Первое правило нормального закрытого клуба – никому не рассказывать о клубе. Первое правило кокетливой соцсети – рассказывать о ней всем как можно чаще и громче. Кстати, а вы уже в Clubhouse? Мы – да. Делимся впечатлениями и рассказываем, почему соцсеть стала такой востребованной.
Как и зачем появился Clubhouse
Кажется, что Clubhouse – исключительно история февраля 2021 года. Где приложение было раньше? Кто им пользовался? Кто про него вообще слышал?
На самом деле, соцсеть была запущена практически год назад – в апреле 2020. Ее «родители» – два выпускника Стэнфорда, Пол Дэвисон и Роган Сэтом. Для обоих Clubhouse не первое, но явно самое востребованное детище.
По-настоящему популярной соцсеть стала – вернее, становится – прямо сейчас. За последнюю неделю января к платформе Clubhouse присоединились 1,1 миллиона человек – вот тебе и закрытый клуб, попасть в который можно только по инвайтам.
О причинах такой популярности соцсети сказать сложно.
С одной стороны, люди практически перестали общаться друг с другом по телефону и активно шутят над любителями голосовых сообщений.
С другой, за время пандемии люди привыкли общаться онлайн и особенно полюбили подкасты.
Где-то между всеми этими форматами – подкастами, созвонами, голосовыми сообщениями – и возник Clubhouse.
Зато легко установить, когда начался взрывной рост приложения – в день, когда на Clubhouse обратил внимание Илон Маск. Он решил провести в соцсети прямой эфир и анонсировал его у себя в Twitter, где на тот момент было 46 млн подписчиков.
Вообще говоря, одновременно в комнате Clubhouse может находиться до 5 000 человек, а записывать разговоры внутри приложения нельзя. Для Маска сделали исключение и выложили запись разговора на YouTube – слишком большой был ажиотаж вокруг «созвона».
Спустя неделю в приложении провел презентацию Марк Цукерберг. И понеслось: Опра Уинфри, Джаред Лето, Дрейк и другие знаменитости резко заинтересовались приложением. В России первой интересной персоной, присоединившейся к соцсети, стал Тигран Худавердян, управляющий директор «Яндекса». Примерно в одно время с ним Clubhouse попробовали сооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин, бывший советник президента РФ по вопросам развития интернета Герман Клименко, художник Покрас Лампас, актер Михаил Галустян и другие известные личности.
Если социальные сети и раньше «сближали» людей, можно было прикоснуться к жизни медийных, интересных личностей и «подглядывать» за ними, за тем контентом, которые они подготовили (лично или с помощью своих пиарщиков), то теперь ты можешь оказаться с ними в одной дискуссии, задать им вопрос, быть в одном инфополе в текущем моменте.
Я уже «обсиделся» в Clubhouse, и вот какие выводы для себя сделал.
- Это формат радио, где можно подключиться и задать свой вопрос. Разница только в том, что раньше надо было звонить по телефону на fm-волны, а теперь достаточно «поднять руку».
- Интересно слушать лекторов, которым реально есть, чем поделится. Twitter в прямом эфире. Круто, когда есть модерация и структура общения.
- Большинство активных пользователей соцсети, на мой взгляд, из себя ничего не представляют, но пытаются поделиться своим мнением под видом экспертов. Особенная беда – тиктокеры, которых слушать просто сложно из-за постоянных «эмм» и «хммм».
- Подписки – все. Теперь, чтобы получить охваты, важно обсуждать что-то действительно интересное и реально быть готовым на диалог: отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы, рассуждать здраво, открыто и честно.
- Сервис интересен как быстрый способ провести подкаст в прямом эфире. Как на Twitch, только без видео и лишних заморочек.
Все соцсети так или иначе стремятся к тому, чтобы их пользователи как можно больше времени проводили в их приложении. Для этого важно, чтобы пользователь транслировал свою жизнь в реальном времени. Показывал то, чем сейчас занимается, рассуждал о проблеме, которая затрагивает в данный момент времени.
Таким образом, Clubhouse, можно сказать, оказался на острие требований времени. Общение только живое, только через голосовые сообщения, только в режиме реального времени.
Гибрид «Дискорда» и подкастов – для меня это и есть ClubHouse. Создается ощущение близости, камерности – этот эффект все равно не так ощутим в блоге или подкасте любого лидера мнений.
Плюсы площадки:
- нетворкинг – выскажись в одной из комнат, обрати на себя внимание и найди полезные связи;
- агрегирование новой аудитории, которую можно перевести на свою площадку: в блог, подкаст;
- рост лояльности старой аудитории: где еще ты можешь задать вопрос инфлюенсеру в реальном времени и так оперативно получить ответ?
Минус площадки:
«Своя тусовка»: пока в ClubHouse общаются преимущественно люди из диджитал-сферы. Часто такие разговорчики скатываются в пустую болтовню (а тем, кто пришел послушать заявленную тему, приходится долго ждать, пока спикеры «раскачаются»). Это не подкаст, где – бац-бац – отрезал лишнее при монтаже и пустил в релиз лучшее;
Хотя, мы, кажется, изголодались по общению без «чистки». Да и ажиотаж не утихнет, пока создается видимость закрытого комьюнити.
Это полный антипод TikTok, культивирующего клиповое мышление.
- Сеть строится на интеллектуальных качествах, эмоциональном вовлечении участников.
- Нет визуальной составляющей (только аватарка в профиле). Что в общем-то сильно упрощает вовлечение участников в коммуникацию и не требует дополнительных усилий для создания контента.
- Ставка делается на живое общение: платформа состоит из «комнат» и «клубов» по интересам, взаимодействовать в которых можно только голосом и лишь в режиме реального времени (возможность записи отсутствует).
- Тут много передовых digital-специалистов. Каждый день подключаются известные бизнесмены, предприниматели, медийные личности, которые также способствуют развитию сети в геометрической прогрессии. Этакое «социальное радио», с огромным количеством тем, где ты можешь быть не только слушателем, но и спикером.
Тем не менее, в приложении все еще много англоговорящих пользователей. Подтягиваются Россия и страны Европы. Ядро аудитории – IT и digital-специалисты. Это логично: сервис начал развиваться внутри Долины.
Помимо Маска и Цукерберга в соцсети вы уже сейчас можете подписаться на:
- Александр Кукалев (@antonkukalev) – бывший SMM-менеджер «Красного и белого», SMM Mail.ru Group;
- Алексей Ткачук (@dnative) – создатель блога dnative.ru;
- Андрей Себрант (@asebrant) – директор по маркетингу «Яндекса»;
- Владислав Кузьменко (@kzmnkvl) – Head of SMM & Special Projects в «Ситимобил» и «Такси ВКонтакте»;
- Дмитрий Гришин (@grishin) – основатель Mail.ru;
- Евгений Давыдов (@davydovjohn) – сооснователь Setters, Setters Education, Re-feel;
- Илья Варламов (@ivarlamov) – журналист, блогер, урбанист;
- Илья Овчаренко (@lale4ka) – продюсер Wylsacom, Leonid Parfenov и других;
- Ксения Дукалис (@kdukalis) – YouTube «Подруги» и «Иван Иванов заходил вчера», сооснователь Belong Agency, Belong Academy;
- Саша Жаркова (@sasha_zharkovaa) – сооснователь Setters, CEO Setters Education.
Помогайте дополнить список!
Там есть интересное русскоязычное сообщество клаберов «Дача». На базе этого клуба появляются интересные комнаты. Я пока немного чего слушаю, но определенно хочу отметить комнату «Кто такой и зачем нужен».
Мне особенно интересны комнаты «Лепра», «Стартап-кафе 24 / 7», Game industry, Morning coffee.
Где-то мы это уже слышали
Clubhouse – идея, безусловно, интересная, но не новая. У многих площадка ассоциируется с «Яндекс.Аурой» – еще одной соцсетью, которая начиналась как закрытое сообщество и закончилась, собственно, как закрытое сообщество, только уже в другом смысле. За все время работы в сервисе зарегистрировались 85 тыс. человек, и работу с приложением решили остановить.
Как работает Clubhouse
Clubhouse – приложение для общения голосом.
Clubhouse – принципиально новый формат социальной сети: это не фоточки, картинки с котиками и смешные видео. Это и не мессенджер с функциями личной переписки. Clubhouse ориентирован на принципиально новый формат взаимодействия с контентом: здесь и сейчас, в режиме онлайн. Нет возможности что-то почитать потом или пролистать ленту за неделю после digital-детокса.
Доступно только для владельцев iPhone, хотя разработчики рассматривают возможность создать версию соцсети и для смартфонов на Android.
Кстати, интересно, что на Android уже есть приложение Clubhouse. Правда, оно для организации работы внутри команды, а не для общения. И с соцсетью, о которой мы говорим, не имеет ничего общего. Люди, тем не менее, продолжают скачивать не то приложение. На данный момент его установили уже 1 млн раз. Оценка приложения упала до 2,9 – все жалуются, что это не та соцсеть, а «какая-то хрень непонятная».
Просто зарегистрироваться в соцсети нельзя. Нужно получить инвайт – приглашение от человека, который в приложении уже зарегистрирован. Это можно сделать двумя способами.
Во-первых, попросить инвайт у кого-то. Каждый пользователь получает несколько инвайтов, когда сам попадает в соцсеть. Кстати, нельзя сказать наверняка, сколько инвайтов получите вы: мы нашли людей, которые получали 1–4 и даже 7 инвайтов после попадания в систему. У меня, например, их было 3. Каждый, у кого еще есть такие приглашения, может отправить их пользователям из своего контакт-листа.
Во-вторых, можно зарегистрироваться в системе и ожидать приглашения. Допустить вас может как сама система, так и люди, у которых вы есть в списке контактов. В этом случае они увидят ваш запрос и впустят вас, нажав «Let's them in!» Скорее всего, если у вас есть контакты в digital-среде, этот способ будет работать лучше и быстрее, чем ручной поиск человека, который впустит вас в систему, и уж точно более выгодный, чем покупка инвайта на Avito и в подобных сервисах.
Интерфейс приложения довольно простой и понятный. Есть календарь с запланированными эфирами, есть список эфиров, которые идут прямо сейчас. Вообще говоря, эфиры здесь называются комнатами – этакое виртуальное пространство для общения. Человек, который собрал хотя бы три комнаты, может создать клуб – группа, собрания в которой могут быть регулярными.
Записывать беседы в комнатах запрещено, и сама система нигде их не сохраняет. Соответственно, если вы не смогли подключиться к эфиру вовремя, вы потеряете драгоценную (или не очень) информацию.
В комнате все люди делятся на слушателей и спикеров. Тем не менее, любой гость комнаты на время может стать активным участником диалога: достаточно «поднять руку» и получить разрешение ведущего на участие.
В функционале, по-моему, самое крутое – то, что ты можешь выбирать сам, быть просто слушателем эфира или поднять руку и присоединиться к спикерам.
Будущее Clubhouse
Clubhouse уже начинают копировать, даже если идея не кажется такой уж удачной. Например, The New York Times сообщает, что Facebook начал разрабатывать новую площадку, по функционалу удивительно похожую на Clubhouse.
В планах Clubhouse, о которых разработчики активно говорят в собственных комнатах, – выпуск версии для Android, локализация, добавление новых функций и работа с безопасностью площадки. Сеть обещает поработать над защитой данных пользователей и, в то же время, научиться контролировать диалоги, которые ведут пользователи: сейчас участники комнат замечают антисемитские и другие диалоги, подогревающие ненависть к определенным категориям пользователей.
Понятно, что сервис еще будет допиливаться. Мне кажется, что у площадки хорошие перспективы. Она может стать базой для всех подкастеров. Плюс, самое главное, – это формат нетворкинга. Сейчас туда зашла вся диджитальная тусовка.
В перспективе такие же нишевые истории могут развиваться в любой сфере бизнеса. Например, тусовка рестораторов или ювелиров может найти в Clubhouse место.
Что касается выхода в массы, для аудитории главный бонус – возможность приобщиться к своему кумиру, услышать его голос, задать свой вопрос звезде напрямую.
Смогут ли ноунеймы использовать эту площадку для продвижения? Сказать пока сложно. Может быть, полезные эфиры с ответами на вопросы, интересующие аудиторию, или другие ликбезы, смогут сыграть хорошую службу, когда приложение станет доступно широкому кругу пользователей.
Думаю, что светлого будущего у приложения нет. Сейчас все «пиявки» отвалятся, а для проведения конференций / подкастов на площадке останутся одни «дяди». Через пару месяцев аудитория схлынет – сойдет на нет хайп после Илона и Марка. Предрекаю судьбу «Яндекс.Ауры».
Я думаю, что сеть будет быстро развиваться, но останется достаточно нишевой среди небольшой прослойки технологически развитой аудитории, а тем, кто любит смотреть смешные видео, останется тот же TikTok. В конце концов, малому числу популярных блогеров действительно есть, что рассказать.
Пока сложно судить о дальнейшей судьбе социальной сети. Многие сравнивают Clubhouse с некогда популярными и считавшимися перспективными Vine или Periscope. Учитывая запрос пользователей на живое общение в режиме реального времени при отсутствии необходимости снимать любимую пижаму для встречи с экспертами, вполне возможно, что в ближайшее время мы увидим, как все самые интересные онлайн-события будут плавно переходить именно туда. Будем внимательно следить за развитием событий.
На самом деле, пока сложно сказать, как долго такой формат будет интересен. Уверена, что, если от социальной сети будет реальная помощь в виде советов от сообщества, если получится коллективным разумом решать те или иные задачи, если активность будет поддерживаться благодаря ярким хайповым или просто болезненным темам (т. е. если ресурс будет приносить реальную помощь, в первую очередь, бизнес-сообществу), то успех ей гарантирован.
Важный момент и в том, что пока есть ряд ограничений, связанных с тем, что программа не работает на Android, и часть бизнес-сообщества «оторвана» от этого хайпа. Будем ждать от разработчиков решения. Также можно отметить скученность тем, которых пока очень много, а по названиям не всегда можно понять, о чем пойдет речь в диалоге. Вероятно, комнаты будут расширяться, мелкие будут схлопываться и ложиться в основу крупных профессиональных бизнес-сообществ.
В целом, большим плюсом является общение в реальном времени, и часть вопросов можно закрывать непосредственно на ресурсе, просто пообщавшись с людьми одного бизнес-поля. Перспектива определенно есть. Посмотрим, во что сервис сможет развиться.
Большой плюс Clubhouse – отсутствие необходимости приводить себя в порядок, прежде чем включить камеру для видео. Утром после сна, в потной майке из фитнес-клуба, только из парикмахерской после неудачной стрижки – вне зависимости от своего внешнего вида и декораций вокруг пользователь может присоединиться к любой комнате в любое время и из любой точки мира.
Кстати, в одной из комнат было подслушано, что подобный аудиальный формат соцсети вызывает больше эмпатии к говорящему, нежели к авторам вылизанных фотокарточек в лентах привычных нам соцсетей. В том же Facebook мы вынуждены додумывать образ незнакомого нам пользователя, исходя из содержания его текстовых сообщений или постов. Зачастую эти собирательные образы сильно искажают реальную личность пользователя. Однако буквально за несколько минут живого общения голосом с незнакомым человеком можно составить более человечное представление о собеседнике.