Это больше чем модный черно-белый квадрат: QR-код работает на привлечение клиентов и не только.

С QR-кодами мы сталкиваемся ежедневно. Они встречаются везде: на одежде, чеках, квитанциях, рекламных баннерах и на сайтах.

Одно из самых быстро развивающихся направлений применения QR-кода – оплата с его помощью покупок.

Например, в 2023 году оплаты через QR-код стали в пять раз популярнее, чем в 2022 году и в 53 раза (!), если сравнивать с показателями 2021 года. При этом обороты выросли в четыре раза, говорится в исследовании «Тинькофф бизнес».

Из более свежих данных: в феврале 2024 года 55% россиян пользовались QR-кодами для оплаты покупок хотя бы раз в месяц, а 20% людей – 10 и более раз в месяц.

При этом 14% всех транзакций приходится на интернет-магазины и маркетплейсы, а если брать процент от сумм, то это четверть всех проводимых через оплату QR-кодом денег (24%).

Согласно прогнозу, в первом полугодии 2024 года пользоваться QR-кодами для оплаты станут в 1,5 раза чаще. Видя такую популярность, Банк России намерен ввести единый QR-код для оплаты товаров и услуг, и продавцам стоит следовать тренду, размещая на страницах своих товаров QR-коды для быстрой покупки.

Кроме того, QR-код – один из важных маркетинговых инструментов стимулирования клиентов к покупке. Мы расскажем, как работает QR-код, с помощью каких сервисов его можно создать и где потом использовать.

Что такое QR-код

QR-код – сокращение от Quick Response (быстрый ответ). Несмотря на компактный размер, этот квадратик содержит в себе большое количество информации о предмете, к которому он привязан. Его можно использовать для отправки приложений, в качестве визитки, передачи геолокации, для информирования об акциях и спецпредложениях и так далее.

Виды кодов и их возможности

Существует два вида кодов:

  1. Статические — нельзя вносить изменения в информацию, не меняя сам QR-код. К ним относятся:

    • Wi-Fi QR-код — позволяет подключиться к Wi-Fi быстро без пароля.
    • QR-код текст — этот код отображает текст из слов, цифр и символов, а подключаться к сети для получения информации не нужно (всё в коде).
  2. Динамические — можно редактировать, дополнять и обновлять информацию в любое время. Вот типы таких кодов:

    • URL QR-код — содержит ссылку для перехода на нужную страницу. Например, ссылка на сайт мероприятия.
    • QR-код vCard — его можно создать для визитных карточек, резюме, веб-сайтов, подписей электронной почты, лендингов.
    • QR-код файл — позволяет сделать код для файлов в PDF, PNG или Jpeg. Например, с его помощью можно хранить каталоги, инструкции по эксплуатации. При правках таких файлов код меняется.

То есть вид кода определяется его назначением и применением, а не техническими особенностями.

По способу кодирования различают следующие QR-коды

Их четыре версии:

  • Цифровое кодирование — для чисел от 0-9, можно записать до 7089 символов.
  • Буквенно-цифровое кодирование — для чисел от 0-9, заглавных букв, символов и пробелов. Можно хранить до 4296 символов.
  • Двоичное кодирование — для символов из кодировки ISO-8859-1 и позволяет хранить до 2953 символов.
  • Кандзи — для японских иероглифов кодировки Shift JIS. Она хранит лишь до 1817 символов. Поэтому используется дополнительная кодировка кандзи — ECI. Однако не все сканеры могут ее прочесть.

Как выглядят QR-коды

QR-коды внешне отличаются друг от друга, вот наиболее популярные:

  • Классический QR-код — состоит из трех поисковых узоров: в левом нижнем, левом верхнем и правом верхнем углах.

Так выглядит классический QR-код

  • Aztec — содержит только один поисковый узор в центре. Например, используется в логистике, производстве и фармацевтике.

Так выглядит QR-код Aztec

  • MaxiCode — поисковый узор находится посередине, а вокруг него расположены шестиугольники. Его можно увидеть на упаковках международной корреспонденции.

Так выглядит MaxiCode

  • Semacode — похож на обычный QR-код, но без поисковых узоров. Чаще всего используется для быстрого определения адреса сайта.

Так выглядит Semacode

Как сгенерировать QR-ссылку на страницу

Для того, чтобы зашифровать ссылку в виде QR-кода, нужен специальный онлайн-сервис. И есть несколько способов (в зависимости от целей), чтобы сгенерировать код, объясняет маркетолог IT-компании «Аспро» Яна Евстигнеева.

Яна Евстигнеева

1. Через специальный сервис для генерации

Мы рассмотрим процесс генерации кода на ссылку в бесплатном сервисе QR Online:

  • заходим на сервис,
  • выбираем формат «Ссылка»,

Так выглядит процесс генерации кода на ссылку в сервисе QR Online

  • вводим адрес сайта и задаем нужную стилистику,
  • скачиваем готовый QR-код в удобном формате: png, pdf, файлом по ИК-порту.

Так выглядит строка для ввода адреса

Пример готового QR-кода

2. Для соцсетей

Сделать «куар» со ссылкой на свою страничку можно прямо в Telegram или во ВКонтакте.

Принцип одинаков, поэтому разберем только на примере Telegram.

  • Заходим в настройки аккаунта. Там проверьте, есть ли у вас имя пользователя (Username – в этой графе должно быть выбранное вами имя, а не слово None). Без него «куар» не получится.
  • После того как вы задали имя пользователя, в левом верхнем углу появится значок QR-кода.

Значок QR-кода в Telegram

  • Нажмите на этот значок, затем выберите дизайн картинки и нажмите «Поделиться» (Share QR Code).

Оформление QR-кода в Telegram

3. Через платформы со своим генератором

Для удобства многие платформы добавляют в свой функционал генерации QR-кода. Разберем на примере Аспро.Link. Это такая платформа для создания мини-сайтов, здесь «куар» генерируется автоматически.

Для этого нужно:

  • авторизоваться в личном кабинете сайта,
  • зайти в «Мои сайты»,
  • нажать «Поделиться»,
  • скачать готовый код.

Так выглядит страница регистрации Аспро.Link

Кнопка «Поделиться» на Аспро.Link

Пример готового QR-код от Аспро.Link

Если вы хотите сделать визитную карточку с зашифрованным текстом, воспользуйтесь генератором QR-кодов, которые без проблем находятся поисковыми системами. Сейчас такой способ быстрой рекламы становится всё более популярным. Чтобы сделать QR-код для банковской транзакции, необходимо воспользоваться приложением вашего банка. Не могу точно говорить за все банки, но Сбер и Тинькофф точно обладают подобным функционалом. Этот QR-код несет в себе необходимые данные для быстрого перевода (реквизиты, контактные данные, и заранее прописанная сумма перевода). Более подробную информацию лучше уточнять у операторов используемого банка. Чтобы сделать код для перехода на какой-то сайт или файлообменник, тоже достаточно воспользоваться генератором кодов. Рекомендую qrcoder.ru. Там можно делать ссылки как на текст-визитку, так и на сайты, на отправку СМС-сообщения и т.д. Можно сгенерировать QR-код на свой профиль в социальной сети или мессенджере.

Кирилл Ситнов

преподаватель в Школе программистов МШП, эксперт по компьютерной технике

Другие сервисы

  • QRickit — это бесплатный сервис для создания QR-кода. Отлично подойдет для ежедневного использования для маркетинговых и бизнес целей.
  • ZebraQR — генератор кода подойдет для кафе, ресторанов, желающих создать бесконтактное меню. После сканирования кода на мобильных устройствах отображается меню. Бесплатный тариф предлагает достаточно функций для небольшого кафе.
  • QR Code Generator — инструмент для считывания статического кода с продвинутыми опциями добавление цвета и логотипа. Доступен бесплатный тариф для любых статических кодов, но есть подписка на динамические коды и управление. Подойдет для малого бизнеса, маркетинговых и рекламных агентств.
  • Shopify Generator — бесплатный и удобный сервис для повседневной работы. Не подойдет для серьезных маркетинговых кампаний, требующих персонализации и отслеживания.
  • Logaster — инструмент для создания фирменного стиля компании. Отлично подходит для малого бизнеса. Есть возможность создания неограниченного количества статических кодов.

Сделать QR-код самостоятельно можно на сайтах-конвертерах вроде QRCode Monkey. Они предоставляют пользователям большое количество функций, в том числе интеграцию собственного логотипа в код и кастомизацию дизайна.

Еще хороший вариант — QR Code Generator. Он позволяет создавать динамические QR-коды, которые можно будет менять.

Мария Таланова

эксперт digital-коммуникаций, руководитель агентства SMMMASH

С помощью сервиса «qr-генератор» от Яндекса можно быстро создать красивый QR-код вашей компании или личной страницы. Функционал отличный — изменение цвета фона и цвета пикселей, а также добавление логотипа в центр кода. В Telegram есть бот @qrbot, у которого нет аналогов. Он может абсолютно все — автоматическое создание QR-кода вашего телефона, почты, геолокации, подключения к Wi-Fi с вшитым паролем и многое другое. Очень удобное средство взаимодействия между людьми в 21-веке – передавать информацию стало проще.

Денис Нечитайлов

создатель цифрового контента приложений и программ

Очень немногие люди создают QR-коды самостоятельно с нуля. Это требует навыков дизайна и программирования. Почти все полагаются на генераторы QR-кода. Генератор QR-кода — это веб-сайт или часть программного обеспечения, которое создает для вас QR-коды одним нажатием кнопки. Все, что вам нужно сделать, это загрузить информацию, которую вы хотите закодировать, будь то URL-адрес или документ, а программа сгенерирует QR-код. Вот несколько таких программ: Visme, Beaconstac, QRCode Monkey. Порядок же действий в генераторах QR-кодов очень простой и похожий.

Константин Калугин

сооснователь CEO компании «Ценозавр», специализирующейся на мониторинге и анализе цен на продукты

Как использовать QR-коды в маркетинге

QR-коды в маркетинге используют как дополнительный канал коммуникации с аудиторией. Клиент может сканировать код и получить данные о товаре, накопленных бонусах, посмотреть уровень скидки, историю заказов в личном кабинете.

Этот способ помогает клиентам быстро принять решение о покупке, получая всю информацию о товаре или услуге сразу. Причем не нужно читать мелкий текст на упаковке или рекламе – он появится у покупателя в телефоне, прямо перед глазами.

Участники программ лояльности могут, например, сканировать код на ценниках и тут же видеть стоимость с учетом всех акций, бонусов и спецпредложений. Кроме того, по QR-коду можно оплачивать покупки, и делается это так же быстро, как оплата бесконтактной банковской картой на кассе супрмаркета.

Так выглядит QR-код на ценнике

В 2011 году мы разрабатывали сайт с трансляцией результатов соревнований. Мы сделали ссылку на конкретный раздел на этом соревновании, который сгенерировали в QR-код, его распечатали на листках и раздали зрителям. Таким образом, любой, кто приезжал на площадку, где происходило соревнование, брал листок, сканировал QR-код и мог видеть результаты всех участников в режиме реального времени. Этот сайт был подготовлен для этапа Чемпионата России по ралли. Схема понравилась организаторам и применяется до сих пор.

Юрий Акинин

маркетолог, CEO Digex Co.

Вывод

Для бизнеса QR-коды – возможность сэкономить время клиента, что тот обязательно оценит, получив информацию быстро и в достаточном объеме. Времена «подробнее смотрите/ищите на нашем сайте» прошли.