Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
СМИ теряют «Власть» и «Деньги» Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Закрытие печатных СМИ происходит по экономическим причинам, но связано, конечно, с интернетом: все, у кого есть деньги, теперь делают бренд-медиа – то же самое, но в онлайне. Это не просто… Это не просто сжатие рекламы из-за бегства рекламодателей в интернет. Процессы несколько более сложные. Интернет дал технический доступ к публикаторству всем – компаниям, институтам, неформальным движениям, простым людям. Количество перешло в качество: возникла среда освобожденного авторства, в которой оказалась подорвана монополия СМИ на формирование повестки дня и сообщение информации, в том числе коммерческой. Выяснилось, что бизнес СМИ строился как раз на этой монополии, а вовсе не на информировании, как казалось раньше.

Теперь дефицита информации нет. Разговоры о низком качестве информации, которую поставляет интернет, конечно, неизбежны. Но эти разговоры, во-первых, подразумевают, будто бы газеты и журналы давали качественную и надежную информацию, что еще 10 лет назад прозвучало бы смешно. А во-вторых, в статистическом масштабе, настройки интернета – алгоритмы соцсетей, коллективный вирусный редактор – великолепно фильтруют информацию для каждого из нас. Просто фильтрация контента теперь происходит не перед публикацией, как в СМИ, а после, в процессе доставки. В сеть попадает все, шлюзы открыты, но доставляется далеко не все. Поэтому ощущение хлама в интернете есть, но в реальности хлам никто не потребляет (если только он не жертва собственных причуд). Каждый потребляет чрезвычайно отфильтрованную и релевантную личным интересам информацию. Старые СМИ просто неспособны к такой кастомизации контента, они работают «по площадям».

Кроме того, в интернете присутствуют все эксперты и свидетели по всем возможным темам. Такой охват экспертов и свидетелей старым СМИ и не снился. А вирусный редактор отбирает лучшие или релевантные свидетельства и экспертизы и доставляет их конкретным людям. Конечно, в этой экосистеме есть свои болезни – фэйки, вбросы, манипуляции, эпидемии экзальтации по каким-то поводам. Но эти болезни и ощущаются как таковые, а значит, в раздражении участников вырабатывается иммунитет. Да и в любом случае, внутренние проблемы соцсетей старым СМИ уже никак не помогут, поезд ушел.

В результате новостная повестка формируется не редакциями СМИ, а алгоритмом выдачи Фэйсбука и вирусным редактором. СМИ еще поставляют новости в эту экосистему, но уже не распространяют их, а значит, не могут зарабатывать на подписке. Мы теперь читаем не газеты и журналы, а отдельные статьи и отдельных авторов.

Освобождение авторства нанесло удар и по рекламной модели традиционных СМИ. Компании, бренды, знаменитости, политики (взять Трампа) могут сами доставлять свои сообщения, не пользуясь услугами посредников – редакций, как это было последние сто лет золотого века газет и журналов. Все те, кто заинтересован в распространении своего контента, тратят теперь бюджеты и усилия не на рекламу в СМИ, а на развитии собственного контентного представительства в сети в том или ином виде.

Поэтому процессы вымирания старых СМИ носят не экономический и не циклический, а «эпохальный» характер – в том смысле, что заканчивается технологическая эпоха. Газеты возникли в портах и столицах для обслуживания коммерческих и военно-политических интересов в определенный период общественного развития, чтобы канализировать нарастающие объемы информации. И период этот заканчивается, и для информации найдено новое вместилище с присущим ему механизмом сортировки и доставки, которое выводит взаимодействие общества с информацией на совершенно новый уровень. Под угрозой не печатные СМИ, а сама модель медийного посредничества по сбору, переработке и доставке общественно-значимого контента и рекламы

Это не заговор конкретно против СМИ, они интернету безразличны и даже полезны – все еще поставляют в общее пользование первоклассный контент. Но среда массовой информации поглощает средства массовой информации.

Вместе с тем, сказать, что печатные СМИ уже умерли – нельзя. Происходит последняя чистка ниши: вымирающие освобождают немного места остающимся. Сжатие ниши идет примерно в одном темпе со сжатием числа игроков, и этот процесс еще займет несколько лет. Последние печатные СМИ будут собирать остатки былого рынка, а также поддержку спонсоров: общественных – на Западе, и бюджетных или так или иначе связанных с властью – у нас.

У печатных СМИ есть своего рода «срок дожития» - он привязан к последнему газетному поколению, людям, родившимся до 1980 года, тем, кто помнит семейную подписку и подчеркивание телепрограмм в телепрограммке.

Пока этих людей достаточно много, будет жив миф о какой-то особой значимости газет и журналов. И под этот миф еще можно будет собирать спонсорские деньги властей и рекламодателей, а иногда и самих читателей. Но это уже сегодня не плата за контент или рекламу, а именно поддержка мифа, иногда вполне обоснованная, но демографически четко лимитированная.

Основные события на рынке печатных СМИ развернутся в конце 10-х – начале 20-х годов. При этом будет еще длинный инерционный шлейф. Смерть последней газеты я отношу на середину 30-х; скорее всего, это будет районка – в силу демографических причин, цифровой отсталости и «глобалистской предвзятости» интернета – мелкую локальную повестку он не очень хорошо накрывает.

Одновременно продолжаются попытки найти подходящую бизнес-модель для медиа-бизнеса в интернете. Но пока даже успешные рекламные или подписные проекты в сети не создают впечатления, что индустрия СМИ в целом может выжить в новой среде. СМИ там просто теряются в кутерьме других поставщиков контента. А как канал доставки, как платформа, - они проигрывают социальным сетям.

Для работников медиа-индустрии два выхода: добирать остатки на сжимающемся рынке, и конвертировать навыки в новой среде. Спрос на эти навыки есть: все только учатся быть медиа, а журналисты уже умеют. Например, корпорации, сами становясь медиа, конечно, учатся у старых СМИ, и всегда будут поддерживать спрос на людей, способных работать с контентом.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

26 дек 2024
12 358
Что подарить дизайнеру на Новый год — 19 идей

Дизайнеры из разных компаний поделились своими вариантами.

26 дек 2024
8 430
Главные и неожиданные тренды поведения клиента

Проанализировали свежий прогноз GlobalWebIndex на 2025 год. Спойлер: будьте гибким, не игнорируйте энергетические напитки и подумайте про женский спорт.

26 дек 2024
1 869
Рекламные спецпроекты – это хорошо (считают 72% россиян)

Но надо использовать игры, квизы и тесты!

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.