Собрали сервисы для ее создания.
Roadmap (дорожная карта) — это план, который наглядно показывает, как будет развиваться ваш проект или компания. На такой карте указаны цели, этапы и сроки выполнения всех важных задач. Информация обычно представлена в виде таблицы или графика, чтобы было проще понять, что и когда нужно делать. Если у вас нет такой карты, вы можете упустить некоторые детали пазла. Эта статья поможет улучшить ситуацию с проектом.
Но сразу предупредим, что лучше использовать отечественные сервисы для создания и ведения дорожной карты. Объясним на примере.
Из-за санкций США сервис для создания дорожных карт ClickUp вынужден покинуть Россию 12 сентября 2024 года. То есть, в одночасье будут деактивированы все аккаунты пользователей из РФ. В системе останутся только те, кто больше не находится в России и не имеет платежной информации, связанной с РФ. Но и им придется завести новые учетные записи, что неудобно.
То есть, сегодня российские пользователи должны тратить время и деньги на экспорт данных или перенос их в рабочие пространства зарубежных пользователей. Либо, что разумнее, переходить на другие системы, где тоже есть чаты, менеджер задач, доски, отчеты и другие опции. TexTerra, кстати, которая успешно работает с 2007 года, пользуется Битриксом.
Для информации, ранее об уходе из России 12 сентября 2024 года заявили популярные сервисы Miro, Notion, Ecwid и ряд других (удалять информацию о них из статьи мы не стали, так как все в итоге возвращаются, как только появляется возможность). Уходят и конструкторы сайтов, такие как Wix... Но у всех них есть российские аналоги.
Создание дорожной карты: инструкция
Определите, чего вы хотите достичь с помощью проекта и какие основные результаты (или выходные данные) ожидаются. Затем обсудите проект с задействованными в ходе его выполнениями работниками.
Прежде чем приступать к созданию карты, необходимо подготовить списки требований, ограничений и ожиданий от проекта. Разработка Roadmap включает в себя следующие этапы:
- Укажите главные этапы или фазы проекта и сразу же добавьте конкретные действия, которые нужно выполнить на каждом шаге.
- Уточните продолжительность каждой задачи (выставьте дедлайны) и укажите ресурсы, необходимые для ее выполнения. Обязательно определите зависимые задачи (те, что зависят друг от друга) и составьте последовательность их выполнения.
- Составьте список потенциальных рисков, которые напрямую или косвенно могут повлиять на реализацию проекта. Обязательно сформулируйте стратегии управления этими рисками.
- Решите, в каком формате лучше представить дорожную карту. Это может быть диаграмма (например, диаграмма Ганта, которая наглядно показывает, когда какой этап планируется завершить), таблица, временная шкала, mind-карта.
- Визуализируйте главные этапы, задачи и сроки проекта (важно, чтобы дорожная карта получилась понятной и легко читаемой).
- Сделайте презентацию дорожной карты команде.
- Обсудите каждый этап, соберите отзывы от менеджмента, независимых экспертов, бизнес-аналитиков. Проанализируйте их и внесите исправления при необходимости.
По мере реализации проекта, устаревания каких-либо моментов в roadmap — обновляйте дорожную карту.
Разработка дорожной карты: краткая инструкция
- Сформулируйте основную цель и установите срок ее достижения.
- Определите целевую аудиторию и распишите ее потребности.
- Соберите информацию о проекте, используя различные источники (бэклог, предыдущие дорожные карты, маркетинговые исследования, опросы).
- Обозначьте темы, объедините их в группы. Затем — определите цели работы, предполагаемые результаты. Не забудьте добавить полученные выгоды.
- Расположите темы в порядке приоритета, используя собственные критерии оценки.
- Выберите инструменты визуализации и каналы коммуникации для распространения дорожной карты.
- Регулярно редактируйте дорожную карту, пересматривая информацию и добавляя пояснения.
Пример дорожной карты — какие этапы и сроки необходимо указать
- Цель проекта: разработка и запуск нового продукта на рынке.
- Этапы с дедлайнами:
- на утверждение бизнес-плана — 1 месяц;
- на разработку и тестирование прототипа продукта — 2 месяца;
- на выбор поставщиков и партнёров — 3 месяца;
- на регистрацию компании и открытие счёта — 4 месяца;
- на запуск маркетинговых кампаний — 5 месяцев;
- на тестирование продукта и внесение изменений — 6 месяцев.
- Ответственные лица:
- группа разработчиков;
- дизайнеры;
- сценаристы;
- тестировщики;
- маркетологи.
Это лишь один из примеров дорожной карты. И в зависимости от специфики, сложности проекта, она может быть как более детализированной, так и менее, включать дополнительные этапы и задачи).
Дорожная карта: сервисы
Для подготовки roadmap можно использовать электронные таблицы, а также специальные сервисы.
- Электронные таблицы Google Sheets или Microsoft Excel — простые и доступные инструменты, который легко освоить. Рекомендуется использовать онлайн-сервисы, чтобы все разработчики проекта могли редактировать дорожную карту в любое время. В таблицах можно сразу отобразить все основные элементы (цели, этапы, сроки, ответственных лиц) и визуализировать их для отслеживания изменений.
- Miro — сервис для совместной работы, где можно самостоятельно создать дорожную карту на онлайн-доске или использовать готовые шаблоны. Пример шаблона дорожной карты представлен в виде временной линии с контрольными точками с указанными основными процессами и списком ответственных.
- WEEEK — многофункциональная платформа с таск-трекером, CRM и другими инструментами для совместной работы. Чтобы создать дорожную карту, перейдите в раздел таск-трекинга и выберите опцию «Создание проекта». В результате получится доска с обозначением этапов реализации, дедлайнов и распределением задач между исполнителями.
Где еще взять шаблоны roadmap
Вариантов очень много. Вот еще несколько популярных сервисов для создания дорожных карт на основе красивых и функциональных шаблонов:
Выводы
Так как roadmap составляется для согласования работы между разными участниками бизнес-процесса, необходимо, чтобы она была понятной интуитивно. Именно поэтому дорожную карту лучше создавать в виде таблицы. Это поможет всем участникам быстро сканировать информацию и следовать четкому плану работы независимо от сложности проекта и количества этапов. Дорожная карта может (и должна) постоянно меняться, поэтому нужно вовремя проводить ее корректировку и вносить правки.
В отличие от маркетингового плана, roadmap отображает долгосрочные стратегии и цели, а не детальное описание процесса работы с требованиями к сотрудникам и дедлайнами каждой задачи.
Читайте также:
Как использовать точки контакта с клиентом, чтобы повысить продажи
Как (и зачем) внедрять Scrum в компании — вот реальные кейсы
Разделяй и властвуй: 14 бесплатных сервисов для управления маркетинговыми проектами