемы с фильтрацией неактуальной информации: они отвлекаются буквально на всё. Чем чаще человек выполняет несколько дел сразу, тем труднее ему будет сосредоточиться при необходимости.

Ученые из Стэнфордского университета выяснили: кроме замедления темпа работы, «хронически многозадачные» больше страдают от стрессов, хуже запоминают информацию и имеют проблемы с вниманием.

Отвлечение на соцсети – это скрытая многозадачность. «Я только загляну в Instagram и вернусь к проекту» – так не работает.

Даже если вы провели в соцсетях всего пять минут, мозг продолжает обрабатывать полученную информацию еще какое-то время. Это наносит большой ущерб производительности.

Когда можно делать два дела одновременно

Когда одно из них вы делаете на автомате – при этом число действий должно быть не больше двух. Любой человек способен одновременно есть и слушать музыку или гулять и разговаривать.

В этих случаях сознательная работа мозга направлена только на одно действие.

Если человек пишет письмо клиенту и параллельно разговаривает с коллегой по телефону, то он не делает два дела одновременно, а просто переключается между ними.

Как эффективно делать большое количество дел

«Одновременно» не вариант – но есть другие варианты.

Используйте метод помидора

Методика «Pomodoro» помогает увеличить эффективность работы за счет чередования периодов глубокой концентрации и коротких перерывов.

Суть методики: засекаете таймер на 25 минут и в течение этого времени занимаетесь только одной задачей, не отвлекаясь ни на что другое. Когда прозвенит звонок, делаете 5-минутный перерыв. В течение следующих 25 минут снова занимайтесь только одним конкретным делом. После двух часов работы (восьми отрезков времени) сделайте паузу в 15 минут. Соблюдайте такой режим в течение всего рабочего дня, не забыв про часовой перерыв на обед.

Необязательно придерживаться классического формата 25/5. Кому-то удастся сохранять концентрацию только 20 минут, кому-то подходят отрезки в 1,5 часа. Оптимальный вариант – найти свой порог утомления и сделать его временно́й единицей работы.

Засекаете время – и ни на что не отвлекаетесь

Группируйте однотипные задачи

Так вам придется тратить гораздо меньше времени и энергии на переключения. Примеры блоков: разбор почты и написание писем; звонки коллегам и встречи; анализ данных и составление отчетов.

Между блоками устраивайте небольшие перерывы, чтобы затем перейти к другому виду деятельности.

Делайте одно дело в единицу времени

Если во время выполнения основной задачи вы вспомнили о чем-то важном, что непременно требует внимания, не спешите бросать начатое и переключаться. Вместо этого впишите новое дело в ежедневник – вы cможете вернуться к «неотложному» вопросу во время перерыва. До конца часа оно точно подождет, а там вы уже примете решение, как с ним поступить дальше. Фиксируя на бумаге все мысли и идеи, которые постоянно приходят в голову, вы разгружаете память, при этом не теряете их из виду.

Дробите крупные задачи

Поставить отметку «выполнено» напротив всех задач, запланированных на день, – один из лучших способов порадовать организм дофамином. Множество начатых, но так и не завершенных дел, напротив, погружает в стресс. Потому для повышения личной эффективности крайне важно развивать привычку заканчивать дела.

Здесь вам помогут две простые рекомендации:

  1. Приступая к задаче, выделите на нее конкретный отрезок времени. В зависимости от специфики работы он может составить от 10 минут до нескольких дней. В течение этого времени постарайтесь по максимуму, насколько это возможно, не отвлекаться на другие вопросы.
  2. Определите, какой результат вы хотите получить по окончании этого промежутка. Если проект или задача большая, разбейте его на несколько частей.

    К примеру, у вас есть проект, на который потребуется одна неделя. В день вы сможете уделять ему четыре часа. Определите, что будет являться результатом вашей деятельности каждый день – и ставьте себе ежедневные мини-цели. Они помогут испытывать удовольствие от завершения дела в конце каждого рабочего дня и отслеживать динамику движения к конечной цели.

Ирина Мамаева

Получила психологическое образование и восемь лет трудилась по специальности. 

Все статьи этого автора
Последние статьи автора:
Гайд: как написать лонгрид, который точно дочитают до конца
Работа любимая, а денег мало. Что же делать? – вот 5 шагов!
#
Психология
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.