Wayback Machine – это широко известный и полезный сервис, позволяющий увидеть сайты в том виде, в котором они существовали в прошлом, но это не единственная полезная функция Wayback Machine – сервис можно использовать и в интернет-маркетинге.
1. Отслеживание изменений сайта
Это основная функция Wayback Machine. Снимки сайта (snapshots) Wayback Machine можно использовать для сравнения вида сайта в разное время, чтобы посмотреть, что изменилось.
Даже если у Wayback Machine мало снимков сайта (обычно такое случается с не очень популярными сайтами), вы все равно можете определить дату внесения изменений. Это полезно, если вы считаете, что изменения могли быть причиной падения сайта в поисковой выдаче, посмотрите на версию страницы того времени, после которого произошло падение и узнаете, что за негативные изменения ее вызвали. Используйте эти данные, чтобы исправить проблему.
2. Знакомство с сайтом
Когда вы работаете с новым клиентом, важно быть ознакомленным с его сайтом и разбираться в тонкостях его бренда. Wayback Machine вам в этом поможет. Вы можете посмотреть, как сайт менялся с годами и насколько изменилась политика бренда. Согласуйте с клиентом изменения: «Раньше вы утверждали одно, а теперь другое, так ведь?».
3. Поиск прежних редиректов
Один из хороших способов использовать Wayback Machine – поиск URL, на которые через какое-то время повесили редиректы. Такое часто бывает с крупными брендами, сайты которых начинали работу в 90 или начале 2000, а потом были переделаны в соответствии с требованиями поисковых систем. Чтобы найти более ранние версии ссылок и проверить их код состояния, используйте Wayback Machine в паре с Screaming Frog.
4. Поиск старой структуры URL
Иногда структура URL сайтов меняется, а старая теряется. Если вы знаете приблизительную дату изменения структуры ссылки, то можете использовать Wayback Machine, чтобы выяснить, когда именно были внесены изменения и как выглядела прежняя структура. Затем вы можете сравнить более новые версии ссылки с предыдущими. Эта функция полезна, если контент сайта был реорганизован или подразделы были переименованы.
5. Изучение Robots.txt
Wayback Machine индексирует все, что находит на сайте, в том числе и файлы robots.txt. И это здорово: если у вашего сайта есть технические уязвимости, вы сможете узнать, когда именно были внесены изменения в документе robots.txt, приведшие к этим уязвимостям. Все, что надо сделать – это найти документ robots.txt и сравнивать срезы данных страниц за разные даты до тех пор, пока не найдете причину уязвимостей.
6. Проверка работы счетчика аналитики
Wayback Machine индексирует исходный код страниц и позволяет отследить изменения, которые были в него внесены. Введите URL страницы, выберите дату и снимки сайта, которые вам нужны, и кликните на просмотр исходного кода и оцените, насколько правильно он сделан.
7. Анализ пути клиента
Если вы хотите провести полный анализ пути клиента, то с этим вам также может помочь Wayback Machine. Используя этот сервис, вы сможете сравнить текущую длину пути с тем, который был в прошлом, чтобы определить, какие стадии изменились с течением времени. Также Wayback Machine открывает способы повысить конверсию. Если конверсия на вашем сайте была высокой в определенной время, то можно посмотреть на предыдущее оформление, кнопки и ссылки на странице, чтобы определить, как они повлияли на конверсию.
8. Определение структуры сайта
Wayback Machine показывает, как в прошлом выглядела иерархическая структура сайта. Иногда разделы могут объединять или наоборот разбивать на несколько штук. Если вы посмотрите на то, какой была структура сайта в прошлом, вы сможете сказать, какие страницы были недавно объединены в одну категорию или разделены на самостоятельные.
9. Поиск старого контента
Wayback Machine поможет найти старый контент, который был утерян или случайно удален. Достаточно открыть страницу, на которой находился контент, на более ранней дате.
10. Проведение смешанного маркетингового анализа
С помощью Wayback Machine можно анализировать рост трафика посадочных страниц. Предположим, что в прошлом году контекст работал хорошо, но результат в этом году далеко не такой впечатляющий. Посмотрите на ваши посадочные страницы с помощью Wayback Machine, чтобы выяснить, какие ключевые слова приносили результат, и что изменилось на посадочных страницах и привело к снижению эффективности этих ключевиков.
Назад в будущее
На первый взгляд, Wayback Machine – это просто сервис, показывающий более раннюю версию сайтов, действительно «машина времени» интернета. Однако, его функции могут быть полезны и в сфере интернет-маркетинга. А какие способы использования Wayback Machine приходят в голову вам? Поделитесь в комментариях.