Через 20 лет твой социальный статус, кредитный рейтинг и заработок будут прямо зависеть от количества и качества подписчиков в соцсетях. Нормальным и одобряемым станет ежедневное сообщение миру о том, с кем и какой у тебя был секс, какие твои симптомы беспокоят виртуального психотерапевта, в «армию» фанатов какого бренда ты вступил, и что за «звание» в ней получил.

Сфера интимного с молчаливого попустительства пользователей интернета и мобильных приложений сжимается уже сейчас. Часть молодежи бежит впереди паровоза, каждый день вываливая на своих подписчиков отчеты о несделанных делах, съеденной пище, любовных переживаниях, покупках, мечтах, ссорах, проблемах в вузе или на работе, вечеринках.

Поскольку визуальный язык человек в принципе понимает лучше, чем текст, отчеты делают посредством видео и фото. При этом ни для кого не секрет, что IT-корпорации, стоящие за соцсетями, видеохостингами и прочим цифровым бизнесом, собирают огромные базы знаний о пользователях, типируют их, группируют, отслеживают обстановку в их жилищах, нередко записывают и программно расшифровывают их разговоры, распознают лица и предметы быта в опубликованных фото и видео. А затем продают эти базы коллегам и бесплатно, хотя и без большого желания, делятся ими с властями.

Уже сейчас IT-бизнес знает, сколько памперсов в месяц ты покупаешь для больного родственника, сколько тратишь на рестораны, связь, покупки промтоваров и еды, когда у тебя кончится шампунь, а у твоих детей – школьные тетрадки.

Голый перед интернетом, и кофеварка проводит тебе психотерапию – нормы завтрашнего дня

Банковские приложения для смартфона добиваются доступа к твоим контактам, фотографиям, геолокации, иногда даже к микрофону и камере устройства. При сознательном отказе в таком доступе ПО некоторых банков отказывается работать. При этом часть банковских приложений запрещает делать с себя скриншоты.

Что интересно, люди создают информационный капитал для IT-компаний, банков и других цифровых сервисов сами. Вступают они в отношения с сервисами и соцсетями относительно вынужденно. Потому что, если тебя нет в интернете, значит тебя вообще нет – ни для работодателей, ни для друзей, ни для магазинов, чьи товары тебе нужны.

Но уже после своей «вынужденной» цифровой инициации пользователи Сети продолжают отношения с сервисами, добровольно не вникая в нюансы, забывая о приватности, надеясь на авось, на «да кому я нужен?»

Очень нужен, всем нужен – и корпорациям, и государствам. Причем государства конкурируют с бизнесом, особо не выбирая средств. Например, в мае 2021 года в российскую Госдуму был внесен законопроект о создании единой системы контроля интернет-рекламы. Он предполагает, что в нее будут вноситься все опубликованные рекламные объявления. Хранить эту информацию предлагается пять лет. Задумывается, что руководить системой контроля станет Роскомнадзор. Он же будет решать, кто получит доступ к собранной информации.

Можно ожидать, что внедрение этого контролирующего комплекса только раззадорит аппетит властей. И они захотят знать – а кому именно и какое объявление показывалось?

Корпорации и госаппараты будут жестоко драться за нас, но потом помирятся

Ближайшие 20 лет станут временем глобальной битвы за контроль над жизнью всех пользователей всяческих электронных сетей. Вскоре в нее в полном масштабе вступят производители устройств «интернета вещей». Вероятнее всего, даже наша верхняя одежда в будущем получит доступ в Сеть, и мы станет соглашаться на него автоматически – самим фактом покупки «умной» куртки. Что уж говорить о холодильниках, стиральных машинах, мелкой бытовой технике, секс-игрушках, фитнес-браслетах и прочем.

Государства «демократического» и отчасти «автократического» лагеря имеют шанс в этой борьбе проиграть и уступить право контроля над частной жизнью людей корпорациям. В этом случае население десятков крупных стран постепенно утратит чувство принадлежности «нациям» или «мета-нациям». Скорее люди начнут делиться на брендовые «кланы» по принципу любви к той или иной торговой марке и стилю жизни.

Появятся международные сообщества под гордыми названиями «Небинарные ведьмы Samsung» или «Псы Apple». Все их члены будут связаны интернет-«дружбой», взаимными подписками, общим ожиданием новинок, производством и потреблением медийных обзоров, «распаковок», «реакций».

Уже сейчас люди относятся к брендам, будто к живым существам, и конструируют собственную личность посредством владения брендовыми вещами и пользования брендовыми услугами. Через 20 лет это станет обыденностью, торговые марки сделаются буквально членами семьи.

Корпорации не то чтобы вотрутся в доверие к потребителям, они безальтернативно продавят их капитуляцию перед своим влиянием и «общепринятой» обязательностью слежки. Холодильник откажется работать, если ты заблокируешь ему доступ в интернет. Не запустится без связи с Сетью стиральная машина. Ни одно техническое устройство в доме не будет функционировать нормально, если пользователь не разрешит ему «общаться» с серверами производителя.

Со временем, вся домашняя техника затребует связи между собой. Ее разработчикам станут видны твои накопители с архивами видео, фото и документов. Корпорации узнают всё о качестве твоего сна, о том, сколько лишних банок пива ты выпил в пятницу, о твоих любовных похождениях, о заболеваниях твоих родственников.

Это массированное наступление на приватность конечно же будет вестись под лозунгами об «открытости миру», под флагом «заботы» о частном человеке и под обещания невиданной общественной и личной безопасности. И люди на полное устранение приватности согласятся.

Потому что без стиральной машины жизнь невесела, без холодильника неудобно, без куртки холодно. Потому что контроль в реальном времени показателей здоровья – это вожделенная «безопасность». А секс-игрушка и виртуальная реальность вообще-то избавляют от утомительных сложностей отношений с живым человеком, от юридических последствий их разрыва и (что не исключено) от неприятностей с властями и подписчиками, которые в принципе может повлечь за собой «живой» секс.

Вдруг в мире «открытости» друг другу кто-то решит, что ты им «воспользовался»? Что его «домогался»? Что «дискриминировал» его по признаку пола, по типу сексуальности? Да ну к черту! Технологии в этом смысли безопаснее…

Голый перед интернетом, и кофеварка проводит тебе психотерапию – нормы завтрашнего дня

Скорее всего, борьба государств и корпораций за то, чтобы знать о человеке всю подноготную закончится их взаимовыгодным примирением. Государства решат не мешать компаниям зарабатывать, если те будут исправно платить налоги и по первому чиху предоставлять полное цифровое досье любого гражданина – без всяких там судебных разрешений и прочей волокиты.

Люди согласятся и на это. Потому что «безопасность» и «комфортная жизненная среда». А еще потому, что концепция безусловного дохода для всех рано или поздно будет внедрена как минимум в Первом мире.

Возможность работать станет привилегией

Уже многие годы промышленное производство даже технически сложных товаров дешевеет. Развиваются технологии 3D-печати жилья. Государства проводят огромные эмиссии ничем не обеспеченных денег и всерьез задумываются о запуске цифровых долларов, юаней и рублей – ведь с ними не придется тратиться на сложную полиграфию и защиту ассигнаций от подделки.

Автоматизация производственных процессов, включая создание цифровых сервисов и медийных продуктов делает профессионально невостребованными все больше людей. Миллионы работников корпораций и фрилансеров испытывают цифровой стресс. Статистически современные технологии создают и развивают очень немногие земляне. Остальные поспевают за ними с трудом.

Через 10–20 лет в полный рост встанет проблема: автоматизированы большинство рутинных процессов в производстве, сфере услуг, коммуналке, финансовом секторе и т. п. Столько работников, сколько в реальности есть населения, экономике не нужно. Куда девать лишних? На что им жить? Как предотвратить социальный взрыв?

Внедрить кибер-социализм с человеческим лицом, конечно. Очень вероятно, что через 20–30 лет Первый мир установит безусловный доход для всех без исключения граждан. Возможно, он будет градуированным в зависимости от социального рейтинга, принципы которого к тому времени как раз проработают в Китае.

Скажем, минимум станут получать «маргиналы» – имеющие мало подписчиков в соцсетях, чего-то там скрывающие в своей личной жизни, заклеивающие камеры на домашней бытовой технике, не готовые по первому вопросу от соцработника рассказать об особенностях своей сексуальности, склонности к выпивке или, например, любви к сомнительному аниме.

А максимальный безусловный доход получат обладатели высокого социального рейтинга, цифровые экстраверты, социальные эксгибиционисты, которым «нечего скрывать» от любимых брендов и властей.

Голый перед интернетом, и кофеварка проводит тебе психотерапию – нормы завтрашнего дня

Государства при помощи высоких технологий начнут в реальном времени высчитывать величину прожиточного минимума, имея который, граждане не станут протестовать и говорить в соцсетях крамольные речи.

Этим минимумом будут обеспечиваться все. Что-либо заработать сверх него смогут лишь те, кого нанимают корпорации или власти – люди особо одаренные, квалифицированные и не провалившие специально разработанный социальный экзамен (для отсева оригиналов с неудобными идеями).

Право стать даже мелким предпринимателем также будет предоставляться после прохождения социальных тестов. Не говоря уж о том, что кандидаты в богачи будут строжайшим образом проверяться на лояльность корпорациям, государству и идеалам «кибер-социализма».

Деньги утратят свою власть. Капиталом станут big data, социальность, лояльность… и креативность

В новом мире деньги станут еще более абстрактными и формальными, чем являются сейчас. По сути, их будут цифровым образом делать из ничего и раздавать в колоссальных количествах просто так. Настоящими «деньгами» сделаются большие данные. Миллиардерами же – те, кто их контролирует.

Также высокий уровень жизни будут иметь люди, демонстрирующие популярность в соцсетях и распространяющие среди своих подписчиков лояльность.

Билетом в лучшее будущее несомненно окажется и креативность. Среди инертного населения благодаря тотальной слежке будут выбирать наиболее творчески мыслящих людей, чтобы задействовать их в прикладной науке, развитии технологий, маркетинге, управлении, медийном и культурном производстве. Возможно, некоторым из них даже не станут понижать социальный рейтинг за небольшую строптивость, излишнюю оригинальность или, скажем, нежелание вести из дома круглосуточную трансляцию.

Креативные люди как технического, так и гуманитарного склада ума сделаются «новой нефтью». Их будут разыскивать, тестировать, образовывать и прокачивать на практике в профессиональной среде. Конечно, им не позволят стать элитой, но предоставят возможность иметь более высокий уровень потребления и развлечений, чем людям ординарным и «бесполезным».

Сон золотой

Мир описываемого недалекого будущего не окажется мрачной антиутопией. Он сделает гигантский прогрессивный шаг к относительной гуманности. Пожалуй, впервые в истории человечества инвалиды в нем не будут обречены на нищету, страдания и скорую смерть, люди без особых талантов – на унизительную бедность и связанные с ней неврозы, матери-одиночки – на осуждение и материальную необеспеченность, больные – на отсутствие помощи из-за нехватки денег.

Это будет вполне спокойный и даже праздничный мир. В нем станут приветствоваться любые формы самовыражения, любые ненасильственные проявления сексуальности, любая созидательная деятельность. Люди наконец получат возможность «возделывать свой сад» кто во что горазд. Без удушливого страха за завтрашний день.

Единственным маленьким условием получения права на спокойную, размеренную и в бытовом смысле счастливую жизнь станет всего лишь отказ от личного в пользу общественного. Безусловное приятие главенства норм «всеобщей безопасности» и догм «общественного блага», как их на данный момент понимают корпорации и правительства.

Ростки этой реальности невооруженным глазом видны прямо сейчас. Как ни странно, даже пандемия COVID-19 – казалось бы, значительный катаклизм – не отодвинула, а приблизила ее наступление. Из-за эпидемических ограничений резко ускорилась цифровизация всего вокруг, стала нормой удаленная работа (и удаленный же контроль сотрудников). Раздача ничем необеспеченных денег в развитых странах поражает своим масштабом. Параллельно оказалось, что очень многие люди с готовностью отказались от приватности, некоторых личных прав и свобод, лишь бы и дальше сохранять привычный уровень потребления…

Автор хотел бы, чтобы его дети жили в нарисованном им будущем – безопасном, почти бесстрессовом, более-менее гуманном. Однако сомневается, что сам желал бы быть его частью.

Да, это иррационально – цепляться за личное, приватное, никому не подвластное. Ведь в обмен предлагают то, к чему сотни тысяч лет толкала нас эволюция – жрачку от пуза, секс без обязательств, гарантированную крышу над головой, свободу от тяжкой погони за хлебом насущным и разнообразный досуг.

Только почему-то кажется, что, будучи частью «дивного нового мира», сам ты станешь мертв уже при жизни.

Читайте также