Выводы из масштабного научного исследования обрадуют всех.

Первое исследование о связи интеллекта и степени интереса к событиям из жизни знаменитостей появилось двадцать лет назад. Его результаты и выводы дальнейших подобных исследований оказались неоднозначны: одни исследования такую связь находили, другие ее опровергали.

Тем не менее, количество инфлюенсеров с селебрити и горячая заинтересованность со стороны аудитории в их жизни не дают ученым покоя как социологический феномен, требующий изучения. Настолько, что венгерские ученые решили провести масштабное исследование и наконец выяснить: правда ли, что за жизнью знаменитостей активнее всего следят… скажем так, не очень умные люди (а умные не следят, потому что им и так есть чем заняться).

Как измеряли

Участниками исследования стали 1763 человека. Их набрали среди читателей популярного в Венгрии новостного сайта. Ответы были получены в результате онлайн-тестов. Участие было анонимным и добровольным.

Участники проходили несколько тестов на интеллект: один позволял измерить словарный запас участников, другой – скорость решения задач и сосредоточенность на задаче. Также участники заполняли опросник про отношение к знаменитостям, опросник про самооценку и общие данные: материальный достаток, возраст, информация об образовании и пр.

Выборка получилась довольно разнообразной. Две трети опрошенных были мужчинами, средний возраст участников составил 37 лет, хотя участникам было от 18 до 79 лет. У 70 % опрошенных было университетское образование, у 28 % – среднее специальное образование. По уровню дохода данные тоже сильно отличались, но в основном это были люди, не испытывающие финансовых трудностей.

Выборка, конечно, вызовет вопросы у академических социологов.

Что спрашивали про знаменитостей

Для оценки отношения к селебрити использовалась шкала отношения к знаменитостям – Celebrity Attitude Scale.

Вопросы в ней были разделены на три раздела:

  1. Развлекательно-социальная шкала оценивала степень согласия с утверждениями вроде «Мы с друзьями любим обсуждать, что сделала моя любимая знаменитость».
  2. Шкала интенсивных личных переживаний включала утверждения вроде «Я часто думаю о своей любимой знаменитости, даже когда не хочу».
  3. Третий уровень был назван погранично-патологическим. Он включал утверждения наподобие «Если бы мне настолько повезло, чтобы я встретил свою любимую знаменитость и он/она попросила меня сделать что-то незаконное в качестве услуги, я бы, наверное, согласился».

Отвечать нужно было цифрами от 1 до 5, где 1 – «полностью несогласен», а 5 – «полностью согласен».

Ну и что там с умом и степенью почитания звезд?

Это тот редкий случай, когда результаты порадуют и сторонников, и противников теории, что за знаменитостями активнее всего следят люди с не самым высоким уровнем интеллекта.

С одной стороны, такая связь была обнаружена:

  • Результаты тестов показали: чем выше степень почитания знаменитостей, тем ниже результаты скорости решения задач в тестах на интеллект. И эта зависимость сохраняется даже с поправкой на уровень образования и уровень дохода.

  • Люди с более низким уровнем образования и высоким уровнем почитания знаменитостей постоянно показывали более низкие результаты в тестах на интеллект.

  • Общие когнитивные способности не зависят от степени обожания знаменитостей, а вот скорость решения задач – да.

С другой стороны, хотя связь была постоянной и обнаруживалась в нескольких тестах, разница оказалась незначительной – около 4-5 %. То есть различия, хоть и есть, но не кардинальные. А значит, само по себе пристрастие к отслеживанию жизни знаменитостей не значит, что человек глуп.

Ученые, как это обычно бывает, подчеркивают необходимость дальнейших исследований. И высказывают предположение: возможно, меньше увлекаются знаменитостями те люди, которые распознают маркетинговые стратегии за поведением инфлюенсеров. Это, конечно, не менее спорно, но очень интересно: по этой логике, у маркетологов, пиарщиков и рекламистов вообще не должно быть кумиров-знаменитостей. Так ли это?

#
Новости Блогеры
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.