Теперь они работают на YandexGPT. Эксперты рассказали, чем это грозит вашему бизнесу.
Быстрые ответы от YandexGPT теперь доступны всем пользователям, но на ограниченном объеме запросов (о том, как это будет, мы писали в статье про подключение нейросети).
Выдача Яндекса (да и Гугл) все больше приближается к тому, чтобы стать zero-click — пользователи будут получать всю информацию прямо из нее, не переходя на сайты. Вот как это будет выглядеть:
А вот как это будет работать, согласно справке Яндекса:
«YandexGPT в режиме реального времени находит несколько самых подходящих источников по запросу пользователя. Затем нейросеть обобщает сведения в каждом из них, в том числе, если нужный для ответа текст находится в разных частях страницы. После этого YandexGPT выбирает из получившихся вариантов наиболее полезный ответ».
Все это масштабно повлияет не только на качество ответов в поиске, но и на трафик сайтов.
Александр Белов, ведущий аналитик TexTerra:
«На текущий момент в блок быстрых ответов попадают сайты, которые не обязательно находятся на первой позиции. Это помогает генерировать дополнительный трафик сайтам с полезным, более точным ответом на запрос пользователя. Если сейчас Yandex заменит эти блоки на свои, то трафик сильно снизится для подобных случаев.
Однако не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Как заверяет Яндекс, рядом с ответами языковой модели будет указание о том, что их сгенерировала нейросеть и предоставлена ссылка на источник. Скорее всего, этот источник будет браться по принципу работы текущих быстрых ответов. Возможность перейти на сайт будет сохраняться, но может снижаться CTR, если ответ нейросети будет достаточно полным — люди просто не будут кликать на ссылку перехода на сайт.
При этом не совсем ясна картина: станет ли ответ GPT дополнением к текущим блокам ответов или все-таки заменит их полностью, поскольку владельцы сайтов смогут самостоятельно решать, будет ли их контент использоваться для формирования обновленных быстрых ответов от Yandex GPT».
Ярослав Домбровский, руководитель SEO-отдела, ООО АЙНЭТ ПРОДАКШЕН:
«Примерно в трети случаев один и тот же запрос в браузере с историей и во вкладке инкогнито показывает разные ответы от YandexGPT — и разные источники. Причем иногда быстрый ответ может и вовсе не показаться.
Иногда ответ формируется в виде перевода — за источник берется англоязычный сайт. Это характерно для запросов, содержащих иностранные слова».
Как YandexGPT повлияет на поиск и опыт пользователей
Такие ответы уже влияют на поиск — по информационным запросам блок быстрых ответов меняет CTR результатов выдачи.
Александр Белов, ведущий аналитик TexTerra:
«Уже есть наглядная информация. Возьмем такой запрос: „как отключить яндекс плюс подписку“
Вот график, на котором цвета отражают:
- желтый — клики;
- темно-синий — позиции 4-10;
- голубой — средняя позиция.
На графике видно, что 27 января материал попал в блок быстрых ответов. Это резко начало менять показатели кликов и среднюю по позиции. При этом когда статья 1 февраля «просела» в позициях, она не получило проседания в кликах! Наоборот, кликов стало больше — сохранился средний показатель. Это как раз из-за блока быстрых ответов!».
Мы видим, что попадание сайта в «быстрые ответы» на основе Yandex GPT влияет на CTR и позиции. Спросили экспертов, как это повлияет на поиск в целом и на опыт пользователей.
Дмитрий Чебанько, руководитель SEO-отдела Rubix:
«Глобально — ничего нового не произошло. Тенденцию к внедрению Zero-click поисковой выдачи (выдачи, в которой пользователи получают искомую информацию без необходимости перехода на сайты) поисковые системы демонстрируют уже давно. И блок „Быстрые ответы“ уже существовал и в Google, и в Яндексе ранее. Сейчас речь идет о модернизации того функционала, который был и так.
Проблема для пользователей поисковых систем заключается в отсутствии фактчекинга. Ранее в такие блоки часто попадала противоречивая информация. По мере распространения использования нейросети количество ошибок и неточностей будет увеличиваться, особенно в узких тематиках, где у нее не хватает контента для самообучения».
Антон Баланов, IT-МБА профессор и советник по экономике и социологии РАЕН:
«Если быстрые ответы содержат все необходимые сведения, пользователи меньше склонны нажимать на ссылки и исследовать дальнейшие результаты поиска. Это может привести к тому, что пользователи получат ограниченные данные, а не полное представление о доступных ресурсах.
Алгоритмы YandexGPT иногда предоставляют неточные или неполные быстрые ответы. Это может привести к тому, что пользователи получат неверные или необоснованные сведения, и это повлияет на доверие к быстрым ответам и поисковой системе в целом».
Александр Шестаков, руководитель платформы линкбилдинга LinksSape:
«Это представляет угрозу для поискового трафика, который, в теории, может заметно снизиться. Однако, как видно из новости, в данном блоке всегда будет ссылка на источник, поэтому счастливчики все равно смогут получить дополнительный трафик из поисковой выдачи.
Статистика показывает, что CTR — соотношение числа кликов по ссылке к общему числу просмотров — у подобных блоков, предлагающих ответ прямо в выдаче по запросу, достаточно высокий. Например, об этом свидетельствует исследование по влиянию специальных блоков на CTR в Google. Несмотря на некоторое различие между принципами работы самих поисковых систем, поведение пользователей Яндекса отличается не сильно, поэтому можно уверенно предположить, что кликать на ссылки в новом блоке будут примерно с такой же интенсивностью.
При этом уровень влияния быстрых ответов на посещаемость сайтов будет напрямую связан с их типом и с тем, на какие запросы ориентируется ресурс. Так, вероятнее всего, новый блок Яндекса будет возникать в выдаче по информационным запросам — их можно сравнить с How-to, которые сейчас есть в Google. Впрочем, пользователи будут переходить по ссылке на сайт не всегда, поскольку могут получить расширенный ответ на свой вопрос и необходимости в дополнительной информации у них не будет. Поэтому в определенной степени эта часть трафика снизится.
Трафик по коммерческим запросам пострадает меньше. Для заказа товара или услуги пользователям так или иначе все равно нужно переходить на сайт, чтобы изучить продукцию, сравнить характеристики и цены, почитать про дополнительные условия. Быстрые ответы Яндекса полноценно решить данную задачу не смогут».
Юлия Кравченко, ассоциированный партнер и руководитель SEO в IT-Agency:
«Пока сложно сказать, будет ли реальная угроза и изменится ли что-то значимо в сравнении с текущей реализацией. Технология быстрых ответов уже давно внедрена Яндексом и выводится в поиске. За это время и поиск смог протестировать, как изменилось качество ответов, и доработать алгоритмы, и владельцы сайтов, и SEO-специалисты приспособились и изменили подход к работе с контентной составляющей на сайтах.
Из потенциальных угроз — возможно, быстрые ответы могут показываться по большей доле поисковых запросов. Стандартные алгоритмы ранее не всегда могли найти подходящий ответ на странице и, соответственно, в поисковой выдаче показывались только органические результаты.
С внедрением нейросетей повышается шанс, что алгоритмы смогут чаще находить и компоновать ответы на запросы из контента страниц, что повлечет за собой снижение трафика на результаты в ТОП-10. Но все-таки стоит подождать подольше, чтобы иметь больше информации для анализа».
Как YandexGPT повлияет на владельцев сайтов
С этим разобрались — пользователи теперь еще меньше будут переходить на сайты из выдачи. В Google уже более половины пользователей обходятся и вовсе без кликов, удовлетворяясь информацией из выдачи. В Яндексе ситуация похожая. Разберемся, как это повлияет на владельцев сайтов.
Алексей Севостьянов, генеральный директор ООО «Скобеев и Партнеры»:
«Изменения, скорее всего, в большей степени коснутся информационных тематик, причем только тех, где пользователю достаточно быстрого ответа. Например, вряд ли внедрение быстрых ответов заменит полноценную информационную статью в медицинской тематике».
Ярослав Домбровский, руководитель SEO-отдела, ООО АЙНЭТ ПРОДАКШЕН:
«Я прогнозирую снижение CTR у сайтов в ТОП-3 выдачи. Но у этой медали есть и обратная сторона.
По предварительным наблюдениям, примерно в 50% случаев результаты для быстроробота YandexGPTберутся глубже, чем из ТОП-10 — у тех, кто не в ТОПе, есть шанс получить органический трафик на сайт!
Принципиально это не должно повлиять на трафик, потому что быстрые ответы как таковые существуют достаточно давно. Речь скорее про тренд, который идет вместе с обучением поиска, — замыкать пользователя в экосистеме. Поэтому снижение трафика мы увидим не в моменте запуска YandexGPT, а на большом горизонте в несколько лет.
Пострадают не ниши, а скорее типы трафика. В большей степени это касается именно информационных запросов. Получать таких пользователей будет все сложнее. Но YandexGPT — не единственное препятствие. Мы видим, как растут в ТОПе такие глобальные проекты, как YouTube, TikTok, Pinterest и другие. Поэтому в целом происходят сдвиги в сторону качества выдачи по информационным запросам. И это один из таких шагов».
Юлия Кравченко, ассоциированный партнер и руководитель SEO в IT-Agency:
«Мы уже наблюдали на практике снижение трафика на страницы из ТОП-10, когда появлялись быстрые ответы. Но в то же время наблюдали иногда и кратный рост CTR (иногда в 2 и более раза!), когда сайту удавалось попадать в блок с быстрыми ответами».
Александр Щукин, технический директор хостинг-провайдера Tendence.ru:
«Вероятно, падения трафика удастся избежать лишь сайтам YMYL-тематики (тематики, связанной с жизнью, здоровьем, финансовым благополучием). Будучи не в состязании гарантировать истинный и не вредный ответ на подобные запросы, поисковик, скорее всего, не будет использовать быстрые ответы в подобных нишах и ограничит их генерацию в коммерческой и информационной нишах, где цена ошибки не столь высока».
Как бизнесу подготовиться к внедрению YandexGPT
Спросили экспертов, что делать, чтобы не сильно потерять в позициях и трафике из-за нововведения.
Юлия Кравченко, ассоциированный партнер и руководитель SEO в IT-Agency:
«Важно все такие изменения рассматривать не только как угрозы, но и как возможности.
Советуем:
- Тщательно изучать спрос по целевым темам. Фокусироваться больше на те, где пользователям важно получить полноценный развернутый ответ, а не короткую выжимку.
- Регулярно анализировать выдачу по целевым поисковым запросам на предмет появления блока с быстрыми ответами и, в случае, если вашего сайта там нет, то провести соответствующие доработки на сайте:
- собрать все поисковые запросы и сформулировать тему статьи, которая реально будет интересна и полезна пользователям;
- проанализировать структуру спроса, какие вопросы задают пользователи по теме, какая информация им интересна, и с учетом этого спроектировать структуру контента;
- и потом приступать к проработке контента для усиления SEO».
Александр Шестаков, руководитель платформы линкбилдинга LinksSape:
«Владельцам сайтов нужно отслеживать ситуацию и держать руку на пульсе. Уже сейчас перейдите на ежедневный режим мониторинга трафика из органического поиска, чтобы понимать, как нововведение влияет непосредственно на ваш сайт.
В случае проблем надо пересмотреть тот контент сайта, который дает непосредственный ответ пользователям и его структуру. У любого пользователя есть поисковый интент — намерение, с которым он вводит запрос в поиск — и некоторые ожидания относительно того, что и в каком виде он должен увидеть. Например, это может быть просто текст, список, таблица, поясняющие картинки или видео. Делайте структуру контента максимально осмысленной, а формулировки — простыми и понятными».
Ярослав Домбровский, руководитель SEO-отдела, ООО АЙНЭТ ПРОДАКШЕН:
«Рекомендации такие же, как для обычного быстрого ответа — структурировать контент, использовать списки, таблицы. Использовать заголовки с ключевыми словами и обороты типа „Определение слова — это …“. Добавлять больше чисел, факторов, перечислений. Но это даже скорее не рекомендации по SEO, а в целом правило хорошего тона и забота о читателе. Наверное, стоит вспомнить Максима Ильяхова и инфостиль».
Александр Щукин, технический директор хостинг-провайдера Tendence.ru:
«Владельцам сайтов, которые не хотят за свой счет обучать языковые модели Яндекса, — стоит указать директиву:
User-Agent: YandexAdditional
Disallow: /
Она запрещает обучать YandexGPT на контенте сайта. При этом разрешение привычной индексации для поиска не будет ограничено».
Ярослав Домбровский, руководитель SEO-отдела, ООО АЙНЭТ ПРОДАКШЕН:
«Хочется отдельно подчеркнуть, что YandexGPT имеет и свои плюсы:
- Результаты для YandexGPT могут браться не из ТОП-10. Можно попасть в быстрый ответ, находясь на 15 месте — и получить CTR как с ТОП-3.
- Потенциально вы получаете два места в выдаче — в быстром ответе и в органике.
Поэтому закрывать от этого бота контент не стоит. Яндекс все равно воспринимает ваши директивы как рекомендацию, а не запрет».
Дмитрий Чебанько, руководитель SEO-отдела Rubix:
«Как подготовиться к грядущим переменам? Бороться или приспосабливаться.
Бороться — это блокировать ИИ-роботам доступ к своим ресурсам, препятствуя возможности анализировать ваш контент и использовать его для обучения модели. Может стать полезным для ресурсов с редким и узкоспециализированным контентом. Вы не попадете в блок с ИИ-ответом, но сохраните возможность попасть в ТОП-1.
Приспосабливаться — искать дополнительные источники трафика. Когда Яндекс по некоторым кластерам запросов начинал отдавать предпочтение справочникам и агрегаторам, выгоднее было продвигаться внутри этих справочников и агрегаторов, нежели пытаться конкурировать с ними. Когда в поисковой выдаче появились „колдунщики“ с блоками сервисов Яндекса (например, с Яндекс.Картами) — выгоднее стало стараться продвинуться внутри этих сервисов, чем пытаться переиграть Яндекс на его поле.
Здесь все так же — бороться или приспосабливаться.
А еще не стоит забывать, что использование ИИ-моделей — это дорого. Обработать запрос с использованием ИИ для поисковой системы — куда более ресурсозатратная операция, чем выдача релевантных поисковых результатов по этому запросу. В ближайшее время нейросети не смогут начать играть весомую роль в работе поиска, ведь это не вписывается в экономику поиска как коммерческого сервиса».
Антон Баланов, IT-МБА профессор и советник по экономике и социологии РАЕН:
«Обеспечьте удобную навигацию, быструю загрузку страниц и высокий уровень удовлетворенности пользователей. Все это будет удерживать и привлекать больше посетителей».
В заключение
Как всегда, все сводится к тому, что сайт должен быть удобным и полезным для посетителей. На нем должен быть актуальный и полезный контент. И тогда никакие «быстрые ответы» ему не помешают.
Напоминаем, что особенно важно для качественного сайта с точки зрения пользователей и ПС:
- Удобная навигация и структура. Сайт должен быть интуитивно понятным для пользователей. Важно продумать иерархию разделов, хлебные крошки, внутренние ссылки. Это поможет пользователям быстро находить нужную информацию и повысит время нахождения на сайте.
- Качественный уникальный контент. Тексты должны быть информативными, полезными, написанными с учетом запросов и предпочтений целевой аудитории. Дублирование контента негативно влияет на SEO.
- Высокая скорость загрузки. Быстродействие сайта влияет на поведенческие факторы и восприятие ресурса поисковыми системами. Необходимо оптимизировать изображения, код, сервер и прочее.
- Адаптивный дизайн. Сайт должен корректно отображаться и работать на разных устройствах — компьютерах, планшетах, смартфонах. Это повысит конверсию с мобильных.
- Корректная верстка и семантика. Использование тегов title, description и keywords, h1-h6 и других — все это необходимо для понимания смысла страницы поисковиками.
- Анализ и доработка. Нужно делать регулярный анализ технических характеристик, поведения пользователей, позиций в поиске — для оперативной оптимизации и повышения эффективности сайта.
Читайте также:
Его точно не запретят — гайд по «Яндекс Браузеру» [обновлено]
Продвижение компании на картах «Яндекс» и Google в 2024 году