Самый известный паблик России получает за публикацию мемов 2,7 млн р. каждый месяц. Разбираемся, остались ли на этом поле деньги для вас.
Мемы – часть современного фольклора, емкая шутка с социальным и актуальным подтекстом, которую воспринимать в разы проще, чем статью или пост в соцсетях.
Есть мемы, понятные большинству:
Мем из сообщества «Приключения Доге и Чимса»
Есть мемы тематические, для представителей той или иной профессии:
Мемы отвечают на нашу «боль» в моменте.
Мем – это паттерн (образец, шаблон), который срабатывает у человека на бессознательном уровне. Соответственно, сообщества, использующие мемы, значительно повышают шанс того, что контент будет понятен пользователям. «Завернуть» в сам паттерн (мем) можно любую идею.
Поэтому бренды все активнее используют мемы в своей коммуникации. Главный русскоязычный пример – Aviasales. Они публикуют понятные многим картинки с оригинальными подписями к ним, реагируя на происходящее в мире:
54% пользователей в возрасте от 16 до 34 лет регулярно смотрят мемы в интернете. Это значит, что компанию найдут свою аудиторию в «мемных» пабликах, а паблики смогут заработать на публикации рекламных постов.
Можно монетизировать один мем, а можно развить сообщество, где будут появляться разные мемы, оригинальные или заимствованные из других источников.
Один мем и большие деньги
В 2011 году на YouTube был загружен ролик с Nyan Cat – кошкой с телом из печенья, которая летит по космосу и оставляет за собой след из радуги под музыку со словом «Nyanyanyanya»:
Первый ролик с Nyan Cat собрал более 190 млн просмотров, а в 2013 году предположительный заработок Криса Торреса, создателя видео, составил около 300 000 долл., то есть чуть больше 8 млн р. Все это – за счет мерча (предметов с символикой бренда), игрушек и видеоигр с Nyan Cat.
Бывает так, что мем монетизирует не его создатель, а кто-то более хитрый. Так случилось с «Ничоси». Изначально это было граффити, которое Дарья Барсук нарисовала на «стене» подруги во «ВКонтакте» в 2013 году.
Про картинку быстро забыли, но в 2014 году она стала вируситься, и теперь «Ничоси» повсюду: в платных стикерах «ВКонтакте», на майках и кружках. Есть даже леденцы «Ничоси».
Вот они. Источник: Rubis Cookies
Если бы Дарья зарегистрировала товарный знак «Ничоси», то, по данным Forbes, смогла заработать от 1 до 5 млн долл.
Регистрируйтесь быстрее: за вами очередь!
Заработок на отдельных мемах примерно там и остался – в 2012–2014 годах. Сейчас монетизировать их стало куда сложнее. Дело в том, что, как только мем становится виральным, начинается гонка за регистрацию товарного знака и его последующую монетизацию.
Если вы создали что-то потенциально виральное, задумайтесь о регистрации торгового знака. Это нужно для того, чтобы ваше творение не запатентовал кто-то другой. Для этого нужно заплатить пошлину, собрать пакет документов и подать их в Роспатент.
Процедура долгая и непростая, а заработок дает не постоянно, поэтому на передний план выходят сообщества с мемами, более стабильные в плане дохода.
Поймите, какой мем не рассмешит, а обидит аудиторию
«Король» пабликов с мемами – MDK. В сообществе MDK во «ВКонтакте» более 11 млн подписчиков, в Telegram – почти 600 тыс.
Шутки здесь чаще всего на грани и могут кого-то оскорбить, из-за этого MDK практически с момента создания регулярно подвергается блокировкам. В 2013 году сообщество было заблокировано «ВКонтакте», однако затем блокировку сняли. В 2015 году сообщество опять было заблокировано – уже навсегда и по решению суда. Вскоре его перезапустили на новом адресе. В новом паблике MDK все равно регулярно выходит реклама.
Монетизация в нашей компании строится по нескольким направлениям. Например, рекламная: наши площадки предоставляют услугу витрины. У заказчика есть возможность выкупить разовый пост на одной из известных платформ с рекламным сообщением. Креатив остается на совести клиента, но если он не соответствует правилам рекламной площадки, то мы можем отказать.
Также во «ВКонтакте» наши паблики подключены к рекламной бирже, где заказчик может уже через саму платформу купить промопост. Мы предоставляем и услуги креатива, когда заказчику нужно разработать релевантный для того или иного сообщества месседж.
Пост во флагманских сообществах стоит от 30 до 60 тыс. р. Стоимость зависит от релевантности. Каждый день в каждом паблике выходит от 1 до 4 рекламных постов. Мы платим налог на прибыль, так как работаем как ООО. Как работают остальные – не знаю. Предполагаю, что они самозанятые.
Получается, бренд делает в среднем 2,7 млн р. в месяц только на размещении рекламы в MDK.
Странные мемы на актуальные темы
Не все мемы держатся на веселой картинке. Есть и такие, в основе которых лежат документальные кадры, чьи-то неудачные фотографии, записи звездных интервью.
Одна из известных авторов подобных мемов – будущий режиссер Анастасия Паутова. Ее аккаунт был создан в 2020 году и за год набрал 139 тыс. подписчиков.
Сейчас монетизация сообщества ведется по трем направлениям: донаты ( по номеру карты можно отправить Анастасии, автору мемов, денежную благодарность), прямая реклама и продажа мерча.
Анастасия не рассказала нам о своем заработке, но мы можем предположить, каких размеров он достигает. Спустя год после запуска аккаунта за рекламой в нем приходят достаточно крупные бренды:
Очевидно, дела идут хорошо и с мерчем Анастасии. Он продается не только онлайн, но и в трех магазинах в Москве и Санкт-Петербурге.
Воздух тоже продается, если оболочка хороша
У создательницы ШКЯ Евы Морозовой «Текстерра» брала интервью в прошлом году: Ева поделилась, что заработка с сообщества хватает, чтобы работать на себя, содержать магазин и иметь пятерых сотрудников.
Здесь по-прежнему не размещается реклама, зато продаются одежда, аксессуары, посуда. В последнее время появился еще один необычный товар – воздушные шары. Клиенты находятся.
Картинки для этих товаров создают теперь не только сотрудники, но и обычные пользователи. Скорее всего, ШКЯ будет расти дальше и зарабатывать больше. В 2021 году у сообщества появился аккаунт в TikTok, который уже собрал более 64 тыс. подписчиков.
Популярность авторского паблика Анастасии Паутовой и «ШКЯ» говорит о том, что современное общество любит не только понятные с первого раза шуточные картинки, но и что-то более сложное и даже странное.
Прошлый год у нас был пандемийный, поэтому продажи с тех пор, конечно, выросли. Теперь в нашей команде 10 сотрудников.
Заказов по-прежнему больше всего из «ВКонтакте» (прим. ред. – в группе «ШКЯ» 329,8 тыс. подписчиков), но Instagram (прим. ред – 116 тыс. подписчиков) становится все активнее.
В TikTok у каких-то видео много просмотров (2 млн, например), у каких-то мало. Заказов оттуда нет.
Поймите, для кого эти мемы
Вот единственный в нашей подборке Twitter-профиль. Его ведет Анатолий Капустин, главный по мемам в российском интернете, как написано в аннотации к его же книге, уже 11 лет.
Здесь выходят мемы, которые просто нравятся автору:
За 11 лет здесь собралось более 67 тыс. подписчиков, а Анатолий успешно запустил много проектов. Например, на неделю стал лицом «Мегафона», запустил доставку шаурмы и тюльпанов на 8 марта, которая принесла за 3 дня около 130 тыс. рублей, и написал книгу «Новая маскулинность» (в продаже с августа 2021 года).
Мне кажется, Twitter – удобная площадка, потому что в условном Instagram нет кнопки «репост», в условном YouTube нужно делать что-то из ряда вон выходящее. Не получится делать просто качественную штуку. Нужно очень сильно отличаться от миллиардов людей, которые тоже создают контент.
Условный TikTok – круто, но там нужно делать что-то, завязанное на визуал. А в Twitter можно просто написать: «Смотрите, че сделал» – и получить лайки, комменты, порцию критики от хейтеров.
Twitter удобен для релиза разных проектов, потому что тут комментарии к постам зачастую популярнее самих постов.
Также формат Twitter удобен, чтобы курировать контент – брать его с разных полочек интернета и загружать в одну ленту, давать людям посмотреть на все твоими глазами.
Остальные соцсети принуждают человека что-то создавать, а Twitter позволяет делать онлайн-галерею. Этим он и дает возможность зарабатывать тем, кто не готов создавать создавать контент 24 / 7, но готов его смотреть и им делиться.
Каждый ли может создать популярное сообщество с мемами в Twitter? В этом нет ничего невозможного, но нужно найти свою аудиторию. Я знаю тех, кто покупал рекламу в Twitter и пытался там зарабатывать, но не смог подстроиться под аудиторию, ее язык. Надо понимать, для кого ты это делаешь, готов ли ты делать это регулярно. Только тогда получится заработать.
Пришел, придумал и продал. Как «сорвать банк» на образе
Пример такой авантюры – шуточный канал «Бывшая» с сообщениями от абстрактной бывшей девушки:
Здесь заработок получился не такой, как в историях остальных пабликов. Владелец канала Артур Чапарян создал сообщество в 2017 году и уже через два месяца продал его за 1,2 млн р.
В 2021 году комик вернул канал себе, но тут же продал его снова бренду косметики Vivienne Sabo. А бренд закрыл канал навсегда. Получился инфоповод, о котором написали многие СМИ, в том числе и мы. Читайте в статье «Нативная акция стендапера Чапаряна и Vivienne Sabó: пострадал один ТГ-канал»
Сложно сказать, был ли бы заработок Артура Чапаряна постоянным и стабильным, если бы он не продал «Бывшую». Возможно, в этом случае разовые «гонорары» – самый подходящий вариант.
Все на выборы… в ресторан
Иногда, если контент бренда классный и потенциально интересный аудитории соцсетей, паблики его и так заберут к себе.
Так случилось с «гастрономическими выборами» петербургского гастробара «Копченый». В заведении создали меню, в котором каждому из кандидатов президентских выборов 2018 года соответствовало то или иное блюдо в меню. Все блюда стоили 218 рублей. Креатив разлетелся по сообществам в соцсетях.
Мы делали проект про гастрономические выборы, который разлетелся по юмористическим пабликам, потому что он смешной. В итоге получили прирост покупок в течение короткого промежутка времени.
Зарабатывайте не на мерче, а на судах
Зачастую мемы становятся настолько популярными, что переходят в разряд народного творчества: отследить, есть ли у картинки законный владелец, довольно сложно. Бренды об этом часто забывают и в итоге вынуждены перечислять солидные компенсационные выплаты правообладателям.
В 2017 году группа компаний CD Land приобрела права на использование «Ждуна» у его создательницы Маргрит ван Брифорт. В 2018 договор был продлен на 20 лет. Сегодня он действует по всему миру.
Организация продает мерч с использованием мема – официально это ее основной доход. Параллельно с этим CD Land постоянно судится с другими компаниями, нарушающими авторские права на мем. Им удалось получить 8,6 млн р. от «МегаФона«, 1 млн р. – от «Игромира» и еще 2,3 млн у «Спартака«. «ВКонтакте«, «Почта России«, «Озон«, «Первый канал«, «Синергия» и другие компании тоже судились с CD Land, но избежали взыскания.
В итоге за 5 лет на судебных тяжбах CD Land заработала в разы больше, чем на продажах образа.
Бонус: советы мемологам, настоящим и будущим
- Привлекайте команду, если хотите создать крутое сообщество людей, любящих ваши мемы. Довольно сложно заниматься и дизайном мемов (если вы решили делать оригинальный контент), и постингом, и продвижением, и общением с рекламодателями, и комьюнити-менеджментом.
Нужно иметь большую команду, и, следовательно, бюджет, чтобы работать несколько лет на самоокупаемость. Никому не советую этим заниматься в одиночку.
- Определитесь с соцсетью. Текстовые мемы и картинки лучше размещать во «ВКонтакте» и / или Instagram. TikTok и Instagram (особенно Reels, где даже самый маленький аккаунт может получить огромное количество просмотров) лучше адаптированы под мемы в видеоформате.
В Telegram можно размещать какой угодно формат контента. Популярнее всего здесь новостные каналы, но развлекательные – на третьем месте (согласно исследованию TGStat от 2021 года), так что потенциал у мемов есть. Однако нужно будет побороться с другими каналами: пользователи здесь не любят быть подписанными на много всего, как в соцсетях с алгоритмической выдачей контента.
- Следите за трендами. На самом деле, это универсальный совет для всех создателей контента. Чтобы знать о появлении новых мемов, подпишитесь на виральные сообщества (в том числе из нашего списка) и заглядывайте на сайт Know Your Meme – это база всех мемов интернета.
- Делайте упор на отклик пользователей и призывайте их реагировать. Ведите сообщество в соответствии с ожиданиями аудитории, а не собственными представлениями о прекрасном.