Рассказываем про тонкости доставки своими силами и кому она подходит.

Мы рассказывали о других системах работы с маркетплейсами: FBO – когда вся логистика силами маркетплейса – и FBS – когда вы только отправляете товар через МП, но храните у себя. В этой статье рассказываем о DBS (доставка силами продавца) — кому она выгодна и как осуществляется.

Что такое DBS

DBS (Delivery by seller) – это такая система, при которой маркетплейс выступает в роли торговой площадки, но не хранит товары на своих складах и не отправляет их покупателям (в отличие от Fulfillment by Seller и Fulfillment by Operator). Проще говоря, DBS – это когда маркетплейс выступает в роли витрины, за аренду которой продавец платит фиксированную стоимость.

Это самая выгодная система для тех, у кого есть свой склад и своя служба доставки – вы можете работать с маркетплейсом, платя только комиссию за продажи (3-15%) и экономя на всем остальном. С помощью DBS удобно продавать товары, которые нельзя продавать по другим схемам – например, свежесрезанные цветы.

DBS на Ozon (realFBS)

На Ozon эта система называется realFBS – Real Fulfillment by Seller. Продавец хранит, упаковывает и отправляет заказы сам, Ozon выступает в роли витрины.

Платить нужно будет только комиссию маркетплейсу за продажу (об этом ниже) и перевозчику, которого вы можете выбрать сами.

Вот что Ozon пишет про преимущества такой доставки:

Преимущества системы realFBS на Озоне

Чтобы продавать по такой схеме, нужно быть самозанятым, юрлицом или ИП. Такой доставкой можно отправлять товары весом до 5 000 кг и, если есть такая опция, за 3 часа. Отлично подойдет тем, у кого покупатели находятся в том же городе, где и склад.

Чтобы так продавать, нужно зарегистрироваться в личном кабинете продавца на Ozon и выбрать систему DBS (по умолчанию у всех стоит FBO).

Далее вам нужно будет выбрать в личном кабинете способ доставки (standard или express). Поговорим подробнее о каждом из них.

Стандартная доставка

Если вы выберете стандартную доставку, нужно будет выбрать службу – партнера Ozon или стороннюю:

Эти службы доставляют заказы покупателям на Ozon в режиме стандартной доставки

Перевозчики из колонки «Интегрированные службы» и «Вы или сторонняя служба» – например, BoxBerry, сами определяют стоимость перевозки. Стоимость доставки будет отличаться в зависимости от перевозчика, габаритов товара и дальности перевозки.

Например, столько стоит доставка коробки размера XS по популярным направлениям от BoxBerry

Экспресс-доставка

Еще можно доставлять заказы курьерскими службами и такси – многие из них тоже в партнерстве с Ozon. Этот способ называется express. Какие именно службы входят в партнерство с Ozon, неочевидно. Скорее всего, это станет ясно, когда вы зарегистрируетесь на портале для селлеров.

Описание Express-доставки на Озоне

Еще на маркетплейсе действуют стандартные тарифы за продажу товаров через Ozon. Сумма, которую вы заплатите маркетплейсу, зависит от того, в какой нише находится товар:

Смотреть галерею

Все комиссии для товаров на Ozon

Еще Ozon компенсирует часть суммы, которую вы потратите на каждую доставку до покупателя (видимо, таким образом маркетплейс мотивирует работать с ним по системе realFBS). Вот что вы получите, если выберете Интегрированную службу доставки:

Компенсация за оплату услуг Интегрированной службы составит от 50 до 700 рублей

И вот что получите, если выберете самостоятельную службу, не связанную с Ozon:

Здесь компенсируется только курьерская доставка

Теперь приведем пример, чтобы было нагляднее. Допустим, вы продаете предмет одежды, который стоит 1 500 рублей. Объем коробки – 1,5 литра, вес – 1,1 кг. Доставляете из Москвы в Казань. Покупатель оплатит 1 500 рублей, а вы заплатите:

  1. 75 рублей Ozon (комиссия на одежду – 5%);
  2. 300 рублей службе доставки (например);

Ozon вернет вам 50 рублей за доставку. В итоге вам начислят 1 175 рублей за проданный товар.

Структура доходов и расходов продавца, если он выберет доставку standard

Вам не обязательно выбирать для всех товаров один способ доставки. Для одного склада можно настроить несколько видов доставки. А еще саму систему DBS можно (и нужно) комбинировать с FBS (доставлять будет Ozon) и FBO – в этом случае ваши товары вдобавок ко всему будут храниться на складе Ozon, что очень выгодно для быстро оборачиваемых товаров.

Подробнее о схеме realFBS (DBS) на Ozon – в инструкции от маркетплейса, в гайде по комиссиям и в вебинаре про расчет комиссий.

DBS на Яндекс.Маркет

На Маркете DBS работает похожим образом.

Как работает DBS на Я.Маркете

Вот какие требования должен соблюдать продавец, если выбирает такую систему:

  • Вы готовы своевременно обновлять статусы заказов, чтобы мы (имеется в виду Яндекс.Маркет – прим.ред.) могли консультировать покупателей и следить за качеством обработки заказов.
  • Вы не допустите отмен заказов из-за отсутствия товаров на складах и в будущем сможете передавать нам данные о товарных остатках.
  • Вы готовы принимать как предоплату, так и наличные при получении заказа.
  • Подъем на этаж и доставка до двери покупателя включены в стоимость заказа.

По этой системе можно продавать ювелирные изделия (и только по этой – другая модель, FBS, работает лишь в Москве и Санкт-Петербурге). А еще по этой системе можно продавать товары 9-го класса опасности:

Еще товары можно продавать силами Маркета (FBS), но нельзя хранить на складе маркетплейса (FBO)

По модели DBS не получится продавать книги, БАД, билеты, туры, музыкальную и видеопродукцию, а также товары, подлежащие маркировке в системе «Честный знак». Товары, которые доставляются по DBS, будут видны только тем пользователям, которые могут их заказать – если человек живет там, где доставки нет, товар он не увидит.

К этой системе могут подключаться продавцы из любых регионов России, даже тех, где еще нет складов и ПВЗ Маркета.

Чтобы начать работать по такой системе, нужно зарегистрироваться как продавец в Яндекс.Маркете, загрузить ассортимент и указать тарифы для доставки – они будут зависеть от цены товара.

Яндексу нужно будет платить фиксированную сумму: 2% от цены каждого проданного товара и 1%, если оплата была на сайте – за прием и перечисление денег. Заказы будут появляться в личном кабинете, и обрабатывать их можно будет там же, либо через API.

Еще есть общие комиссии для всех товаров и моделей. В подробной таблице размещения можно найти свою нишу и узнать комиссию – она составляет от 1% (строительные товары) до 15% (презервативы). Если не получается определить категорию товара, то комиссия по умолчанию будет 8%.

Несмотря на то, что вы указываете тарифы на доставку в личном кабинете, Маркет сам определяет, сколько будут платить пользователи – для них будут действовать свои тарифы. Вот такие стоимости Маркет отображает для пользователей:

Стоимости доставки для пользователей

Приведем пример. Если вы доставляете покупателю тот же предмет одежды или обуви за 1 500 рублей, что из примера с Ozon, то на Маркете вы заплатите минимум 390 рублей. Будем считать, что пользователь заплатил онлайн:

  1. 4% комиссии за продажу – 60 рублей;
  2. 2% за DBS – 30 рублей;
  3. 1% Яндексу за принятие оплаты от пользователя и перевод вам – 15 рублей;
  4. Сумму перевозчику – допустим, это 300 рублей.

В итоге за товар, который стоит 1 500 рублей, вы получите – 1 110 ± 15 рублей в зависимости от того, каким образом пользователь заплатил.

Подробнее о системе DBS – в инструкции Яндекс.Маркета и в тарифах за услуги.

DBS на WildBerries

Как с FBO и FBS, про DBS на WildBerries достоверно мало что известно – информация открывается только тем, кто зарегистрируется на портале для продавцов. Но работает примерно так же, как на других МП.

Чтобы работать в таком формате, после регистрации и заполнения карточек товаров нужно будет добавить свой склад в личный кабинет, а еще нужно будет регулярно обновлять остатки, чтобы пользователи не заказывали то, чего нет.

Только системой DBS можно доставлять товары размером больше КГТ (крупногабаритный товар). Максимальные размеры КГТ – не более 150 см по одной из сторон; сумма габаритов трех сторон должна быть не более 200 см; вес – не более 25 кг. Товары, вес или габариты которых превышают эти цифры, можно продавать только через DBS.

Комиссии за продажи разных категорий товаров здесь практически такие же, как на других маркетплейсах – от 5% до 15%. Работая по DBS, поставщик тратит деньги только на комиссии за продажи и доставку до покупателя – службу надо выбрать самостоятельно.

Отзывы о системе DBS от реальных продавцов

Эта схема работы удобна тем бизнесам, у которых, например, есть офлайн-точки продаж. Соответственно, не нужно никуда отвозить товар, а можно продавать его сразу в двух местах: в своем магазине и на маркетплейсе.

Также эта схема подойдет брендам, которые реализуют крупногабаритный товар, так как не все склады принимают его на хранение, либо берут повышенную плату за логистику и хранение. И поэтому отличным вариантом для этих брендов является работа по системе DBS.

Еще схема годится продавцам товаров, которые производятся в ограниченном количестве или которые обычно производятся под заказ. Так, получив заказ с маркетплейса, вы производите его и отправляете клиенту, точно зная, что у вас не будет задержавшихся товарных остатков.

Пример – именные сувениры. Заранее сложно угадать, сколько кружек с именем «Саша» нужно изготовить, а работать под заказ очень удобно.

И, наконец, дорогие товары с высоким чеком, их также выгоднее отправлять по системе DBS. Это связано с рисками при перевозке и хранении: товар может испортиться, разбиться или его украдет недобросовестный покупатель. При работе по DBS мы не исключаем такие риски, но существенно снижаем их.

Мы работаем в этом формате с крупногабаритным товаром. Это удобно, но так как у нас очень много заказов, то весь товар перевести на такую схему нереально, проще отгружать на склады, а вот работать с определенной группой крупных тяжелых товаров очень удобно.

Главный недостаток DBS – это ограниченное время на отправку заказа, где-то за просроченное время даже введены штрафы. И любая ошибка менеджера, когда он случайно просчитался в количестве товара на остатках DBS, тоже закончится неприятностями.

Лина Гриценко

преподаватель факультета e-commerce университета «Синергия» с опытом успешной работы на маркетплейсах более 7 лет

Просто на заметку: с помощью DBS можно поднять свой рейтинг. Этим пользуются многие продавцы: заказывают товар сами у себя, выкупают его и оставляют хороший отзыв, который потом видят настоящие покупатели.

Ольга Амирова

селлер на маркетплейсах (бренды Meizel и Fanzo), автор курса «Бизнес на маркетплейсах»