Несмотря на то, что интересных примеров ситуативного маркетинга за последние несколько лет скопилось немало, этот термин до сих пор вызывает у многих digital-специалистов вопрос.
Ситуативный маркетинг — это реакция бренда на тот или иной инфоповод в общественной, политической или иной сфере, который актуален для целевой аудитории и с помощью которого можно продвинуть товар, услугу или же саму компанию. Иными словами, ситуативный контент предполагает обыгрывание брендом актуального инфоповода. Ведь если событие вызывает интерес у широкой публики, почему бы не использовать его с пользой для своего бренда?
При грамотном подходе ситуативный маркетинг способен:
- повысить лояльность вашей ЦА;
- увеличить объем продаж;
- повысить узнаваемость бренда;
- вовлечь подписчиков в коммуникацию;
- увеличить охват постов
Какие события могут быть использованы для ситуативного контента
Событий для создания ситуативного контента масса. Можно интересно обыграть выход долгожданного для вашей ЦА фильма, песни, клипа, можно взять что-то из новостей общественно-политической тематики (как это зачастую делает Aviasales) или же подготовиться заранее, посмотрев календарь праздников.
Вот несколько хороших примеров:
- Ситуативный контент к выходу фильма:
«Вы не сможете это развидеть!» — гласил слоган на плакатах. Такое развидеть действительно сложно. К выходу в прокат фильма «Дедпул и Росомаха» Heinz и Marvel запустили совместную рекламную кампанию.
Кетчуп и горчица предстали в образе популярных супергероев.
Также в рамка рекламной компании был снят ролик
В продаже появилась лимитированная коллекция из атрибутики любимых супергероев, которой можно было украсить бутылки с кетчупом и горчицей:
- Ситуативный контент и выход клипа:
Само название «ситуативный маркетинг» подразумевает, что нужно пользоваться моментом и ситуаций, но все же делать это нужно с пониманием уместности. Вспомните примеры, как приходилось извиняться за не очень уместный контент. Думайте на перспективу, какое репутация у вас будет не только сегодня, но и завтра, через полгода. через год.
Трагедия в Крокус Сити Холл потрясла всю страну, а и уже через два дня после теракта певец выпустил клип “Реквием 22.03.2024”— и менее чем за двое суток собрал более 6 миллионов просмотров. Маркетинг работает.
С началом сезона отпусков Яндекс разместил в лифтах офисных зданий зеркала с промокодом YAUSTAL. С его помощью можно было забронировать отель. Идея сработала и люди стали фотографироваться, выкладывая сделанные фото в соцсети.
- Ситуативный контент как календарное событие:
Среди маркетологов немало споров на тему того, стоит ли включать праздники в ситуативную повестку, ведь такие события известны заранее. Я считаю, что учитывать праздничные даты не просто можно, но и нужно.
В этом году Хэллоуин, просто таки одухотворил пиарщиков.
Например, Papa John's пугал своих покупателей сыром.
Похожим путем пошел и Burger King, который сделал «очень страшные фото»
самых простых ингредиентов, используемых на их кухне.
Но больше всех отличились маркетологи из зоопарка Эль-Пасо. К празднику всех влюбленных они придумали крайне необычную акцию. Зайдя на сайт зоопарка, любой желающий мог дать таракану имя своего бывшего или бывшей. 14 февраля велась прямая трансляция, присоединившись к которой можно было увидеть как именных жучков скармливают сурикатам.
Где можно найти инфоповоды для ситуативного контента
- Читайте новости
Возьмите за правило начинать каждый свой день с просмотра свежих новостей по различной тематике. Это могут быть как универсальные новостные медиа («РИА Новости», Republic, «РБК», Lenta и т.д.), так и специализированные СМИ, посвященные моде (Vogue, Fashion United и др.), бизнесу и интернет-технологиями (Sostav.ru, VC, «Хабрахабр» и т.д.) и другим темам, которые близки вашей аудитории.
Также, можно воспользоваться новостными агрегаторами («Яндекс.Новости», «Google Новости»), выбрав необходимые вам рубрики или же RSS-агрегаторами (Feedly, Inoreader и др.).
- Используйте социальные сети
В Twitter, на главной странице вашего аккаунта, слева указаны актуальные темы на сегодняшний день.
«Вконтакте» актуальные хештеги можно найти, зайдя в раздел новости и выбрав вкладку «Поиск». На странице отобразятся популярные темы.
- Используйте специальные сервисы по поиску популярного контента
Например, с помощью SmmBox можно найти самый популярный контент в «Одноклассниках», «Вконтакте», Pinterest, Twitter и прочим соцсетям по различным категориям (если в списке нужной вам категории нет, можно создать свою).
А сервис Popsters покажет вам самый популярный контент в выбранных вами группах и страницах.
- Используйте сервис BuzzSumo
Если вы работаете с зарубежной аудиторией, отличной альтернативой может стать сервис BuzzSumo. Он позволяет отслеживать наиболее интересные посты в запрешенных теперь у нас соцсетях, а также LinkedIn, Twitter, Google +, Pinterest. Для отображения популярного контента необходимо лишь ввести интересующий вас поисковой запрос. Стоит отметить, что, поскольку BuzzSumo является зарубежным сервисом, поиск по русскоязычному контенту осуществляется слабо. Если вы все же решили им воспользоваться для поиска по рунету, не забудьте в графе Language указать русский язык.
Как видите, отследить виральный контент и его подачу с помощью таких инструментов достаточно просто, вам остается только привязать его к вашему бренду.
- Составьте календарь праздников
Откройте любой календарь и выберите те праздники, которые были бы интересны вашей ЦА и были связаны с вашим брендом. Также попробуйте составить свой план выходов фильмов, сериалов и других событий, чтобы подготовить контент заранее. Например: дата вручения премии «Оскар» известна заранее, существует определенный информационный фон вокруг этого события (до 2017 это были шутки про Леонардо Ди Каприо), соответственно что-то креативное можно придумать заблаговременно.
Гид мы уже вам составили: Как создать редакционный план для публикаций в социальных сетях
Как может быть реализован ситуативный контент
- Подари нужное
Burger King в Испании, в летнюю жару стал раздавать вееры вместо привычных флаеров. Стоит ли говорить, что при температуре далеко за 30 в тени, оригинально оформленные флаеры пользовались просто бешеной популярностью?
- Необычный сервис
14-16 июня в селе Бунырево, что в Тульской области, проходил музыкальный фестиваль “Дикая мята”. Служба доставки Самокат организовала доставку продуктов прямо до палатки. Таким образом, Самокат не только получил бесплатную рекламу, но и повысил лояльность клиентов.
- Праздничная акция
Макдоналдс запустил необычную и крайне удачную акцию в честь дня Святого Валентина
- Стилизация обложки
- Стилизация логотипа через аватарку
- Стилизация продукта
Компания Lego выпустила Леонардо ди Каприо с оскаром. Это порадовало многих фанатов.
- Текстовая стилизация
Компания ЛСР и некоторые другие так сильно полюбили песню группы Ленинград, что использовали это в своей рекламе.
- Игра
Т-Банк в своем мобильном приложении запустил игру Призополия. Как это понятно из названия, она похожа на монополию, вот только в ней можно выиграть реальные призы. Призовой фонд 183 миллиона рублей!
- Стикеры
Компания Уилкинсон рекламировала свою бритву весьма оригинальным способом. На яйца наслаивались лица, Что делало ее несколько фривольно, но зато весьма эффективной.
Как видите, фантазия безгранична и этот список, наверняка, можно продолжать и дальше.
Как делать не надо
Иногда частым провалом в ситуативном маркетинге становится не скучный текст или коряво обработанная картинка в фотошопе, а неудачный выбор инфоповода или банальная неосведомленность SMM-щика. Отличными иллюстрациями могут послужить примеры рекламных кампаний сети ресторанов Тануки и спортивной одежды Reebok.
Эти провокационные надписи вызвали очень много споров и в итоге привели к увольнению специалиста по маркетингу.
В рекламе ресторанов Тануки высмеивал женская полнота. Стоит ли говорить, что женщины такой подход не оценили?
Вместо вывода
Стремительность развития новых форм взаимодействия в интернете, в частности в социальных сетях, диктует новые условия — сокращение дистанции между компанией и клиентом. Ситуативный маркетинг является как раз одним из действенных инструментов последних лет, который позволяет бренду эффективно решать эту задачу. Однако ситуативный маркетинг — это всегда риск. Риск, что пост не «выстрелит» или, напротив, вызовет негативную реакцию. Для того, чтобы этого не произошло достаточно учесть несколько указанных выше правил, подключить креатив и довериться своей интуиции при выборе события, и тогда вы сможете снять сливки с любого интересного инфоповода.
Читайте также:
Как работают хэштеги в разных социальных сетях
20 вещей, о которых нужно помнить при создании контент-плана
Как создать редакционный план для публикаций в социальных сетях