Администраторы знаменитой (да что уж там, выдающейся!) группы «Страдающее Средневековье» объявили об открытии своей платформы с онлайн-курсами под названием «Страдариум». Мы поговорили с одним из основателей проекта Константином Мефтахудиновым и главным продюсером Янисом Прошкинасом о том, как заработать миллионы на вроде бы забытых картинах.
Как возникло «Страдающее Средневековье»
Из паблика ВКонтакте «Страдающее Средневековье» давно превратилось в полноценный бизнес. Его основатели выпустили настольную игру, собрав деньги на Патреоне, выручили более 10 миллионов рублей за два года на рекламе в сообществе, еще столько же принесли продажи книги.
Дальше — больше. Создатели «Страдающего Средневековья» намерены заниматься и другими проектами, которые не только будут приносить деньги, но и пользу, и радость от их реализации. Сооснователь проекта Константин Мефтахудинов рассказал, как им удалось завоевать такую популярность.
– Константин, давайте напомним, откуда взялось Страдающее Средневековье…
– «Страдающее» началось, когда мы с Юрой Сапрыкиным [соонователем «Страдающего Средневековья»], с которым мы его и ведём сейчас, учились на втором курсе истфака ВШЭ в 2013 году и страдали от количества чтения к семинару по Средним векам. И в одну бессонную ночь кто-то пошутил, что мы похожи на ангела, который оплакивает распятого Христа на картине Джотто — мы так же страдаем. Так появилось словосочетание, а вскоре и паблик во ВКонтакте. Вначале это был студенческий проект для своих, но через год у нас были первые тысячи подписчиков, и так всё завертелось.
- Средневековье и XXI век – как они связались в головах полумиллиона подписчиков в вашей группе ВК?
- Это очень большой и сложный вопрос. Обычно интерес к «Страдающему» связывается с общим интересом к Средневековью, который проявляется и продвигается любовью людей к «Игре престолов» или сериалу «Викинги», очень популярному проекту времён зарождения «Страдающего». То есть мы с одной стороны попали в тренд, а с другой у нас всё же довольно-таки смешные шутки. Что тоже является фактором популярности. Ну, я, по крайней мере, надеюсь.
– У вас же еще был проект Высокое Средневековье и сайт altaaetas.media, но последний пост в группе – два года назад, а сайт на Тильде уже давненько не работает. Что случилось с проектом?
– «Высокое Средневековье» – это большая боль. Это был классный проект, я его очень люблю. Но вначале Тильда, на которой существовал наш сайт, где мы делали тесты, выпускали спецпроекты, заблокировала нас за мат. А мат был частью нашего tov [tone-of-voice — прим. TexTerra], без него было никак. Потом мы с другим моим однокурсником Максом Долинским осознали, что вдвоём (а мы делали «Высокое» вместе) банально не вывозим, нам не хватает времени и сил, а для найма полноценной редакции не хватало денег (мы пытались собирать их на Патреоне). В итоге проект ушел в очень долгую спячку. Но мы ещё верим, что он вернётся.
Как возник «Страдариум»
Платформу с онлайн-курсами основатели «Страдающего» решили сделать в 2021 году. Тогда выпустили два курса на Skillbox, но этого показалось мало, и мужчины решили пойти дальше — сделать собственную платформу. В нее вложили примерно 600-700 тысяч рублей. На сейчас пользователи могут купить два курса — «Изразец, кирпич, бревно: стили и смыслы русской архитектуры» и «Бог в деталях: 5 разговоров об искусстве» — по 4900 рублей за каждый. Они состоят из пяти занятий, которые проходят раз в неделю в Zoom.
Вопросы по созданию «Страдариума», его экономике и планам по развитию мы задали Константину Мефтахудинову.
– «Страдающее Средневековье» могло оставаться просто группой со смешными мемами и получать доход с рекламных постов. Зачем ходить в совсем другие сферы – выпускать книги и сделать «Страдариум»?
– Кажется, нам никогда не было интересно быть просто группой со смешными мемами. Это не очень весело. А вот уйти пусть в очень развлекательный, но немного научпоп — намного интереснее. Мы очень любим знания во всех их проявлениях, и мы считаем важным делиться ими. Поэтому и сделали «Страдариум» — чтобы люди, у которых мы учились или хотели бы учиться, делились своими знаниями на как можно большую аудиторию.
– Что у вас с планами по развитию Страдающего Средневековья? Кажется, пора медиа запускать…
– Как такового плана на года вперёд у нас нет. Надо посмотреть, куда нас заведёт «Страдариум», записать и выпустить третий сезон подкаста. Наверное, можно сказать, что мы и так в некотором роде медиа. Но в то же время судьба медиа в современной России незавидна. Сегодня действуют множество ограничительных законов, людей признают иностранными агентами и дискриминируют просто потому, что можно. Уже закрыты крупнейшие и древнейшие российские СМИ, такие как «Эхо Москвы» и «Новая газета», а соцсети признаются экстремистскими и блокируются. В такой ситуации делать медиа сложновато.
– «Страдариум» — это платформа, на создание которой нужны деньги. Это были сбережения, заработки на других проектах вокруг «Страдающего Средневековья», сторонние инвестиции?
- Доходы от книг, настольной игры и рекламы в «Страдающем» и есть собственные средства, по сути. Мы с Юрой [Сапрыкиным] уже который год не работаем в офисах, а занимаемся только «Страдающим» и живём с него. На эти же деньги запускаем новые проекты.
Перспективы «Страдариума»
Мы также поговорили с Янисом Прошкинасом — сооснователем и главным продюсером платформы «Страдариум». Раньше он работал руководителем факультета гуманитарных наук образовательной платформы Skillbox.
– Янис, вы уже запустили на платформе два курса и еще четыре на подходе. С какой периодичностью планируете добавлять новые?
– До конца года планируем запустить восемь курсов, то есть где-то два курса раз в полтора месяца. Сейчас в июле два, затем в сентябре два. Дальше посмотрим, как пойдет. Это живой процесс: так как мы в самой активной стадии обкатки продукта, то можем его чуть изменять, улучшать, убирать ненужное. Это тоже занимает время, поэтому взяли сейчас такой темп.
– Кто только не запускает образовательные истории. Почему верите в эту?
– Я очень верю в проект, потому что он мне нравится со всех точек зрения: и ценностной, и по самому «core» бизнеса. Но подхожу ко всему с холодной головой: нужно смотреть цифры и искать product-market fit и масштабируемую модель. Все вводные, чтобы это сделать есть:
1 - Мы подошли очень cost-эффективно к запуску, не тратим на лишнее. И, если что-то можно сделать нашими силами, — делаем.
2 — Команда — дримтим, извините за штамп
3 — Есть время на поиск идеального product-market fit и масштабируемой модели
Если третий пункт реализуется, есть все шансы на отличные перспективы.
– Ниша курсов по гуманитарным наукам сейчас небольшая, и в ней есть достаточно популярные игроки вроде «Арзамаса». В чем отличие от них и других?
– Наше основное отличие от Арзамаса и других проектов, что у «Страдающего Средневековья» есть не просто сильный бренд, а еще и коммьюнити, больше миллиона человек. Это подписчики в соцсетях, читатели серии книг от Страдающего, все, кто делали и играют в настолку и участвуют в других проектах бренда. Это совершенная иная степень общения, глубокая и доверительная. Мы уверены, что, как минимум, у всех, кто следит за проектом, это найдет отклик.
Бонус: лучшие мемы «Страдающего Средневековья»
Было сложно, но мы все же отобрали самые смешные мемы «Страдающего Средневековья». Предлагаем и вам посмеяться над ними и.. пострадать, конечно же.
Читайте также:
Шутки, кайф, яшперица и маркетинг: как создавался бренд ШКЯ
Почему мемы стали непонятными: как работают постирония и метаюмор