Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
«Аватар» стоил $250 млн. Но в названии – бесплатный шрифт! Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

«Аватар: Путь воды» — одна из самых ожидаемых мировых премьер, сиквел фильма Джеймса Кэмерона, вышедшего в 2009 году. И если зрители тринадцать лет предвкушали продолжение масштабного фантастического боевика про солдата Джейка Салли и планету Пандору, то дизайнеров всего мира беспокоило другое: изменят ли авторы наконец логотип?!

Кадр из выпуска Saturday Night Live

И как только появились первые трейлеры и постеры к «Аватару-2», в дизайнерских сообществах вспомнили скетч пятилетней давности из Saturday Night Live, вечернего музыкально-юмористического шоу канала NBC. Герой пародии в исполнении Райана Гослинга не может есть, спать и работать, он годами одержим вопросом: почему у блокбастера (первый «Аватар» собрал в мировом прокате почти 3 миллиарда долларов) в логотипе использован бесплатный шрифт Papyrus?

Скетч Saturday Night Live

В чем дело

Действительно, в логотипе фильма за основу взят Papyrus — шрифт, предустановленный практически на всех компьютерах в мире. В операционной системе Windows он используется вообще с незапамятных времен, а в macOS — с 2003 года.

Papyrus разработан Крисом Костелло в 1982 году как имитация текста, написанного две тысячи лет назад на папирусе каламом — заостренной тростниковой или бамбуковой палочкой. Отличительными особенностями шрифта дизайнер сделал рваные края и характерные пропорции символов.

Основную проблему «Папируса» сформулировал его автор после выхода скетча SNL (Крис получил шквал писем с вопросами, видел ли он пародию): «Шрифт слишком часто используется».

Шрифт Papyrus
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Действительно ли это плохо

Для нас с вами Papyrus — всего лишь шутка из ютьюба (скетч с Гослингом посмотрели более 19 миллионов раз). Шрифт не локализован для российского рынка, а без кириллицы преисполниться неприязни к «Папирусу» русскоязычный пользователь, скорее всего, не имеет причин. Но совсем другое дело на Западе!

Papyrus используется зачастую бездумно и не к месту. Блог Papyrus Watch даже собрал обширную коллекцию примеров со шрифтом, и каких «папирусов» там только нет: упаковка, этикетки, вывески, флаеры, обложки книг, ценники, логотипы… В общем, эй, Райан, я понимаю твою боль!

Коллекция блога Papyrus Watch

Можно ли было сделать по-другому

Мем не остался незамеченным и создателями «Аватара». В интервью BBC Radio 1 Джеймс Кэмерон отдал должное юмору, но насчет шрифта отшутился: «Удваиваем ставку! Теперь мы используем Papyrus везде!». На деле же реакция кинокомпании была другой. В соцсетях через какое-то время заметили, что логотип первого «Аватара», вышедшего в 2009 году, на потоковом сервисе Disney+ заменили на новый.

Старый логотип «Аватара» и скриншот сайта Disney+ с новым логотипом первого фильма

Так в чем же дело — дизайнеры придираются или действительно нельзя было «Аватар» писать на Папирусе? Ответ, скорее всего: И да, и нет!

С одной стороны, шумиха вокруг Papyrus — снобизм дизайнерского сообщества (юмор скетча SNL в том числе и про это), которое не прощает ошибок другим, а свои предпочитает не замечать. Что там за история, почему использован этот шрифт, а не иной, сознательный ли это выбор, результат ли это непрофессионализма или производственного ада — неизвестно.

С другой стороны, история кино приучила нас к тому, что фильм — продукт уникальный. Создатели ленты, особенно если ее бюджет равен годовому бюджету небольшой страны, не экономят на таких вещах. Три цифры бондианы с семеркой-пистолетом, уходящий в космическое пространство текст «Звездных войн», запрещающий знак «Охотников за привидениями», сбежавший с книжной полки ретро-логотип «Криминального чтива», буквы-марионетки «Крестного отца» — пожалуй, да, «Аватар» мог бы и не быть словно из Древнего Египта. В конце концов, для разработки вымышленного языка на’ви, на котором в фильме говорят синекожие гуманоиды, кинокомпания пригласила профессионального лингвиста (язык насчитывает порядка тысячи слов), и на работу ушли годы, так что могли бы себе позволить и профессионального дизайнера, который создал бы шрифт для логотипа!

Логотипы известных фильмов

Что в итоге

Послужил ли комедийный выпуск с Гослингом причиной или так было запланировано, но «Аватар» наконец-то избавился от ненавистного Papyrus. В кинофильме «Аватар: Путь воды», который сейчас в прокате в кинотеатрах по всему миру, заставку обновили.

Сделало ли это дизайнерское сообщество счастливыми? Нет! Они опять недовольны логотипом и теперь разочарованы из-за кернинга, то есть расстояния между буквами. Похоже, франшиза обречена и дальше бесить дизайнеров и любителей типографики своим несовершенным брендингом.

Но есть и хорошие новости: все могло быть еще ужаснее — с шрифтом Comic Sans… Его точно ненавидят все!

Скетч с шрифтом Comic Sans

Святослав Грошев, арт-директор TexTerra:

«Ситуация со шрифтом выглядит как рекламная история, что очень хорошо для фильма такого масштаба. С точки зрения производственных процессов могу сказать, что важно проверять даже бесплатные шрифты, так как могут быть запреты на использование их в части контента. Например, большинство шрифтов из Google Fonts по лицензии нельзя использовать в логотипах. Поэтому мы обязательно проверяем все это при разработке фирменного стиля наших клиентов и создаем уникальные логотипы».

Читайте также:

Топ-19 актуальных в 2023 году шрифтов для сайта

Тренды дизайна на 2023 – собрал арт-директор российских изданий

Как легко и незаметно испортить имидж компании – отвечаем на 9 главных вопросов о... шрифтах

Поделиться статьей:

Новое на сайте

14 июн 2024
15 510
Вам нужна работа, а вы — маркетолог. Что делать?

Ваш уникальный маркетинговый мозг никому не нужен, и это нормально.

14 июн 2024
401
Яндекс подминает рекламу под себя

Рекламная платформа eLama теперь принадлежит российскому IT-гиганту, и в связи с этим появились некоторые опасения.

14 июн 2024
440
Как заставить людей вас искать – и получить в 200 раз больше поисковых запросов!

Как оказалось, главная задача – чтобы ваш бизнес успевал за ростом числа клиентов, которых приводит на сайт SEO-оптимизация и экспертный контент.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.