Всего-то надо – поменять расстояние между буквами, а впечатление от сайта компании окажется совсем другим. К чему еще приводят невинные просьбы начальства «поиграться со шрифтами», рассказывает эксперт.
1. Нашел прикольный шрифт, хочу взять к себе на сайт. Могу? А если на сайт компании?
Все шрифты кем-то созданы, соответственно, они кому-то да принадлежат: дизайнерам-одиночкам, шрифтовым бюро, другим компаниям, которые продают шрифты.
В зависимости от правил, установленных правообладателями, шрифты можно использовать для коммерческих и некоммерческих целей, для определенного типа продуктов или брендов – на платной или бесплатной основе. Эти правила есть на сайтах правообладателей и компаний-дистрибьюторов. А так называемые «бесплатные шрифты» также принадлежат дизайнерам или компаниям; просто авторы или правообладатели захотели распространять их на безвозмездной основе – например, в целях самопродвижения.
Самый известный ресурс со шрифтами – Google Fonts; иногда ими делится студия Paratype.
2. Какие вообще бывают шрифты? Дизайнеры постоянно говорят «засечки», «акцидентный», «антиква» и все такое – ничего не понятно, но очень интересно.
Принято разделять шрифты на антикву и гротески, а также акцидентные.
Антиквы – это шрифты с характерными засечками, выступающими за штрихи символов декоративными элементами. Это довольно старые шрифты, которые появились на заре книгопечатания.
Гротески – шрифты, преимущественно состоящие из прямых линий и геометрических примитивов. У гротесков нет засечек. Они появились позже антиквы, а популярность обрели в середине прошлого века.
И антиквы, и гротески используют повсеместно.
К акцидентным шрифтам относят шрифты рукописные, подражающие письму кистью, декоративные, имитирующие готическое письмо и т. д.
Есть и другие классификации шрифтов – по ним можно написать лонгрид, а то и несколько.
3. От чего зависит выбор шрифта для бизнеса? Понятно, нужно, чтобы все было в порядке с юридической стороны и читабельно, но о чем еще подумать?
Выбор зависит от стиля бренда и его целевой аудитории. Для технологичной компании или цифрового продукта вряд ли подойдет шрифт с засечками – лучше использовать что-то современное, гротескное. А вот для бутика, бренда косметики или модного журнала шрифт с засечками или его комбинация с гротеском будет отличным решением. В индустриях, связанных с экологичностью и здоровым образом жизни, наблюдается тенденция на использование различных декоративных шрифтов и гротесков.
Логотипы модных изданий и брендов часто набраны антиквой
4. Бренд может использовать два шрифта? Узнаваемость от этого не потеряется?
Это распространенная практика. В маркетинговых материалах бренда могут использоваться два контрастных шрифта: например, антиква или декоративный шрифт для заголовков и гротеск для основных текстов. Иногда для заголовков в промоматериалах используют акцидентный, не фирменный шрифт, для придания большей художественности изображению, а основной текст уже набирают фирменным шрифтом бренда.
В общем, подобных примеров – масса. Главное, «играя со шрифтами», сильно не увлекаться и не забывать про чувство меры, иначе можно проиграть :)
«Не теряется узнаваемость?» – а вот этот вопрос не так прост, как может показаться.
Шрифт или шрифты – лишь часть инструментов коммуникации бренда с аудиторией. Очень часто логотипы набраны одним шрифтом, а материалы другим, но это не мешает бренду оставаться узнаваемым. Но иногда компании используют разные шрифты в маркетинговых материалах, в приложениях и на веб-ресурсах: например, на сайте и в приложении – семейство с бесплатной лицензией, а на офлайн-материалах – с платной. Такое положение дел не критично, но тут уже в некоторой мере теряется целостность и возникает путница.
Идеально, когда у компании есть собственный уникальный шрифт, и он используется на всех точках контакта с пользователями. Это исключает нарушение авторских прав и дает жирный плюс к уникальности.
Гротескный шрифт для технологической компании, разработанный дизайнерами TexTerra
5. Сколько разных шрифтов может быть на одной странице?
Если это отдельная веб-страница, лучше использовать не больше 2-3 шрифтов из одного или разных семейств.
При разработке дизайна интерфейсов хорошим решением будут несколько шрифтов из одного семейства, например, Arial: для заголовков – Arial Bold, а для основного текста – Arial Regular.
В исключительных случаях можно задействовать и большее количество шрифтов. Например, если стоит задача создать баннер без изображений: шрифт здесь выполняет и коммуникационную, и декоративную функцию.
6. Есть ли четкие правила использования жирного шрифта и курсива?
Болд (жирный шрифт) и италик (курсив) отлично подходят для выделения текста, равно как и полужирный шрифт. В наборном тексте могут использовать все три типа выделения текста – в зависимости от того, чего хочет добиться автор или верстальщик.
Болд отлично привлекает внимание читателя к конкретному слову или фразе. Нужно только помнить, что таких вставок не должно быть много: это вызывает раздражение и усталость. Реже встречается применение полужирного шрифта для выделения слов, хотя это менее навязчивый и в то же время довольно выразительный прием. Оба типа хорошо подходят для выделения заголовков и подзаголовков.
Самое комфортное для читателя – это выделение курсивом. Тексты, оформленные таким образом, выглядят однороднее и проще читаются, но злоупотреблять тут тоже не стоит.
7. Компания взяла дизайн сайта у зарубежных коллег и использовала тот же шрифт. А смотрится ужасно, даже неспециалистам видно! Почему? Все остальное ведь осталось таким же!
Скорее всего, шрифт не поддерживает кириллицу или кириллическая версия разработана недостаточно качественно.
8. Правда ли, что рукописные шрифты в 2024 году – это ужас и безвкусица?
Неправда. Главное, чтобы использовался качественный шрифт, причем в соответствующем контексте.
9. Иногда кажется, что по типографике можно примерно угадать сферу деятельности бизнеса. Ну вот это явно что-то про моду, это нечто молодежное, это вроде бы для детей… Есть негласные правила, которых все придерживаются?
Шрифты, как и другие инструменты визуальной коммуникации, имеют стилистические особенности. Эти особенности задают шрифту настроение и характер за счет ширин штрихов, контрастности, размера засечек, остроты или плавности углов.
Взглянув на угловатый шрифт с одинаковой шириной штрихов, мы понимаем, что это гротеск – и он ассоциируется у нас с чем-то современным. А будь это гротеск с нестандартными пропорциями, геометричными формами и дополнительными украшениями, у нас создастся ощущение, что этот шрифт не очень-то современный, и мы будем ассоциировать его с ар-деко, 30-ми годами в США и книгой «Великий Гэтсби».
Массовая культура создает определенные паттерны того, как должен выглядеть тот или иной бренд, – и это создает у нас устойчивые ассоциации. Опираясь на них, дизайнеры подбирают или разрабатывают шрифты для создания необходимого образа.
Памятка: Лучшие способы испортить хороший читабельный шрифт
Набирать текст только заглавными символами – иногда людям кажется, что так он читается лучше. Но это только кажется. Такой шрифт – это, по сути, монотонный набор символов, глазу читателя не за что зацепиться, и это вызывает раздражение.
Неверный межстрочный интервал – слишком сжатый или разреженный интервал усложняет чтение и создает ощущение неаккуратного набора. А такие мелочи очень важны для восприятия, даже если сознательно сложно понять, что «не так» с текстом.
Неверная разрядка – то же самое, что в предыдущем пункте, только уже речь о расстоянии между символами. Очень не рекомендуется увеличивать или уменьшать его без особой надобности.
Деформация текста – некоторые люди считают, что непропорциональное растягивание текста его украшает. Это не так. Лучше не нарушать пропорции символов, заложенные шрифтовыми дизайнерами, – потому что эти люди имеют представление о том, как воспринимается текст.
Применение эффектов – этот прием усложняет восприятие написанного. Допустима стилизация текста в логотипах или других исключительных случаях, но не стоит этим злоупотреблять. Шрифт – в первую очередь инструмент коммуникации.
Неверная работа с выравниванием – не стоит, например, выравнивать длинные тексты по центру или по правому краю – это усложняет их чтение. И в вебе, и в офлайне лучше держаться левого края.
Использование более 2-3 шрифтов в вебе – это усложняет жизнь и разработчикам, и читателям.
Создание текста на неконтрастных фонах – не стоит жертвовать удобством чтения в угоду создания вау-эффекта. Если пользователи банально не смогут прочитать надпись на красивом фоне, восторга это точно не вызовет.
Читайте также:
Главные тренды веб-дизайна – полный анализ
Зачем вашей компании нужен свой шрифт – кейс инжинирингового центра