Вот какой парадокс: большинство россиян не доверяет отзывам в интернете, но все равно ориентируется на них при выборе товаров или услуг.
По результатам исследования Института общественного мнения «Анкетолог», 93 % опрошенных смотрят отзывы в интернете и учитывают их при покупке. Получается, что отзывы – это мощный рычаг давления на потребителя, и маркетологи используют этот факт на полную катушку.
Мы уже писали о том, как устроена фабрика заказных отзывов. Если несколько лет назад этим занимались отдельные исполнители, то сейчас появились целые агентства, специализирующиеся исключительно на фейках. Можно заказать похвалу себя любимого «под ключ», с размещением на соответствующих площадках, мониторингом результатов, отработкой негатива и сопутствующими услугами.
Любой каприз за ваши деньги!
Каюсь, сама грешила написанием отзывов за деньги, причем за копейки. В биржевой период жизни наваяла десятка три фейковых мнений о разных товарах и услугах через «Адвего». Добросовестно гуглила характеристики, смотрела ролики на «Ютубе» и потом вкусненько описывала детский велосипед или имплантацию зубов. Заказчики радовались и вместе с оплатой присылали комплименты моей писанине.
Сейчас немного стыдно за эти странички биографии, но тогда, как сказал кто-то из известных, «я был молод, полон сил, наивен, восторжен и чрезвычайно глуп».
Мои маркеры заказных отзывов
Когда я изучаю мнения о продукте и вижу приемы и формулировки, которые юзала почти 10 лет назад, меня пробивает на слезу ностальгии. Зато с тех пор появилась чуйка на фальшивые отзывы.
Признак первый: перечисляются не впечатления, а характеристики продукта
Отзыв напоминает типичную карточку товара. «Купила смартфон такой-то, очень довольна. Металлический корпус надежно защищает его от повреждений, камера на 12 Мп обеспечивает отличное качество снимков…» От такого за версту фонит «продающестью», а причина простая: владельцы интернет-магазинов часто доверяют написание отзывов авторам, которые работают над наполнением каталога. Им нет смысла искать нового исполнителя на небольшую и разовую задачу.
Признак второй: торчат ключевые слова
Крупные площадки вроде «Отзовика» быстро индексируются поисковыми роботами, поэтому многие заказчики отзывов стремятся их оптимизировать, добавив ключевые слова. Не каждый автор может виртуозно вписать их в текст, поэтому фразы с ключевиками в фейковых отзывах не несут смысловой нагрузки. Выглядит это так: «собрался я в Москву купить фотоаппарат Kodak» или «цена на лечение простатита в клинике такой-то показалась мне приемлемой».
Признак третий: злоупотребление сторителлингом
Когда в глаза не видел товар, информации кот наплакал, а нужно добить отзыв до указанного в ТЗ объема, наступает время офигительных историй. В фейках сторителлинг может составлять львиную долю текста. На практике выглядит так: автор долго и в красках описывает историю покупки, а впечатление о товаре ограничивается парой фраз без особой конкретики. Например, «очень доволен, всем рекомендую», «спасибо, что решили мою проблему» и тому подобное.
Признак четвертый: профессиональные штампы
Речь о словах и фразах, которые часто используются в рекламных текстах и почти никогда – в живой речи: профессионализм, высокое качество, эффективный инструмент и так далее. Авторам, которые вагонами штампуют коммерческий контент, сложно переключиться на обывательский лексикон.
Признак пятый: одинаковая структура
Многие фейковые отзывы пишутся по техзаданиям, которые посредник в лице репутационного агентства или фрилансера, урвавшего заказ на обеление репутации клиента, спускает авторам. В таких ТЗ прописана приблизительная структура отзыва. Большинство исполнителей трактует слово «приблизительная» как «пиши только так и никак иначе». Поэтому все тексты получаются одинаковыми по структуре. Чаще всего она такая:
- предыстория покупки;
- впечатления о продукте;
- плюсы и минусы;
- заключение.
Эти признаки – не всегда абсолютный индикатор вранья. Люди, желающие поделиться мнением искренне и бескорыстно, иногда пишут отклики по образу и подобию найденных в интернете. Так легче.
Чтобы выяснить правду, нужно включить дедукцию: например, изучить больше отзывов о продукте. Если развернутое положительное мнение маячит на фоне кучи негативных, как выросший посреди свалки розовый куст, – скорее всего, это фейк. Или другая ситуация: на сайте куча хвалебных отзывов примерно одного объема, с перечислением сходных характеристик, и все они размещены в один и тот же день. С большой вероятностью они фальшивые.
Мы продвигаем бизнес в интернете более эффективными и этичными методами. Обращайтесь за комплексным продвижением и приготовьтесь к наплыву заявок.