С появлением дополненной реальности (augmented reality, AR) компании открыли для себя новые способы донесения ценности продукта до своих потенциальных потребителей. Дополненная реальность в рекламе и маркетинге увлечет клиентов в захватывающий мир, наполнит плоские поверхности листовок и билбордов интерактивным контентом, втянет во взаимодействие с брендом и позволит сделать сервис еще удобнее. Несмотря на ограничения технологии, некоторые идеи уже сейчас поражают воображение. Терпение, и вы все увидите сами!

А по-настоящему демократичной технология стала с появлением масок дополненной реальности в соцсетях.

Как работает дополненная реальность

Слой виртуальных объектов «активируется» с помощью специальной метки – в самой ранней стадии зарождения технологии такими метками были QR-коды. Человек устанавливал на смартфон приложение для чтения QR-кодов и, когда встречал такой код на рекламном плакате, витрине или стенде, сканировал его и перед ним возникала дополнительная виртуальная информация, видео или фотография.

Вот пример магазина Tesco в Южной Корее – они установили баннер с изображениями продуктов прямо в метро Сеула. На продуты были нанесены QR-метки, и человек, в ожидании поезда, мог выбрать продукты и заказать их, а вечером получить курьерскую доставку.

Магазин дополненной реальности в сеульском метро

Сейчас метки могут скрываться за фотографиями и любыми другими объектами реального мира, которые способен распознать смартфон, используя специальный браузер дополненной реальности и технологии компьютерного зрения. От простых ярких, но бесполезных экспериментов, разработчики перешли к созданию действительно нужных сервисов – например, появилось приложение Word Lens – с его помощью турист может переводить незнакомые надписи в окружающем мире, наводя на них камеру смартфона (эта опция доступна в Google Translate).

Мгновенный перевод вывесок и указателей, стоит навести камеру смартфона из приложения Google Translate

Компания IKEA была одной из первых, кто придумал, как извлечь из дополненной реальности пользу – мебельный каталог 2014 года стал меткой. Теперь потенциальный покупатель быстро мог понять, как впишется новый диван или кресло в интерьер квартиры, сфотографировать новую обстановку и сделать заказ.

Визуализировать мечту потенциального покупателя и подарить ему приятные эмоции – эффективный способ обзавестись лояльным клиентом

Компания Volvo запустила гоночную AR-игру, приуроченную к выпуску новой модели автомобиля S60. И хотя это не самый удачный пример применения дополненной реальности (виртуальные объекты никак не дополняют реальные, а лишь помещаются поверх), эффект новизны и нового пользовательского опыта сработал на отлично. Компания побила все рекорды – трафик на сайт увеличился на 293%, количество кликов составило 192 319, а процент вовлеченности 9,6%. Показатель намерения совершить покупку увеличился на 88%, а узнаваемость бренда повысилась на 240%. За счет игрового формата приложения компании также удалось привлечь к бренду внимание более молодой аудитории – потенциальных будущих владельцев авто Volvo.

Игра с технологией виртуальной реальности от компании Volvo

Компания BMW тоже подарила своим потенциальным клиентам возможность буквально «прикоснуться» к новому автомобилю – кабриолету Z4, рассмотреть его со всех сторон, изучить вплоть до мельчайших деталей. Сделать это можно было через камеру ноутбука, просматривая с ее помощью распечатанную черно-белую метку. Миниатюрное авто появлялось на этой метке, оказываясь прямо в руках человека, а затем воспроизводило симпатичную анимацию движения.

Технология AR позволяет человеку самостоятельно вращать трехмерный объект, пока он находится в зоне видимости камеры

Наибольший эффект от технологии AR планировалось получить, когда пользователь смотрит на мир через очки виртуальной реальности – и в этот момент возникли сомнения в том, что она сможет быть востребована. Очки все еще стоят дорого – средняя цена составляет 200 000 рублей, а некоторые проекты, обещавшие стать прорывом в мире технологий (Google Glass), и вовсе были заморожены. Развитие технологии приостановилось из-за ограничений «железа». Бизнес-сообщество разочарованно вздохнуло и приготовилось похоронить технологию AR, как не оправдавшую ожидания. Сфера слишком инновационная, идей по применению мало, качественного контента еще меньше, а клиента не так-то легко заставить вытащить смартфон, скачать отдельное приложение (которое часто весит не слишком мало), ради просмотра рекламного баннера или короткой 3D-анимации.

Как помогла бизнесу игра Pokemon Go

Новый виток активности, вселивший надежду в успешное будущее технологии AR, случился в 2016 году с выходом игры Pokemon Go. Игра изменила представление о дополненной реальности, показав, что виртуальные объекты можно привязывать не только к физическим меткам, но и к GPS-координатам на карте, и что ради нового интересного опыта люди готовы освоить непривычную технологию.

Так выглядят монстры PokemonGo, расположенные на метках в GPS-координатах

Наиболее предприимчивые компании быстро сообразили, что, используя возможности игры, потоки людей можно перенаправить из парков прямо к ним в магазины и кофейни. А руководство кафе Huge Café в Атланте выяснили, что игра быстро сажает заряд батареи смартфона, а потому стали предлагать воспользоваться подзарядкой и заодно попробовать бесплатные булочки. Вместе с бесплатными булочками посетители приобретали и другие блюда из меню. Ряд брендов, в том числе Domino’s Pizza, публиковали в соцсетях посты с информацией о том, каких покемонов можно поймать в их заведении, и это также поднимало посещаемость.

Некоторые идеи, привнесенные Pokemon Go, вдохновили стартаперов на разработку инструментов и платформ для создания собственных игр с поиском виртуальных объектов на реальной местности за счет возможностей дополненной реальности, эти сервисы дали жизнь таким мероприятиям, как «Охота за спрятанными деньгами» в Сан-Диего, или поиск виртуальных сокровищ и обмен их на реальные призы в Олимпийском парке Сиднея.

Ещё 15 примеров применения AR в рекламе и маркетинге

Вот несколько крутых идей для вдохновения, как разнообразить ваши маркетинговые и рекламные материалы с помощью дополненной реальности. Примеры категоризированы по точкам касания с клиентом и целевым назначениям.

Рекламные листовки, печатные издания и каталоги продукции

  1. Top Gear

Top Gear – известный журнал об автомобилях – объединил усилия с сервисом Aurasma, в результате миру явился полностью интерактивный выпуск журнала, обогащенный видеороликами, которые можно посмотреть прямо на страницах издания, стоит только навести на них смартфон с приложением.

  1. Hector&Karger

Бренд Hector&Karger выпустил модный лукбук в элементами AR. Этот вариант интересен, однако стоит быть осторожными при использовании виртуальных моделей. Виртуальная одежда может вести себя совсем не как реальная и даже выглядеть несколько иначе, и у клиентки могут возникнуть претензии при спонтанном совершении покупки.

  1. Faberlic

Каталог Faberlic предлагает клиенткам просмотреть продукт в натуральную величину, повертеть его в разные стороны – ведь известно, что женщинам важен внешний вид продукта, они выбирают глазами. Кроме того, можно оценить объем средства – что не всегда бывает понятно из фотографии, прочитать состав на этикетке и тут же сделать заказ.

Любимый продукт как по волшебству возникает прямо перед вами

Визитки

  1. Агентство JWT

Лондонское агентство JWT стало одним из первых, кто придумал дополнить визитку элементами AR. На визитке компании под специальными значками уместились портфолио сотрудников и отметка о месте нахождения компании на карте Google. Визитка сделана на основе браузера blippAR.

Этикетки, информация на упаковке

  1. Водка «Абсолют»

Наведя камеру на ярлык водки «Абсолют», покупатель отправляется в 3D-тур по маленькому шведскому поселению Охус (Åhus), где производится продукт. Он может исследовать местность, изучить технологию производства и получить бесплатный рецепт коктейля с водкой.

  1. Heinz

Под этикеткой кетчупа Heinz скрывается целая книга рецептов, которые можно приготовить с использованием этого продукта. Каждым рецептом можно поделиться в соцсети.

Ценники, витрины

  1. COOP

Инновационный супермаркет COOP в Милане, Италия показывает количество полезных веществ в каждом продукте из ассортимента, отображая информацию на больших зеркальных экранах.

Дополнительная ценность продукта (информация и обучение)

  1. «Дикси»

Ритейлер «Дикси» подарил новую жизнь альбомам с наклейками, предлагая купить товар на определенную сумму и получить наклейки, за которыми скрывались 3D-модели динозавров. Просмотреть эти модели можно через приложение на смартфоне.

Привлечение внимания к бренду или новому продукту

  1. АО «Гознак»

Компания АО «Гознак» решила использовать силу дополненной реальности для популяризации новых банкнот в 200 и 2000 рублей и выпустила собственное мобильное приложение «Банкноты 2017». При наведении смартфона на купюру можно увидеть миниатюрный Крымский мост и даже проверить купюру на подлинность.

  1. John Lewis

John Lewis, крупнейшая сеть магазинов мебели в Великобритании, создала шоурум, где посетители могли превратить комнату в кухню, гостиную или спальню, устанавливая в ней виртуальную мебель по своему вкусу через специальное приложение. Упоминание об инновации привлекло значительно количество клиентов в магазины.

Навигация, геолокация

  1. Stella Artois

Бренд Stella Artois выпустил приложение «Гид по барам» (Le Bar Guide), с помощью которого человек может найти бары на карте, прочитать отзывы посетителей и найти ближайший бар с любимым сортом пива.

Интерактивные игры и геймификация

  1. Nestle

Почему бы не превратить коробку из-под сухого завтрака в интерактивную игровую консоль, подумали представители компании Nestle и воплотили идею в жизнь с помощью дополненной реальности. Достаточно поднести коробку с маркером к ноутбуку с веб-камерой, как внутри коробки возникает целый мир, управляют которым наклоняя коробку в пространстве.

Демонстрация масштабных объектов

  1. «Росатом»

Компания «Росатом» предлагает рассмотреть устройство ядерной электростанции через брендовое приложение. Оно позволяет увидеть общую структуру, план объекта и подробно ознакомиться с его отдельными частями. Каждая часть подписана, а также содержит информативную анимацию.

Примерка одежды и украшений

Converse Shoes

Известный производитель обуви Converse Shoes создал приложение с дополненной реальностью, позволяя клиентам насладиться примеркой в комфорте собственного дома. Понравившийся вариант можно сфотографировать и расшарить в соцсетях.

Бонусное видео

И напоследок: бонусное видео – забавный фантастический пример, как могли бы выглядеть улицы и магазины, если бы дополненная реальность достигла небывалого расцвета.

Какой бы ни была сфера бизнеса, яркие идеи для применения дополненной реальности найдутся везде, а со временем количество возможностей только увеличится. В комментариях предлагаю обсудить, как можно использовать дополненную реальность в вашем бизнесе.