Летом 2024 года мы уже публиковали подробную статистику, а зимой 2025 click.ru поделились с нами новыми данными. Рассказываем, сколько стоит реклама и продвижение на разных площадках в 2025 году и где выгоднее всего размещаться сейчас.

Об исследовании

Зачем проводится

Основная задача исследования — показать специалистам, с какими площадками и как работать.

Вот что пишут Click.ru про свое исследование:

  1. Делаем работу за специалистов. Изучение рынка — времязатратная задача. Вместо этого можно пролистать статью с уже готовыми срезами за последний год.
  2. Помогаем сделать выводы по регионам, тематикам. Можно открыть нужную главу исследования и посмотреть данные.
  3. Показываем перспективные площадки. Экономия бюджета — важная задача. В исследовании подсветим площадки, которые помогают оптимизировать затраты на рекламу.
  4. Анализируем данные с 3 сторон. Мы рассмотрели показатели в среднем за 13 месяцев, а также на начало и конец выбранного периода. Такой подход позволяет посмотреть, как менялись лидеры в нишах, что происходило с ценами и как усредненные данные соотносятся со срезами за конкретные дни.
  5. Демонстрируем инструмент для быстрой аналитики. «Пульс click.ru» экономит время и показывает срезы практически по любым важным показателям за произвольный период: от 1 дня до нескольких лет.

Как проводится

Исследование основано на данных аналитического инструмента «Пульс click.ru», который предоставляет маркетологам информацию для планирования рекламных кампаний.

При анализе особое внимание уделено стоимости клика (CPC), кликабельности (CTR) и стоимости тысячи показов (CPM). Все дело в том, что эти метрики играют определяющую роль в формировании рекламного бюджета и варьируются в зависимости от выбранной платформы, географии размещения и тематики рекламы.

Временной охват исследования составил 13 месяцев — с 1 октября 2023 года по 31 октября 2024 года, что позволило провести всесторонний анализ рекламного рынка.

Информации и данных в тексте много — если вам нужны краткие выводы, переходите в подраздел «Выводы» каждого раздела. Там мы кратко собрали главное о CPM, CPC, CTR.

CPM

CPM (Cost Per Mille) — модель оплаты, при которой рекламодатель платит за каждую тысячу показов его объявления. Эта модель подходит для следующих целей:

  • Повышение узнаваемости бренда. Если цель — повысить узнаваемость бренда, то CPM-модель может быть более эффективной. Рекламодатель платит за показы, которые могут привести к узнаванию его бренда потенциальными клиентами.
  • Создание имиджа бренда. CPM также подходит для создания имиджа бренда, когда рекламодатель хочет создать положительное впечатление о своем бренде у потенциальных клиентов.
  • Поддержка других маркетинговых кампаний. CPM может использоваться для поддержки других маркетинговых кампаний, таких как SEO или контент-маркетинг. Рекламодатель может использовать CPM для привлечения дополнительного трафика на свой сайт или для повышения узнаваемости своего бренда.

Яндекс Директ

В ходе анализа рекламного кабинета Яндекс Директ, который сейчас является единственной официальной платформой для размещения контекстной рекламы, были выявлены следующие тенденции:

  1. За период с октября 2023 по октябрь 2024 года средняя стоимость тысячи показов установилась на уровне 256,13 руб. Анализ динамики показывает снижение цен в январе 2024 года, после чего показатели вернулись к значениям прошлого года.
  2. При детальном рассмотрении различных сегментов рекламной платформы наблюдается значительная разница в ценообразовании. На поисковой рекламе средний CPM достиг 2064,23 руб., оставаясь в диапазоне 1 800-2 200 руб. на протяжении всего исследуемого периода.
  3. В рекламной сети показатель значительно ниже — в среднем 110,50 руб., причем заметное снижение цен пришлось на период декабрь 2023-январь 2024 года.
  4. Сравнительный анализ начала и конца периода показывает интересную динамику. В октябре 2023 года общий CPM составлял 264,99 руб., при этом на поиске значение находилось на минимальной отметке 1837,85 руб., а в сетях — 117,41 руб. К октябрю 2024 года общий показатель снизился до 241,73 руб., что ниже среднегодового значения в 256,13 руб.
  5. На поиске CPM уменьшился на 2,5% до 1792,71 руб., что также ниже среднегодового показателя в 2064,23 руб. В РСЯ произошло снижение на 1,8% до 115,36 руб., хотя это значение несколько превышает среднегодовой уровень в 110,50 руб.

Данные свидетельствуют о сезонном снижении стоимости контекстной рекламы в октябре как 2023, так и 2024 года.

VK (старый кабинет)

По результатам анализа старого рекламного кабинета ВКонтакте выявлено, что платформа сохраняет свою востребованность среди рекламодателей. Несмотря на то, что новая версия рекламного кабинета вышла из бета-тестирования еще в феврале 2023 года.

За исследуемый период с октября 2023 по октябрь 2024 года средняя стоимость тысячи показов составила 144,45 руб. Примечательно значительное снижение цен в декабре 2023 года. В начале периода, в октябре 2023 года, CPM находился на уровне 175,1 руб.

К октябрю 2024 года произошло существенное снижение показателя до 124,55 руб., что отражает падение на 28,9% по сравнению с начальной точкой измерения. Годовая динамика демонстрирует два периода снижения цен, после которых стоимость так и не вернулась к первоначальным значениям.

Подобная тенденция обычно свидетельствует об уменьшении конкурентной активности и общем снижении интереса рекламодателей к рекламной площадке.

myTarget

MyTarget, рекламная платформа экосистемы VK (ранее известной как Mail.ru Group), продолжает пользоваться спросом у маркетологов даже после запуска альтернативной платформы VK Ads (о ней поговорим ниже).

За период с октября 2023 по октябрь 2024 года средняя стоимость тысячи показов составила 66,02 руб. В динамике цен особенно выделяется период с середины января по август 2024 года — он характеризуется значительными колебаниями стоимости.

Анализ показателей демонстрирует существенное изменение ценовой политики: если в октябре 2023 года CPM составлял 81,99 руб., то к концу октября 2024 года этот показатель снизился до 56,66 руб., продемонстрировав падение на 30,1%. Подобная динамика, аналогичная тенденциям в старом рекламном кабинете ВКонтакте, может указывать на снижение уровня конкуренции среди рекламодателей на площадке.

VK Ads

VK Реклама (VK Ads) — это преемник классического рекламного кабинета ВКонтакте и платформы myTarget. VK Ads консолидирует ключевые рекламные инструменты, которые сейчас используют специалисты. Например, только здесь можно работать с лид-формами. Более того, разработчики уделяют приоритетное внимание оптимизации именно этой рекламной площадке.

Анализ данных за 13 месяцев показывает, что средняя стоимость тысячи показов установилась на уровне 96,83 руб. В динамике цен особенно выделяются два периода максимального роста — декабрь 2023 года и март 2024 года.

Если в октябре 2023 года CPM составлял 75,21 руб., то к концу исследуемого периода показатель увеличился до 91,15 руб., продемонстрировав рост на 21,1%.

Такая позитивная динамика служит убедительным индикатором растущей популярности платформы и усиления конкурентной борьбы между рекламодателями.

Авито

десь данных по CPM нет — их видят только зарегистрированные селлеры. В общем доступе информации нет, так что в таблице ниже сравнения площадок с Авито тоже не будет.

Площадки

CPM за окт. 2023 (рублей)

CPM за окт. 2024 (рублей)

Средний CPM за период (рублей)

Разница между начальной и конечной датами (%)

Яндекс Директ

264,99

256,54

256,13

-3,2

Яндекс Директ (Поиск)

1837,85

1792,71

2064,23

-2,5

Яндекс Директ (Сети)

117,41

115,36

110,50

-1,8

VK Ads

75,21

91,15

96,83

+21,1

VK

175,10

124,55

144,45

-28,9

myTarget

81,99

56,66

66,02

-30,1

По всем площадкам

248,95

241,73

242,70

-2,9

Выводы

Стоимость за тысячу показов в myTarget сильно снизилась. Теперь у рекламодателей есть возможность покупать рекламный охват по более выгодным ценам.

Несмотря на улучшение алгоритмов таргетирования и показа рекламы, VK Ads пока не удается оптимизировать показатель CPM. В то же время расходы на продвижение в старом рекламном кабинете VK сильно снизились из-за массового перехода рекламодателей на новую платформу VK Ads, которая, тем не менее, по-прежнему предлагает более привлекательные цены за тысячу показов.

Что касается Яндекс Директа, стоимость тысячи показов в поисковой рекламе остается на высоком уровне. Это уже давно один из наиболее затратных рекламных инструментов на рынке.

CPC

CPC (Cost Per Click) — модель оплаты, при которой рекламодатель платит за каждый клик по его объявлению. Эта модель подходит для следующих целей:

  • Генерация трафика на сайт. Если цель рекламы — привлечь больше посетителей на сайт, то CPC-модель может быть эффективной. Рекламодатель будет платить только за клики, которые приводят к переходу на его сайт.
  • Оптимизация конверсии. CPC также подходит для оптимизации конверсии, когда рекламодатель хочет не просто привлечь трафик, но и превратить его в потенциальных клиентов или продажи. В этом случае он может использовать различные методы, такие как ремаркетинг, таргетинг и A/B-тестирование, чтобы улучшить эффективность своих объявлений.
  • Тестирование новых продуктов или услуг. CPC позволяет рекламодателю протестировать новые продукты или услуги на небольшой аудитории, чтобы понять, насколько они интересны потенциальным клиентам.

Яндекс Директ

Общие данные

Анализ стоимости рекламы в Яндекс Директе, ставшем единственной официальной платформой контекстной рекламы после прекращения работы Google Ads, демонстрирует важные тенденции в ценообразовании, которые необходимо учитывать при планировании рекламных бюджетов.

За период с октября 2023 по октябрь 2024 года средняя стоимость клика (CPC) по всей платформе составила 21,06 руб. При этом наблюдается существенная разница между различными типами размещения: на поисковой рекламе средний CPC достиг 47,53 руб. с тенденцией к росту, тогда как в Рекламной сети Яндекса показатель составил всего 11,45 руб. Более низкая стоимость кликов в РСЯ может объясняться сравнительно невысокой кликабельностью объявлений в этом сегменте.

Сравнительный анализ начала и конца периода выявляет интересную динамику. Общая стоимость клика по всей платформе снизилась с 25,21 руб. в октябре 2023 года до 18,23 руб. в октябре 2024 года, продемонстрировав падение на 27,7%.

В сегменте поисковой рекламы наблюдается небольшой рост: стоимость клика увеличилась с 45,88 до 47,06 руб., что составляет прирост в 2,6%. Напротив, в Рекламной сети Яндекса произошло значительное снижение цены - с 15,15 до 9,71 рублей, то есть на 35,9%. Такое существенное уменьшение стоимости сделало рекламу в РСЯ более доступной для рекламодателей.

Тематики

Самые дорогие тематики во всем Директе за анализируемый период:

  • «Наручные часы и аксессуары» — 47,65 руб.;
  • «Финансы» — 40,89 руб.;
  • «Стоматологи и стоматологические услуги» — 39,62 руб.;
  • «Услуги спа-салонов и оздоровительных спа-процедур» — 37,24 руб.;
  • «Работа и образование» — 37,24 руб.

А эти тематики — самые дешевые:

  • «Еда» — 0,27 руб.;
  • «Книги и литература» — 3,40 руб.;
  • «Сельскохозяйственные культуры» — 5,84 руб.;
  • «Работа и вакансии» — 7,31 руб.;
  • «Одежда» — 7,35 руб.

Как мы уже упоминали выше, в Директе данные по Поиску и РСЯ могут отличаться. На Поиске ТОП-5 самых дорогих ниш выглядит так:

  • «Финансы» — 177,12 руб.;
  • «Недвижимость» — 137,83 руб.;
  • «Стоматологи и стоматологические услуги» — 133,78 руб.;
  • «Услуги спа-салонов и оздоровительных спа-процедур» — 118,96 руб.;
  • «Каталоги недвижимости» — 118,81 руб.

Самые дешевые ниши на Поиске:

  • «Еда» — 7,44 руб.;
  • «Сельскохозяйственные культуры» — 10,22 руб.;
  • «Книги и литература» — 11,55 руб.;
  • «Интернет и телекоммуникации» — 17,29 руб.;
  • «Розница и смешанный ассортимент» — 18,05 руб.

В РСЯ ситуация отличается. ТОП-5 самых дорогих тематик:

  • «Стоматологи и стоматологические услуги» — 31,22 руб.;
  • «Проектные и конструкторские работы» — 30,22 руб.;
  • «Работа и образование» — 20,79 руб.;
  • «Каталоги жилья, сдаваемого в аренду» — 19,39 руб.;
  • «Недвижимость» — 19,11 рублей.

Строительство и недвижимость — почти всегда самые дорогие тематики.

А вот самые дешевые ниши в Сетях:

  • «Книги и литература» — 3,22 руб.;
  • «Сельскохозяйственные культуры» — 4,46 руб.;
  • «Интернет и телекоммуникации» — 5,08 руб.;
  • «Одежда» — 5,37 руб.

Интересно посмотреть, как отличались данные в начале и в конце периода. В октябре 2023 года ТОП-5 самых дорогих ниш выглядел так:

  • «Стоматологи и стоматологические услуги» — 66,11 руб.;
  • «Финансы» — 48,55 руб.;
  • «Розница и смешанный ассортимент» — 44,31 руб.;
  • «Строительство и ремонт зданий» — 39,69 руб.;
  • «Недвижимость» — 39,12 руб.

ТОП-5 самых дешевых для продвижения тематик в начале периода:

  • «Книги и литература» — 3,80 руб.;
  • «Сельскохозяйственные культуры» — 4,90 руб.;
  • «Новости, издания и публикации» — 7,60 руб.;
  • «Интернет и телекоммуникации» — 9,22 руб.;
  • «Работа и вакансии» — 10,62 руб.

В октябре 2024 года картина изменилась — вот так выглядел ТОП-5 дорогих тематик:

  • «Наручные часы и аксессуары» — 51,86 руб.;
  • «Финансы» — 38,66 руб.;
  • «Проектные и конструкторские работы» — 32,92 руб.;
  • «Стоматология и стоматологические услуги» — 31,83 руб.;
  • «Работа и образование» — 31,81 руб.

Самый низкий CPC в конце периода показали эти тематики:

  • «Еда» — 0,32 руб.;
  • «Книги и литература» — 3,30 руб.;
  • «Сельхозкультуры» — 5,74 руб.;
  • «Одежда» — 7,23 руб.;

«Интернет и телекоммуникации» — 7,55 руб.

Ручные и автостратегии

Ручные стратегии в Яндекс.Директе — это подход к управлению рекламными кампаниями, при котором рекламодатель самостоятельно настраивает и оптимизирует параметры кампаний. Рекламодатель сам выбирает ключевые слова, устанавливает ставки, создает объявления и анализирует результаты.

Автостратегии в Яндекс.Директе позволяют автоматизировать процесс управления рекламными кампаниями. Система автоматически подбирает оптимальные параметры на основе заданных критериев. Например, автостратегия может автоматически регулировать ставки в зависимости от конкуренции или оптимизировать показы объявлений в зависимости от времени суток.

Выбор между ручными стратегиями и автостратегиями зависит от целей рекламной кампании, уровня знаний и опыта рекламодателя, а также бюджета. Ручные стратегии предоставляют больше контроля над процессом, но требуют больше времени и усилий. Автостратегии упрощают управление кампаниями, но могут быть менее эффективными в некоторых случаях.

Таков CPC для ручных стратегий и автостратегий:

  • ручные стратегии — 61,34 руб.;
  • автостратегии — 16,51 руб.

Анализ данных демонстрирует, что использование ручных настроек приводит к существенному увеличению стоимости клика — более чем в 2,7 раз. Это наглядно подтверждает эффективность автоматических алгоритмов Яндекса, позволяющих рекламодателям значительно оптимизировать затраты на привлечение целевых переходов.

В Поиске разница между стратегиями все еще очень большая:

  • ручные стратегии — 83,47 руб.;
  • автостратегии — 34,32 руб.

Использование ручных настроек обходится на 143,21% дороже.

Результаты анализа РСЯ показывают противоположную тенденцию: применение ручных настроек здесь демонстрирует более высокую эффективность, позволяя сократить затраты на рекламу почти на 40% по сравнению с автоматическими стратегиями:

  • автостратегии — 11,58 руб.;
  • ручные стратегии — 8,26 руб.

В начале периода в Директе ситуация выглядела так:

  • ручные стратегии — 44,11 руб.;
  • автостратегии — 21,01 руб.

А в конце периода ситуация была такой:

  • ручные стратегии — 100,16 руб.;
  • автостратегии — 14,11 руб.

Похоже, автостратегии стали намного более выгодными для специалистов. А кампании с ручной настройкой подорожали на 127%.

По регионам

Наконец, рассмотрим стоимость клика в разных регионах. Первые два места по CPC за период с 1 октября 2023 года по 31 октября 2024 года в Яндекс Директе занимают две столицы.

С 3-го места цена падает почти на 10 рублей. ТОП-5 выглядит так:

  • Москва и Московская область — 31,83 руб.;
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область — 29,76 руб.;
  • Свердловская область — 19,79 руб.;
  • Республика Татарстан — 18,82 руб.;
  • Челябинская область — 18,70 руб.

Самая низкая цена клика в среднем по Директу следующая:

  • Омская область — 14,38 руб.;
  • Волгоградская область — 15,88 руб.;
  • Остальная Россия — 15,88 руб.;
  • Ростовская область — 15,93 руб.;
  • Самарская область — 17,11 руб.

Картина отличается на Поиске и в РСЯ. На Поиске ТОП за весь период выглядел так:

  • Москва и Московская область — 72,64 руб.;
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область — 62,37 руб.;
  • Челябинская область — 44,99 руб.;
  • Республика Татарстан — 44,10 руб.;
  • Нижегородская область — 42,88 руб.

А самые недорогие регионы — следующие:

  • Омская область — 23,31 руб.;
  • Волгоградская область — 29,98 руб.;
  • Ростовская область — 34,25 руб.;
  • Остальная Россия — 34,25 руб.;
  • Воронежская область — 37,60 руб.

Реклама на Поиске намного дороже, чем в Сетях — здесь ТОП-5 выглядит так:

  • Санкт-Петербург и Ленинградская область — 15,09 руб.;
  • Москва и Московская область — 14,82 руб.;
  • Свердловская область — 12,43 руб.;
  • Новосибирская область — 11,82 руб.;
  • Волгоградская область — 11,45 руб.

Самые дешевые клики в Сетях — в следующих регионах:

  • Омская область — 8,67 руб.;
  • Воронежская область — 9,20 руб.;
  • Самарская область — 9,64 руб.;
  • Нижегородская область — 9,66 руб.;
  • Остальная Россия — 9,88 руб.

Кратко рассмотрим, как изменилась цена клика за период. В целом в Москве и Московской области она снизилась на 33,8%. Если делить Директ на два направления — Поиск и Сети, то на Поиске клики в столицах подешевели, а в других регионах — подорожали. А цены в недорогих регионах подросли к концу года.

В РСЯ ситуация отличается. Среди дорогих регионов в Сетях лидирует Санкт-Петербург и Ленинградская область, при этом в ТОП попал и «дешевый» регион из Поиска — Ростовская область.

Перейдем к регионам, где клики были дешевыми:

  • Воронежская область — 10,95 руб.;
  • Республика Башкортостан — 12,21 руб.;
  • Остальная Россия — 12,52 руб.;
  • Нижегородская область — 12,96 руб.;
  • Самарская область — 13,75 руб..

Судя по всему, специалистов в этих регионах разные приоритеты по рекламным инструментам: где-то предпочитают РСЯ, где-то — Поиск.

Главная новость конечной точки периода анализа — Санкт-Петербург и Ленинградская область опустились на третье место по стоимости кликов в РСЯ.

В целом CPC в Сетях значительно снизился, практически в 2 раза.

VK (старый кабинет)

Общие данные

Для начала следует проанализировать, какой была стоимость клика в старом кабинете таргетированной рекламы ВКонтакте за период с 1 октября 2023 года по 31 октября 2024 года. За это время средний показатель CPC (Cost Per Click) составил 34,95 руб.

В начале рассматриваемого периода цена клика равнялась 37,86 руб. В октябре 2024 года она снизилась до 36,33 руб., то есть на 4,18%.

Тематики

Рассмотрим, какие ниши были самыми дорогими и самыми дешевыми за весь анализируемый период. Наиболее высокий средний показатель CPC (Cost Per Click) наблюдался в следующих тематиках:

  • «Каталоги жилья, сдаваемого в аренду» — 48,69 руб.;
  • «Каталоги недвижимости» — 41,56 руб.;
  • «Автотранспортные средства» — 41,48 руб.;
  • «Финансы» — 40,44 руб.

Примечательно, что первые две строчки занимают категории, связанные с недвижимостью.

Самые низкие средние показатели CPC оказались у ниш с довольно большим спросом. Возможно, их представители перешли в VK Рекламу, поэтому конкуренция снизилась. Вот список этих тематик:

  • «Проектные и конструкторские работы» — 0 руб.;
  • «Мобильные телефоны» — 0,34 руб.;
  • «Наручные часы и аксессуары» — 2,74 руб.;
  • «Новости, издания и публикации» — 6,66 руб.;
  • «Семья и сообщество» — 8,80 руб.

Чтобы точнее понять, как изменилась стоимость клика за прошедший период, сравним данные за октябрь 2023 и октябрь 2024 года. В начале октября прошлого года ТОП по самым дорогим тематикам в VK выглядел так:

  • «Работа и вакансии» — 74,67 руб.;
  • «Наручные часы и аксессуары» — 73,67 руб.;
  • «Каталоги жилья, сдаваемого в аренду» — 50,54 руб.;
  • «Хобби и отдых» — 49,51 руб.;
  • «Реклама и маркетинг» — 44,70 руб.

А вот список самых «дешевых» тематик:

  • «ПК и бытовая техника» — 7,63 руб.;
  • «Запасные части и аксессуары для автомобилей» — 9,54 руб.;
  • «Текстиль» — 12,31 руб.;
  • «Бизнес и промышленность» — 12,40 руб.;
  • «Товары для вечеринок» — 13,02 руб.

В октябре 2024 года произошли изменения в ТОП-5, при этом стоимость кликов немного уменьшилась. Это еще раз подтверждает, что старым кабинетом ВКонтакте продолжают пользоваться, но его популярность постепенно снижается. Вот как выглядит новый ТОП-5:

  • «Каталоги жилья, сдаваемого в аренду» — 75,71 руб.;
  • «Теоретическое и практическое обучение» — 59,39 руб.;
  • «Каталоги недвижимости» — 47,64 руб.;
  • «Здоровье» — 43,57 руб.;
  • «Рестораны и ночная жизнь» — 41,97 руб.

В лидерах оказались тематики, связанные с недвижимостью.

За чуть более чем год полностью обновился ТОП-5 ниш с самым низким показателем CPC:

  • «Мобильные телефоны» — 0,25 руб.;
  • «Законодательные и правительственные органы» — 8,19 руб.;
  • «Фармацевтика» — 11,38 руб.;
  • «Продовольственные товары» — 13,70 руб.;
  • «Запасные части и аксессуары для автомобилей» — 16,29 руб.

По регионам

Проанализируем географические показатели за период с 1 октября 2023 года по 31 октября 2024 года. Начнем с регионов, где стоимость кликов была наиболее высокой.

  • Республика Татарстан — 43,43 руб.;
  • Ростовская область — 41,23 руб.;
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область — 40,44 руб.;
  • Омская область — 38,02 руб.;
  • Новосибирская область — 37,90 руб.

Примечательно, что в этом списке нет Москвы и Московской области, а Санкт-Петербург с Ленинградской областью занимают только третью строчку. Вероятно, конкуренция была выше именно в регионах за пределами столицы, что и привело к более высокой стоимости кликов.

Теперь рассмотрим регионы с более низкой стоимостью кликов за тот же период. Здесь мы видим столичный регион, что подтверждает теорию о меньшей популярности кабинета в Москве.

  • Самарская область — 33,72 руб.;
  • Воронежская область — 33,87 руб.;
  • Москва и Московская область — 35,38 руб.;
  • Челябинская область — 35,76 руб.;
  • Волгоградская область — 36,22 руб.

Интересно присутствие Волгоградской области среди регионов с низкой стоимостью кликов, как и в большинстве других кабинетов.

В начале рассматриваемого периода в ТОП-5 регионов с самыми дорогими кликами присутствует одна столица. Это позволяет предположить, что продвижение через VK в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за год резко потеряло популярность, а в Москве и Московской области это произошло гораздо раньше.

Вот как выглядит список:

  • Республика Татарстан — 45,85 руб.;
  • Волгоградская область — 45,39 руб.;
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область — 44,86 руб.;
  • Ростовская область — 44,43 руб.;
  • Новосибирская область — 43,05 руб.

Теперь рассмотрим регионы с более низкой стоимостью кликов:

  • Республика Башкортостан — 34,90 руб.;
  • Челябинская область — 35,86 руб.;
  • Самарская область — 37,30 руб.;
  • Остальная Россия — 38,71 руб.;
  • Свердловская область — 40,26 руб.

Рассмотрим, как изменилась ситуация в октябре 2024 года.

  • Ростовская область — 49,63 руб.;
  • *Москва и Московская область — 44,70 руб.;
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область — 43,51 руб.;
  • Омская область — 40,94 руб.;
  • Свердловская область — 40,87 руб.

В списке регионов с низкой стоимостью кликов также произошли изменения. Однако по-прежнему самые доступные клики наблюдаются в Башкортостане.

  • Республика Башкортостан — 33,81 руб.;
  • Самарская область — 34,53 руб.;
  • Нижегородская область — 34,79 руб.;
  • Новосибирская область — 35,52 руб.;
  • Волгоградская область — 35,68 руб.

myTarget

В myTarget нет данных по регионам, поэтому мы рассмотрим только ТОП-5 ниш с дорогими и дешевыми кликами. Начнем со средних показателей за весь период.

Самые дорогие тематики:

  • «Хобби и отдых» — 171,86 руб.;
  • «Дилеры легковых автомобилей» — 100,44 руб.;
  • «Реклама и маркетинг» — 89,76 руб.;
  • «Стоматологи и стоматологические услуги» — 68,14 руб.;
  • «Рестораны и ночная жизнь» — 62,32 руб.

Разница между первой и второй строчками — как видите, очень большая. Стоимость кликов в категории «Хобби и отдых» оказалась на 71,11% выше, чем у следующей за ней ниши.

А вот список ниш с наиболее низкой стоимостью продвижения:

  • «Работа и вакансии» — 6,36 руб.;
  • «Книги и литература» — 7,96 руб.;
  • «Каталоги недвижимости» — 15,87 руб.;
  • «Интернет и телекоммуникации» — 16,20 руб.;
  • «ПК и бытовая электроника» — 16,45 руб.

В октябре 2023 ТОП самых «дорогих» категорий выглядел так:

  • «Работа и образование» — 581,74 руб.;
  • «Путешествия и туризм» — 410,05 руб.;
  • «Рестораны и ночная жизнь» — 137,23 руб.;
  • «Стоматологи и стоматологические услуги» — 71,85 руб.;
  • «Дом и сад» — 64,14 руб.

Снова бросается в глаза большой разрыв между первым, вторым и последним местом. Возможно, это общая тенденция для myTarget.

Самой дешёвой для продвижения стала категория «Интернет и телекоммуникации». Вот как выглядит весь топ-5:

  • «Интернет и телекоммуникации» — 11,32 руб.;
  • «Работа и вакансии» — 14,10 руб.;
  • «Транспортные средства» — 15,81 руб.;
  • «Торжества и подарки» — 16,36 руб.;
  • «Искусство и развлечения» — 19,36 руб.

В октябре 2024 года самыми дорогими и востребованными оказались следующие тематики:

  • «Путешествия и туризм» — 197,77 руб.;
  • «Финансы» — 67,55 руб.;
  • «Розница и смешанный ассортимент» — 51,80 руб.;
  • «Спорт и фитнес» — 51,33 руб.;
  • «Продовольственные товары» — 48,81 руб.

Предположение о том, что самая дорогая категория всегда значительно превышает остальные по стоимости, подтверждается.

К октябрю 2024 года «дешёвые» категории сменились. Вот как выглядит новый ТОП-5:

  • «Одежда» — 0 руб (по этой тематике «Пульс» click.ru получил слишком мало данных);
  • «ПК и бытовая электроника» — 2,34 руб.;
  • «Интернет и телекоммуникации» — 10,47 руб.;
  • «Искусство и развлечения» — 11,47 руб.;
  • «Каталоги недвижимости» — 14,45 руб.

VK Ads

В «Пульсе click.ru» можно ознакомиться со статистикой по CPC для различных тематик. Данные о стоимости кликов в разных регионах недоступны.

Средний показатель CPC в VK Ads составил 11,14 рублей. В начале рассматриваемого периода цена клика равнялась 13,58 руб. К концу периода стоимость клика снизилась на 40% — до 8,15 руб.

Вот список тематик с самыми высокими средними показателями CPC за весь рассматриваемый период:

  • «ПК и бытовая электротехника» — 31,51 руб.;
  • «Фармацевтика» — 26,40 руб.;
  • «Спорт и фитнес» — 24,78 руб.;
  • «Стоматологи и стоматологические услуги» — 20,85 руб.;
  • «Духи и отдушки» — 19,95 руб.

А вот перечень ниш с наиболее низкой стоимостью кликов в VK Рекламе за период с 1 октября 2023 года по 31 октября 2024 года:

  • «Мобильные телефоны» — 4,85 руб.;
  • «Финансы» — 5,10 руб.;
  • «Наручные часы и аксессуары» — 5,35 руб.;
  • «Одежда» — 5,88 руб.;
  • «Здоровье» — 6,20 руб.

Вот в каких тематиках было дороже всего продвигаться в октябре 2023 года:

  • «Стоматологи и стоматологические услуги» — 84,46 руб.;
  • «Фармацевтика» — 61,82 руб.;
  • «Книги и литература» — 48,06 руб.;
  • «Новости, издания и публикации» — 28,43 руб.;
  • «Торжества и праздники» — 28,16 руб.

В начале периода самыми недорогими нишами были:

  • «Духи и отдушки» — 6,47 руб.;
  • «Сельскохозяйственные культуры» — 6,88 руб.;
  • «Финансы» — 7,37 руб.;
  • «Каталоги жилья, сдаваемого в аренду» — 8,86 руб.;
  • «Проектные и конструкторские работы» — 8,92 руб.

Рассмотрим тематики, в которых продвижение было дороже всего 31 октября 2024 года:

  • «Фармацевтика» — 87,60 руб.;
  • «ПК и бытовая электроника» — 70,03 руб.;
  • «Духи и отдушки» — 24,90 руб.;
  • «Продовольственные товары» — 23,00 руб.;
  • «Спорт и фитнес» — 22,90 руб.

Обратите внимание, что стоимость кликов снизилась. При этом все категории в ТОП-5 сменились. Это может быть связано с оптимизацией рекламных алгоритмов площадки.

Ниши с наиболее низкой стоимостью продвижения также изменились:

  • «Дом и сад» — 2,50 руб.;
  • «Недвижимость» — 2,56 руб.;
  • «Семья и сообщество» — 2,61 руб.;
  • «Одежда» — 2,62 руб.;
  • «Финансы» — 2,97 руб.

Авито

Общие данные

Если сравнивать показатели CPC среди всех площадок в «Пульсе click.ru», то самыми доступными по цене будут клики на Avito — всего 2,63 руб. Стоимость размещения рекламы может меняться в зависимости от категории и сезона, поэтому в рамках исследования мы не учитываем эти факторы.

Цена изменялась в декабре 2023 года, апреле 2024 года и была стабильной с июля по середину сентября 2024 года. В начале периода стоимость клика составляла 2,49 руб.

К концу периода цена снизилась до 2,39 руб., то есть на 4,18%. При этом в среднем за год она была выше.

Тематики

Дорогие тематики:

  • «Интернет и телекоммуникации» — 37,17 руб.;
  • «Рестораны и ночная жизнь» — 31,43 руб.;
  • «Реклама и маркетинг» — 27,77 руб.;
  • «Искусство и развлечения» — 19,64 руб.;
  • «Бизнес и промышленность» — 11,03 руб.

Разрыв между первой и последней позицией в ТОП-5 — целых 236,99%.

В среднем наиболее доступные по цене клики наблюдались в следующих тематиках:

  • «Транспортные средства» — 0,14 руб.;
  • «Книги и литература» — 0,23 руб.;
  • «Наручные часы и аксессуары» — 0,28 руб.;
  • «Одежда» — 0,34 руб.;
  • «Продовольственные товары» — 0,36 руб.

Теперь сравним показатели за октябрь 2023 года и октябрь 2024 года, чтобы проследить, как менялись лидеры и цены. Начнем с самых дорогих тематик в начале периода исследования.

  • «Реклама и маркетинг» — 37,88 руб.;
  • «Интернет и телекоммуникации» — 20,76 руб.;
  • «Искусство и развлечения» — 19,71 руб.;
  • «ПК и бытовая техника» — 11,08 руб.;
  • «Бизнес и промышленность» — 8,54 руб.

Все клики в «дешевых» нишах стоили меньше одного рубля. Примечательно присутствие «Автотранспортных средств», которые очень популярны на Авито. Рассмотрим самые доступные по цене тематики:

  • «Транспортные средства» — 0,19 руб.;
  • «Наручные часы и аксессуары» — 0,34 руб.;
  • «Продовольственные товары» — 0,45 руб.;
  • «Автотранспортные средства» — 0,79 руб.;
  • «Одежда» — 0,83 руб.

Изучение показателей за октябрь 2024 года демонстрирует увеличение стоимости клика в лидирующей категории, в то время как остальные тематики из топ-5 показали тенденцию к снижению цен. В сегменте низкобюджетных категорий категория транспортных средств сохранила свою позицию как наиболее доступная для рекламодателей.

По регионам

Рассмотрим средние показатели стоимости рекламы за период с 1 октября 2023 года по 31 октября 2024 года.

Санкт-Петербург и Ленинградская область занимают в этом списке одну из верхних строчек со стоимостью CPC в 3,55 руб. Следом идут Республика Татарстан — 3,12 руб., Ростовская область — 3,02 руб. и Москва вместе с Московской областью — 2,92 руб. За ними следует Республика Башкортостан — 2,78 руб.

Интересно отметить, что Волгоградская область не вошла в число лидеров по выгодной стоимости CPC, хотя ранее она была отмечена как перспективный регион.

Среди регионов с наиболее привлекательными ценами на рекламу выделяются Челябинская область со стоимостью 1,81 руб., Свердловская область — 2,01 руб., Омская область — 2,17 руб., Воронежская область — 2,37 руб. и Самарская область — 2,46 руб.

В октябре 2023 года самые дорогие клики были здесь:

  • Санкт-Петербург и Ленинградская область — 3,31 руб.;
  • Республика Татарстан — 3,29 руб.;
  • Москва и Московская область — 3,19 руб.;
  • Ростовская область — 3,08 руб.;
  • Новосибирская область — 2,77 руб.

А самые дешевые — в этих регионах:

  • Свердловская область — 1,74 руб.;
  • Омская область — 2,00 руб.;
  • Воронежская область — 2,04 руб.;
  • Волгоградская область — 2,17 руб.;
  • Челябинская область — 2,19 руб.

В конце периода — октябре 2024 года самый дорогой регион остался тем же. Но при этом Воронежская и Волгоградская области вошли в ТОП «дорогих» регионов. Вот какой был разбивка:

  • Санкт-Петербург и Ленинградская область — 3,16 руб.;
  • Волгоградская область — 2,79 руб.;
  • Республика Татарстан — 2,55 руб.;
  • Ростовская область — 2,53 руб.;
  • Воронежская область — 2,53 руб.

Так выглядел ТОП-5 регионов с самым низким CPC:

  • Челябинская область — 1,63 руб.;
  • Свердловская область — 1,71 руб.;
  • Москва и Московская область — 1,75 руб.;
  • Омская область — 1,82 руб.;
  • Новосибирская область — 1,85 руб.;

Площадки

CPC за окт. 2023 (рублей)

CPC за окт. 2024 (рублей)

Средний CPC за период (рублей)

Разница между начальной и конечной датами (%)

Яндекс Директ

25,21

18,23

21,06

-27,7

Яндекс Директ (Поиск)

45,88

47,06

47,53

+2,6

Яндекс Директ (Сети)

15,15

9,71

11,45

-35,9

VK Ads

13,58

8,15

11,14

-40

VK

37,86

36,33

34,95

-4,04

Avito

2,49

2,39

2,63

-4,18

myTarget

25,15

13,48

22,63

-46,4

По всем площадкам

38,73

36,88

37,68

-4,8

Выводы

Наблюдается общая тенденция к снижению стоимости кликов на всех платформах. Скорее всего, это связано с нормализацией рынка после периода повышенных цен, вызванного сокращением доступных рекламных площадок.

Анализ показывает растущую популярность автоматизированных стратегий среди рекламодателей. Этому во многом способствовало внедрение Яндексом функции автоматического таргетинга в поисковых кампаниях с текстово-графическими объявлениями.

Размещение рекламы на Авито характеризуется доступной ценой за клик, хотя стоимость варьируется в зависимости от выбранной товарной категории и сезонных факторов.

В myTarget отмечено существенное снижение цен на клики. Скорее всего, это результат уменьшения конкурентной борьбы на платформе, а также перемещения некоторых рекламных форматов на новую площадку VK Ads.

CTR

CTR (Click-Through Rate) — это показатель, который отражает эффективность рекламного объявления. Он рассчитывается как отношение количества кликов по объявлению к количеству его показов и выражается в процентах.

Формула расчета CTR:

CTR = Количество кликов / Количество показов объявления × 100%

На CTR могут влиять следующие факторы:

  • Качество объявления. Если объявление содержит привлекательный заголовок, изображение или видео, то оно с большей вероятностью привлечет внимание пользователей и вызовет у них желание кликнуть по нему.
  • Релевантность объявления. Объявление должно быть релевантно контенту сайта, на котором оно размещается. Если объявление не соответствует интересам пользователей, то они с меньшей вероятностью кликнут по нему.
  • Позиция объявления. Объявления, которые отображаются в верхней части страницы или в результатах поиска, обычно имеют более высокий CTR, чем объявления, которые отображаются ниже.
  • Конкуренция. В условиях высокой конкуренции за внимание пользователей CTR может снижаться.
  • Сезонность. Некоторые товары и услуги пользуются спросом только в определенные сезоны, что может влиять на CTR соответствующих объявлений.

Разберемся, как менялась кликабельность на площадках.

Яндекс Директ

За исследуемый период средний показатель CTR по всей платформе составил 1,22%, демонстрируя устойчивую тенденцию к росту. При этом наблюдается значительная разница между различными типами размещения: в поисковой рекламе средний CTR достиг 4,34%, тогда как в Рекламной сети Яндекса этот показатель составил 0,97%, хотя и показал положительную динамику роста.

Сравнительный анализ начала и конца периода выявляет существенные изменения. В октябре 2023 года общий CTR по платформе составлял 1,05%, с показателями 4,01% на поиске и 0,77% в рекламных сетях. К октябрю 2024 года общая кликабельность выросла на 34,2%, достигнув 1,41%. Этот значительный рост может быть обусловлен как техническими улучшениями платформы, включая интеграцию искусственного интеллекта, так и повышением качества рекламных материалов.

Интересно отметить, что в поисковой рекламе произошло небольшое снижение CTR до 3,81% (падение на 4,9%), в то время как в Рекламной сети наблюдался впечатляющий рост на 54,5% — до 1,19%. Такая динамика может свидетельствовать о том, что основные оптимизационные улучшения Яндекс Директа были сосредоточены именно на развитии рекламных сетей.

VK (старый кабинет)

Средний CTR с 1 октября 2023 года по 31 октября 2024 года — 0,41%. Интересно, что стоимость росла в мае и октябре. Вероятно, это связано с двумя событиями: в первом случае приближались майские праздники, во втором — Новый год.

В октябре 2023 года показатель CTR был — 0,46%. К 31 октября 2024 года он упал до 0,34%, что на 26,8% меньше, чем в начале периода. Это явный показатель снижения эффективности рекламы и интереса к площадке, что показывают и предыдущие результаты, которые мы рассмотрели в статье.

myTarget

CTR за год составил 0,29%. Рост был особенно заметным в феврале и июне, а в целом показатель значительно вырос к концу периода, который анализировался.

CTR за октябрь 2023 года — 0,33%. К концу рассматриваемого периода CTR вырос до 0,42% — рост составил 27,2%.

Интересно, что myTarget улучшает показатели, несмотря на то, что VK сейчас в первую очередь делает ставку на VK Ads.

VK Ads

За исследуемый период с октября 2023 по октябрь 2024 года динамика показателя кликабельности продемонстрировала значительные колебания. При среднем значении CTR в 0,87% особенно примечательными стали два периода: майский спад и последующий резкий рост показателя.

Если в начале периода, в октябре 2023 года, кликабельность находилась на уровне 0,55%, то к октябрю 2024 года этот показатель продемонстрировал впечатляющий рост, достигнув отметки 1,12%. Такое двукратное увеличение (на 103,6%) можно объяснить существенным совершенствованием алгоритмов таргетирования, которые стали эффективнее определять целевую аудиторию для каждого рекламного объявления, что привело к повышению качества рекламных показов.

Авито

Таких данных, как и данных по CPM, здесь нет.

Площадки

CTR за окт. 2023 (%)

CTR за окт. 2024 (%)

Средний CTR за период (%)

Разница между начальной и конечной датами (%)

Яндекс Директ

1,05

1,41

1,22

+34,2

Яндекс Директ (Поиск)

4,01

3,81

4,34

-4,9

Яндекс Директ (Сети)

0,77

1,19

0,97

+54,5

VK Ads

0,55

1,12

0,87

+103,6

VK

0,46

0,34

0,41

-26,08

myTarget

0,33

0,42

0,29

+27,2

По всем площадкам

0,99

1,35

1,16

+36,3

Выводы

Объявления в РСЯ демонстрируют устойчивый рост показателя CTR, в то время как реклама на Поиске сохраняет стабильный уровень CTR.

Тревожным сигналом для рекламодателей, продолжающих использовать старый рекламный кабинет VK, стало существенное падение кликабельности — на 25%. В противовес этому, новая платформа VK Ads показывает впечатляющие результаты — за анализируемый период CTR достиг рекордных значений, превосходя показатели других рекламных площадок.

Что насчет Telegram Ads

Нельзя не упомянуть Telegram Ads — площадку, которая вполне актуальна, но которой нет в исследовании. Актуальность подтверждается последними исследованиями — так, в сентябре выяснилось, что в Telegram стало а 25% больше рекламных публикаций.

Вот что сообщает eLama:

  • хотя бы одну рекламную интеграцию выпустили 18 515 открытых Telegram-каналов;
  • рекламу разместили 26 897 рекламодателей — на 26% больше, чем в первом квартале;
  • рекламные посты набрали суммарно 3,6 млрд просмотров.

Таких подробных бенчмарков, как у Яндекс Директ, VK, VK Ads, myTarget и Авито, пока что нет, но есть кое-какие усредненные данные:

  • средняя вовлеченность — 20%;
  • СРМ — 1 850 руб.;
  • CPC — 47 руб.

Также есть отдельные исследования — eLama и Александра Махкамова, таргетолога Wink. Там собраны данные по разным нишам в Telegram Ads, однако это не такая большая сводная статистика, как у Click.ru.

Читайте также:

Нейросети в рекламе: лучшие сервисы для использования в 2025

Постоянная лидогенерация: топовые факторы в 2025 году

Клиенты в 2025 году: что их привлекает и как им угодить Подробнее на Texterra