Институт цвета Pantone определил цвет 2023 года, как делает с 2000 года. Теперь это — Viva Magenta, яркий карминово-красный. Код цвета в линейке Pantone: 18-1750.

Так выглядит цвет 2023 года
Исполнительный директор Института цвета Pantone Леатрис Эйдман так описывает Viva Magenta: это цвет «мощный и вдохновляющий», «вибрирующий энергией», «смелый и бесстрашный», «дерзкий и полный остроумия», «пульсирующий цвет, который способствует радостному и оптимистичному празднованию жизни», «поощряет эксперименты и самовыражение без ограничений». И вот еще: «Оттенок, который уходит корнями в природу. Он берет начало в семействе красных и является сигналом силы».
Как отбирают цвет года?
Цвет года предназначен для использования в потребительских товарах и дизайне в различных областях. Из года в год его активно используют рекламные агентства, дизайн-студии, модельеры, дизайнеры интерьеров, флористы и тд. Согласно исследованию Color Marketing Group, хорошо подобранный цвет с вероятностью 80% усиливает доверие к бренду и помогает выстраивать отношения с покупателями. Почему цвет года — это важно, мы рассказывали еще здесь. А о том, как цвет в кино и рекламе влияет на нас — здесь.
Цвет года Pantone — это одновременно и прогноз того, что будет популярно, и сумма трендов в мире дизайна и моды. Для этого сотрудники собирают и анализируют данные по наиболее часто использующимся цветовым сочетаниям во всевозможных отраслях: исследуют изменения в обществе, просматривают соцсети, проекты художников и дизайнеров-рекламщиков, подиумы мировых центров моды и даже фотографируют уличную моду в разных городах мира. То есть цвет года моделируется на основе тенденций, которые активно используются людьми в разных сферах.

10 цветов, которые появятся в линейках дизайнеров уже весной/летом 2023 года.
На своем сайте Pantone в коллаборации с некоторыми брендами показывает, как цвет года можно использовать в маркетинге ( и заодно продает эти самые товары — кружка, например, стоит от €14):

Пример того, как можно заработать на цвете года.
Предыдущие цвета года
Все цвета года можно увидеть на специальной странице на сайте Pantone:
2022: Very Peri — лиловый/лавандовый
Цвет прошлого 2022 года — Very Peri. Название никак не переводится. Это синеватый цвет с фиолетово-красным подтоном. Цвет впервые не был выбран из существующих — он создан искусственно для 2022 года.
Он связан с креативностью, изобретательностью, трансформацией, намекает на развитие дизайна.

Цвет 2022 года по версии Pantone
Вот как его создание прокомментировали в Pantone: «Мы живем в трансформационные времена.… <…> …По мере того как мы выходим из изоляции, наши представления и стандарты меняются, и наша физическая и цифровая жизни по-новому сливаются воедино. Цифровой дизайн помогает нам расширить границы реальности, открывая дверь в динамичный виртуальный мир, где мы можем исследовать и создавать новые цветовые возможности».
2021: Illuminating & Ultimate Gray — «светящийся + абсолютный серый»
После тяжелого из-за пандемии 2020 года Pantone выбрал два цвета. Желтый – как символ жизненной силы, света и надежды, и серый – как символ устойчивости и надежности — то, что всем нам было нужно в 2021 году.

Цвет 2021 года по версии Pantone
Так Pantone описал решение: «Сочетание Ultimate Gray и Illuminating — это сочетание силы и позитива. Это вдумчивость с обещанием чего-то солнечного и дружелюбного.
Послание счастья, подкрепленное силой духа, комбинация PANTONE 17-5104 Ultimate Gray + PANTONE 13-0647 Illuminating вдохновляет и вселяет надежду. Нам нужно чувствовать, что все становится ярче, — это важно для сохранности духа».
2020: Classic Blue — «классический синий»
Этот цвет — про элегантность, простоту, успокоение и в то же время ясность ума и простор для размышления.

Цвет 2020 года по версии Pantone
Характеристика цвета с сайта Pantone: «классический синий приносит ощущение мира и умиротворения человеческому духу, предлагая убежище и успокоение», «способствует концентрации и придает кристальную ясность», «переориентирует наши мысли», «способствует жизнестойкости».
Как бренды обыгрывают объявление цвета года
Пока что единственный бренд (помимо тех, что продаются на сайте Института), который сделал что-то в цвете года 2023 — это старая добрая «Моторола». Объединившись с Pantone, компания выпустила смартфон в модном цвете:

Остальные бренды пока шутят и показывают, что у них есть в цвете года. У «Суши Весла» нашлись напитки и роллы:

У «Красного и белого», очевидно, красное вино:

У «Вкусвилла» — неожиданно! — селедка под шубой:

Даже если у брендов не нашлось в линейке продукции ничего в карминово-красном, они все равно смогли обыграть инфоповод, как, например, «Казань Express» и оператор «О!» в Кыргызстане:


Зачем объявляют цвет года и как его использовать
Цвет года — это исследование трендов года и попытка скомпоновать из них что-то общее, задать направление на будущее. Pantone таким образом предлагает перспективное направление развития всем компаниям, которые что-то продают — вместо того, чтобы самим придумывать, что будет популярно, можно использоваться экспертизу Pantone.
На WildBerries уже появились товары в новом цвете года. Правда, на самом деле, они всегда были, просто компании разумно добавили слова Viva Magenta в описания карточек товаров — чтобы лучше ранжироваться в поиске. Ну что ж, хороший ход (хотя о совпадении с цветом года можно, конечно, поспорить):

Цвет года на WildBerries
В прошлом году было так же. Сайты делали подборки вещей в цвете года (и вот еще одна подборка), строительные компании подсказывали, как оформить дизайн квартиры в этом цвете, а на OZON даже появился бренд с названием VERY.PERI (правда, там нет вещей такого цвета).
Бонус: мнение экспертов
Вот что эксперты из разных сфер думают о Viva Magenta и о концепции цвета года в целом.
Святослав Грошев, арт-директор Texterra:
«В работе мы вместе с клиентами постоянно ищем решение, которое увеличит узнаваемость бренда, отстроит его от конкурентов, поможет “зацепить” свою ЦА, донести до нее ценности компании и вызвать необходимые эмоции. Ведь с помощью правильно подобранной цветовой гаммы можно подтолкнуть человека к принятию решения и покупке продукта или услуги. Поэтому для дизайнеров публикации исследований цвета — важный инструмент. Безусловно, в первую очередь мы отталкиваемся от задач и целей конкретного клиента, но мировые тренды тоже учитываем. Однако вводим их очень аккуратно — ведь тренды проходят, а клиенту с созданным нами дизайном еще долго жить. Так, например, в наших кейсах есть адаптированная палитра, актуальная в 2022-м. Поэтому смело можете доверить нам разработку фирменного стиля, создание лендинга, оформление соцсетей и прочие дизайнерские задачи».

Цветовая палитра крупного российского производителя LED-телевизоров

Кейс Texterra — разработка разработка фирменного стиля коворкинга OZ HUB
Анна Реутова, арт-директор компании Intelsi:
«Всегда интересно, какой оттенок станет цветом года, ведь он задает тренды дизайна. Так, например, прошлогодний Very Peri стал всеобщим любимцем. В сфере digital-дизайна, в айдентике и особенно в интерфейсах мы его видели весь год. Он набрал популярность, и я думаю, что останется с нами надолго. Все дело в том, что этот сине-фиолетовый цвет — универсальный для интерфейсов. Он достаточно акцентный, но не кричащий, отличная альтернатива приевшимся оттенкам синего, которые мы так привыкли видеть в интерфейсах сайтов, сервисов и приложений. Если посмотреть популярные шоты на dribbble, можно заметить большое количество адаптированного Very Peri. Он определено задал направление для дальнейших экспериментов с сине-фиолетовыми оттенками:

Несколько примеров с dribbble с адаптированным Very Peri
За 2022 год мы сами не раз отдавали предпочтение адаптированному Very Peri и оттенкам сине-фиолетового как в собственных проектах, так и проектах для клиентов. Оттенки сине-фиолетового на презентациях визуальных концептов всегда вызывали положительные эмоции — что-то новое, умеренно яркое, хорошо гармонирующее с другими цветами, и, в целом, универсальное для любой ниши.
Теперь о цвете 2023 года — Viva Magenta. Он меня впечатлил. Это глубокий цвет, в меру насыщенный и смелый, бархатный, густой, элегантный. Очень эстетичный.
Viva Magenta — не такой универсальный оттенок, как Very Peri. Он яркий и подойдет не для каждой сферы. Например, в интерфейсах оттенки красного всегда используют с осторожностью (если это не фирменный цвет, как, например, у «Альфа Банка» или МТС). Поэтому, я думаю, он найдет популярность немного в другом направлении. Уверена, дизайнеры из разных сфер удивят нас новыми сочетаниями и адаптацией цвета 2023 года и в цифровой среде и в так называемой физической среде — я имею в виду fashion, флористику, интерьеры, экстерьеры, материалы и так далее».
Анастасия Егорова, веб- и UX/UI-дизайнер:
«Цвет года — всегда значимое событие в мире дизайна. Дизайнеру важно отслеживать моду и тенденции, цвета являются неотъемлемым элементом в работе.
Цвет 2022 года постоянно попадался как ведущий цвет в рекламе в первой половине года, но к концу года это было уже намного реже. В одежде оттенки лавандового встречаются и остаются модными до сих пор. Фиолетово-синий Very Peri — про творчество, расширение границ — позволяет взглянуть по-новому на сочетание цветов. Синий и фиолетовый — из холодного спектра. В психологии они обозначают надежность, стабильность. А в смешении с каплей красного становятся более жизнерадостными, энергичными оттенками.
В моей практике клиенты не просили применять именно цвет года, потому что я работаю с компаниями с устоявшимся брендбуком и цветовой палитрой. Но замечала, что новые компании и бренды, появляющиеся на рынке, отдают предпочтение модному цвету. Вот, например, реклама продукции Hi!:

Продукция Hi! в адаптированном Very Peri
Теперь что касается цвета 2023 — Viva Magenta. Выбор в пользу яркого малиново-красного, по моему мнению, будут делать компании, которые хотят показать открытость к переменам, дружелюбную силу и уверенность.
Viva Magenta дает вторую жизнь оттенкам красного, которые в природе считываются как опасность. В восприятии человека они могут ассоциироваться с любовью, страстью, ярко проявленной энергией к жизни, лидерством. Малиново-красный цвет сглаживает агрессивность чистого красного, дает ощущение оптимизма, уверенности и смелости.
Мне цвет нравится своей насыщенностью и балансом между холодными и теплыми оттенками, определенно попробую использовать его в своих проектах!»
Наталья Константинова, руководитель студии декорирования интерьера НувоДекор:
«Интерьерным дизайнерам безусловно важны цвета года. Как и в индустрии создания коллекций одежды, так и в сфере дизайна интерьера и текстильного оформления используются все инновационные идеи, в том числе и цветовые, который публикует Институте цвета Pantone. После объявления цвета года, он заполняет улицы, витрины, магазины, интерьеры. Так продолжается из года в год. Мы с интересом наблюдаем, как цвет года входит в моду, как появляется сначала в красках для интерьера, затем в тканях известных и прогрессивных мировых брендов, производящих текстиль для интерьера. Есть компании в Европе и Азии, которые производят так называемые базовые коллекции в средней ценовой группе сроком на 3-4 года примерно. Это такое прет-а-порте в индустрии штор, и там цвета Pantone будут не так активно выражены, не так ярко, но палитра обязательно будет отвечать требованиям моды. А есть именитые европейские компании, которые делают по две коллекции ежегодно, и вот там будет все буйство красок, все ультрановые цвета и мотивы, которые диктует мировая мода.
В своей работе мы тоже все ультрановое используем активно, но в небольших пропорциях относительно проекта целиком — чтобы подчеркнуть современность, но не превратить объект в "немодный" в следующем году.
Среди наших постоянных клиентов есть такие, которые следят за трендами, и за цветом года в том числе. Всегда можно малыми силами переоформить интерьер, внеся небольшие изменения в виде акцентных вещей (подушек, абажуров, стульев) в которых будет отражен цвет года. Это создает новое настроение, вносит свежее дыхание в интерьер, созданный несколько лет назад.
Юлия Чибова, дизайнер украшений из Ульяновска, основательница бренда CHIBOVA:
«Viva Magenta — манящий цвет, привлекающий и возбуждающий мужчин! Мы в своих коллекциях используем этот цвет, иногда в сочетании с белым, черным, графитовым, глубоким бирюзовым — это всегда интересно.
В целом выход цвета года — это всегда ожидание и загадка. Это всегда ориентир на спрос, понимание того, что будет чаще встречаться в трендовой одежде.
Так, например, цвето прошлого года — Very Peri — я видела везде и всюду. Очень много было и одежды, и обуви, и аксессуаров: сумок, пластиковых цепей и тп.
За этот год мы сделали много изделий в этом цвете. И каждый раз предлагая украшение в цвете Very Peri, говорили о его актуальности. что это цвет года. Это, конечно, способствовало быстрой покупке.

Украшения бренда CHIBOVA в адаптированном Very Peri, цвете 2022 года