Wayback Machine – это широко известный и полезный сервис, позволяющий увидеть сайты в том виде, в котором они существовали в прошлом, но это не единственная полезная функция Wayback Machine – сервис можно использовать и в интернет-маркетинге.

1. Отслеживание изменений сайта

Это основная функция Wayback Machine. Снимки сайта (snapshots) Wayback Machine можно использовать для сравнения вида сайта в разное время, чтобы посмотреть, что изменилось.

Даже если у Wayback Machine мало снимков сайта (обычно такое случается с не очень популярными сайтами), вы все равно можете определить дату внесения изменений. Это полезно, если вы считаете, что изменения могли быть причиной падения сайта в поисковой выдаче, посмотрите на версию страницы того времени, после которого произошло падение и узнаете, что за негативные изменения ее вызвали. Используйте эти данные, чтобы исправить проблему.

Сайт «Текстерры» в январе 2010 года

2. Знакомство с сайтом

Когда вы работаете с новым клиентом, важно быть ознакомленным с его сайтом и разбираться в тонкостях его бренда. Wayback Machine вам в этом поможет. Вы можете посмотреть, как сайт менялся с годами и насколько изменилась политика бренда. Согласуйте с клиентом изменения: «Раньше вы утверждали одно, а теперь другое, так ведь?».

3. Поиск прежних редиректов

Один из хороших способов использовать Wayback Machine – поиск URL, на которые через какое-то время повесили редиректы. Такое часто бывает с крупными брендами, сайты которых начинали работу в 90 или начале 2000, а потом были переделаны в соответствии с требованиями поисковых систем. Чтобы найти более ранние версии ссылок и проверить их код состояния, используйте Wayback Machine в паре с Screaming Frog.

4. Поиск старой структуры URL

Иногда структура URL сайтов меняется, а старая теряется. Если вы знаете приблизительную дату изменения структуры ссылки, то можете использовать Wayback Machine, чтобы выяснить, когда именно были внесены изменения и как выглядела прежняя структура. Затем вы можете сравнить более новые версии ссылки с предыдущими. Эта функция полезна, если контент сайта был реорганизован или подразделы были переименованы.

«Твиттер» в октябре 2007

5. Изучение Robots.txt

Wayback Machine индексирует все, что находит на сайте, в том числе и файлы robots.txt. И это здорово: если у вашего сайта есть технические уязвимости, вы сможете узнать, когда именно были внесены изменения в документе robots.txt, приведшие к этим уязвимостям. Все, что надо сделать – это найти документ robots.txt и сравнивать срезы данных страниц за разные даты до тех пор, пока не найдете причину уязвимостей.

6. Проверка работы счетчика аналитики

Wayback Machine индексирует исходный код страниц и позволяет отследить изменения, которые были в него внесены. Введите URL страницы, выберите дату и снимки сайта, которые вам нужны, и кликните на просмотр исходного кода и оцените, насколько правильно он сделан.

7. Анализ пути клиента

Если вы хотите провести полный анализ пути клиента, то с этим вам также может помочь Wayback Machine. Используя этот сервис, вы сможете сравнить текущую длину пути с тем, который был в прошлом, чтобы определить, какие стадии изменились с течением времени. Также Wayback Machine открывает способы повысить конверсию. Если конверсия на вашем сайте была высокой в определенной время, то можно посмотреть на предыдущее оформление, кнопки и ссылки на странице, чтобы определить, как они повлияли на конверсию.

«Яндекс» в мае 2001

8. Определение структуры сайта

Wayback Machine показывает, как в прошлом выглядела иерархическая структура сайта. Иногда разделы могут объединять или наоборот разбивать на несколько штук. Если вы посмотрите на то, какой была структура сайта в прошлом, вы сможете сказать, какие страницы были недавно объединены в одну категорию или разделены на самостоятельные.

Если возникла необходимость скачать страницу или сайт полностью, то вот полезное дополнение для тех, кто умеет и любит кодить: для скачивания исторической версии сайта используйте этот скрипт с сайта GitHub.

9. Поиск старого контента

Wayback Machine поможет найти старый контент, который был утерян или случайно удален. Достаточно открыть страницу, на которой находился контент, на более ранней дате.

«Вконтакте» в октябре 2007

10. Проведение смешанного маркетингового анализа

С помощью Wayback Machine можно анализировать рост трафика посадочных страниц. Предположим, что в прошлом году контекст работал хорошо, но результат в этом году далеко не такой впечатляющий. Посмотрите на ваши посадочные страницы с помощью Wayback Machine, чтобы выяснить, какие ключевые слова приносили результат, и что изменилось на посадочных страницах и привело к снижению эффективности этих ключевиков.

Назад в будущее

На первый взгляд, Wayback Machine – это просто сервис, показывающий более раннюю версию сайтов, действительно «машина времени» интернета. Однако, его функции могут быть полезны и в сфере интернет-маркетинга. А какие способы использования Wayback Machine приходят в голову вам? Поделитесь в комментариях.

#
SEO Гайды
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.