Статья написана специально для Texterra редакцией блога TeachLine.

Допустим, вы решили стать контент-маркетологом. Лишних денег у вас нет. Желания их тратить на курсы – тоже. Но есть интернет и огромное количество бесплатной информации в нем. Можно ли стать профессионалом, только читая блоги и просматривая видео? Можно. И я расскажу, как это сделать, но не гарантирую, что это будет просто.

В чем разница между курсами и блогами

Краткое содержание раздела наглядно

В курсах вся информация структурирована. Обучение идет от простого к сложному. Показывается связь одной лекции с другой. Весь предмет охватывается целиком. Даже если курс будет поверхностным, у вас будет каркас, к которому вы потом сможете добавить подробностей.

На хороших курсах вам дают практические задания, которые помогут применить знания и лучше их запомнить. Проверка знаний покажет, действительно вы запомнили информацию или вам только так кажется. Ну и сертификат может пригодиться при поиске работы. Хотя последнее – сомнительное преимущество.

В блогах все не так. Даже если автор действительно дает полную, подробную и ценную информацию, у него нет цели сделать вас профессионалом. Он просто раскрывает тему. В блогах обычно не рассказывают, как объединить темы в целостную картину: с чего начать, что читать дальше, чем закончить. Автор блога не знает ваш уровень, а потому рассказывает либо то, что вы уже знаете, либо углубляется в дебри.

Никто не предлагает и не проверяет практические задания. А реально определить свой уровень без тестов бывает проблематично.

Короче, с курсами проще. Там все разжевали, разложили по полочкам, оказали вам всяческую помощь. А блоги – это вольная степь.

Но учиться по ним можно. Просто вам придется быть для себя и учителем, и учеником одновременно. И начать нужно именно с роли учителя.

Составляем учебный план

Чтобы чему-то научиться, поймите, что именно вы должны изучить. Что главное, а что второстепенное. Что нужно выучить в первую очередь, а что можно отложить на потом. Считайте, что учебный план – это каркас, к которому мы потом будем подвешивать знания. В данном случае нам нужно выяснить, кто такой контент-маркетолог и какими компетенциями он должен обладать.

Есть три способа составить себе учебный план.

1. Списываем оглавление из учебника

Находим учебник по предмету, списываем с него оглавление. Чаще всего оглавление можно найти в свободном доступе в онлайн-магазинах. Можно еще сходить в офлайн-магазин и списать оглавление там.

Но по контент-маркетингу пока никто не удосужился написать достойный учебник. Учтите, не справочник, а именно учебник. Так что этот метод отпадает.

2. Берем список статей

Типа такого «85 статей для самостоятельного обучения контент-маркетингу» или такого «200+ лучших статей по контент-маркетингу в рунете». Это хорошие списки, они нам пригодятся. Но они не дают нам исчерпывающего ответа на вопрос, какими компетенциями должен обладать контент-маркетолог.

Клиент или работодатель не будет спрашивать, сколько статей по контент-маркетингу вы прочитали, ему больше интересно, какие задачи вы можете выполнять и чем поможете компании.

По списку я не могу составить для себя план типа: контент-маркетолог должен уметь то-то и то-то, сейчас я могу только вот это, значит мне осталось приобрести еще 80 % знаний». Можно прочитать два десятка статей из списка, но все еще не понимать, к чему вы идете и сколько еще осталось.

Так что переходим к третьему способу.

3. Берем чей-то готовый учебный план

Хорошие курсы обычно выкладывают свои учебные планы в качестве демо-версии. Вот они-то нам и нужны.

Чтобы далеко не ходить, возьму для примера учебный план курсов по контент-маркетингу от «Текстерры».

Итак, 16 пунктов.

  1. Что такое контент-маркетинг? Цели и задачи контент-маркетинга.
  2. Работа с целевой аудиторией.
  3. Анализ конкурентов.
  4. Какие форматы контента бывают и как их использовать.
  5. Визуальный контент.
  6. Контент в формате видео.
  7. Разработка контент-плана для проекта.
  8. Редакционная политика.
  9. Каналы для промоутирования контента.
  10. Социальные сети.
  11. Рассылки.
  12. Блог.
  13. Поисковая оптимизация.
  14. Работа с копирайтерами на аутсорсинге, как составлять технические задания.
  15. Работа с репутацией проекта.
  16. Анализ эффективности контент-стратегии.

Вот теперь стало намного понятнее. Мы знаем, как должен выглядеть необходимый минимум компетенций контент-маркетолога.

Понятно, что все эти вещи можно уметь лучше, можно хуже, можно еще много чего полезного добавить, но для начала этого хватит. У нас есть каркас, на который мы будем собирать свои знания.

Ищем учебные материалы

Вот тут нам пригодятся списки, о которых я говорила в предыдущем разделе. Возьмите из них статьи, которые подходят к нашему учебному плану и кажутся вам полезными.

Если статей на какую-то тему не окажется в списке, воспользуйтесь поиском по блогу.

Вы знали, что в блоге «Текстерры» есть поиск и фильтры?

Если чего-то важного не окажется, можно спросить у «Гугла». Главное, знать, что искать.

Не факт, что вся информация, которую вы найдете, окажется полезной. Воспринимайте каждую тему как очередной каркас, на который можно накладывать новые знания. Если в какой-то статье не хватит информации по какому-то аспекту, поищите этот аспект отдельно. Но не зарывайтесь в дебри. Эффективнее всего сначала охватить тему целиком, а потом уже добавлять глубины к своим компетенциям. Об этом писал Артемий Лебедев, когда говорил о методе прогрессивного джипега: в любой момент времени вы уже в целом понимаете, как быть контент-маркетологом, хотя знаний в конкретных областях все еще не хватает.

Учим

Самое интересное, что люди чаще всего останавливаются на предыдущем пункте. Ответственно собирают список, сохраняют материалы в закладки и на этом все. Себя они успокаивают тем, что могут вернуться к материалу, когда понадобится.

Нет, так дело не пойдет. Чтобы знания работали, они должны быть в вашей голове, а не на экране. При этом недостаточно просто прочитать статью, ее нужно запомнить. Иначе у вас будет просто иллюзия собственной компетентности. Мы, кстати, писали статью о том, как научиться понимать и запоминать сложную информацию. Надеюсь, она сделает проще ваш тяжкий труд.

Практикуем

Теория без практики мертва. Знания не помогут вам, пока вы не примените их на практике.

После каждого изученного раздела обязательно придумайте себе практическое задание и выполните его. Это важно не только чтобы проверить, поняли вы информацию или нет, но и чтобы превратить абстрактную информацию в конкретную и уложить в мозгу знания.

Очень коротко, это работает так: любую информацию, которую нельзя понюхать, лизнуть, пощупать и применить на практике, наш мозг считает абстракцией, далекой от реальности, и запоминать не желает. Но стоит найти практическое применение знаниям, понять их ценность и научиться применять, как они легко укладываются в мозгу.

Проверяем свои знания

Неплохо было бы убедиться, действительно вы чему-то научились или вам только так кажется. Легко программистам – если программа работает, значит, все в порядке. Но контент-маркетинг – дисциплина творческая. Тут нет понятия работает / не работает. Только работает лучше / работает хуже и нравится / не нравится.

Проверить, что у вас получилось, если вы, допустим, написали контент-стратегию, можно тремя способами.

  1. Посмотреть самому. Не лучший вариант, но им все равно все пользуются. Увы, самостоятельно объективно оценить свою работу можно только если у вас уже есть большой опыт работы. Мне может нравиться моя работа, а всем окружающим – нет. С другой стороны, окружающие могут быть такими же «специалистами», как и я. Так что какая разница, что они думают? Мнение мамы и соседа по квартире не котируется. И тут мы переходим к следующему пункту.
  2. Узнать мнение компетентного профессионала. Вот здесь на курсах действительно в сто раз проще. У вас под рукой уже есть компетентный профессионал, готовый тратить свое время на оценку вашей работы. При самостоятельной работе вам потребуются наглость, обаяние и непробиваемое спокойствие. Потому что профессионалы, в принципе, обитают на форумах, в профессиональных блогах и сообществах. Но им лень тратить на вас время, а если не лень, то проще поглумиться над новичком, чем давать ему действительно дельные советы. Одним словом, пробуйте, стучитесь, проситесь, но будьте готовы пройти через насмешки, унижения и дурацкие советы псевдопрофессионалов.
  3. Узнать мнение аудитории. Не в смысле «эй, френды, что вы думаете о моей стратегии?», а в смысле применить ее на практике и проверить, работает ли. Если на ваш блог подписался миллион человек, то какая разница, что думают по этому поводу компетентные специалисты?
Если у вас есть все для самостоятельного продвижения, кроме опыта – поможет стратегия от «Текстерры». Подробнее

Получаем сертификат

Нет. Простите, самостоятельно этого сделать не получится. Сертификат или диплом – это чья-то готовность подтвердить, что вы действительно все знаете и умеете, а потом отвечать своей репутацией за такого ученика.

Заключение

Еще одна вещь, о которой я не упомянула – это мотивация. Курсы здорово мотивируют. В том смысле, что если отдашь всю свою зарплату за двухмесячный курс, то это здорово мотивирует дойти до конца.

При самостоятельном обучении с этим придется разбираться вам самому. Могу порекомендовать статью «Пара слов о мотивации, или Как побороть лень».

И дерзайте. У того, кто хочет, все получится.