Очень важный фактор, определяющий эффективность каждого отдельно взятого подразделения компании, – это взаимозаменяемость его сотрудников. Несомненно, у каждого должен быть свой четкий фронт работы, своя зона ответственности и высокая квалификация в своей сфере. Но при этом нужно стремиться расширять профессиональные компетенции специалистов в областях, смежных с их деятельностью. Это действительно важно. Разве вы не проходили цейтноты, связанные с выходом в отпуск одного или сразу двух-трех «незаменимых» сотрудников? Вот именно поэтому и нужно руководствоваться правилом: незаменимых людей быть не должно. Обучайте их, подталкивайте осваивать смежные области, заставляйте расширять круг их профессиональных возможностей, это выгодно им, а вам – выгодней вдвойне.

Это правило особенно актуально для веб-редакций, работающих над наполнением сайтов. Да, команда контентщиков должна работать на тех же принципах, что и редакции изданий в офлайне, то есть обязанности нужно четко разделить. В этой команде должен быть контент-стратег, выступающий «паровозом» и генерящий идеи продвижения сайта с помощью контент-маркетинговой стратегии; должен быть редактор, отвечающий за качество текстов и работающий в тесном сотрудничестве с автором над улучшением материалов; должен быть корректор; должны быть дизайнер и контент-менеджер, отвечающий за верстку, должны быть, наконец, сео-оптимизаторы, определяющие стратегию продвижения проекта, и копирайтеры, создающие контент экспертного уровня.

Удивлены количеством сотрудников? Сегодня, особенно для малого бизнеса, полноценная редакция, работающая над продвижением и наполнением сайта, – это пока еще нереальная схема. В подавляющем большинстве случаев над сайтом работает один-два (максимум – три-четыре) человека – если проект не отдан на аутсорс. Но нужно понимать, что реальность стремительно меняется, и создание веб-редакций – это общемировой тренд. Все «волшебные окна» закрылись, выезжать на небольшом бюджете и малыми силами уже не получится. Точнее – уже не получается. Если вы не хотите стагнации, задуматься о формировании полноценного подразделения для работы над сайтом придется. И лучше сделать это уже сегодня.

Итак, профессиональная веб-редакция – это отдел, в котором каждый сотрудник выполняет конкретные функции, является квалифицированным специалистом в своей области.  Все, вроде бы, на своих местах. Роли распределены, должностные обязанности каждого известны.

Правила работы среди информационного шума

Но нужно учитывать, что интернет-журналистика – вещь слишком динамичная, чтобы спокойно позволять редактору вычитывать и улучшать текст, а копирайтеру – писать одну статью неделю, здесь даже два дня иной раз – очень долгий срок. Представьте себе работу редакции крупного медиапортала, новостного интернет-агентства или контент-агентства. Темп работы здесь настолько динамичен, что неизбежно профессиональные роли каждого смешиваются. Ситуация: срочно нужно верстать материал. Копирайтер пишет его в максимально сжатые сроки, но ни у редактора, ни у корректора нет времени внимательно его вычитать, потому что горит другая, не менее важная работа. И если копирайтер – не до конца профессионал, если он пишет с ошибками и стилистику за ним нужно править – это настоящая беда для команды, работающей над генерацией контента в вебе. Он тормозит всех. Если текст нельзя опубликовать без вычитки, и уже тем более если его нужно править и переписывать, то копирайтеру, который его написал, не место в вебе.  

В вебе нужен мгновенный результат. Здесь работают в окружении информационного шума и продуцируют свой собственный информационный шум – контент, который помогает завоевать целевую аудиторию. Размеренная среда традиционной редакции для веб-контентщика непривычна, он просто не понимает, как можно работать настолько непродуктивно. Да, потому что в вебе слово «медленно» – это синоним слова «непродуктивно».

В этом информационном шуме, который является привычной средой для каждого члена веб-редакции, нет времени на «подумать два-три дня», на «дать возможность тексту отлежаться», здесь нельзя отложить одну важную работу ради другой важной и т.д. Нужно действовать быстро и профессионально. Банальный пример: сделав ставку на ньюсджекинг в вашей контент-стратегии, вы проиграете, если упустите время, не сумев оперативно написать и выложить на сайт нужный материал.

Выход из этой ситуации простой: стройте работу вашей веб-редакции на принципе взаимозаменяемости. Веб-копирайтер, который не умеет редактировать, и редактор, который не способен написать хороший текст, – непозволительная роскошь для контент-агентства или редакции интернет-портала. Более того: любой специалист редакции должен уметь при необходимости подобрать правильные ключевые фразы для своего текста (то есть взять на себя функции сео-оптимизатора), найти для материала картинку (то есть сработать как бильд-редактор) и много чего еще. Так уж получается, что в жизни веб-редакции это отнюдь не нештатная, а обычная ситуация.

Как создать правильную рабочую среду в веб-редакции?

Это задача основного специалиста в отделе – контент-стратега. На него накладываются функции не только по развитию интернет-проекта с помощью контента, но и необходимость плотно работать с командой, направляя каждого в нужное русло.

Как же сделать работу каждого члена веб-редакции более эффективной, исходя из принципа взаимозаменяемости? Мы поделимся несколькими идеями, в основе которых – наш собственный опыт.  

  1. Попробуйте раз в неделю организовать что-то вроде рабочих семинаров, на которых будут обсуждаться материалы редакции. Назначьте определенный день недели и час, когда будут проходить эти обсуждения. Объясните каждому важность этих семинаров и необходимость высказывать свое личное мнение. Обсуждайте на них концепцию материала, насколько он полезен целевой аудитории, насколько глубоко автор погрузился в тему, удалось ли ему создать статью экспертного уровня? Обсуждайте грамматику и стилистику, недочеты и достоинства, композицию – абсолютно все, что поможет автору в дальнейшем избежать ошибок и создавать лучшие тексты.
  2. Загружайте людей непривычной для них работой – и она станет со временем для них обыденной. Поручите, например, копирайтеру отредактировать какой-либо текст. Если вы будете следовать этому правилу, со временем в вашей команде не останется такого понятия, как «незаменимый» специалист. При необходимости каждый сможет выполнять функции своего коллеги, занятого в смежной сфере.
  3. Побуждайте людей мониторить рынок. Пусть ищут интересные новости по тематике проекта, по которому работают, сами наталкиваются на информацию, на основе которой можно создать актуальный и полезный контент. Любые данные, получаемые и осмысливаемые человеком, помогают ему идти дальше, развиваясь в профессиональном и личностном плане.
  4. Создавайте здоровую конкурентную среду. Поверьте, она не помешает. Генеральный директор одной IT-компании из Красноярска как-то призналась: «Я люблю сталкивать людей лбами, менять их местами, создавая жесткую конкуренцию между ними». Возможно, до такой крайней степени доводить не следует: человек должен чувствовать опору, определенную уверенность в своем будущем – это как фундамент для построения высотного здания. У него должно быть понимание, что он полезен на занимаемой должности. Но зерно рациональности в этой мысли о конкуренции есть: только драйв, который рождается в ходе соперничества, способен двигать самого человека (а значит, и всю команду, ведь он ее часть) вперед.
  5. Проводите как можно чаще мозговые штурмы. Пусть в них принимают участие все специалисты команды. Даже если вопрос не касается непосредственно работы копирайтеров или редакторов, все равно поставьте проблему на всеобщее обсуждение – это побуждает людей глубже погружаться в специфику работы коллег из смежной сферы деятельности, приучает мыслить масштабно.
  6. Если вы поручаете человеку какую-то непривычную для него работу, непременно найдите то, за что его можно похвалить после ее выполнения (даже если вы видите, что сделано все из рук вот плохо). Объясните все недочеты, расскажите, как их исправить, но за что похвалить – найдите обязательно. Только это может заставить человека с энтузиазмом продолжить работать и совершенствоваться в мало знакомой ему сфере.
  7. Проводите планерки, побольше рассказывайте своей команде о том, что у вас в планах, привлекайте их, точнее даже вовлекайте в сферу ваших профессиональных интересов. Пусть они у вас будут общие. Это рождает сплоченность.
  8. Не берите в команду «не тех» людей. Не каждый выдержит ежедневные цейтноты и необходимость постоянно держать на высоком уровне планку качества, не каждый способен развиваться как профессионал во все стороны, не каждый сумеет получать удовольствие от драйва рабочих будней.

Ну и самое главное: помните, что из любого правила есть исключения. Возможно, вы мне не поверите, но это факт: чтобы написать полезный, востребованный и хороший текст, не нужно никакого особого литературного таланта. Нужен только живой, гибкий ум, способный подвергнуть сомнению любой стереотип. Ну и, конечно, нужно желание делиться своими мыслями с аудиторией в письменном виде. Ели у вас есть такие люди, им можно простить даже грамматические и стилистические ошибки (редактор и корректор вам, в конце концов, на что?). Потому что один такой человек сможет сделать для вас то, чего никогда не сделают сто копирайтеров средней руки «с врожденной грамотностью». Ищите таких людей. За ними – ваше будущее.

#
Контент
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.