В интернете чистенько и всегда хорошая погода. Там не помнишь о карликовых зарплатах, долгах за отопление, убитых в хлам дорогах и начальнике, неизбежно орущем с восьми до пяти с перерывом на заливного осетра. Средний пользователь рунета уже в январе 2019 года проводил онлайн 6 часов 29 минут в день – больше, чем средний итальянец, швейцарец или китаец.

Думается, к началу Года Белой Металлической Крысы (кажется, все уже суеверно выяснили, что 2020-й почему-то будет носить это киберпанковское название) россиянин сидит в сети еще дольше. Просто это пока еще не посчитали аналитики.

Что он там делает всё это время – средний российский интернет-юзер? А он там живет полной жизнью. В рунете к началу 2020 года образовалась «параллельная Россия» – с красивыми магазинами, сериальчиками на любой вкус, теневыми заработками и относительно безопасным общением в соцсетях. С необременительной и безответственной болтовней, которую можно прервать в любой момент, и за которой не последует хук справа – как в реале, когда общающийся слишком увлекся переходом на личности.

Там, в цифровой России, можно самовыражаться на YouTube; формировать свой образ в «Контактике» – в стиле очередных кумиров с ультрамодной психопатологией; делать вид, что ищешь новую работу; проходить семинары по астральному массажу мозга; совершать пожертвования и чувствовать себя социально ответственным; рассуждать о судьбах Родины, тщательно избегая столкновения с ней на улице.

Добро пожаловать в 2020-й

К 2020-му году в рунете пышно расцвела «параллельная экономика», переплелась с экономикой «земной» и кое-где заменила ее. Миллионы людей, которым остро не нравится стоять в очередях к кассе, которые ненавидят забывать дома список чертовых покупок, которых не забавляет встречаться с хамством сограждан и толкаться в толпе, при первой же возможности начали покупать онлайн даже гречку.

В интернет «переехала» огромная часть российской жизни. Рассмотрим же подробнее, с какими картами на руках мы входим в свой электронный 2020-й год.

Параллельная Россия: онлайн-торговля устремилась в денежный космос

Второе полугодие 2019-го пока никем подробно не «посчитано», но даже данные за первое заставляют изумиться и скорректировать свое представление о стране. Исследовательское агентство Data Insight осенью сообщало, что:

  • количество онлайн-заказов за первые шесть месяцев года составило 191 миллион (это почти весь годовой объем 2016-го);
  • прирост заказов за полгода по сравнению с первым полугодием 2018-го: + 44 % (такой скачок зафиксирован впервые за всё время наблюдений);
  • средний чек снизился на 13 %, однако россияне стали покупать онлайн чаще – просто порциями поменьше.
  • Объем онлайн-покупок в рублях за I полугодие 2019 года составил 725 миллиардов и показал прирост + 26%.

По мнению аналитиков DataInsight, покупки в интернете для россиян становятся рутинным делом. Четвертый год подряд растет доля самовывоза купленных товаров. Причина банальна: людям понравилось так покупать, они делают все больше мелких заказов.

Авторы исследования считают, что ускорение роста российского рынка онлайн-торговли связано с двумя важными вещами:

  • крупные ритейлеры активизировали свою маркетинговую активность и улучшили собственную инфраструктуру;
  • россияне накопили критическую массу опыта онлайн-покупок и на усилия продавцов откликнулись позитивно.

Переводим на общечеловеческий язык: онлайн-гипермаркеты на тысячи наименований предлагают цены, с которыми региональные сети не могут конкурировать. «Покупать в интернете» стало тупо дешевле – даже с оплатой за доставку. Сама доставка в регионы ускорилась до нескольких дней. Число пунктов самовывоза увеличивается.

Непосредственный опыт онлайн-покупок миллионам людей пришелся по вкусу. Ты не толкаешься в супермаркете-ангаре, выискивая ценники с временной скидкой; не мучаешься, вспоминая, в каком же конце огромного зала лежат губки для швабр, а в каком – кошачий корм; не тащишь на себе к автомобилю (а то и в общественный транспорт) по четыре пакета того и сего.

А главное – то, как устроен процесс выбора. Он принципиально другой. С чайком или там крафтовым IPA на столе, под музычку в наушниках ты сидишь и неспешно листаешь страницы онлайн магазина, которые грузятся одна быстрей другой. Читаешь, будто роман, отзывы. Находишь на YouTube видео о товаре, пробегаешься по комментам.

В двух-четырех привычных магазинах ищешь наиболее выгодную цену. Кладешь в избранное, посылаешь ссылку жене (мужу, ребенку). Обсуждаешь покупку с домашними. Выбираешь, как платить – сразу картой или налом по получении (это любят те, кто постарше).

А в приятный микропраздничный День Покупки, получив SMS и уведомление на почту, ты неспешно идешь в удобное тебе время в пункт самовывоза (вариант «на почту» теряет популярность – там орут и ругаются, и долго нужно стоять в очереди). Получаешь аккуратные упаковки за считанные минуты и также неспешно отправляешься домой – радоваться.

Добро пожаловать в 2020-й

Перед таким потребительским комфортом не в силах устоять самые отъявленные экстраверты, которых хлебом не корми – дай побродить на людях и потолковать с продавцами консультантами и другими покупателями…

Опыт онлайн-покупок физических товаров подкрепляется позитивным опытом электронного приобретения услуг – от банковских до образовательных, от провадейрских до развлекательных. И поэтому в уходящем году произошло закономерное:

по прогнозам, прозвучавшим в ноябре 2019-го на конференции «Future of Media», объем российского рынка электронной коммерции составит 2,8 триллиона рублей. Для сравнения: в 2018 году этот показатель достигал лишь 1,66 триллиона. Налицо рост более, чем на 68 %. Фантастика? Нет – новая «параллельная Россия».

14 миллионов россиян что-либо продавали друг другу в Интернете в 2019 году

Еще одна «электронная провинция» рунета – это сфера интернет-торговли между частными лицами. Ее в уходящем году исследовали Avito и Data Insight. В этом ширящемся С2С секторе быстро строится дивный новый мир частных интересов.

Судите сами: 14 миллионов россиян, что-то продавали «из рук в руки» через интернет в уходящем году, а 12 миллионов что-то покупали. Прошло 177 миллионов сделок на 568 миллиардов рублей. Рост в деньгах по сравнению с 2017-м составил 92 ,5 %.

14 % российских интернет-пользователей стали частными продавцами. Их возраст – от 18 до 64 (!) лет. Уже 76 % такой торговли приходится на региональные центры (45 %), малые города (23 %), поселки (5 %) и даже мелкие сельские поселения (3 %).

Добро пожаловать в 2020-й

Как мы понимаем, упомянутое исследование C2C торговли в рунете не учитывает теневую экономическую активность россиян в соцсетях. Ее объем, вероятно, не в силах оценить даже Федеральная налоговая служба.

Это неформальное торжище цветет и бешено развивается, представляя собой цифровой аналог российской «гаражной экономики». Частично они пересекаются. Частные заказы на авторемонт, домашний ремонт, пошив одежды, парикмахерские, косметические услуги и т. п. в массовом порядке собираются мастерами в соцсетях.

Там же реализуются предметы хэндмейд производства в диапазоне от женских украшений до музыкальных инструментов и от изготовленных на заказ кожаных рюкзаков до образцов современного искусства.

В соцсетях процветает условно легальное предоставление цифровых услуг: создание векторных и растровых портретов по фото, копирайтинг на коленке, самопальная «раскрутка» сообществ, частное сайтостроение, коучинг, психологическое консультирование по Skype, продажа онлайн-курсов по самым традиционным и самым странным направлениям – от «Фотошопа» до «Как стать ведической женой».

Словом, россияне в социальных сетях массового делают микробизнес. Возможно, скоро их удастся посчитать, поскольку с 1 января 2020 года налоговый режим «самозанятые» распространится уже на 23 региона страны. Ожидается, что на всей территории России он будет введен в июле наступающего года.

Вероятно, какая-то часть «теневиков рунета» решит, что пора легализоваться, потому что режим подразумевает льготную схему налогообложения (4-6 % от доходов и без обязательных пенсионных взносов), которая будет сохраняться вплоть до 2028 года. А потолок заработка на режиме «самозанятые» при этом установлен довольно высоким – около 200 тысяч в месяц. Эти условия могут стать привлекательными для предприимчивых микропредпринимателей.

Вся экономика рунета в 2019 году – 4,7 триллиона рублей

16 декабря в рамках конференции «Рунет 2019: итоги года» Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) представила прогнозные оценки показателей экономики российского сегмента интернета.

По мнению РАЭК, интернет-аудитория в России составляет уже 95,9 миллиона человек (мобильного интернета – 85,2 миллиона). Весь объем интернет-экономики – 4,7 триллиона рублей.

Из чего состоит этот объем (основные хабы):

  • 330 млрд рублей – реклама и маркетинг;
  • 130 млрд рублей – инфраструктура;
  • 2850 млрд – электронная коммерция;
  • 1359 млрд – платежные услуги;
  • 115 млрд – цифровой контент.

РАЭК не обошла своим внимание и российский C2C сектор, который отнесла к типу «онлайн-сервисы совместного потребления» или к области «шеринг-экономики». Ее объем по итогам 2019 года составил около 769,5 миллиарда рублей. Прогнозная оценка роста сектора за год – 50 %.

А вот какие направления шеринг-экономики лидируют в стране по оценкам РАЭК:

  • С2С продажи (порядка 566 миллиардов рублей, расхождение с данными Data Insight – всего 2 миллиона);
  • онлайн-биржи труда, или сервисы Р2Р услуг (140 млрд руб.);
  • каршеринг (20,5 млрд руб.);
  • карпулинг (объединение затрат на использование частного автомобиля, 17,8 млрд руб.);
  • краткосрочная аренда жилья (15,6 млрд руб.).

Отдельно авторы исследования отечественной шеринговой экономики из РАЭК и ТИАР-центра выделяют тренд взросления ее участников. Развитие пользовательских сообществ в возрастной группе 40+ идет стремительными темпами.

Добро пожаловать в 2020-й

Параллельная Россия в соцсетях: 1,3 миллиарда сообщений в месяц

К началу 2020 года россияне в соцсетях буквально живут. Среднее число авторов сообщений в месяц, по данным Brand Analytics, составляет 49 миллионов. Первая тройка лидеров по числу сообщений:

  • «ВКонтакте» – 556 380 постов;
  • Instagram – 169 929;
  • «Одноклассники» – 119 479.

Россияне обожают постить видео:

Подсчет от Brand Analytics

Фоточки – это тоже наше всё. В день их публикуется 25 миллионов. Из них 8 миллионов снабжены текстом.

Наиболее эффективные платформы распространения контента в России – это Telegram и «Яндекс.Дзен»:

Добро пожаловать в 2020-й

Конечно, в отечественном сегменте соцсетей не всё радостно и благополучно, хоть там у людей и завелась вторая электронная жизнь. «Параллельная Россия» полна агрессии и кибербулинга, несмотря на то, что она не опасна в смысле угроз получения травм или гибели, как реальная «физическая» Россия.

На конференции «Рунет 2019: итоги года» представитель Brand Analytics Василий Черный отметил серьезный рост кибербуллинга. По данным компании, около 58 % пользователей сообщают, что им стало некомфортно в соцсетях. Женщин там преследуют за внешность, а мужчин – за неудачи.

Наиболее агрессивными в социальной виртуалке предсказуемо являются подростки в возрасте 14 лет, мужчины и женщины в возрасте 29–31 год и (что удивительно) мужчины в возрасте 59 лет.

Добро пожаловать в 2020-й

Самая токсичная для общения соцсеть, как показывают исследования – это «ВКонтакте»:

Добро пожаловать в 2020-й

Но, несмотря ни на какой кибербуллинг и чувство дискомфорта у значительной части пользователей, жизнь в российских соцсетях кипит. Поскольку аудитория огромна, кроме уже упомянутых сфер, приличные деньги крутятся в секторе активности блогеров-инфлюенсеров.

Только официально объем рынка рекламы у них в 2019 году составил 12–14 миллиардов рублей. А с учетом теневых доходов, по мнению экспертов Brand Analytics, он дорос до 20 миллиадов.

А вообще специалисты компании, исходя из итогов уходящего года, заявили, что соцсети это:

  • «пятая власть»;
  • «новая валюта»;
  • «новая социология».

Специалисты по медиа отмечают: к 2020 году степень доверия россиян к традиционным СМИ заметно падает. Интернет становится для страны основным источником получения информации и «…местом, где люди проводят все больше времени – общаются, делятся мнениями, обсуждают, спорят».

Россияне потребляют в социальных сетях колоссальное количество контента. Исследования показывают, что с точки зрения его состава соцсети для потребителя – это ассорти. Они любят видеть там «всего понемногу».

Наиболее важная медийная функция соцсетей в 2019 году – это быть авторскими платформами. Общение же у жителей «Параллельной России» строится при помощи сообществ и мессенджеров.

Модные общественные тренды к 2020 году в социальной виртуалке заметно изменились. Знаменитая «новая искренность» уступает место некоей «новой практичности». Публичность, по данным Brand Analytics, «больше не драйвит». Взят курс на «детокс» от соцсетей.

Добро пожаловать в 2020-й

Молодежные тренды Параллельной России : глобализация и осознанное потребление

Исследователи рунета обращают особое внимание на то, что молодые и наиболее активные пользователи сети знают в той или иной мере иностранные языки, поэтому у них нет барьера доступа к международным ресурсам.

Они зависают на одних и тех же форумах, концентрируются в одних и тех же сообществах, смотрят международные премьеры в то же время, что и вся планета.

Как следствие российская молодежь стала участником универсального информационно-смыслового поля, «…в котором национальные и социокультурные особенности отходят на второй план».

Молодые стремятся к осознанному потреблению, близко к сердцу принимают состояние окружающей среды, и это является стимулами для развития шеринг-экономики – помимо тех, что дает усложнение интернет платформ. Платформы при этом создали базу для формирования сообществ, которые отличаются высоким уровнем доверия между членами, что гарантирует надежность шеринг-сделок.

Мы в агентстве «Текстерра» не просто следим за трендами соцсетей – мы часть этих трендов и участвуем в их формировании. Если вашему бизнесу требуется современный действенный маркетинг в социальных сетях – обращайтесь. Вместе будем не только следовать за современностью, а станем самой современностью.

Вместо резюме:

Развитие рунета самого по себе и как части глобальной сети опережает развитие «физической» России. Такое ощущение, что у нас есть две экономики. Одна – с допотопным ТВ; офлайн магазинами и удручающими рынками, сдающими свои позиции уже не только перед федеральными офлайн-сетями, но и перед онлай-ритейлом; с массовым устаревшим жильем; с изношенной коммунальной инфраструктурой и т. п.

Вторая – с очень быстрым широкополосным и дешевым интернетом; передовыми технологиями в онлайн-торговле; с доступом к всемирным сокровищам информации и культуры; с параллельной трудовой занятостью; возможностью мгновенного общения людей из удаленных друг от друга географических точек; с финтехом, который сделал возможными C2C торговлю, макро и микробизнес в онлайне.

Мы будто бы стоим одной ногой в прошлом, другой – в цивилизованном будущем (не лишенным своих специфических проблем). Накануне 2020 года начинает бросаться в глаза то, что электронная «Параллельная Россия» лучше, прогрессивнее, привлекательнее реальной страны. Налицо разрыв между двумя жизненными укладами – традиционном, не желающим сдаваться, и технологически и отчасти социально передовым.

Причин у этого разрыва множество. Но на данном этапе каждому жителю «двух Россий» стоит прежде всего зафиксировать для себя его вопиющее наличие. И, вероятно, выбрать – в каком укладе он желает жить в 2020-х годах XXI века.

Читайте также