Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Александр Постанович: о своем пути в SMM, заработке на каналах в «Телеграм» и секретах «Прометея»

9 Октября 2018 Евгения Крюкова
Время чтения: 21 минута Нет времени читать? Нет времени? 10 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Серьезное интервью с самым добрым и веселым SMM-щиком рунета, по мнению интервьюера. Знакомьтесь, Александр Постанович – победитель конкурса «ВКонтакте» на лучшего автора, создатель сообщества «Будни SMM-щика» и канала в Telegram «Один день SMM-щика», обладатель многочисленных огней «Прометея» и просто хороший парень, которому не все равно.

Александр Постанович на одной из своих лекций

Александр, расскажите немного о себе. Для тех читателей, кто о вас не знает. Как вы пришли в SMM? Где сейчас работаете?

В SMM я пришел 6 лет назад. Не знаю людей, которые делали это целенаправленно. Я, наверное, как и большинство, попал в SMM случайно. Меня не взяли в «Альфа-Банк» – у меня экономическое образование – и я подумал, что раз уж не взяли, можно сменить сферу. И мне в голову пришли эти три буквы – SMM. Я тогда даже не понимал, что это такое. Поискал вакансии, отправил заявки, и меня приняли в небольшое агентство. В ночь перед собеседованием я в интернете читал, что такое SMM :)

У меня похожая ситуация была :)

Я работал в поддержке «ВКонтакте» — наверное, это можно назвать точкой отсчета. Обработка негатива — важный навык для SMM-щика, в поддержке приходилось общаться с несколькими тысячами человек в месяц, и негативщиков среди них было достаточно. За три года в SMM прошел путь от самых низов до руководителя отдела SMM в крупном агентстве и работы с соцсетями международных брендов. Что я делаю сейчас? Создал ИП и работаю уже как предприниматель. Сейчас сотрудничаю с «Ростелекомом» и компанией Contented. Правда это уже не совсем про SMM. В «Ростелекомом», например, я занимаюсь корпоративным обучением, помогаю с организацией рассылки. Учимся рассказывать о жизни компании внутри компании. От SMM в плане клиентской работы я немного отошел. Занимаюсь продвижением только своих проектов.

Постанович – это ваш псевдоним или реальная фамилия?

Псевдоним.

Зачем он вам?

Это произошло довольно давно. В те годы, когда «ВКонтакте» было модно менять фамилии. Никакой модерации не было, и у людей появлялись самые странные ники. В тот момент я работал в компании закрытого типа, и нам говорили, что в соцсетях нельзя открыто ничего писать. «Любая ваша позиция может случайно привести к чему-то плохому». Поэтому, чтобы меня не находили HR-ы этой компании, я поменял фамилию. А когда я ее поменял, начал постепенно становиться известным, у меня стала набираться аудитория. И потом уже было как-то странно менять ее обратно. Потому что тысячи человек уже знали меня под этой фамилией.

Вы сейчас ведете профессиональное сообщество «ВКонтакте», канал в Telegram и личные страницы, правильно?

Да.

А почему нет профессионального сообщества в Facebook?

Да, в «Фейсбуке» его действительно нет, но это связано исключительно с его алгоритмами. В Facebook выдача у сообществ довольно низкая. Я считаю невыгодным вкладывать в развитие сообщества в «Фейсбуке». Там все отлично замещается ведением личной страницы. Если создавать сообщество в Facebook, тебе нужно промоутировать любой пост, который ты хочешь опубликовать. У меня такой цели нет.

У «ВКонтакте» тоже умная лента. Там выше охват?

Да, «ВКонтакте» тоже умная лента, но пока охват у страниц там больше. Раньше он был стабильный более или менее – я всегда знал, что охват с поста в моей группе в среднем 6 000. Сейчас «ВКонтакте» движется в сторону ленты Facebook, поэтому охват становится все более непредсказуемым, и он уже может быть от 2 000 до 12 000. То есть, если я раньше знал, что будет стабильно 6, то сейчас это сложно предугадать.

Что, по вашему мнению, влияет на охват? Какие посты набирают 12 000?

На охват влияет формат. Например, «ВКонтакте» поддерживает формат статей в своем редакторе. Обычно, если ты выкладываешь такую статью, она набирает больше. Кроме этого, влияет то, как аудитория взаимодействует с постами. Но эта информация быстро устаревает. Выдача определяется машинным обучением, а значит, вес факторов может каждый день меняться.

Например, когда-то «ВКонтакте» говорил, что комментарии сильно влияют на охват, но сейчас я не замечаю особой корреляции. Вот лайки влияют значительно. Если пост хорошо лайкается, пост поднимается в ленте выше.

Даже если накрутить эти лайки? Или он видит, когда крутят?

Накручивать я не пробовал, поэтому не могу сказать. Но, думаю, что видит, потому что… Если бы я был разработчиком, я бы учитывал только лайки, которые получены из ленты новостей – т. е. если человек увидел пост и лайкнул.

Я заметила, что у вас есть личные страницы во всех популярных соцсетях, кроме «Одноклассников». Почему вы не используете эту площадку?

Не хватает душевных сил туда зайти :) Я как-то создавал страницу, но там ни фотографий… ничего. На этом и остановилось.

У нас такая же история :) Александр, когда я изучала ваши страницы в соцсетях, заметила, что в них почти нет рекламы. В связи с этим вопрос: с какой целью вы их ведете? Ведь на это наверняка уходит уйма времени!

Хороший вопрос. Я сам себе его задаю постоянно :) В них действительно мало рекламы, но выгода может быть разной. Есть вариант монетизировать через деньги, а можно – через нематериальные выгоды. От этих сообществ я получаю нематериальные преимущества в виде известности, знакомств, возможности влиять на что-то.

Ну и вам это удовольствие приносит, я так понимаю?

Да. В первую очередь я завел сообщества как раз из-за того, что мне хотелось делиться знаниями. Для меня сфера SMM была новой, и мне очень хотелось рассказывать о том, что я узнаю. Оказалось, это востребовано, людям нравился мой стиль письма. И пошло-поехало. Год как в тумане, а потом «вжух», у меня уже 40 000 подписчиков, и бросить все это было как-то нелогично, пришлось продолжать. Хотя сейчас, конечно, я подустал от ведения сообществ.

Писать ежедневно уникальные посты для нескольких сообществ – непростая работа

Правда, что ваш канал в «Телеграме» (почти 12 000 подписчиков) хотели купить за полмиллиона рублей, и вы отказались?

Да, правда. Хотя 500 000 – это хорошая сумма, потому что я вложил в каналы – у меня четыре канала – 350 000. Так что 500 тысяч за один канал с лихвой окупает мои затраты. Почему отказался? Потому что мне нравится этот канал, в нем лояльная аудитория, и набирать заново с нуля будет сложно и уже не так интересно. Когда ты начинаешь какой-то проект, ты всегда полон энтузиазма, а потом запал пропадает. Делать что-то заново тяжеловато себя заставлять. Ну и кроме того, каналы в «Телеграме» приносят неплохой доход. Я на них получаю 40–50 тысяч в месяц. Как пассивный заработок, это неплохо.

Это за размещение рекламы вы получаете?

Да, но я ее размещаю не особо часто, потому что мне мало кто из рекламодателей нравится. Ну и реклама у меня дорогая.

Сколько, если не секрет?

В основном канале, который как раз предлагали купить, пост стоит около 10 000 рублей.

Такое размещение окупается?

Конечно меньшее количество рекламодателей могут себе позволить такую цену, но я считаю, что лучше разместить одну рекламу за 10 тысяч, чем 4 по две.

Еще один факт из вашей биографии – вы выиграли конкурс «ВКонтакте» на лучших авторов. Можете рассказать об этом? Как так получилось?

«ВКонтакте» было сообщество «Шпионы» (VK Spies). Его начали активно вести перед анонсом «Прометея» (алгоритм поддержки талантливых авторов). И вот в этом сообществе «ВКонтакте» периодически размещали конкурсы: на лучшего писателя, фотографа, дизайнера и т. д. И люди должны были присылать тех, кого они читают. Потом «ВКонтакте» оценивал эти страницы и выбирал тех, кто действительно хорош. И вот когда был конкурс на лучшего автора, мне сказали, что большое количество людей прислали мою личную страницу – что неудивительно, т. к. ее читают порядка 6 000 человек. И жюри решило, что страница действительно неплохая.

Вы что-то за это получили? Какой-то приз?

В первый же день введения «Прометея» мне сразу же дали огонек и 100к охвата на пост. Ну и прислали всякую сувенирку.

Пост с результатами конкурса на лучшего автора

Примечание от редактора: сейчас сообщество VK Spies больше не обновляется. Конкурсы проводятся на странице «ВКонтакте с авторами».

Сколько раз вы получали «Прометея» в общей сложности?

Четыре раза на личную страницу и раз пять на сообщество.

Дало ли вам это что-нибудь? Я читала много кейсов, когда сообщество получало «Прометея», но по сути это ни во что не выливалось: малое количество подписок, продаж никаких. У вас какая ситуация?

Если мы говорим про личную страницу, то это действительно почти ничего не дает. За неделю «Прометея» на мою страницу подписалось 120 человек. Это очень мало. Но это, скорее всего, связано с паттерном поведения. «ВКонтакте» люди воспринимают личную страницу как что-то суперинтимное. И отправить кому-то заявку в друзья кажется «Воу-воу, нет, что я делаю?» :) Это слишком. А когда «Прометей» был на профессиональном сообществе, там был неплохой результат. За неделю на «Будни SMM-щика» подписалось больше 2 000 человек. Если переводить на цену за подписчика, т. е. если считать, что в среднем подписка в проф паблик стоит рублей 10, то это неплохо. Считай, 20 тысяч я сэкономил на рекламе. При этом, 2 000 подписчиков – это даже не самый лучший результат. Я видел некоторые сообщества, которые с «Прометея» получали до 4-5 тысяч человек. Это прям хороший результат. Но это, скорее, связано с тематикой и количеством постов. Я все-таки публикую довольно редко – один пост в день где-то – а если ты чаще постишь, то у тебя охват больше получается, поэтому больше набираешь.

Можете дать нам совет? :) Наше сообщество ни разу еще «Прометея» не получало. Хотя мы постим уникальный контент в редакторе, проводим конкурсы, общаемся с аудиторией и т. д. Но не видит нас «Прометей» вообще никак. Как вы думаете, с чем это связано?

Я думаю, что изначально «Прометея» раздавали вручную. Вот как раз с помощью сообщества «Шпионы ВКонтакте», потому что все, кто там так или иначе выигрывал, сразу же получили огонь. Сейчас, наверное, алгоритм ищет как-то сам. Думаю, влияет вовлечение в основном (количеств лайков) и уникальность контента. Но я не исключаю, что до сих пор можно написать в какое-нибудь официальное сообщество ВК, указать свою страницу, написать, что она классная, у нее хорошее вовлечение, попросить обратить на нее внимание. Я не исключаю, что до сих пор вручную могут добавлять.

Надо будет попробовать, спасибо. Вернемся к разговору о ваших страницах. У вас очень добрая аудитория, и вообще на страницах царит один позитив. А негативные комментарии вам приходят когда-нибудь? Есть свои хейтеры и тролли? И если есть, то как вы с ними боретесь?

Посмотрел бы я на того человека, которому удалось никогда не столкнуться с хейтерами :) Мне кажется, в интернете невозможно что-то писать и не получать негатив в ответ. Я обычно не реагирую на него. По-моему, это самое главное – понимать, что, когда кто-то негативит, скорее всего, это просто человек такой, а не ты виноват. Хотя, может, и ты :) Здесь нужно трезво оценивать.

То есть, вы их не баните? Просто игнорируете?

Да. Я просто смотрю и думаю, что у человека в голове, почему он так отреагировал, почему его так триггернуло от этого всего. И я все-таки думаю, что тон комментариев во многом задается стилем площадки и автора. Если люди видят, что на площадке не принято ругаться матом и вообще в принципе друг с другом ругаться, они тоже этого не делают. Это, кстати, отлично заметно на сообществах SMM-щиков. Там есть одно сообщество, в котором принято ругаться. Как ни зайдешь, там в комментариях постоянно все ругаются :) При том, эти же самые люди, когда они подписаны на другие сообщества, там ведут себя по-другому. То есть, где не принято ругаться, они и не ругаются.

Давайте про ситуативный маркетинг немножко поговорим. Вы его очень классно используете. Можете поделиться рекомендациями, как отслеживать популярные тренды и как писать посты, чтобы это не выглядело глупо?

Хорошо отслеживать посты в «Твиттере», потому что он обычно молниеносно реагирует на все, что происходит. То есть, сначала это появляется в «Твиттере», а потом уже расходится во все другие соцсети. Также можно следить за какой-нибудь выборкой людей, которые обычно быстрей всех реагируют. И если вы видите, что они начали писать о чем-то, и это сделало сразу несколько человек, то, наверное, это будет в ближайшее время форситься.

Как писать, чтобы это было интересно? Прежде всего, реагировать одним из первых. Но если ты опоздал и уже пропустил волну, то нужно, по крайней мере, отличаться. То есть, если ты видишь, что уже миллион человек пошутили каким-то определенным образом, шутить миллион первым точно так же смысла не имеет. Нужно найти другой подход. Возможно, попытаться связать эту тему с какой-нибудь другой, которая сейчас тоже популярна. И тогда получится необычный синтез. Например, я так сделал, когда сборная России выиграла у Саудовской Аравии со счетом 5:0. Как раз тогда параллельно все в интернете обсуждали повышение пенсионного возраста, цен на бензин и другие реформы — я связал эти два события, получилось вирусно.

Как раз тогда параллельно все в интернете обсуждали повышение пенсионного возраста, цен на бензин и другие реформы

«Пищевая сода», «Туалетная бумага из Набережных Челнов», «Пышечная 1958» – как вы думаете, серьезный крупный бизнес может позволить себе такое поведение в соцсетях? Или лучше не рисковать?

Тут зависит от концепции ведения самого бизнеса и того, на какую аудиторию он ориентируется. Если он ориентируется на прогрессивную молодежь, то да, вполне может. Если целевая аудитория – жесткие консерваторы, то, скорее, нужно избрать что-то более сдержанное. Условно, если ты «Сбербанк», то ты не можешь себе такого позволить просто потому, что, когда ты будешь шутить, к тебе обязательно придут в комментарии и скажут: «Чуваки, у вас там огромная очередь в банкомате, у вас что-то поломалось, у меня заблокировали карту, а вы тут шутите. Идите работать!». Когда у тебя подобный бизнес, обычно только это в комментариях и говорят. Но если у тебя что-то молодое и хулиганское, типа Yota, то да, вполне.

Мы продвигаем бизнес в соцсетях без официоза и фальши. Подробнее

Как вы считаете, можно ли таким хулиганским способом продвигать скучные и сложные тематики? Я сейчас уйду совсем в крайность, чтобы было более показательно... Допустим, я владелец похоронного бюро. Мне имеет смысл идти в SMM или нет? Объясню, почему такой пример. Один европейский производитель элитных гробов каждый год выпускает календарь со своей продукцией и красивыми обнаженными девушками, и эта рекламная кампания стала вирусной. Лично я не представляю, как это в рунете можно организовать. Мне хочется узнать ваше мнение по этому поводу. Где эта грань, когда можно похулиганить для того, чтобы твой продукт стал вирусным, а где нужно сдерживать себя?

Я пока еще не думал о загробной жизни, поэтому не знаю, кто целевая аудитория у элитных гробов :) Если это какие-нибудь толстосумы, то для них, наверное, как раз не хулиганское нужно, а подчеркивание их статуса. Что-то типа: «Даже после смерти ты будешь как король». Но если мы говорим о похоронном бюро, которое ориентируется на обычных людей, то, если б я и заходил в соцсети, то делал бы как раз-таки что-то хулиганское. Потому что на серьезных щах рекламировать похороны – это вряд ли то, что хотят увидеть люди. А шутить об этом, я думаю, вполне можно. Тут главное, самоиронии добавить, чтобы было видно, что вы понимаете, что это юмор. В этом случае, я думаю, может зайти.

То есть, вы думаете, в рунете это сработает?

Я думаю, есть миллион людей, которые любят черный юмор, и на них это сработает. Я, правда, не знаю, как это отразится на продажах. Потому что посмеяться над такими вещами любит молодежь, а как у нее со смертностью, насколько далеко она планирует, не могу сказать :) Но известности и узнаваемости это, по крайней мере, добавит точно.

Я смотрела ваше интервью на радио Mediametrics, и вы там сказали такую штуку, что научить писать интересно можно любого человека. А если человек пишет очень неграмотно и не может и связать двух слов, его тоже можно научить?

Если он пишет очень неграмотно, то ему только самообразование поможет. Я не уверен в обучаемости человека, если 11 лет школы не помогли ему выучить правила русского языка. Тут, наверное, должна быть какая-то гипермотивация. Чтобы он сам в первую очередь приложил усилия. Можно научить интересно рассказывать, но научиться грамотно писать, наверное, человек сам должен.

А где учат интересно рассказывать? Есть какие-то курсы или это самому нужно?

Нужна практика. Если у тебя есть аналитические способности, то за два года постоянного письма ты поймешь, что аудитории нравится, а что – нет. Это если идти самому долгим путем. Если идти коротким путем, то, наверное, есть какие-то курсы копирайтинга, правда, я не знаю, насколько они полезны. Я, например, учу, как писать тексты в формате сторителлинг. Это подходит для ведения личных страниц.

Во время интервью на радио </em><em>Mediametrics

Александр, расскажите, как раскрутить аудиторию в сообществе на активность? Как вовлечь ее в комментарии? Все говорят: «Добавляйте в посты призыв к действию». Но мне кажется, они не особо работают. YouTube-блогеры в конце каждого видео призывают ставить лайки и подписываться на их канал, но это уже воспринимается как фоновый шум. Мне кажется, люди не следуют этим призывам. Кроме призывов можно как-то аудиторию вовлечь во взаимодействие?

Да, я согласен, что зачастую на «Ютубе» призывы воспринимаются как фоновый шум, хотя считаю, что все-таки на какой-то процент аудитории это влияет. Просто напоминает о нужном действии. Это очень хорошо видно на опросах. Опросы обычно не лайкают. Пользователи выполняют какое-нибудь одно действие, и, если они уже тыкнули на голосование, они не догадываются о том, что пост был классный и можно еще его лайкнуть. А вот если напомнить, то видно, что призыв все-таки влияет. Но если ты призываешь, например, комментировать, а у тебя до этого в сообществе никто не комментировал, то, конечно, это не сработает. Просто потому что у тебя вся аудитория не вовлеченная, и таким призывом ты ее не активируешь.

Это, опять же, паттерн поведения. В некоторых сообществах комментируют активно. А в некоторых не комментируют вообще. Я видел сообщество с 20 000 подписчиков, и там по 20–30 комментариев под каждым постом. И видел сообщество-миллионник, у которого комментарии долгое время были закрыты, потом они их открыли, но там по-прежнему никто не комментирует, потому что люди привыкли, что в этом сообществе нельзя комментировать. Миллионнику, конечно, будет легче вовлечь аудиторию. Достаточно несколько комментариев написать, и оно разгонится.

Как быть? Если у тебя до этого никогда люди не комментировали, можно начинать с каких-то простых вопросов. Например, где можно ответить «да» или «нет». Что-нибудь, где человеку будет максимально просто ответить. Если изначально задавать сложные вопросы в сообществе, где люди не комментируют, они не станут писать.

Что еще можно сделать? Самому писать первый комментарий либо просить друзей это сделать. Это особенно важно на начальном этапе. Именно так я и разгонял комментарии в своем сообществе. Я делал какие-то прикольные посты, и в первом комментарии писал мнение от своего лица. Что-нибудь, что люди бы залайкали. Комментарий, который людям бы понравился. Никто не любит быть первым и, если в сообществе нет комментариев, они не будут их оставлять. А когда ты сам уже что-то написал, это провоцирует и других вовлечься. Потом у тебя уже появится аудитория, которая комментирует. Маховик запустится, и все пойдет уже без тебя и будет нормально работать.

Первые комментарии от лица сообщества и администратора сообщества. А поскольку все знают, что это один человек, получается довольно забавно

Еще один совет по вовлечению аудитории – можно писать на актуальные темы. Актуальные темы обладают большой энергией, и люди это любят обсуждать. Можно еще писать на какие-нибудь темы, от которых у людей бомбит. Это, конечно, рискованно :) Например, если ты напишешь что-нибудь про равноправие полов, заденешь тему мужчин и женщин, то тебе гарантирован взрыв в комментариях, даже если раньше у тебя никогда не комментировали. Я как-то такую ошибку на «Фейсбуке» допустил. Пост набрал 400 или 500 комментариев. Я уже не мог остановить этот процесс. Думал: «Боже, как это произошло?».

На какую тему был пост? О равноправии полов?

Нет, больше я эту ошибку не повторю: если мы сейчас тут вспомним тот пост, то с гарантией 100 % все начнут снова обсуждать его, вместо интервью. Я и тогда не задумывал ничего про это писать, просто в качестве примера привел что-то про взаимоотношения мужчин и женщин, комментаторы напрочь забыли про пост, все увидели в нем только этот пример и обсуждали его. В общем, если вы затронете какую-то больную тему, взрыв комментариев гарантирован.

Вы составляете контент-план для своих страниц? Или все с ходу придумываете?

Для клиентских страниц, конечно, составлял. Для себя – нет. Что придет в голову, то и пишу. Условно у меня есть в голове какой-то набор тем, о которых я давно хотел рассказать, но в какой именно момент и что я напишу, решается в последнюю минуту.

Личные страницы Александра – прекрасный образец юмора и самоиронии

Личные страницы Александра – прекрасный образец юмора и самоиронии (изображение взято из личного аккаунта в Instagram)

Сейчас довольно обостренная ситуация в социальных сетях – нельзя лишнего слова сказать. Было уже много случаев, когда за какие-то слова людей привлекали к ответственности. Как вы к этому относитесь? Фильтруете что-то, когда пишете свои посты или нет? Что порекомендуете на эту тему тем, кто продвигается в соцсетях?

Если мы говорим о личных страницах, мне кажется, немного драматизируют эту тему. Каждый день миллионы постов появляются, но за год было, кажется, 500 дел. Шанс того, что именно тебя за что-то осудят, просто мизерный. Поэтому вот эта паника мне кажется излишней, когда люди закрывают свои страницы, удаляются из «ВКонтакте». Возможно, если ты какой-то активист политический, тебе действительно что-то грозит, потому что за тобой целенаправленно могут смотреть. Но если ты к политике отношения не имеешь, то, я думаю, тебе особо опасаться нечего.

Если мы говорим про бренды, тут риск быть призванным к ответственности выше. Когда мы вели бренды, мы использовали только купленные на стоке фотографии либо фотографии, присланные из штаб-квартиры. Аккуратно очень подходили к обсуждению каких-то тем, где затрагивались другие бренды. Потому что, если ты используешь символику «Диснея», тебе обязательно от «Диснея» что-нибудь прилетит. Поэтому здесь нужно запросить у них разрешение. В общем, если крупный бренд, то, наверное, нужно консультироваться со своими юристами о том, что ты можешь сделать, а что – нет. На своей странице «Будни SMM-щика» я не особо запариваюсь, потому что как физическому лицу, даже если мне что-то и прилетит, то, наверное – я надеюсь по крайней мере – это будет что-то не слишком критичное. Вообще обычно «ВКонтакте» просит просто удалить пост, где ты что-то не так сделал.

У вас было такое?

У меня было такое, что написал владелец фотографии. Сказал, что мы использовали его работу, и попросил удалить. Я просто удалил и все.

Александр, мои вопросы подходят к концу. Остался самый важный. Сейчас, пожалуйста, посерьезней… Что с котенком? (прим. редактора: Александр недавно спас котенка и приютил его у себя дома). Вы отдали его кому-нибудь?

Котенок до сих пор у меня :) Он растет, стал уже огромным, научился ходить. Правда, до сих пор не очень хорошо. Но, по крайней мере, научился.

Вы его оставите себе?

Нет, я ищу способы избавиться от него :)))

Ну, может быть, кто-то из нашего блога захочет забрать себе это чудо :)

Может быть :)

Если вас покорили эти глаза-бусинки, срочно пишите Александру :)
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных