Всем привет!
Меня зовут Михаил, я являюсь постоянным автором на платформе «Яндекс.Дзен». Почти 9 месяцев пишу про свою ипотеку, 8 из которых – уже на монетизации. За это время публикации на канале прочитали 282 000 уникальных пользователей. Ежемесячная аудитория (новые и постоянные читатели) составляет 32 000 человек. На момент написания рассылки на канале 804 подписчика.
В этом материале я расскажу, как вы сможете победить алгоритмы и поднять посещаемость своего канала с помощью простого анализа показателей статей. В моем случае по итогам рост посетителей составил 51,8 %.
Дисклеймер: это никакой не секретный метод, а просто более глубокий анализ публикаций, чем просмотр вкладки «статистика». Помните, доверять алгоритмам нужно не всегда.
С чего все началось
Сам канал я начал вести в ноябре 2018 года. В первый месяц он достиг порога в 7 000 дочитываний. Частота публикаций составляла 3–4 шт. в неделю (статьи, нарративы, посты на 200 символов текста). До апреля 2019 года посещаемость канала росла. Пик был в марте – 49 761 уникальных пользователей. В следующем месяце произошел обвал. Посещаемость составила 34 369 посетителей при выбранной частоте и тематике публикаций.
Для меня ведение канала – интересное хобби, а не основной источник заработка. «Яндекс.Дзен» сам подбирает подходящую аудиторию, ей я могу доносить свои мысли и творчески самореализовываться. А любовь к цифрам и анализу у меня еще со школьных лет. Поэтому я решил разобраться в ситуации и понять, что вообще происходит, как не потерять свою аудиторию.
Какую поставил себе задачу
Как помню, весной куча обвинений по поводу снижения показателей шла в сторону нового алгоритма «Дзена». В апреле падение посещений коснулось и меня. Если бы оставил все прежним, без погружения в причины, то показатели канала продолжили бы падать. Не хотелось этого допускать. Когда статьи никто не читает, то перестаешь ценить в себе автора в стиле «Неужели я делаю фигню?» (а я это могу).
На каком-то ресурсе прочитал от представителей платформы, что они обновили в алгоритме учет факторов поведения пользователей. Поэтому решил:
Найти направление публикаций, которые помогут каналу дальше расти.
Ругаться в комментариях на канале самого «Дзена» было неэффективно. Публиковать материалы с привычной частотой и тематиками – тоже.
Надо было учиться взаимодействовать с новым алгоритмом «Яндекс. Дзена».
Создание гипотезы
Сначала я посмотрел на проблему со стороны читателя. Раз «Дзен» для пользователя – это личная лента новостей (человек сам определяет, что ему нравится, а система под это подстраивается), то явно в него изначально вложили какую-то модель поведения читателя. Я представил себя на месте обычного пользователя на платформе и составил этапы взаимодействия с любой публикацией:
Кстати, о дочитываниях снова. Количественно – это процентное соотношение прочитавших статью к перешедшим на нее. В моем случае этот показатель равен 81 % за все время ведения канала.
Визуализация напомнила мне воронку продаж. Раз было заявлено об изменении в учете поведения пользователей, то я выдвинул гипотезу:
Больший вес в перспективе будут иметь публикации не только с заоблачными CTR и дочитываемостью, но и с высокой комплексной активностью.
Расчеты
Первым делом открыл статистику и выгрузил все в Excel. Дело в том, что требовалось проанализировать статьи еще по дополнительному параметру.
Мне нужно было найти популярные темы и характер публикаций, которые бы подсказали направление ведения канала для возвращения роста посещаемоти. Поэтому совместил в одном файле данные по нарративам и статьям. Для чистоты эксперимента убрал из учета промопоказы. Вот что получилось:
Далее, убрал неинформативные столбцы и добавил самый важный – ER.
В данном случае ER = (количество лайков + количество комментариев) / количество просмотров.
Лайки и комментарии даются в самом отчете. Откуда берутся просмотры публикации, есть же только дочитывания? Все просто: количество дочитываний делим на их же процент – получаем значение просмотров.
Показатель ER считает общую социальную активность пользователей. После я рассчитал его для каждой публикации за весь период:
Как это сделать:
- В строке с формулой суммируем ячейки лайков и комментариев (это числитель дроби).
- Ставим знак дроби.
- В знаменателе: значение дочитывания разделенное на их же процент.
После проведенного расчета ER для всех статей, я решил оставить в поле зрения статьи с диапазонами от 4 % до 18 %. Потому что в моем случае 4 % – это среднее значение, 18 % – максимальное. Решил взглянуть на те материалы, которые побуждают пользователей активничать выше среднего:
После решил присмотреться внимательнее и по принципу Парето убрать 80 % публикаций, остав самые лучшие по активностям.
По итогам наиболее высокую активность дали: личная история про риелтора, полезные советы, выражение мнения по вопросам сферы недвижимости и список советов. Наблюдение: CTR у этих статей ниже моего среднего значения по каналу (7,4 % за все время).
Внедрение
В мае-июле я решил ориентироваться на эти направления в публикациях (лайфстайл, лайфхаки по ипотеке, истории, списки). Давайте посмотрим, что получилось по дочитываниям:
В моем случае данная гипотеза сработала. За май, июнь и июль на канал пришло 187 758 посетителей, согласно метрике. Это на 51,8 % больше, чем за период с января по апрель. За все это время на канале выходили публикации именно по выявленным направлениям. Стиль канала не поменялся в плане повествования, а вот характер выходящих статей уже был задан результатом моего мини-исследования.
Присматривайтесь к тем публикациям, которые вызывают бОльшую социальную активность: лайки, комментарии. Не поленитесь часик повозиться с Excel’ем и понять, в какую сторону двигаться (если упали показы/просмотры). Иногда, это намного полезнее, чем простой просмотр статистики, которую кто-то считает за вас.
Хотите узнать еще больше фишек по продвижению канала в «Яндексе.Дзен»? Записывайтесь на наш курс «Дзеноводство». За 6 занятий научим вас писать классные тексты, работать с заголовками, статистикой, создавать нарративы и многое другое. Подробную программу читайте по ссылке.