Сложно, но возможно.

Несколько российских банков попали под зарубежные санкции. Теперь им нельзя работать за рубежом и даже… коннектиться с Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay. Позднее Apple приостановил работу в России и полностью отключил Apple Pay на территории страны. Рассказываем, что это значит и как жить дальше. 

Что изменилось

  1. У многих россиян Apple Pay совсем перестал работать в России. Сначала трудности с переводом денег этим способом возникали только у банков, попавших под санкции. С сегодняшнего дня технология недоступна всем владельцем техники Apple независимо от того, услугами каких банков они пользуются – такое решение «Яблоко» приняло самостоятельно, с государственными санкциями это не связано.

  2. Клиенты ВТБ, «Открытия», «Газпромбанка», «Альфа-банка», «Сбербанка», «Совкомбанка», «Россельхозбанка», «Новикомбанка» и МКБ отныне не смогут пользоваться Samsung Pay и Google Pay.

  3. Нельзя будет совершить перевод Samsung Pay и Google Pay по картам, полученным через дочерние проекты подсканционных банков. Например, карта рассрочки «Халва» работать не будет, так как это проект «Совкомбанка». 

  4. Перестанут принимать оплаты через Samsung Pay и Google Pay все терминалы, предоставленные подсканционными банками. То есть если в магазине стоит терминал ВТБ, а у вас карта «Тинькоффа», оплатить покупку телефоном вы не сможете. Так, все терминалы, билетные автоматы и турникеты в московском метро перестали принимать платежи по телефону, так как работают через банк ВТБ. 

  5. Отечественная Система Быстрых Платежей продолжает работать в штатном режиме независимо от того, услугами какого банка вы пользуетесь. 

Что делать физлицам

Apple Pay в России теперь нельзя пользоваться вообще. Google Pay и Samsung Pay пользоваться можно, если банк, выпустивший вашу карту, не попал под санкции США. 

Средства на счетах любых российских банков не замораживаются. Они по-прежнему в вашем распоряжении. У вас сохраняется доступ к счетам через пластиковую карту, онлайн-банкинг и кассы банков.

Как защититься от неловких ситуаций? 

  • Всегда носить с собой банковские карты. Для страховки лучше заказать карту банка, не попавшего под санкции, а также карту, работающую через российскую платежную систему МИР. 

  • Проверить, какие карты привязаны к онлайн-магазинам и другим подручным сервисам. Если вы обычно использовали мобильные платежи, не забудьте впервые подключить карты. 

  • Проверить подписки на иностранные сервисы. Во-первых, скорее всего, вы вообще не сможете оплатить подписку российской картой. Во-вторых, некоторые иностранные компании взимают плату за подписку в валюте, так что стоимость вашего тарифа может резко вырасти в два раза. Пора задуматься о переходе на российские аналоги сервисов. 

Что делать бизнесу

Если у вас подключен эквайринг одного из банков, попавших под санкции, терминалы для оплаты перестанут принимать платежи через Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay. 

Вы по-прежнему можете принимать оплаты с использованием пластиковых карт и QR-кодов через сервисы СБП. 

Заранее предупредите клиентов в социальных сетях, что у вас можно расплатиться только этими способами. Разместите аналогичные объявления в офлайн-точках.

В нашем фуд-холле «Стачка» во всех шести корнерах перестали проходить оплаты через сервисы Apple Pay и Google Pay. Для нас это не стало неожиданностью – следили за новостями. А вот гости далеко все знали об этом, поэтому сталкивались с тем, что не могут провести оплату привычным способом.

Все, что мы могли сделать – оповестить наших подписчиков через свои каналы («ВКонтакте», «Инстаграм»), что нужно брать с собой карты или наличные. Так и работаем пока.

У двух корнеров возникла еще одна проблема: у них заблокировали Poster – украинскую систему для ведения учета общепита, небольших кафе. Сначала обрубили доступ к административной панели – невозможно было зайти, посмотреть аналитику, вносить изменения в прайсы, вести складской учет. Стало невозможно контролировать списание продуктов.Но на точках касса работала: можно было открывать каталог, выбивать позиции. 

1 марта от Poster пришло письмо, что они больше вообще не работают на территории РФ и РБ. В этот момент и кассы тоже перестали работать. 

Решение для наших корнеров одно – оперативно переходить на другую систему автоматизации. Благо, их предостаточно на рынке: iiko, R keeper, 1C. 

Технически это возможно, но есть нюанс. Poster работал на андроидах, а для других систем нужен Windows. Это значит, что нужно менять планшеты, цены на которые резко возросли на 30–50 %. Сейчас это порядка 40–50 тысяч за один, что, понятно, очень некстати для малого бизнеса.  

Кроме того, после перехода на новую систему корнерам придется потратить время на возобновление работы кассы и склада. Это не катастрофа, конечно, но потребует дополнительных ресурсов. 

Юлия Блынская,

коммерческий директор TexTerra

#
Новости
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.